Новый выбор для психологов и клиентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новый выбор для психологов и клиентов



 

Несколько лет назад, во время редактирования книги Хьелла и Зиглера «Теории личности», у автора этих строк возникло ощущение, что перед российскими читателями приоткрывается дверь в новый увлекательный мир научных теорий личности. Отклики читателей и устойчивый интерес студентов-психологов к книге Хьелла и Зиглера показали, что это ощущение было верным. Теперь читателям предлагается книга Сэмюэля Глэддинга «Психологическое консультирование: понимающая профессия». Это значит, что настало время для следующего шага в освоении мирового опыта практической психологии, — если теории личности позволяют разнообразно описывать и предсказывать с различной степенью надежности этапы развития личности и факторы, влияющие на развитие личности, то теории психологического консультирования позволяют и психологам и их клиентам осуществить выбор собственного индивидуально-неповторимого пути к желательным личностным изменениям.

Иногда на лекциях мы используем следующую метафору процесса психологического консультирования — полет баллистической ракеты от точки запуска «А» к цели «Б». Прежде всего, для того чтобы попасть из точки «А» в точку «Б», в аппаратуру управления должны быть введены координаты этих точек: где находится ракета и куда она должна попасть. Так и в психологической практике. Для успешной работы должно быть выполнено необходимое условие: и психолог и клиент должны получить представление о том, где находится клиент и куда он хочет попасть. Такая «географическая» привязка может быть выполнена с помощью правильно выбранной, подходящей и клиенту и психологу, теории. Однако для успешного полета ракеты или эффективной работы с клиентом следует выполнить и достаточное условие. Таким достаточным условием для ракеты является наличие специального элемента управления — гироскопа, который сохраняет свое положение на протяжении полета, что позволяет использовать его как точку отсчета для управляющих воздействий на газовые рули. От точности гироскопа зависит точность попадания ракеты в цель. Таким «гироскопом» для психологов являются процедуры психологического консультирования, описанные и исследованные в тысячах работ наших зарубежных коллег. И если в области ракетной техники мы по-прежнему «впереди планеты всей», то в области консультирования нам еще предстоит устанавливать и совершенствовать образовательные и квалификационные стандарты. Предлагаемая вниманию читателей книга поможет заполнить существующий пробел и, мы надеемся, сделать следующий шаг в развитии отечественной практической психологии.

Для российского читателя примечательной станет уже первая часть книги, в главах которой рассказывается об истории развития консультирования, индивидуальных качествах эффективного консультанта, этических и правовых аспектах консультирования.

Определения руководства, психотерапии и психологического консультирования, приведенные С. Глэддингом в самом начале его книги, позволяют читателям предварительно установить некоторое условное соотношение между этими формами работы с клиентами. Разумеется, при наличии в мировой психологической практике свыше 250 различных психотерапевтических (Corsini & Wedding, 1989) и 400 консультационных подходов не следует устанавливать жесткие границы между ними; предпочтительнее, на наш взгляд, развивать свое собственное ощущение этих границ в своей работе с клиентами и обсуждать вопросы наличия этих границ в профессиональном сообществе.

Исторически и экономически прослеженное соотношение общественной востребованности консультирования и академической готовности специалистов к этому вызову, описанное в первой главе, внушает осторожный оптимизм по отношению к перспективам отечественного психологического консультирования. Осторожный, поскольку вся история взлетов отечественной психологии связана не с общественной, а скорее государственной востребованностью психологических знаний: так было с педологией и с тестами в 30-е годы XX века, так было с инженерной, а фактически авиационно-космической, психологией в 1950-1960-е годы. Подобная же востребованность возникла в школьной и медицинской областях уже в 80-е годы. Последнюю попытку — дай Бог, чтобы последнюю, — государственного стимулирования психологической науки мы видели в президентском указе о развитии психоанализа в России. Однако за этими впечатляющими взлетами неизбежно следовали не менее впечатляющие падения. В ситуации государственного стимулирования прикладных психологических дисциплин никто не в состоянии поддерживать устойчивое развитие этих дисциплин в изменяющихся политических условиях — они просто выпадают из зоны интересов следующего государственного лидера!

Только общественная потребность в психологических услугах может обеспечить устойчивое развитие отечественного психологического консультирования, и эта потребность формируется на наших глазах. На память приходит история 1996-1997-х годов, когда из-за недостатка финансирования в одном из городов Сибири решили сократить школьную психологическую службу. Это решение вызвало такую сильную отрицательную реакцию родителей учеников, что директора школ на свой страх и риск сохранили штат психологов, а решение о сокращении было, хотя и с задержкой, отменено.

Разумеется, нам еще долго идти по пути формирования у населения устойчивого спроса на психологические услуги, но первые шаги уже сделаны, и это движение набирает скорость.

Одним из условий, стимулирующих спрос на психологические услуги, является наличие или отсутствие формализованной ответственности специалиста перед индивидуальным, групповым или корпоративным клиентом. Вопрос об этических и правовых аспектах работы психолога-консультанта также рассматривается Сэмюэлем Глэддингом в первой части его книги. Читателям необходимо только ввести поправку на специфику российского обыденного правосознания как по отношению к этическим, так и по отношению к правовым нормам. Впрочем, быстрое изменение этого правосознания вполне возможно. Например, уже к 1998 году некоторые страховые компании обсуждали возможность страхования профессиональных рисков психологов, работающих на уровне выборов глав субъектов федерации. Возможно, эта практика возникнет в скором будущем и, несомненно, станет одним из стимулов развития психологических услуг в стране.

Далее, новым для российского читателя материалом станут главы второй части, посвященные созданию рабочих отношений «психолог—клиент» в консультировании, характеристикам рабочего процесса в консультировании и завершению отношений «психолог—клиент» по завершении консультирования. В этих главах представлены все рабочие процедуры процесса консультирования безотносительно их теоретического содержания. Именно эта теоретическая стерильность придает изложенному материалу высокую практическую ценность. Краткий обзор теорий, предпринятый автором в других главах второй части, безусловно, будет полезен для студентов-психологов, поскольку выражает взгляд автора на место этих теорий в современной общенаучной классификации. Так, например, транзактный анализ Глэддинг относит не к гуманистическим подходам, а к когнитивным, что отличает его от позиции других авторов (Нельсон-Джоунс, 2000).

На наш взгляд, основной интерес к предлагаемой книге возникает при прочтении третьей части - ориентированной на различные области психологической практики. Предлагаемый набор приложений, разумеется, неполон, но подобная информация ранее не предлагалась российскому читателю. Именно в этой части автор выражает основную идею психологического консультирования XX и начала XXI века — идею выбора, к которому приходят и психолог, и его клиент. Психолог выбирает для себя специализацию в существующих областях или создает новые области психологической практики, например: консультационная работа с геями и лесбиянками, с Интернет-аддиктивным поведением подростков, с ВИЧ-инфицированными клиентами. Клиент принимает решение о выборе темы обращения к консультанту-психологу. Иногда его выбор носит лишь предварительный характер, и только после установления доверительных рабочих отношений клиент готов выбрать более значимую и, возможно, более болезненную тему для работы.

К счастью или к несчастью, но мы все обречены делать эти выборы в своей жизни, и эта обреченность связана с тем, что мир в начале XXI века стал информационно прозрачным, финансово мобильным и экономически нестабильным. Эти характеристики современного общества не делают жизнь людей проще, но представляют собой серьезный вызов психике человека.

Исчезновение экономических и политических границ вызывает необходимость межкультурального консультирования в бизнесе, образовании, социальных службах. Повышенная мобильность рабочей силы востребует новые формы карьерного консультирования, а сохранившиеся языковые различия вызывают к жизни культурно-лингвистическое консультирование. Конфессиональные и расовые различия в современном мобильном обществе требуют новых форм консультирования как посредничества — медиации.

Население экономически развитых стран стремительно стареет, и это выдвигает новые задачи для практической психологии: скоро консультирование пожилых людей станет одной из важнейших областей практической психологии. С другой стороны, улучшение состояния здоровья и увеличение продолжительности жизни выдвинет на первый план подготовку молодых людей и людей среднего возраста к долгой здоровой старости как продолжительному этапу жизненного пути.

Развитие информационных технологий делает психологическое консультирование доступным для людей во всем мире. Если в США уже сейчас существует около 15 000 сайтов, оказывающих разнообразные консультационные услуги в области здоровья, в том числе и психологические услуги, а страховые компании оплачивают консультирование своих клиентов в Интернете, а национальная служба здоровья Великобритании с лета этого года начала предоставлять услуги профессиональных психологов через Интернет, то понятно, что через два-три года возникнет рынок онлайновых психологических услуг и в Рунете. На сегодняшний день из примерно 600 русскоязычных психологических сайтов только два-три десятка предоставляют приемлемый уровень сервиса.

Все описанные выше возможности изменений и выборов, с ними связанных, делают психологическое консультирование всеохватывающей, динамической, стремительно развивающейся прикладной дисциплиной, за которой большое будущее.

Добро пожаловать в него!

Юрий Ковалев,

yurikovaliov@mail.ru

 

Томасу М. Элмору,

первому, кто познакомил меня с искусством и наукой консультирования,

кто терпеливо на примерах учил меня воздействовать на личность

Предисловие

 

Консультирование — это динамичная, развивающаяся, увлекательная профессия, имеющая дело с трагедией человека и его возможностями и призванная эффективно и благотворно воздействовать на личность. В задачи этой профессии входит профилактическая работа, развитие личности, исследовательская работа, увеличение возможностей человека, изменение и коррекция личности в непрерывно усложняющемся и хаотичном мире. Раньше консультирование сводилось к персональному руководству, в виде оказания помощи людям в принятии разумных решений. В настоящее время руководство представляет собой лишь одну часть этой многогранной профессии.

Настоящая книга представляет консультирование с разных сторон, охватывая его историю, теории, приемы работы, проблемы, направления и течения. Кроме этого, в книге уделено внимание значению личности консультанта, а также межкультурных, этических, правовых условий, в которых работают консультанты. Сосредоточиваясь на содержании и процессе консультирования, эта книга дает вам возможность лучше понять, чем занимаются консультанты и как они это делают.

Материалы в книге «Консультирование. Комплексная профессия» (4-е издание) разделены на три основные части. Часть I содержит четыре главы, посвященные истории и основам консультирования. Отдельные главы сориентируют вас в профессии консультирования:

• определение и история консультирования;

• качества эффективного консультанта;

• этические и юридические аспекты консультирования;

• консультирование в мультикультуральном, плюралистическом обществе.

Часть II освещает процесс, стадии и теории консультирования. Этот раздел обращается к универсальным аспектам распространенных подходов в консультировании и заостряет внимание на отдельных теориях и способах работы с проблемами клиентов. В эту часть входят следующие семь глав:

• создание отношений консультирования;

• работа в системе отношений консультирования;

• прекращение отношений консультирования;

• психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании;

• личностно-центрированный, экзистенциалистский и гештальт-терапевти-ческий подходы к консультированию;

• рационально-эмотивная терапия поведения и транзактный анализ;

• бихевиоральные, когнитивно-бихевиоральные подходы и терапия реальностью.

В части III делается акцент на знаниях и навыках, необходимых в консультировании. Консультанты могут выступать либо в качестве универсальных экспертов, практикующих в различных областях, либо концентрироваться в одной-двух областях. В частности, в данной части перечисляются следующие области деятельности консультантов.

• Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория.

• Групповое консультирование.

• Консультирование по вопросам карьеры на протяжении жизни.

• Консультирование в начальном, среднем и старшем звене школы.

• Консультирование в колледжах и студенческие службы.

• Консультирование в области психического здоровья и реабилитационное консультирование.

• Консультация.

• Оценка и исследование.

• Применение психологических тестов, измерение и диагностика в консультировании.

Общей темой, проходящей через всю книгу, является положение, что консультирование предполагает как генерализованный, так и специализированный способы оказания помощи. Несмотря на то что эта профессия находится в зрелом возрасте, она все еще продолжает развиваться. Это хорошо видно на примере профессиональных организаций, таких как Американская ассоциация консультирования и 17-е отделение (Консультационной психологии) Американской психологической ассоциации. Существуют также немало других профессиональных групп — социальных работников, психиатрических сестер, психиатров, терапевтов в области брака и семьи, пасторальных консультантов, использующих процедуры и теории консультирования в повседневной работе, В сущности, немало профессий содержат элементы оказания помощи.

В этой книге вы отыщете результаты моих усилий, предпринимавшихся на протяжении жизни, направленных на то, чтобы понять, чем была, есть и будет профессия консультирования. Мой экскурс вобрал в себя разнообразный опыт клинической работы с клиентами всех возрастов и жизненных этапов, а также общения со студентами, заинтересованными в углублении понимания сущности консультационной работы. Исследования, наблюдения, обсуждения, ассимиляция чужого опыта и его анализ внесли вклад в содержание страниц этой книги.

Благодарности

Я особенно обязан моим первым учителям: Томасу М. Элмору и Уэсли В. Гуду (Университет Уэйк Форест), а также У. Ларри Осборну (Университет Гринсборо, Северная Каролина). Среди других замечательных коллег, сделавших вклад в мое мировоззрение и восприятие консультирования, — К. У. Ионе, Пег Кэрролл, Аллен Уилкоксон, Джим Коттон, Робин Макинтерф, Мириам Коспер, Чарльз Александр, Майкл Хаммонде, Чак Кормански, Рози Морганетт, Джейн Майерс, Диана Халс-Килласки, Тед Ремли, Джерри Дониджан, Арт Лернер и Томас Свили. Затем, конечно, следуют студенты старших курсов, которые внесли значительный вклад, особенно Ширли Рэтлифф, Дженнифер Дорис, Марианна Дрейспринг, Ханк Пэйн, Дон Норман, Рейна Брейшер, Том Макклур, Пол Майерс, Вирджиния Перри, Памела Карр, Джим Уэйсс, Тим Рэмбо и Шерил Харпер.

Я также благодарен читателям рукописи данного издания за их существенную вклад: Джеймсу С. Де Ло (Университет Западной Вирджинии), Майклу Даффи (Техасский А&М университет), Стефену Фейту (Университет штата Айдахо), Роджеру Хатчисону (Ball State University), Симеону Шлоссбергу (Колледж Западного Мэриленда) и Скотту Янгу (Университет штата Миссиссипи).

Также ценны замечания читателей третьего издания книги: Томаса М. Элмора (Университет.Уэйк Форест), Дэвида Л. Фенелла (Университет Колорадо, Колорадо Спрингс), Дженис Холден (Университет Северного Техаса), Роберта Левисона (Политехнический университет штата Калифорния, Сан Луис Обиспо), Майкла Форреста Махера (Университет Сэм Хьюстон), А. Скотта Макгоуэна (Университет Лонг-Айленд), Холли А.Стадлер (Университет Миссури, Канзас-Сити), Артура Томаса (Университет Канзас), Иоанны Уайт (Университет штата Джорджия) и Марка Е. Янга (Стетсонский университет). Их отзывы и замечательные идеи, направленные на то, как улучшить эту книгу, были бесценны. Я также признателен моим бывшим и настоящим издателям в Мэррилл/Прентис Холл, включая Викки Найт, Линду Салливан и Кевина Дэвиса.

Наконец, я благодарен своим родителям Расселлу и Гертруде Глэддинг, давшим мне возможность и поддержку в получении хорошего образования и обратившим мое внимание на важность служения людям. Их влияние продолжает оставаться частью моей жизни. Также я признателен своей жене Клэр, поддерживавшей меня на протяжении ряда лет написания и совершенствования текста. Она терпеливо, с пониманием, одобрением и юмором относилась к книге даже во время трех беременностей и трех переездов. Она является примером союзника в браке. Ее присутствие освещает мои дни и делает тяжелую работу удовольствием.

Сэмюэлъ Т. Глэддинг

Часть I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.024 с.)