Определение консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение консультирования



 

Консультанты существовали всегда — это те люди, которые выслушивают других людей и помогают им справляться с трудностями, однако термин консультант на протяжении многих лет ошибочно относился к специалистам, способствующим продвижению товаров. Так, можно услышать о консультантах по коврам, консультантах по цветовой гамме, консультантах по борьбе с сельскохозяйственными вредителями, финансовых консультантах и т. д. Такие консультанты чаще всего оказываются преуспевающими бизнесменами или советниками. Все они имеют такое же отношение к консультированию, какое мастер по ремонту мебели имеет к медицине (рис. 1.1).

 

— По существу, из ваших слов я поняла, что вы сумели разрешить конфликт

сахара/ сахарина, но вы по-прежнему чувствуете себя недостаточно

уверенно в роли потребителя кофе без кофеина.

Рис. 1.1. Кофейный консультант

Источник: Millard J., 1987. «Chronicle of Higher Education», 33, p. 49.

Консультирование как профессия появилось в русле практики персонального руководства как направление, противоположное традиционной психотерапии. Тем не менее современное профессиональное консультирование на практике охватывает работу клиницистов, занимающихся проблемами развития и образа жизни, а также коррекцией психических расстройств.

Чтобы понять, что сейчас представляет собой профессиональное консультирование, необходимо прежде всего разобраться в понятиях «персональное руководство» и «психотерапия», а также в истории профессии.

Персональное руководство

 

Персональное руководство — это помощь людям в принятии ими важных решений, влияющих на их жизнь, например при выборе стиля жизни. Несмотря на то что один из аспектов персонального руководства — принятие решения — всегда занимал и занимает важное место в процессе консультирования, само понятие «персональное руководство», «перестало "пользоваться спросом" в медицине» (Tyler, 1986, р. 153). В настоящий момент это понятие имеет скорее историческое значение. Тем не менее иногда персональное руководство понимается как особый способ оказания помощи, отличающийся от обобщающего понятия консультирования, и данный термин все еще остается полезным.

Одно из различий между персональным руководством и консультированием заключается в том, что первое концентрируется на оказании человеку помощи в совершении удачного выбора, тогда как консультирование ориентируется на содействие в совершении изменений. Вначале работа по персональному руководству проводилась по большей части в школах: взрослые помогали учащимся принимать решения, такие как выбор профессии или программы обучения. Это были отношения между учителем и учеником, благоприятствовавшие тому, чтобы менее опытный человек мог сориентироваться в выборе жизненного пути. Подобным образом дети находятся в течение длительного периода под «руководством» родителей, священников, скаутских вожаков и тренеров. Благодаря этому с течением времени они учатся лучше понимать себя и окружающий мир (Shertzer & Stone, 1981).

Такая разновидность руководства будет иметь место всегда: возраст или жизненная стадия при этом большой роли не играют, человек часто нуждается в помощи, сталкиваясь с необходимостью выбора. Тем не менее такой вид помощи представляет собой лишь часть услуг, предлагаемых профессиональным консультированием.

Психотерапия

Психотерапия (или просто терапия) традиционно фокусируется на серьезных проблемах, связанных с психическими, внутриличностными проблемами и конфликтами. Она занимается «восстановлением адекватности» (Casey, 1996, р. 175). Для психотерапии характерны следующие особенности (Corsini, 1995; Super, 1993): а) преимущественное обращение к прошлому, а не к настоящему; б) акцент на понимании, а не на изменении; в) отстраненность психотерапевта; г) терапевт выступает в роли эксперта.

Психиатры и клинические психологи широко применяют термин психотерапия для описания своей работы. Однако зачастую от конкретного специалиста зависит, получают ли клиенты услуги консультирования или психотерапии. Ряд теорий консультирования обычно относятся к терапевтическим и могут применяться как в консультировании, так и в терапии. Есть и другие общие черты в консультировании и психотерапии, как показано на рис. 1.2.

 

 

Рис. 1.2. Сходные процессы в работе консультанта и психотерапевта

Источник: «Counseling: An Introduction», by J. J. Pietrofesa A. Hoffman &H. H Splete, 1984 Boston: Houghton Mifflin.

 

В целом при разграничении психотерапии и консультирования нужно учитывать два критерия. Во-первых, психотерапия предполагает длительные отношения терапевта с клиентом (от 20 до 40 сессий за период от шести месяцев до двух лет), направленные на реконструктивное изменение. Консультирование, напротив, тяготеет к краткосрочным отношениям (от 8 до 12 сессий за период до шести месяцев) и фокусируется на разрешении проблем развития и ситуационных проблем. Во-вторых, консультирование обычно проводится в амбулаторных условиях (в учреждениях, не предусматривающих постоянного пребывания в них клиентов, например в школах или общественных учреждениях), тогда как терапия может проводиться как в амбулаторных, так и в стационарных условиях (в постоянных лечебных заведениях, таких как психиатрические больницы).

Консультирование

 

Предпринимавшиеся в разные годы попытки дать определение консультированию не смогли устранить всех разногласий. R октябре 1997 года Советом Правления АСА было принято определение профессионального консультирования, которое, как кажется, удовлетворяет самых разных представителей данной профессии и демонстрирует общественности ясную картину деятельности консультантов (X. Смит, сообщено в личной беседе 6 июня 1998 года). В соответствии с определением АСА профессиональное консультирование представляет собой «применение принципов психической гигиены, психологии, развития человека в ходе когнитивных, аффективных, бихевиоральных или системных воздействий и стратегий, которые направлены на достижение психологического комфорта, на личностный рост, на развитие карьеры, а также на лечение патологии» (www.counseling.org/'consumers media). Это определение содержит ряд скрытых и явных положений, осознание которых важно как для консультантов, так и для потребителей.

Консультирование является профессией. Профессиональные консультанты проходят определенный курс обучения для получения степени магистра или доктора. Консультанты состоят членами организаций, в которых приняты профессиональные и этические стандарты и проводится государственное лицензирование и сертификация национальными ассоциациями (Glosoff & Rockwell, 1997). Процедуры сертификации и лицензирования, а также строгое следование нормам этического кодекса дают общественности гарантию, что консультант соответствует минимальным образовательным и профессиональным стандартам. В целом консультирование активно и проактивно1 занимается решением различных жизненных проблем.

Консультирование занимается вопросами, связанными с благополучием, личностным ростом, карьерой и психическими расстройствами клиентов. Другими словами, консультанты работают там, где дело касается взаимоотношений людей (Casey, 1996). Сфера их внимания включает в себя внутри-и межличностные проблемы, имеющие отношение к поиску смысла и приспособлению в таких сферах, как школа, семья и карьера.

Консультирование проводится как с людьми, считающимися вполне благополучными, так и с теми, кто имеет значительные проблемы. Консультанты обслуживают потребности широкого спектра людей. Клиенты, с которыми имеют дело консультанты, сталкиваются с проблемами развития или с ситуационными трудностями и нуждаются в помощи для приспособления или излечения. Их проблемы зачастую требуют краткосрочного вмешательства, но иногда объем работы расширяется, распространяясь на заболевания, включенные в «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» (Diagnostic and Statistic Manual of Mental Disorders, 1994) Американской психиатрической ассоциации.

Консультирование базируется на теории. Консультанты опираются на положения различных теорий, в том числе когнитивных, аффективных, бихе-виоральных и системных. Эти теории могут быть применены в индивидуальной работе, а также в работе с группами и семьями.

Консультированиеэто процесс, который может быть как средством развития, так и способом вмешательства. Консультанты сосредоточиваются на целях своих клиентов. Таким образом, консультирование предполагает как выбор, так и изменение. В отдельных случаях «консультирование — это репетиция будущей деятельности» (Casey, 1996, р. 176).

Консультирование включает в себя разные специализации. В соответствии с определением профессионального консультирования, принятым А С А, «специализация характеризуется узкой направленностью и требует углубленных знаний в данной области» (www/counseling.org/consumers media). Специализации (направления) отражают разные аспекты консультирования, фокусирующиеся на применении принципов психического здоровья или развития человека. В качестве направлений консультирования выделяют консультирование в школах и колледжах, супружеское и семейное консультирование, консультирование по вопросам психического здоровья, геронтологическое консультирование, реабилитационное консультирование, консультирование по вопросам зависимостей и правонарушений, а также консультирование по вопросам карьеры. Каждое из этих направлений требует от специалиста специфического образования и опыта. В отношении подготовки специалистов ЛСД исходит из положения, что «все профессиональные консультанты должны в первую очередь отвечать общим требованиям практики профессионального консультирования» (www: counseling.org/consumers media).

История консультирования

До 1900 года

 

Консультирование — сравнительно молодая профессия (Aubrey, 1977, 1982). Его базис был и остается междисциплинарным. «Некоторые функции консультантов были и остаются присущими представителям различных профессий» (Негг & Fabian, 1993, р. 3). До начала 1900-х годов консультирование осуществлялось преимущественно в форме предоставления советов или информации. В США консультирование выросло из решения гуманитарной задачи улучшения жизни тех, кто оказался жертвой неблагоприятных обстоятельств промышленной революции второй половины XIX века (Aubrey, 1983). Движение за социальные реформы, распространение образования и многочисленные демографические изменения, такие как огромный приток иммигрантов, также повлияли на становление профессии (Aubrey, 1977; Goodyear, 1984).

Многие основоположники консультирования считали себя учителями и социальными реформаторами. Их основной задачей было обучение детей и молодежи, предоставление им знаний, позволяющих лучше ориентироваться в себе, в других людях и в мире профессий. Вначале эти профессиональные помощники были вовлечены главным образом в работу по осуществлению реформ в области защиты детства, образования, занятости, законодательства. Основой их работы, нередко проводившейся в виде лекций, было распространение специальных знаний, например инструкций морального характера на тему: как быть хорошими и поступать правильно. Значительная работа проводились в области воздействия на внутри- и межличностные отношения (Nugent, 1994). Пионеры консультирования видели потребности американского общества и предпринимали шаги по их удовлетворению. Однако «в профессиональной литературе никаких упоминаний о консультировании не встречается вплоть до 1931 года» (Aubrey, 1983, р. 78). Школьные учителя и администраторы являлись основными специалистами, которые занимались консультированием.

Один из способов, которым можно описать эволюцию консультирования на протяжении XX столетия, — выделить наиболее значительные события его истории, а также личный вклад отдельных деятелей. Следует только иметь в виду, что само по себе развитие профессионального консультирования как деятельности было и остается процессом. Поэтому некоторые имена и события не совсем точно укладываются в жесткую хронологию.

Годы

 

В начале века, когда в практике оказания психологической помощи доминировала психоаналитическая теория Фрейда, консультирование пребывало в зачаточном состоянии. Тем не менее в этом десятилетии было три личности, чье появление в качестве лидеров развития консультирования стало поворотным для профессии: Джесси Б. Дэвис, Фрэнк Парсонс и Клиффорд Бирс.

Джесси Б. Дэвис был первым человеком, который внедрил систематизированную программу персонального руководства в муниципальных школах (Aubrey, 1977). В 1907 году, будучи управляющим системой школьного образования в г. Гранд-Рэпидс, штат Мичиган, Дэвис предложил преподавателям английской литературы раз в неделю проводить уроки персонального руководства с целью воспитания характера учащихся и профилактики возможных проблем. Под влиянием прогрессивных американских просветителей, таких как Хорас Манн и Джон Дьюи, Дэвис полагал, что именно персональное руководство в состоянии помочь лечению болезней американского общества. То, что отстаивали Дэвис и другие прогрессивные педагоги, еще не было консультированием в современном понимании этого термина, но это было предвестие консультирования: школьное персональное руководство (превентивное образовательное средство обучения молодых людей эффективно справляться с жизненными проблемами).

Как и Дэвис, Фрэнк Парсонс концентрировал усилия на воспитании учащихся и предотвращении проблем развития, однако его вклад оказался более значительным. Парсонс характеризовался как педагог широкого профиля, убедительный писатель, неутомимый деятель и замечательный интеллектуал (Davis, 1988; Zytovsky, 1985). Часто упоминаемый как «отец персонального руководства», он широко известен в связи с организацией Бостонского Бюро по трудоустройству в 1908 году, что явилось значительным шагом в институционализации руководства в сфере занятости.

Парсонс работал с молодыми людьми, помогая им в выборе профессии. Он основывался на положении, что выбор профессии обусловлен тремя факторами: представлением о работе, представлением о себе и соответствием одного другому (Drummond & Ryan, 1995). Парсонс разработал множество процедур для того, чтобы помочь своим клиентам лучше узнать себя и мир профессий. Одним из его изобретений была обширная анкета, нацеленная на выявление интересов («Как вы проводили свои вечера на прошлой неделе?»); предпочтений («Что бы вы хотели увидеть в первую очередь на Всемирной выставке? Во вторую очередь? В третью?»); моральных принципов («В каких случаях вы бы пожертвовали личной выгодой ради справедливости?») (Gummere, 1988, р. 404).

Книга Парсонса «Choosing a vocation» (Parsons, 1909), опубликованная через год после смерти автора, произвела сильное впечатление, особенно в Бостоне. Например, управляющий Бостонскими школами Стрэттон Брукс назначил 117 преподавателей начальных и средних школ консультантами по выбору профессии (Nugent, 1994). По мере того как работники школьного образования признавали актуальность планирования будущей профессии, пример Бостона стал распространяться и в других крупных городах. К 1910 году 35 городов последовали примеру Бостона (Lee, 1966).

Клиффорд Бирс, выпускник Йельского университета, в течение своей жизни несколько раз становился пациентом психиатрической больницы. Он столкнулся с плачевными условиями пребывания в психиатрическом учреждении и описал их в своей книге «Л mind that found itself» (Beers, 1908), которая стала очень популярной. Бирс настаивал на принятии мер по улучшению психического здоровья населения и проведении реформы в лечении психических заболеваний. Особенно сильное влияние его работа оказала на психиатрию и клиническую психологию — те области, в которых «работало множество людей, чью деятельность можно считать консультированием»; области, которые рассматривались «как средства помощи людям в достижении ими гармонии с собой и с обществом» (Hansen Rossberg & Cramer, 1994, p. 5). Бирс явился инициатором движения за психическое здоровье в США, а его деятельность стала предшествием консультирования в сфере психического здоровья.

Е годы

 

Три события повлияли главным образом на развитие консультирования в этом десятилетии. Первое — это образование в 1913 году Национальной ассоциации профессиональной ориентации (National Vocational Guidance AssociationNVGA), которая с 1915 года стала публиковать свой бюллетень (Goodyear, 1984). С 1921 года начал регулярно публиковаться «National Vocational Guidance Bulletin». Позже он несколько раз преобразовывался и менял название: «National Vocational Guidance Magazine» (1924-1933), «Occupations: Vocational Guidance Magazine» (1933-1944), «Occupations: Vocational Guidance Journal» (1944-1952), «Personnel and Guidance Journal» (1952-1984) и, наконец, «Journal of Counseling and Development» (c 1984 года и до настоящего времени). Учреждение NVGA было важно, поскольку она явилась ассоциацией, организовавшей выпуск литературы по персональному руководству и способствовавшей первоначальной консолидации специалистов в области профессиональной ориентации.

Помимо образования NVGA, в 1917 году конгрессом США был принят Закон Смита—Хьюза (Smith—Hughes Act). Этот закон обеспечил законодательную базу для поддержки профессионального образования в массовых школах.

Первая мировая война оказалась третьим значительным событием десятилетия. Армия США финансировала разработку многочисленных психологических методик для отбора личного состава, среди которых были армейские альфа- и бета-тесты интеллекта. По окончании войны некоторые из разработанных для нужд армии процедур отбора стали применяться в гражданских условиях, а психометрия (психологическое тестирование) стало популярным движением.

Обри (Aubrey, 1977) отметил, что, поскольку практика руководства в сфере занятости (профессиональной ориентации) развивалась без выраженной философии, она быстро приспособила к своим нуждам психометрию с расчетом найти объективные основания в психологии. Опора на психометрию имела как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, она придала специалистам по профессиональной ориентации более весомый и «наукообразный» вид. С другой — отвлекла многих специалистов от поисков путей развития в других поведенческих науках, таких как социология, биология и антропология.

Е годы

 

Двадцатые годы прошли для развивающейся профессии консультирования относительно спокойно. Это был период консолидации. Образовательные курсы для консультантов, которые начали функционировать в Гарвардском университете в 1911 году, на протяжении 1920-х годов почти исключительно сосредоточились на профессиональной ориентации. Доминирующее воздействие на развивающуюся профессию оказали прогрессивные теории в области образования и привлечение федеральным правительством служб руководства для работы с ветеранами войны.

Значительным событием стала сертификация консультантов в Бостоне и Нью-Йорке в середине 1920-х годов (Lee, 1966). Еще одним поворотным пунктом была разработка первых стандартов для подготовки и оценки материалов служб занятости (Lee, 1966). Отдельно от этих стандартов были опубликованы новые психологические методики, такие как опросник Эдварда Стронга 1928 года (Strong Vocational Interest Inventory — SVII), направленный на выявление профессиональных интересов. Хотя публикация этого опросника не произвела немедленного эффекта, она явилась этапом для формирования будущих направлений (Strong, 1943).

Последним примечательным событием в этом десятилетии было создание в 1929 году Абрахамом и Анной Стоунами первого консультационного центра по вопросам брака и семьи в Нью-Йорке. За этим центром последовали другие по всей стране, что ознаменовало появление нового направления — супружеского и семейного консультирования.

В течение 1920-х годов практика руководства получила признание американской общественности. В то же время стала осознаваться ограниченность узкой ориентации служб на проблему занятости. Консультанты стали расширять круг своих интересов, охватывая вопросы личности и развития, включая и те, которые касались семьи.

Е годы

 

Тридцатые годы не были столь безмятежными, как двадцатые, в частности вследствие Великой депрессии, вынуждавшей теоретиков и практиков, особенно работающих в университетах и учреждениях профессионального образования, обратить внимание на разработку стратегий оказания помощи и методов консультирования в сфере занятости (Ohlsen, 1983). Вершиной десятилетия стала разработка первой теории консультирования, сформулированной Э. Г. Уильям-соном и его коллегами по Миннесотскому университету (включая Джона Дарли и Дональда Патерсона). Уильямсон модифицировал теорию Фрэнка Парсонса и применил ее для работы с учащимися и безработными. Его акцент на директивный, консультант-центрированныи подход получил известность под различными названиями — например, как Миннесотская точка зрения или как трейт-факторное консультирование. Его прагматичный подход предполагал акцент на педагогических, воспитательных, суггестивных способностях консультантов (Williamson, 1939).

Одна из предпосылок теории Уильямсона заключалась в следующем: предполагалось, что каждый человек обладает характерными чертами (traits), такими как способности, интересы, черты характера, достижения, которые можно каким-либо образом интегрировать в форме факторов (factors) (констелляций индивидуальных характеристик). Консультирование базировалось на применении научных, проблемно-ориентированных, эмпирических методов, которые индивидуально адаптировались к каждому клиенту, с тем чтобы помочь ему избавиться от непродуктивного мышления и научиться принимать эффективные решения (Lynch & Maki, 1981). Влияние Уильямсона доминировало в консультировании в течение следующих двух десятилетий, а он сам продолжал публиковать изложение своей теории вплоть до 1970-х годов (Williamson & Biggs, 1979).

Еще одним значительным событием стало расширение области консультирования за пределы сферы занятости. Предпосылки этого процесса были заметны еще в 1920-х годах, когда Эдвард Торндайк и другие психологи бросили вызов исключительной направленности в практике руководства на профессиональную ориентацию (Lee, 1966). Работа Джона Брюера завершила эту смену ориентации. В 1932 году Брюер опубликовал книгу «Education as guidance» (Brewer, 1932). Он выступал за то, чтобы каждый преподаватель становился консультантом, а руководство было включено в школьную программу в качестве учебного предмета.

Брюер считал, что вся система образования должна готовить учащихся к жизни вне школьной обстановки. По его мнению, консультанты должны рассматривать помощь в выборе профессии в качестве лишь одной из своих обязанностей.

В 1930-х годах правительство США стало уделять все больше внимания консультированию, в частности путем учреждения Национальной службы занятости (U. S. Employment Service). В 1939 году эта организация выпустила первое издание «Словаря профессий» («Dictionary of Occupational Titles»DOT). Словарь, ставший основным источником профессиографической информации для специалистов по персональному руководству, работающих с учащимися и безработными, содержал описания известных в США профессий, упорядоченные в соответствии с названиями.

Е годы

 

Три главных события 1940-х годов окончательно сформировали практику консультирования: теория Карла Роджерса, Вторая мировая война и участие правительства в программах консультирования после окончания войны.

Карл Роджерс стал известным в 1942 году после публикации книги «Counseling and psychotherapy» (Rogers, 1942), бросившей вызов консультант-центрированному подходу Уильямсона, равно как и тенетам фрейдистского психоанализа. Роджерс придавал большее значение личности клиента и предложил недирективный подход в консультировании. Его идеи широко принимались и одновременно подвергались резкой критике. Роджерс отстаивал точку зрения, согласно которой клиентам необходимо передать ответственность за их развитие. Он полагал, что, еслг клиенты имеют возможность быть принятыми и выслушанными консультантом они начинают лучше понимать себя, становятся более гармоничными и ведут ce6s более естественно и искренно. Он описывал роль профессионального помощник; не как судьи, а как сочувствующего человека. Таким образом, консультант понимался как зеркало, отражающее вербальные и эмоциональные проявления кга ента.

Обри (Aubrey, 1977, р. 292) отмечал, что до Роджерса литература по персональному руководству и консультированию была преимущественно практическо имеющей отношение к тестированию, анализу собранной информации, ориент ционным процедурам, профессиографии, должностным функциям и т. д. Кро> того, на ранних стадиях литература главным образом отвечала целям и задач; руководства. Благодаря Роджерсу, установились новые приоритеты в вопросе методах и техниках консультирования и исследования; были усовершенствова) способы проведения консультирования, отбора и обучения будущих консультантов, выверены цели и задачи консультирования. Персональное руководстве любых своих формах, внезапно перестало быть главенствующей темой в основа массе литературы и было надолго вытеснено со страниц изданий консультиро нием. Революция, произведенная Роджерсом, оказала огромное воздействие на консультирование, так и на психологию. Обе эти профессии признали в Карле Роджерсе центральную фигуру своей истории.

С началом Второй мировой войны правительству США потребовались к сультанты и психологи, чтобы содействовать в отборе и обучении специалистов для армии и промышленности (Ohlsen, 1983). Кроме того, война изменила представления о мужских и женских профессиях. Многие женщины работали во время войны вне дома, что привело в дальнейшем к значительным последствиям: традиционное распределение профессиональных ролей по половому признаку подверглось пересмотру, большее значение стало придаваться личной свободе.

После войны Администрация по делам ветеранов США (Veterans AdministrationVA) финансировала подготовку консультантов и психологов, предоставив стипендии на обучение и оплатив прохождение интернатуры для студентов-выпускников. Кроме того, VA переработала перечень функций консультанта по выбору профессии и ввела термин «консультирующий психолог» (Nugent, 1981, р. 25). Благодаря финансированию, осуществлявшемуся через VA, и биллю о льготах ветеранам (GI bill) высшим преподавательским звеном были уточнены программы обучения. Консультационная психология как профессия стала все более отдаляться от своего исторического альянса с профессиональной ориентацией.

Е годы

 

«Если какое-либо десятилетие может быть выделено вследствие его выдающегося вклада в развитие консультирования, то это — 1950-е годы» (Aubrey, 1977, р. 292). Действительно, в течение десяти лет произошло по меньшей мере четыре знаменательных события, ставших поворотными пунктами в истории консультирования:

• создание Американской ассоциации по подбору персонала и руководству (American Personnel and Guidance Association — APGA);

• учреждение 17-го отделения (консультационной психологии) в составе АРА;

принятие Национального Закона о поддержке образования (National Defence Education Act — NDEA);

внедрение новых теорий руководства и консультирования.

Американская ассоциация по подбору персонала и руководству (APGA). APGA образовалась на базе Американского Совета ассоциаций профессиональной ориентации и подбору кадров (ACGPA), широкой конфедерации организаций, «занимавшихся образовательной и профессиональной ориентацией (руководством), а также другими видами деятельности с персоналом» (Harold, 1985, р. 4). Совет работал с 1935-го по 1951 год, но его главным недостатком была нехватка официальных полномочий для объединения всех членов в рамках какой-либо программы. APGA была образована в 1952 году с целью формального согласования групповых интересов в сферах руководства, консультирования и кадровой деятельности. Она первоначально состояла из четырех отделов — Ассоциации персонала американских колледжей (1-е отделение), Национальной ассоциации супервизоров по руководству и инструкторов по консультированию (2-е отделение), NVGA (3-е отделение) и Ассоциации работников образовательных учреждений по обучению преподавателей (4-е отделение) (Harold, 1985). В 1953 году Американская ассоциация школьных консультантов присоединилась к APGA, доведя, таким образом, общую численность этой организации до 6089 членов (Romano, 1992). В начальный период своего существования APGA в большей степени представляла собой группу, объединенную общими интересами, нежели профессиональную организацию, поскольку она не выработала стандартов своего членства (Super, 1955).

17-е отделение. Отделение консультационной психологии (17-е отделение) АРА было формально учреждено в 1952 году. Его образование потребовало отхода от термина «персональное руководство», который раньше ассоциировался с Отделением консультирования и руководства. Определенный импульс к созданию отделения поступил от Администрации по делам ветеранов, но основной толчок дали члены АРА, заинтересованные в работе с более «нормальной» популяцией, чем та, с которой сталкиваются клинические психологи (Whiteley, 1984).

Когда 17-е отделение было создано, круг его задач стал определяться более четко. Сьюпер (Super, 1955), например, разграничил консультационную и клиническую психологию, полагая, что первая больше имеет дело с нормальным развитием и поведением человека и в своем подходе сохраняет отпечаток как профориентационного консультирования, так и гуманистической психотерапии. Несмотря на работу Сьюпера, консультационная психология прошла через трудный период становления статуса в составе АРА (Whiteley, 1984). Тем не менее само существование отделения внесло значительный вклад в развитие консультирования как профессии.

Национальный закон о поддержке образования. Третьим значительным событием пятидесятых годов стало принятие в 1958 году Национального закона о поддержке образования (NDEA), введенного в действие после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. Главной задачей закона было выявление научно одаренных студентов и оказание им содействия в получении образования. Он предусматривал финансирование работ по совершенствованию школьных программ консультирования (Раздел V-Л). Закон предусматривал учреждение институтов консультирования и руководства и обеспечивал финансирование и стипендии для обучения консультантов. В 1964 году в область действия NDEA было включено консультирование в начальной школе. К 1965 году количество школьных консультантов достигло 30 000 (Armour, 1969). В конце 1950-х годов началось бурное распространение школьного консультирования, продолжившееся и в 1960-е годы, благодаря эскалации «холодной войны» и достижению школьного возраста поколением «беби-бума» (бума рождаемости) (Baker, 1996).

Новые теории. Последним заметным явлением десятилетия было появление новых теорий персонального руководства и консультирования. До 1950 года работу консультантов определяли четыре основные группы теорий: а) теории психоанализа и инсайта (например, теория Фрейда); б) трейт-факторные, или директивные, теории (теория Уильямсона); в) гуманистические, или клиент-центрированные, теории (теория Роджерса) и, в меньшей степени, г) бихевиоральные теории (Б. Ф. Скиннер). Дебаты среди консультантов обычно велись вокруг вопроса, что эффективнее — директивное или недирективное консультирование, и почти все консультанты признавали, что определенные догматы психоанализа (такие, как защитные механизмы) являются верными.

На протяжении 1950-х годов, по мере возникновения новых теорий, споры постепенно отошли от этих тем. Начали приобретать вес прикладные бихевиоральные теории, такие как теория систематической десенсибилизации Джозефа Воль-пе. Стали выдвигаться и когнитивные теории, свидетельством чему явилось появление рационально-эмотивной терапии Альберта Эллиса и транзактного анализа Эрика Берна. Теория обучения, теория «я-концепции», работа Дональда Сьюпера по развитию карьеры, достижения психологии развития также оказались заметными явлениями (Aubrey, 1977). К концу десятилетия количество и сложность теорий, связанных с консультированием, существенно возросли.

Е годы

 

В начале 60-х годов преобладал взгляд на консультирование как на развивающую профессию. Настроение десятилетия отразил Гилберт Ренн в своей нашумевшей книге «The counselorin a changing world» (Wrenn, 1962). Его точка зрения, поддержанная другими известными специалистами, такими как Леона Тайлер и Дональд Блочер, заключалась в подчеркивании важности для личности взаимодействия с другими людьми для решения проблем собственного развития. Книга Ренна оказывала влияние на всем протяжении 60-х годов, а он сам, наряду с Тайлер, стал одним из наиболее известных пропагандистов консультирования в США.

Тем не менее влияние развивающей модели консультирования на протяжении десятилетия постепенно уменьшалось. Происходило это главным образом вследствие трех причин: Вьетнамской войны, движения за гражданские права и женского движения. Каждое из этих явлений вызывало волнения в стране и свидетельствовало о недостатках внутри общества. Многие консультанты предпринимали попытки облегчить эти проблемы, направив свое внимание на специфические трудности, порожденные этими событиями, и концентрируясь на кризисном консультировании или других стратегиях краткосрочного вмешательства.

Еще одним мощным фактором, оказавшим воздействие в 1960-х годах, стали гуманистические теории консультирования Дугласа Арбакла, Абрахама Маслоу и Сиднея Жорарда. Помимо этого, на развитие консультирования повлияла феноменальная популярность групповых методов (Gladding, 1999). Акцент в консультировании переместился от взаимодействия один на один к взаимодействию в малой группе. С выходом книги Джона Крумболтца «Revolution in counseling» (Krumboltz, 1966), в которой он продвигал идею научения (в противоположность инсайту) в качестве ключевого фактора изменения, возросло значение бихевиорального консультирования. Таким образом, акцент на развитие, доминировавший в начале десятилетия, сместился. Обри заметил, что «льющийся, словно из рога изобилия, поток конкурирующих методологий консультирования, которые предстали перед консультантами, в конце шестидесятых годов оказался самым сильным за все времена» (Aubrey, 1977, р. 293).

Следующим заслуживающим внимания событием стало принятие в 1963 году Закона об общественных центрах психического здоровья (Community Mental Health Center Act), который санкционировал учреждение общественных (муниципальных) центров психического здоровья. Эти центры расширили возможности работы консультантов за пределами образовательных учреждений.

На протяжении 1960-х годов возрастал профессионализм внутри APGA и одновременно усиливалась профессиональная деятельность 17-го отделения АРА. В 1961 году APGA выпустила «подробный этический кодекс для консультантов» (Nugent, 1981, р. 28). Кроме этого, в 60-х годах Лугэри, Стриплинг и Фитцжеральд (Loughary, Stripling and Fitzgerald, 1965) издали отчет APGA, в котором в общем виде описывались круг обязанностей и стандарты подготовки школьных консультантов. В 1964 году 17-е отделение АРА провело Грейстоун-скую конференцию, посвященную дальнейшему уточнению понятия консультирующего психолога, а в 1969 году это отделение начало издавать профессиональный журнал «The Counseling Psychologist», главным редактором которого стал Гилберт Ренн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.079 с.)