Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Консультирование пожилых людейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Большинство консультантов, заинтересованных в работе с пожилыми людьми, нуждаются в дополнительном профессиональном обучении по этой специальности (Myers, 1990b; Schlossberg, 1990; Sinick, 1979). Многие просто не понимают возрастной специфики пожилых и по этой причине не работают с ними. Это может быть особенно справедливо в отношении новых явлений, связанных с этим возрастом, например, таких как воспитание внуков (Pinson-Milburn, Fabian, Schlossberg & Pyle, 1996). В подобных ситуациях могут потребоваться комплексные (многоуровневые) услуги консультирования, например прямая программа помощи (прямое вмешательство), такая как программа обучения новым навыкам и копинг-стратегиям. Кроме того, могут потребоваться непрямые поддерживающие вмешательства, такие как группы поддержки дедушек и бабушек, группы поддержки семьи и спонсирование таких мероприятий, как школьный «День дедушек и бабушек». Другая причина того, что пожилые люди не получают достаточного внимания от специалистов в области психического здоровья, — это «инвестиционный синдром», описанный Коланджело и Пулвино (Colangelo & Pulvino, 1980). Согласно этим авторам, некоторые консультанты считают, что свое время и энергию лучше израсходовать на работу с более молодыми людьми, «которые могут в конечном счете принести пользу обществу» (р. 69). Профессионалы, поддерживающие эту установку, рассчитывают на будущие прибыли от молодых людей либо просто дезинформированы относительно возможностей изменения состояния пожилых людей. Третья причина того, что люди старшего поколения не могут получить должного внимания от специалистов в области психического здоровья, — иррациональный страх старости и психологическое дистанцирование от пожилых людей, вызванное этим страхом (Neugarten, 1971). Общий и очень важный принцип успешной работы с пожилыми людьми заключается в том, чтобы классифицировать их не как старых, но как взрослых (Сох & Waller, 1991). Старость является уникальной стадией жизни и сопровождается непрерывным развитием. Если в работе с пожилыми людьми проявляется уважение и эмпатия, результаты, скорее всего, будут позитивными. Другая терапевтическая стратегия, применяемая в работе с пожилыми клиентами, заключается в том, чтобы изменить связанные с ними установки окружающих людей (Colangelo & Pulvino, 1980; Ponzo, 1978; Sinick, 1980). Многие общественные установки отрицательно влияют на отношение пожилых людей к самим себе. Часто старики действуют как старики только потому, что окружающие поощряют и поддерживают такое поведение. Хансен и Пратер (Hansen & Prather, 1980) подчеркивают, что американское общество «приравнивает старение к устареванию и в соответствии с этим расставляет свои приоритеты» (р. 74). Следовательно, консультант обязан заниматься просветительством, выступать в качестве адвоката, настаивать на изменениях в установках общества, чтобы преодолеть деструктивные возрастные ограничения и стереотипы. «Мы должны создать общество, поощряющее человека к тому, чтобы перестать играть стереотипную возрастную роль и начать быть просто самим собой» (Ponzo, 1978, р. 143-144). В дополнение к пропаганде уважительного отношения к пожилым людям и помимо усилий, направленных на изменения в системах, консультанты могут помогать пожилым решать их специфические каждодневные проблемы. Томайн (Tomine, 1986) утверждает, что услуги консультирования для пожилых людей принесут наибольшую пользу, если они будут необременительными и практичными, например будут направлены на обучение или решение какой-либо проблемы. Например, Хичкок (Hitchcock, 1984) проанализировал успешные программы оказания помощи пожилым в получении занятости. Наиболее успешной программой оказался клуб для заинтересованных в получении работы пожилых людей, на регулярных встречах которого участники обменивались информацией на тему занятости. Для стариков с болезнью Альцгеймера благоприятным на ранних стадиях заболевания оказывается применение консультирования, основанного на теории Роджерса и практических приложениях Каркхуффа (Carkhuff). Групповое консультирование, основанное на экзистенциальном подходе Ялома (Yalom), может быть продуктивным в помощи членам семьи больного в их попытках справиться с прогрессирующей болезнью (LaBarge, 1981). Структурированный процесс обзора жизни также доказал полезность в работе с пожилыми (Beaver, 1991; Westcott, 1983). Эта методика помогает им интегрировать прошлое и готовить себя к будущему. Краткосрочные рационально-эмотивные упражнения успешно использовались при работе с отдельными пожилыми людьми в целях развития рационального мышления и уменьшения беспокойства, связанного со старением (Keller, Corake & Brooking, 1975). Среди пожилых людей в возрасте 65 лет и старше наиболее популярны следующие группы (Gladding, 1999). • Группы, ориентированные на реальность, которые помогают запутавшимся людям ориентироваться в жизненной ситуации, принять ее, занять конструктивную позицию. • Группы ремотивационной терапии, помогающие пожилым клиентам стать более включенными в настоящее и будущее. • Группы воспоминаний, которые анализируют жизненные события, чтобы помочь своим членам становиться более интегрированными как личность. • Психотерапевтические группы, которые направлены на приспособление к специфическим проблемам старения, таким как потери близких людей. • Специфические тематические группы, которые концентрируются на конкретных областях, представляющих интерес для пожилых, например здоровье или искусство. • Группы, ориентированные на решение проблем, предлагаемых клиентами; такие группы сосредоточиваются на конкретных переходных проблемах членов группы, таких как госпитализация или столкновение с родственниками со стороны жены или мужа. Работая с пожилыми людьми, консультанты часто становятся учениками жизни, а старые люди становятся их учителями (Kemp, 1984). Когда будет создана установка на открытость, клиенты, скорее всего, займутся решением наиболее важных вопросов в своей жизни, а консультанты будут более склонны узнавать различные стороны жизни и смогут лучше оказывать помощь в процессе консультирования. Консультирование и вопросы пола
Третья группа проблем, рассматриваемая в этой главе, сосредоточивается на консультировании мужчин и женщин в качестве подгрупп. Потребности и интересы клиентов частично определяются культурным климатом и социальным окружением, в которых они живут и развиваются (Cook, 1993; Moore & Leafgren, 1990). Женщины и мужчины являются «в своей сущности культурно-социальными существами» (McFadden, 1996, р. 234). Консультанты, которые не осознают в полной мере влияния социальной дискриминации, стереотипов и ролевых ожиданий, связанных с полом, вряд ли преуспеют в помощи своим клиентам. Эффективное консультирование по вопросам пола или сексуальной ориентации требует специальных знаний и проницательности. Уже давно не ведется споров по поводу того, нужно ли консультантам обладать специализированными знаниями и умениями в консультировании женщин и мужчин как отдельных групп. Представители обоих полов имеют много общего, но, поскольку женщины и мужчины «в своем развитии сталкивались с разными проблемами», профессионалу могут потребоваться различные подходы при взаимодействии с ними (Nelson, 1996, р. 343). Более того, консультанты, которые чаще работают с представителями какого-либо одного пола, могут нуждаться в тщательном обучении и дополнительном опыте. Например, женщины в США страдают серьезными депрессиями в два раза чаще, чем мужчины (7 миллионов и 3,5 миллиона соответственно) (McGrath, Keita, Strickland & Russo, 1990). Данный факт справедлив для всех культур и стран, несмотря на различия в трактовке понятия «депрессия» (Shea, 1998). По крайней мере, частично это может быть объяснено тем, что женщины больше подвержены пассивному замыканию на своих внутренних переживаниях. Данное явление известно как погружение в себя и бесплодная рефлексия. Консультирование женщин
Женщины являются главными потребителями услуг консультирования (Wastell, 1996). Они обладают специфическими потребностями, связанными с их биологическими особенностями и социальными стереотипами, обусловливающими отличие проблем, с которыми они обращаются к консультированию, от мужских (Cook, 1993). Женщины все еще испытывают притеснения, касающиеся свободы, статуса, доступа к некоторым сферам деятельности, признания, которым обладают мужчины, хотя их социальные роли и карьерные возможности существенно увеличились с начала 1960-х годов, когда женское движение привело к значительным переменам в обществе. Женщины как социальная группа сталкиваются со сложными фундаментальными проблемами, такими как построение близких отношений, выбор карьеры и планирование жизни (Bradley, Gould & Hayes, 1992). Средг главных проблем этой группы — личностное развитие и рост, депрессия, расстройства пищевого поведения, сексуальное преследование, вдовство, множественность ролевых обязанностей. Консультирование женщин — «это не просто вопрос выбора теории или подхо да и начало лечения» (Hanna, Hanna, Giordano & Tollerud, 1998, p. 181). У станов ки консультанта, его ценности и знание могут как облегчить, так и задержать потенциальное развитие клиента-женщины. В основном женщины больше ориентируются на отношения, и подход консультанта должен учитывать этот фате (Davenport & Yurich, 1991; Nelson, 1996). Анализ литературы показывает, что специалисты, занимающиеся консультированием женщин, должны проявлять «сильно развитую эмпатию, сердечность и понимание; они должны находиться на высоком уровне личностного развития, чтобы хорошо разбираться в трудностях, с которыми сталкиваются женщины» (Hanna et al, 1998, p. 167). К сожалению, имеются свидетельства того, что некоторые консультанты и специалисты в области душевного здоровья все еще придерживаются по отношении к женщинам устаревших полоролевых стереотипов (Simon, Gaul, Friedlander & Heatherington, 1992). С другой стороны, отдельные консультанты могут просто» знать о специфических трудностях, с которыми женщины сталкиваются на разны: этапах своей жизни. Например, в теории эволюционного подхода к развитию че ловека «в литературе существует значительный пробел относительно изучени: женщин среднего возраста с такими проблемами, как бездетность, одиночестве немощность, принадлежность к сексуальным или этническим меньшинствам, шп являющихся членами расширенных семей» (Lippert, 1997, р. 17). Ложные представ ления, неправильные убеждения и недостаток понимания консультанта — все это может усугубить проблемы женщин-клиентов (Leonard & Collins, 1979). Важнс чтобы консультанты, работающие с женщинами, умели учитывать социально-пс литические и другие факторы. Для рассмотрения проблем, связанных с консультированием женщин, был: специально сформированы комитеты и целевые группы в составе профессионал! ных организаций консультирования. Например, в А С А существует национальна женская комиссия, а 35-е отделение АРА занимается исключительно психологие женщин. Кроме того, 17-е отделение (психологии консультирования) финансирует Комитет по делам женщин. Социальные аспекты консультирования женщин. Один из главных вопросе в консультировании женщин вращается вокруг проблемы адекватности информации об их жизни. Многие ранние теории, касающиеся характера и особенносте развития женщин, особенно те, которые базировались на психоаналитически принципах, имели тенденцию характеризовать женщин как изначально «пассш ных, зависимых и морально подчиненных мужчинам» (Hare-Mustin, 1983, р. 594 Эти теории поддерживали статус-кво в вопросе отношения к женщинам и ограш чивали их возможности выбора (Garfield, 1981; Lewis, Hayes & Bradley, 1992). Oбщий стандарт здорового зрелого поведения применяется к мужчинам, а в отношении психического здоровья женщин данные теории придерживаются двойног стандарта (Lawler, 1990; Nicholas, Gobble, Grose & Frank, 1992). Этот двойной стандарт в основном изображает поведение взрослых женщин как менее социально одобряемое и менее здоровое. Такая точка зрения занижала уровень ожидаемого женского поведения и способствовала установлению барьеров на пути их продвижения в нетрадиционных ролях (Broverman, Broverman, Clarkson, Rosenkrantz & Vogel, 1970). Однако количество публикаций в области исследований женских проблем и женской психологии выросло с трех руководств в начале 1970-х годов до многочисленных книг и статей, многие из которых были специально написаны самими женщинами для того, чтобы изменить некоторые устаревшие теоретические взгляды, выработанные мужчинами, непосредственно не знакомыми с женскими проблемами (Axelson, 1985; Enns, 1993; Lemer, 1988). Например, отдельными учеными высказывались предположения, что развитие женщин не укладывается в психологические стадии развития по Эриксону. Эти теоретики настаивали на уникальности женщин и подчеркивали непрерывный, а не стадиальный характер их развития. Второй серьезной проблемой в консультировании женщин является сексизм, который Голдман (Goldman, 1972) описывает как «явление, более глубоко укоренившееся, чем расизм» (р. 84). Сексизм — это убеждение (и поведение, следующее из этого убеждения), что к представительницам женского пола нужно относиться на основе их половых особенностей, безотносительно к другим качествам, таким как интересы и способности. Такое отношение необоснованно, нелогично, непродуктивно и эгоистично. В прошлом сексизм принимал явные формы, например в виде Ограничения доступа женщин к некоторым профессиям, и поощрял их работать в качестве так называемых «розовых воротничков», выполняя преимущественно такие обязанности, как уход за детьми, семьей, больными. Сегодня сексизм стал намного более изощренным, проявляясь «чаще в упущении, чем в допущении» (Leonard & Collins, 1979, p. 6). Многие из упущений следуют из недостатка информированности или отказа изменить убеждения в свете новых фактов. В любом случае сексизм причиняет вред не только женщинам, но обществу в целом. Проблемы и теории консультирования женщин. Одна из основных проблем в консультировании женщин заключается в отношении к ним консультанта, как на индивидуальном уровне, так и к группе в целом. Для консультанта важно обращаться к женщинам в соответствии с их уникальной индивидуальностью, не забывая и общие для всех женщин черты (Cook, 1993; Van Buren, 1992). Консультанты должны признать, что для консультирования женщин, находящихся на разных стадиях жизни, например в стадии детства или в подростковом периоде (Bradley et al, 1992), в зрелом (Lippert, 1997) и старшем возрасте (Myers, 1992), требуются специальные знания. Консультанты должны также понять динамику работы с женщинами при решении различных проблем, например при расстройствах пищевого поведения (Marino, 1994), сексуальных злоупотреблениях и насилии (Enns, 1996), попытках самоубийства (Rogers, 1990), а также при планировании карьеры (Scott & Hatalla, 1990). Джонсон и Скарато (Jonson & Scarato, 1979) предложили модель, в которой выделили главные области знания, относящиеся к женской психологии. В модели предлагается семь областей, в которых консультанты должны совершенствовать свои знания женских особенностей и, вследствие этого, избавляться от предубеждений. Эти области включают: а) историю и социологию полоролевых стереотипов, б) психофизиологию женщин и мужчин, в) теории индивидуальности и поло-ролевого развития, г) возрастные особенности, д) знание специфики отдельных популяций, е) развитие карьеры и ж) консультирование/психотерапию. В последней области авторы сосредоточиваются на альтернативных (нетрадиционных) подходах в консультировании, а также на специфических проблемах женщин. Тэймс и Хилл (Thames & Hill, 1979) утверждают, что, помимо элементарных знаний, консультанты, работающие с женщинами, должны усвоить опыт в четырех областях консультирования: вербальной, невербальной, процедурной и методической. Кроме того, им необходимо уметь применять соответствующие навыки работы со специальными категориями женщин, такими как страдающие депрессией или подвергшиеся сексуальному насилию. Наконец, консультанты должны сознавать свои личные трудности в обращении с клиентами-женщинами. Главным подходом в консультировании при работе с женщинами является феминистская теория. Феминистское направление в консультировании возникло в период усиления женского движения в 1960-е годы. В начальной стадии это движение являлось вызовом засилью патриархата, но по мере своего роста оно сосредоточивается на личностном развитии женщин, на их общих и уникальных особенностях (Okun, 1990). Начиная с публикации Кэрол Гиллиган «In a different voice» (Gilligan, 1982), происходило нарастающее проникновение феминистской теории в консультирование. Одна ветвь такого подхода — либеральное феминистское консультирование — занимается просветительской деятельностью в области моделей социализации и личного выбора при изменении традиционных сексуальных ролей. Другое направление, радикальное феминистское консультирование, больше ориентировано на вовлечение клиентов в осуществление социальных сдвигов, направленных на увеличение равноправия полов (Enns & Hackett, 1993). Во многих отношениях феминистская теория является больше подходом к консультированию, нежели хорошо сформулированным набором теоретических конструктов. Она чрезмерно настойчиво оспаривает и подвергает сомнению установки традиционных теорий консультирования из-за того, что эти модели часто отстаивают сохранение статус-кво относительно господства мужчин и иерархического общества. Два главных момента отличают феминистскую позицию от других форм оказания помощи. • Феминистская теория делает акцент на равноправии отношений оказания помощи, что следует из убеждения, что «женские проблемы неотделимы от общественного притеснения женщин» (Okun, 1997). • Она подчеркивает значение общественной, политической и экономической деятельности в качестве основной части процесса терапии. Стирание различий между полами, значение взаимоотношений, естественное восприятие тела «как оно есть», «несексистское» развитие карьеры также находят отражение в феминистской идеологии (Воусе, 1988). В общем и целом «феминистская теория начинается с опыта женщин и использует оценки и убеждения женщин в качестве основной схемы» (Nwachuku & Ivey, 1991, p. 106). Консультирование мужчин
Естественным результатом сосредоточения интереса на женском консультировании и изживания сексизма явилось возобновление внимания к уникальным проблемам и потребностям мужчин. Несмотря на то что «особенности мужчин и природа "мужественности" являются объектом исследования уже на протяжении длительного времени, за последние двадцать лет интерес к этим вопросам непрерывно возрастал» (Wade, 1998, р. 349). В начале 1980-х годов Коллисон (Collison, 1981) пришел к выводу, что, «оказывается, для мужчин приспособлено меньшее количество процедур консультирования, чем для женщин» (р. 220). Ситуация с тех пор изменилась, а «растущий интерес к мужской психологии привел к увеличению спроса на клинические услуги, ориентированные исключительно на мужчин» (Jonson & Hayes, 1997, p. 302). Социальные аспекты консультирования мужчин. Проблемы, относящиеся к консультированию мужчин, часто обусловлены социализацией. В некоторой степени общепринятые формы социального поведения мужчин можно объяснить тем фактом, что традиционные мужские половые роли определены более строго, чем женские. Например, в детстве в поведении девочек поощряется эмоциональная или поведенческая экспрессивность, тогда как в мальчиках поддерживают прежде всего неэмоциональные физические действия. Таким образом, многие мужчины приучены прятать свои эмоциональные реакции, проявлять автономность, активность и дух соперничества (Setter & Stevens, 1987). Они ориентированы скорее на демонстрацию воинственности, чем на проявление заботливого поведения, и часто «чувствуют себя потерявшими власть и статус в результате изменений в направлении андрогинности», особенно в начале взрослой жизни (Brown, 1990, р. И). В целом большинство мужчин обладает в первую очередь когнитивной ориентацией (Pollack & Levant, 1998; Scher, 1979). Проявление эмоциональности обычно избегается из-за недостатка опыта в ее применении и тревоги, которую она создает. Такие сдерживающие роли часто способствуют выработке нечувствительности к потребностям как других людей, так и к собственным, а отрицание душевных и соматических проблем становится фатальным, проявляясь в более короткой продолжительности жизни мужчин (Jourard, 1971). Кроме этого, «мужчины ищут психологическую безопасность в независимости и избегают тесных отношений» (Davenport & Yurich, 1991, p. 65). Следовательно, консультанты, которые работают с мужчинами, должны понимать, что многие из их клиентов окажутся нелюдимыми и сдержанными в разговоре. Из-за своей изоляции они могут стремиться минимизировать свои действия и деятельность окружающих. Большую часть времени они не проявляют настойчивости, а просто имитируют то поведение, за которое получают подкрепление. Многие мужчины усвоили в детстве социальные табу в отношении самораскрытия, особенно перед другими мужчинами. Чтобы помочь консультанту в понимании реалий мужских ситуаций и таким образом способствовать успеху работы с ними, Шер (Scher, 1981) предлагает ряд принципов. Они включают акцентирование внимания на: а) трудностях изменения для большинства мужчин, б) ограничениях, наложенных полоролевыми стереотипами, в) важности обращения за поддержкой и работы с эмоциональными проблемами и г) необходимости четко различать роли и правила, относящиеся к личной жизни и к работе. В целом мужчины чаще, чем женщины, отказываются участвовать в консультировании (Worth, 1983). Большинство мужчин прибегают к консультированию только в ситуации кризиса, поскольку считается, что они должны быть самодостаточными, отодвигать на второй план свои потребности и заботиться о других (Moore & Leafgren, 1990). Мужчины имеют разные интересы в различном возрасте и на разных стадиях развития (Moore & Leafgren, 1990). Поэтому при работе с мужчинами важно сопоставлять получаемые результаты с моделями развития, в которых подчеркиваются эти особенности, например с моделями Эриксона (Erikson, 1968) и Левинсона (Levinson, 1978). Проблемы и теории в консультировании мужчин. Помимо реальных фактов, о консультировании мужчин существует множество мифов (Kelly & Hall, 1994). Когда мужчины оказываются способными прорваться через традиционные запреты, они обычно старательно работают в консультировании и рассматривают его как разновидность соревнования. Они многого ждут от консультирования и хотят, чтобы сессии были продуктивными. В большинстве своем мужчины, как правило, стараются быть более понятными и искренними в процессе работы и проявлять себя непосредственно и честно. Преобладание у мужчин когнитивной направленности создает особые трудности для консультанта. Марино (Marino, 1979) советует консультантам избегать в работе с мужчинами когнитивной области и направлять внимание на тональность их голосов, на противоречия их поведения и чувств и на их двойственное отношение к контролю и опеке. Шер (Sher, 1979) также предлагает уводить клиента из когнитивной области в эмоциональную и рекомендует начинать работу с объяснения клиенту важности овладения своими чувствами при преодолении личностных трудностей; после этого следует терпеливо работать над раскрытием скрываемых чувств. В противоположность стратегии избегания когнитивной области, Берч и Сков-холт (Burch & Skovholt, 1982) предлагают использовать модель Голланда «взаимодействие человек—среда» (Holland, 1979) в качестве схемы для понимания и консультирования мужчин. Согласно этой модели, мужчины обычно действуют в реалистичном измерении. Им, как правило, недостает социальных навыков, но они обладают техническими и практическими умениями; следовательно, авторы рекомендуют консультантам применять когнитивно-бихевиоральный подход для установления раппорта и облегчения консультирования. Джайлс (Giles, 1983) не соглашается с этой точкой зрения и указывает, что не существует никаких исследований, однозначно ее подтверждающих. Он полагает, что изменение подхода консультирования в попытке приспособить его к типу личности клиента не обязательно приведет консультанта к успеху. Учитывая особое внимание, которое уделяется межличностному научению в групповом консультировании и терапии, этот способ работы с мужчинами может оказаться эффективной стратегией вмешательства (Andronica, 1997; Jolliff, 1994). Цели мужской группы состоят в увеличении индивидуального понимания обусловленности половых ролей, в овладении новыми социально одобряемыми моделями поведения, в поддержании образа жизни, ориентированного на удовлетворение индивидуальных потребностей. Особенно полезна групповая работа для трех типов мужчин — сексуальных правонарушителей, мужчин-гомосексуалистов и бездомных мужчин (DeAngelis, 1992). Не добиваются успеха в групповой работе мужчины в маниакальном состоянии, глубоко депрессивные, пребывающие в серьезном кризисе, страдающие различными зависимостями, алкоголики или параноики (Home & Mason, 1991). Групповая работа может оказаться для мужчин мощным средством преодоления защитных механизмов, таких как отрицание, и способствовать формированию ощущения общности. Чтобы добиться результата, консультант должен объявить о создании группы; тщательно отобрать потенциальных кандидатов; идентифицировать специфические формы поведения, требующие особого внимания; определить ритуалы начала и завершения работы группы; разработать стратегии, вмешательства, нацеленные на разрешение глубоких психологических проблем, таких, например, как разрешение конфликта (Hetzel, Barton & Davenport, 1994; Home & Mason, 1991). Работая с группой мужчин, Мур и Хаверкамп (Moor & Haverkamp,,1989), в тщательно проведенном исследовании обнаружили, что «мужчины в возрасте от 30 до 50 лет способны повысить уровень эмоциональной выразительности, измерявшийся как с помощью самоотчетов, так и поведенческими тестами» (р. 513). На этой стадии жизненного развития многие мужчины стремятся к проявлению большей близости, углублению межличностных связей и непосредственному управлению своими эмоциями. Таким образом, групповая работа для мужчин этого возраста может оказаться очень эффективным средством стимулирования изменений, особенно, как утверждают авторы, когда групповая работа ведется в русле парадигмы социального научения, в соответствии с которой другие мужчины служат моделью и подкрепляющим стимулом для выработки новых образцов поведения. Влияние Роберта Блая (Вlу) и мифопоэтического движения (использование мифов и поэзии в мужских группах) — один из примеров действенности такой парадигмы (Erkel, 1990). Важно, чтобы консультант, создавая благоприятные условия для изменений и изучения эмоциональных проблем, сознавал, что правила внутри мужского профессионального мира, как правило, отличаются от правил личностной сферы. Консультанту чрезвычайно важно предостеречь мужчин от наивного и автоматического перенесения вновь открытых моделей поведения, успешно работающих в их личной жизни, в среду, которая может оказаться враждебной, — то есть в мир работы. Консультирование мужчин, рассматриваемых как особая группа, как и консультирование представителей любых иных групп, являет собой комплексный феномен, и его потенциальные выгоды огромны. В их число входит помощь мужчинам в выработке эффективных стратегий формирования ожиданий и стратегий изменения ролей (Moore & Leafgren, 1990). Помимо этого, с помощью консультирования мужчины могут разрабатывать новые умения, применимые «в установлении брачных отношений, в решении проблем здоровья, связанных со стрессами, в принятии решений по профессиональным и жизненным вопросам и во взаимодействии в семье» (Moore & Haverkamp, 1989, p. 516). Особенно действенной процедурой, которая может быть использована при работе с некоторыми мужчинами, является их беседа со своими отцами. Серии упорядоченных открытых вопросов о традициях семьи помогают мужчинам более ясно понять своих отцов и благодаря этому совершать открытия, касающиеся их самих. Это новое понимание может служить катализатором для внедрения различных моделей поведения в их собственных семьях. Консультирование И сексуальная ориентация
В завершение раздела, посвященного тендерным проблемам, важно обратиться к теме сексуальной ориентации, поскольку не все мужчины и женщины являются ге-теросексуалами. Независимо от одобрения или неодобрения окружающих, люди различаются по стилю жизни, по социальной и сексуальной ориентации (Dworkin & Gutierrez, 1989). По меньшей мере 10% населения США составляют геи, лесбиянки и бисексуалы. Эти люди часто испытывают стереотипное негативное отношение и дискриминацию со стороны окружающих. Количество мифов и стереотипов вокруг них значительно возросло в последние годы; примерами подобных мифов могут служить мнения, что представители этой популяции развращают детей и что однополые отношения никогда не бывают продолжительными (Chen-Hayes, 1997). В составе Американской ассоциации консультирования есть подразделение, специально предназначенное для работы с этой популяцией, — это Ассоциация по проблемам консультирования геев, лесбиянок, бисексуалов (AGLBIC). Жизненные трудности для геев, лесбиянок и бисексуалов начинаются еще в раннем возрасте. Дети с любой из этих ориентации зачастую переживают нелегкий период взросления в связи со своей неординарностью. У них часто развивается ощущение изоляции и неполноценности, беспокойство в связи с неудовлетворительными отношениями со сверстниками и непониманием в семье (Marinoble, 1998). Даже некоторые консультанты меньше, чем можно было бы ожидать, склонны к принятию представителей этой популяции. Как утверждает Рудольф (Rudolph, 1989), «обслуживание психотерапевтических потребностей гомосексуалов (как и бисексуалов) исторически сопровождалось ощущениями неудовлетворенности и дискомфорта для многих клиентов и консультантов» (р. 96). Культура большинства, которую представляют профессиональные помощники, имеет обычно негативное представление о тех, кто не придерживается гетеросексуальной ориентации. Когда эти взгляды высказываются в грубой, догматичной форме, они могут оказать вредное воздействие на психическое здоровье и благополучие гомосексуалов, лесбиянок и бисексуалов и грубо нарушить их общее развитие. Например, при выборе профессии мужчины-геи часто испытывают недостаток ролевых моделей и обычно вынуждены выбирать социально стереотипные для гомосексуалов занятия (Hetherington, Hillerbrand & Etringer, 1989). В любом культурном меньшинстве, которое воспринимается с предубеждением, страдают люди и наносится ущерб всей культуре меньшинства в целом. Одновременно с проблемой духовного роста в мультикультуральном консультировании наблюдается увеличение внимания к выработке сочувствия консультантов к проблемам, с которыми сталкиваются гомосексуалы, лесбиянки и бисексуалы, таким как проблемы «выхода в свет», образования общественных организаций, религиозной деятельности, СПИДа, неприязни со стороны окружающих и создания отношений (House & Miller, 1997). Теперь, когда в американском обществе усилились консервативные тенденции, а также на порядок выросло число случаев СПИДа, работа с открытыми гомосексуалами, лесбиянками и бисексуалами во многих случаях становится непопулярной деятельностью, однако эта работа может принести много пользы, если ее проводить должным образом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.02 с.) |