Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вредные поведенческие приемыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Источник: «Effective Helping: Interviewing and Counseling Techniques» (p. 25) by Barbara F. Okun. Некоторые из них, типа зевоты, ясно показывают незаинтересованность консультанта. Другие, такие как предоставление совета, оказываются полезными только в определенное время, например когда клиент проявляет заинтересованность в получении совета или налицо кризис. После того как вы исследуете этот список, подумайте, когда вы в последнее время применяли приемы поведения, упомянутые в таблице. Исследование и идентификация целей
В заключительной части фазы формирования отношений консультирования консультант помогает клиенту разобраться в конкретных вопросах и приступает к идентификации целей, которых клиент намерен достичь, Хилл (Hill, 1975) подчеркивает, что постановка целей является определяющим звеном в обеспечении правильного направления. Эган (Egan, 1998) отмечает, что исследование и в конечном счете идентификация целей часто происходят тогда, когда клиенту предоставляется возможность рассказать о ситуации — сообщить свою личную историю. Консультант поддерживает сосредоточенность клиента на себе, обеспечивая структуру рассказа, активно слушая (одновременно обращая внимание и на содержание, и на эмоции) и помогая идентифицировать и уточнить цели. Рул (Rule, 1982) утверждает, что цели «являются генератором энергии для повседневной жизни», однако они часто «расплывчаты» (р, 199). Он дает описание неопределенных, нереалистичных и нескоординированных целей, Неопределенные цели нельзя считать идентифицированными из-за их чрезмерной широты и отсутствия приоритетов. Иногда консультанты и клиенты могут оставлять неопределенные цели без внимания, поскольку временные и другие затраты, которые требуются для их точной формулировки, дают меньший результат, чем изменение поведения. В большинстве случаев, однако, полезно идентифицировать цели клиента, придать им конструктивную форму и выбрать среди них первосте пенные. Нереалистичные цели, которые могут быть поставлены как консультантом, таг и клиентом, предполагают удачное стечение обстоятельств, совершенство, прогресс, первоклассное мастерство и самоактуализацию. Они стоят того, чтобы их достигать, но не являются легкодостижимыми и нуждаются в постоянном подтверждении. Например, клиент, который отдал много сил продвижению по службе и счастлив оттого, что его повысили, будет вскоре вынужден приспосабливаться к обязанностям новой работы и к реальности дальнейшего профессионального роста. С нереалистичными целями эффективнее всего можно работать, помещая их в контекст более широких жизненных целей. В этом случае консультант может предложить клиенту, в качестве домашнего задания, придумать исследовательские стратегии для работы с ними. Нескоординированные цели, согласно Рулу (Rule, 1982), в основном подразделяются «на две группы: цели, которые, возможно, нескоординированы на самом деле, и цели, которые кажутся нескоординированными» (р. 196). В первой группе представлены цели, которые могут быть несовместимы друг с другом или с личностью клиента. Человек, который обращается за помощью к консультанту, но в действительности не желает продолжать работу над изменением, является примером человека с несовместимыми целями. Таких клиентов часто называют «сопротивляющимися». Во вторую группу Рул объединяет клиентов, которые производят впечатление людей, имеющих нескоординированные цели, но в действительности таковыми не являются. Возможно, эти люди боятся брать на себя персональную ответственность за что-либо и вовлекают любого консультанта в диалог по типу «да, но...». Дайер и Вренд (Dyer & Vrend, 1977) выделяют семь специальных критериев для оценки эффективных целей в консультировании. 1. Цели взаимно согласованы клиентом и консультантом. Без взаимности ни одна из сторон не приложит достаточной энергии для работы над достижением целей. 2. Цели являются конкретными. Если цели сформулированы слишком широко, они никогда не будут достигнуты. 3. Цели имеют отношение к преодолению саморазрушительного поведения. Существует множество возможных целей, к достижению которых могут стремиться клиенты, однако преследоваться должны только те из них, которые являются релевантными по отношению к изменению пагубного поведения. 4. Цели ориентированы на достижение у спеха. Цели консультирования должны быть реалистичными и предполагать как внутренний, так и внешний выигрыш для клиента. 5. Цели поддаются количественному учету и измерению. Важно, чтобы и клиент, и консультант знали, когда цели достигнуты. Когда цели определены количественно, достижение легче всего распознается. 6. Цели являются поведенческими и наблюдаемыми. Этот критерий связан с предыдущим: эффективная цель — это та, достижение которой может быть замечено. 7. Цели хорошо понятны и могут быть легко переформулированы. Необходимо, чтобы клиент и консультант достигли полного взаимопонимания по поводу целей. Одним из способов оценить, насколько такое взаимопонимание достигнуто, является повторная формулировка целей собственными словами. Эган (Egan, 1998) предупреждает, что на стадиях исследования и постановки цели консультирования отдельные проблемы могут помешать формированию устойчивых отношений клиента с консультантом. Наиболее известные из трудностей связаны со слишком быстрым или слишком медленным продвижением в консультировании, с боязнью интенсивности процесса, с неорганизованностью клиента и с чрезмерными затратами времени и энергии на исследование прошлого. Консультанты, которые предвидят подобные потенциальные проблемы, имеют больше шансов эффективно преодолеть их. Работая с клиентами, консультант с самого начала должен сформировать взаимно удовлетворяющие отношения. Когда этот процесс проходит успешно, начинается более активная рабочая стадия консультирования. Резюме
Формирование отношений — первая стадия в консультировании — является продолжительным процессом.. Стадия начинается с выигрыша консультантом борьбы за структуру и победы клиента в борьбе за инициативу. В такой ситуации обе стороны оказываются победителями. Клиент выигрывает, становясь более информированным о характере консультирования и получая представление о том, чего он может ожидать. Выигрыш консультанта заключается в создании атмосферы, в которой клиенту будет комфортно делиться своими мыслями и чувствами. Консультирование может происходить в любой обстановке, но некоторые обстоятельства, по-видимому, больше, чем другие, способствуют его проведению. Консультанты должны знать о влиянии на формирование отношений физических условий, в которых происходит консультирование. Клиенты могут приспосабливаться к любому помещению, но определенные факторы окружения, например размещение кресел, более благоприятны для проведения консультирования. Есть другие, менее очевидные факторы, которые также влияют на установление отношений. Например, имеет большое значение впечатление, которое складывается у клиентов и консультантов друг о друге. С привлекательными клиентами — молодыми, с хорошей речью, интеллектуально развитыми и общительными — работа может проходить продуктивнее, чем с клиентами более старшего возраста, менее интеллектуально развитыми и не проявляющими заинтересованности. Клиенты, вероятно, будут работать лучше всего с консультантами, которых они воспринимают как заслуживающих доверия, привлекательных и хорошо осведомленных. Независимо от внешних условий и первого впечатления, более вероятно, что консультант, который проявляет внимание к вербальному и невербальному поведению клиента, установит с ним раппорт. Чтобы отношения могли укрепляться далее, консультант должен проявлять эмпатию и использовать другие полезные приемы, такие как переформулировка и рефлексия, которые выходят за рамки теории консультирования. Когда консультанты осознают собственные ценности и чувства, они способны работать еще эффективнее. Первичное интервью в консультировании может начинаться по инициативе консультанта или клиента и может быть сосредоточено на сборе информации или на динамике отношений. В любом случае для консультанта важно исследовать вместе с клиентом основания для консультирования. Такое исследование может стимулировать клиентов к определению целей и облегчить создание взаимно согласованной программы консультирования. Когда этот шаг выполнен, начинается работа по достижению поставленных целей. Задания для самостоятельной работы
1. Представьте, что вам предстоит проводить свою первую консультационную сессию и вы сами можете выбрать, в каких условиях она будет проходить. Как бы вы подготовили помещение и как бы провели первые 10 минут с предполагаемым клиентом? Сделайте заметки и рисунки на эту тему, поделитесь своими идеями с другими учащимися. 2. Какие типы людей более привлекательны для вас? С какими людьми вам наиболее трудно общаться? В группах по три человека разыграйте 15-минутную сессию с таким трудным клиентом. Проследите за своими вербальными и невербальными действиями. Расскажите вашему клиенту и наблюдателю, что вы заметили, а затем послушайте их рассказ о том, что они наблюдали. 3. Что бы вы могли сделать, чтобы стать более привлекательным (приятным) для вашего клиента? Обсудите свои предложения с однокурсниками в открытой дискуссии. Отличается ли список идей, составленный группой, от списка Барбары Окунь? Чем? Какие пункты вы считаете наиболее значимыми для того, чтобы стать эффективным консультантом? 4. В группах по четыре человека обсудите стратегии, которые вы могли бы применить, чтобы помочь клиенту с нереалистичными целями изменить ожидания, касающиеся консультирования. Пусть в вашей дискуссии каждый член группы изобразит особый тип нереалистичного клиента. Заметьте, как ваши ответы изменяются в различных ситуациях. 5. Каким стало ваше отношение к профессии консультанта сейчас, после того как вы получили некоторое представление о начале процесса консультирования? Обсудите свои чувства и мысли с другими учащимися. Насколько существенно ваши нынешние представления и мысли отличаются от тех, которые были у вас в начале занятий? Чем именно? Литература
Allen G. (1977). Understanding psychotherapy: Comparative perspectives. Champaign IL: Research Press. lyn J. H. (1988). The politics of touch in therapy: A response to Willison and Masson. Journal of Counseling and Development, 66, 432-433. Benjamin A. (1987). The helping interview (4th ed.). Boston: Houghton Miffin. Bolton R. (1979). People skills: How to assert yourself, listen to others, and resolve conflicts. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall. Brammer L. M., Abrego R & Shostrom E. (1993). Therapeutic counseling and psychotherapy (6th ed.). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall. Brammer L. M. & MacDonald G. (1996). The helping relationship (6th ed.). Boston: Allyn & Bacon. Brown R. D. (1970). Experienced and inexperienced counselors' first impressions of clients and case outcomes: Are first impressions lasting? Journal of Counseling Psychology, 17, 550-558. Carkhuff R. R. (1969). Helping and human relations. New York: Holt Rinehart SWinston. Claiborn C. D. (1979). Counselor verbal intervention, non-verbal behavior and social power. Journal of Counseling Psychology, 26, 378-383. Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers (4th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole. Day R. W. & Sparacio R. T. (1980). Structuring the counseling process. Personnel and Guidance Journal, 59, 246-249. Del Prete T. (1998). Getting back in touch with students: Should we risk it? Professional School Counseling, 1(4), 62-65. Dorn F. J. (1984). The social influence model: A social psychological approach to counseling. Personnel and Guidance Journal, 62, 342-345. Doyle R, E. (1998). Essential skills & strategies in the helping process (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Dyer W. W. & VriendJ. (1977). A goal-setting checklist for counselors. Personnel and Guidance Journal, 55, 469-471. Egan G. (1998). The skilled helper (6th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole. Erdman R. & Lampe R. (1996). Adapting basic skills to counsel children. Journal of Counseling and Development, 74,374-377. Evans D. R., Hearn M. Т., Uhlemann M. R. & Ivey A. E. (1998). Essential interviewing (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole. Fong M. L. & Cox B. G. (1983). Trust as an underlying dynamic in the counseling process: How clients test trust. Personnel and Guidance journal, 62, 163-166. Galvin M. & Ivey A. E. (1981). Researching one's own interviewing style: Does your theory of choice match your actual practice? Personnel and Guidance journal, 59, 536-542. Gaxda G. M., Asbury F. R., Balzer F. J., Childers W C. & Phelps R. E. (1994). Human relations development:A manual/or educators (5th ed.). Boston; Allyn & Bacon. Gill S. J. (1982). Professional disclosure and consumer protection in counseling. Personnel and Guidance Journal, 60, 443-446. Goldstein A. P. (1973). Structural learning therapy: Toward a psychotherapy for the poor. New York; Academic Press. Goodyear R. К. & Bradley F. О. (1980). The helping process as contractual. Personnel and Guidance Journal, 58, 512-515. Haase R. F. (1970). The relationship of sex and instructional set to the regulation of interpersonal interaction distance in a counseling analogue. Journal of Counseling Psychology, 17, 233-236. Haase R. F. & DiMattia D. J. (1976). Spatial environments and verbal conditioning in a quasi-counseling interview. Journal of Counseling Psychology, 23, 414-421. Hackney H. & Cormier L. S. (1994). Counseling strategies and interventions (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon. Harris S. M. & Busby D. M. (1998). Therapist physical attractiveness: An unexplored influence on client disclosure. Journal of Marital and Family Therapy, 24, 251-257. Hill C. (1975). A process approach for establishing counseling goals and outcomes. Personnel and Guidance Journal, 53, 571-576. Hinson J. A. & SwansonJ. L. (1993). Willingness to seek help as a function of self-disclosure and problem severity. Journal of Counseling and Development, 71, 465-470. Hubble M. A. & Gelso C. J. (1978). Effects of counselor attire in an initial interview. Journal of Counseling Psychology, 25, 581-584. Ivey A. E. (1971). Microcounseling. Springfield, IL: Thomas. Ivey A. E. (1994). Intentional interviewing and counseling (3rd ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole. James M. D. & Hazier R. J. (1998). Using metaphors to soften resistance in chemically dependent clients. Journal of Humanistic Education and Development, 36, 122-133. Kelly K. R. & Stone G. L. (1982). Effects of time limits on the interview behavior of type A and В persons within a brief counseling analog. Journal of Counseling Psychology, 29, 454-459. Kerr B. A., Claiborn C. D. & Dixon D. N. (1982). Training counselors in persuasion. Counselor Education and Supervision, 22, 138-147. Knowles D. (1979). On the tendency of volunteer helpers to give advice. Journal of Counseling Psychology, 26, 352-354. LaCross M. B. (1975). Non-verbal behavior and perceived counselor attractiveness and persuasiveness. Journal of Counseling Psychology, 22, 563-566. Levine E. (1983). A training model that stresses the dynamic dimensions of counseling. Personnel and Guidance Journal, 61, 431-433. LichtenbergJ. W. (1986). Counseling research: Irrelevant or ignored? Journal of Counseling and Development, 64, 365-366. Loesch L. (1984). Professional credentialing in counseling: 1984. Counseling and Human Development, 17,1-11. Manthei R. J. (1983). Client choice of therapist or therapy Personnel and Guidance Journal, 61, 334-340. Mehrabian A. (1970). Some determinants of affiliation and conformity Psychological Reports, 27, 19-29. Mehrabian A. (1971). Silent messages. Belmont CA: Wadsworth. Napier A. & Whitaker C. (1978). The family crucible. New York: Harper & Row. Nichols M. R. (1998). The lost art of listening. IAMFC Family Digest, 11(1), 1-2,4, 11. Okun B. F. (1997). Effective helping (5th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Otani A. (1989). Client resistance in counseling: Its theoretical rationale and taxonomic classification. Journal of Counseling and Development, 67, 458-461. Paradise L. V. & Wilder D. H. (1979). The relationship between client reluctance and counseling effectiveness. Counselor Education and Supervision, 19, 35-41. Patterson C. H. (1985). The therapeutic relationship. Pacific Grove CA: Brooks/Cole. Patterson L. E. & Welfel E. R. (1994). Counseling process (4th ed.). Pacific Grove С A: Brooks/Cole. Ponzo Z. (1985). The counselor and physical attractiveness. Journal of Counseling and Development, 63, 482-485. Riordan R., Matheny K. & Harris C. (1978). Helping counselors minimize client resistance. Counselor Education and Supervision, 18, 6-13. Ritchie M. H. (1986). Counseling the involuntary client. Journal of Counseling and Development, 64, 516-518. Rogers, C. R. (1961). On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin. Roloff M. E. & Miller G. R. (Eds.). (1980). Persuasion: New directions in theory and research. Beverly Hills CA: Sage. Rule W. R. (1982). Pursuing the horizon: Striving for elusive goals. Personnel and Guidance Journal, 61, 195-197. Sack R. T. (1985). On giving advice. AMHCA Journal, 7, 127-132. Sack R. T. (1988). Counseling responses when clients say «I don't know». Journal of Mental Health Counseling, 10, 179-187. Schofield W. (1964). Psychotherapy: The purchase of friendship. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall. Senour M. N. (1982). How counselors influence clients. Personnel and Guidance Journal, 60, 345-349. Shertzer B. & Stone S. C. (1980). Fundamentals of counseling (3rd ed.). Boston: Houghton Mifflin. Siegal J. C. & Sell J. M. (1978). Effects of objective evidence of expertness and nonverbal behavior on client perceived expertness. Journal of Counseling Psychology, 25, 188-192. Sielski L. M. (1979). Understanding body language. Personnel and Guidance Journal, 57, 238-242. Strong S. R. (1968). Counseling: An interpersonal influence process. Journal of Counseling Psychology, -15,215-224. Strong S. R. (1982). Emerging integrations of clinical and social psychology: A clinician's perspective. In G. Weary & H. Mirels (Eds.) Integrations of clinical and social psychology (pp. 181-213). New York: Oxford University Press. Vriend J. & DyerW. W. (1973). Counseling the reluctant client. Journal of Counseling Psychology, 20, 240-246. Warnath C. F. (1977). Relationship and growth theories and agency counseling. Counselor Education and Supervision, 17, 84-91. Watkins С. Е. Jr. (1983). Counselor acting out in the counseling situation: An exploratory analysis. Personnel and Guidance Journal, 61, 417-423. Watkins C. E. Jr. & Schneider L. J. (1989). Self-involving versus self-disclosing counselor statements during an initial interview. Journal of Counseling and Development, 67, 345-349. Weinrach S. G. (1987). Microcounseling and beyond: A dialogue with Alien \\ey.Joumal of Counseling and Development, 65, 532-537. West M. (1975). Building a relationship with the unmotivated client. Psychotherapy, 12, 48-51. Wilcox-Matthew L, Ottens A. & Minor C. W. (1997). An analysis of significant events I counseling. Journal of Counseling & Development, 75, 282-291. Willison B. & Masson R. (1986). The role of touch in therapy: An adjunct to communication Journal of Counseling and Development, 65, 497-500. Young M. E. (1998). Learning the art of helping. Upper Saddle River, NJ: Merrill/Prentice Hal
Глава 6 Содержание работы в отношениях Консультирования Я слушаю твой рассказ о том, как чувства бушуют и мечутся в твоей душе. Мать умерла. Ребенок брошен. Ты, бывший тем ребенком, не забыл, что значит — остаться одному. Я киваю головой, твои слова продолжают литься, наполненные злостью тех лет и чувствами, которые ты бережно извлекаешь, после стольких лет, из ненадежной памяти. Вот ты пробуешь их горький вкус, который ты отказывался пробовать в семь лет. Я мысленно вздрагиваю, наблюдая, как ты раскрываешь свою жизнь навстречу темному потоку боли, которая с возрастом стала сильнее. S. T. Gladding, «Memory traces», 1977 North Carolina Personnel and Guidance Journal, 6, p. 50.
Успешность любого усилия в консультировании зависит от продуктивности альянса между консультантом и клиентом (Kottler, Sexton & Whiston, 1994; Okun, 1997). Формирование взаимоотношений между ними — это эволюционный процесс, который включает в себя исследование ситуации, побудившей клиента обратиться за помощью. Согласно Каркхуффу и Энтони (Carkhuff & Antony, 1979), в это время процесс оказания помощи проходит фазы вовлечения и исследования. (См. главу 5, где описаны фазы инициирования и формирования взаимоотношений консультирования.) По завершении этих фаз взаимоотношения консультанта и клиента вступают в фазы понимания и действия. В начальной стадии интересы клиента, как правило, сформулированы довольно широко и обобщенно, но по мере продвижения процесса консультирования цели конкретизируются и уточняются. Когда клиенты приступают к консультированию, какие-то элементы их жизненного опыта являются открытыми и понятными, другие — скрытыми или замалчиваемыми. Окно Джогари (Johari), показанное на рис. 6.1, является концептуальной схемой, с помощью которой можно продемонстрировать, как большинство людей вступает во взаимоотношения консультирования (Luft, 1970).
Рис. 6.1. Окно Джогари: клиент до консультирования Источник: «Of Human interaction» (р. 13), byJ. Luft Palo Alto, CA: National Press Books. 1969 and «Group Processes: An Introduction to Group Dynamics» (3rd ed.) by J. Luft Mountain View, CA: Mayfield Publishing Co., 1984.
Цель первых двух фаз консультирования — помочь клиентам снять напряжение настолько, чтобы те смогли рассказать свою историю и раскрыть сведения, расположенные в «слепых» областях их сознания — областях, о существовании которых они и не подозревали (рис. 6.1). Когда клиенты достигнут лучшего понимания этих областей (причем это понимание не обязательно должно быть вербализовано), опираясь на полученные знания они смогут решать, как действовать дальше. Если эта работа проходит успешно, клиенты расширяют зону свободной активности, в то время как размеры других сдерживающих областей сокращаются, как это представлено на схеме Джогари (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Модификация окна Джогари: после взаимодействия клиента с консультантом Источник: «Of Human interaction» (p. 14), byJ. Luft Palo Alto, CA: National Press Books. 1969 and «Group Processes: An Introduction to Group Dynamics» (3rd ed.) by J. Luft Mountain View, CA: Mayfield Publishing Co., 1984. Может показаться, что процесс консультирования, описанный в этой книге и представленный в окне Джогари, является линейным, но это не так. Консультирование носит системный характер, в нем задействовано множество различных факторов, постоянно взаимодействующих друг с другом. Следовательно, отдельные процессы могут в значительной степени накладываться один на другой (Egan, 1998), а некоторые методы, применяемые в фазах вовлечения и исследования, используются также в фазах анализа и действия. Поскольку консультирование — прогрессирующий процесс, то по мере его развития регулярно обновляется набор используемых навыков. Консультирование требует постоянного внимания к состоянию взаимоотношений и к особенностям развития клиента. Консультант должен быть готов к новым потребностям и запросам клиента по мере их развития. В этой главе мы исследуем умения, обычно ассоциируемые с фазами понимания и действия. С этими фазами связан целый ряд умений консультанта, таких как изменение восприятия ситуации, наведение, полимодальное реагирование, точная эмпатия, самораскрытие, непосредственность реакции, конфронтация, заключение контракта и репетиция. Кроме того, клиенты и консультанты должны проработать возникающие входе консультирования переносы и контрпереносы, проистекающие из прошлого опыта или из существующих обстоятельств (Gelso & Carter, 1985). Необходимо постоянно раскрывать и использовать в терапевтических целях реальные аспекты взаимоотношений клиента и консультанта (то есть те, которые не перекрыты механизмами защиты, такими как отрицание или проекция).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.014 с.) |