Тенденции нового тысячелетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции нового тысячелетия



 

Консультирование — это непрерывно развивающаяся профессия, которая высвечивает определенные аспекты, вопросы, проблемы развития в соответствии с потребностями обслуживаемых клиентов и общества. В течение относительно короткой истории консультирования как профессии на передний план выдвигались различные аспекты этой деятельности. Несомненно, некоторые из этих вопросов приобретут дополнительную значимость в будущем из-за непредвиденных кризисов, новых достижений, а также продолжающегося увеличения количества функциональных расстройств людей и систем. Увеличивающееся загрязнение окружающей среды, уменьшение ресурсов Земли, изменение роли женщин, новшества в средствах массовой информации, новые технологии, бедность, бездомность, одиночество и старение — все это будет привлекать внимание консультантов (Hackney & Wrenn, 1990; Lee & Walz, 1998). Несмотря на то что в XXI столетии консультанты столкнутся с огромным количеством вопросов, три ведущие темы требуют особого внимания. Это проблемы страховой медицины, эффективного использования компьютеров и компьютерных технологий и рост практики лидерства.

Проблемы профилактического здравоохранения

 

«Профилактическое (страховое) здравоохранение подразумевает контракт между специалистом в области психического здоровья и третьей стороной, медицинской страховой компанией, по поводу медицинского ухода и лечения первой стороны, то есть клиента» (Murphy, 1998, р. 3).

Профилактическое здравоохранение есть и будет главной заботой консультантов в XXI веке. Существует лишь небольшое число крупных компаний, занимающихся бизнесом в области профилактического здравоохранения, но их влияние огромно. Они определяют порядок предоставления услуг провайдерами, в том числе консультантами, а также права потребителей и вид услуг, касающихся лечения. Условия управляемого здравоохранения требуют, чтобы клиент вначале обратился к врачу общего профиля, прежде чем он может обратиться к специалисту, в том числе к консультанту. Это ограничение, наряду с ограниченной финансовой компенсацией и ограничением числа сессий консультирования, разрешенных системой управляемого здравоохранения, имело противоречивые результаты.

Управляемое здравоохранение продвинуло профессию консультирование путем включения консультантов как в органы управляемого здравоохранения, так и в число провайдеров услуг (Goetz, 1998). Однако в целом консультанты оказались недостаточно удовлетворены материальными условиями управляемого здравоохранения, и клиенты-потребители зачастую испытывают дефицит услуг, в которых они нуждаются. Аналогично консультанты не оправдали ожиданий по поводу возможности предлагать адекватные услуги.

Задача консультантов на ближайшее будущее заключается в том, чтобы или найти способ более эффективной работы с организациями управляемого здравоохранения, или работать вне таких организаций и оставаться главными игроками на арене психического здоровья.

Эффективное применение компьютеров и компьютерных технологий в консультировании

 

Использование компьютеров в консультировании, как и в других областях, стремительно выросло. То, что раньше рассматривалось как перспективная технология, теперь стало действительностью. Значительная доля использования компьютеров приходится на хранение информации, манипулирование данными и обработку текстов. В настоящее время больше внимания стало уделяться факторам, влияющим на взаимодействие компьютера и клиента. Например, достаточно зрелые клиенты, но недостаточно ориентированные в вопросах выбора карьеры, могут продуктивно использовать компьютерные программы по профессиональной ориентации, такие как SIGI-PLUS (Kivlighan Johnston Hogan & Mauer, 1994). «Также непрерывно растет количество сетевых компьютерных приложений в консультировании» (Sampson, Kolodinsky & Greeno, 1997, p. 203). Список серверов и электронных досок объявлений (BBS) стал особенно популярным среди консультантов в связи с обменом информацией и возможностью профессионального общения. Электронная почта также широко используется как для взаимодействия между консультантами, так и для общения между консультантами и клиентами. Свои сайты в Интернете создают консультационные организации, образовательные учреждения и отдельные консультанты.

Отмечается сходство между работой с компьютерами и работой с клиентами (например, при установлении отношений, изучении языка клиента, изучении процесса мышления клиента, постановке задач и выборе способов их достижения). Большое число консультантов и профессиональных помощников предлагают свои услуги через Интернет, хотя эта практика оценивается неоднозначно. «Вдобавок широкая общественность уже извлекает пользу из Всемирной сети при выборе карьеры и устройстве на работу» (Sampson et al., 1997, p. 204). Кроме этого, население черпает из сети медицинскую и фармакологическую информацию, например «Психофармакологические советы доктора Боба» (http://uhs.bsd.uchicago.edu/ dr-bob/tips/tips.html) (Ingram, 1998). Таким образом, консультанты могут использовать Интернет для доступа к всемирной информации по вопросам, связанным с консультированием (Wilson, 1994). Их также ожидает обилие новых компьютерных программ, особенно в области тестирования.

В будущем консультанты должны будут выработать общий подход к использованию компьютеров и компьютерных технологий, чтобы совершенствовать своюработу по удовлетворению потребностей клиентов. Под руководством Томаса Хоэншила (Thomas Hohenshil) из технического колледжа штата Вирджиния разработан перечень технических знаний для Ассоциации за образование и развитие консультантов. Этот перечень включает такие необходимые практические умения консультанта, как оперативное изготовление документов, работу с аудиовизуальным оборудованием, электронной почтой, Интернетом, почтовыми реестрами, базами данных на CD-ROM. Консультанты должны также знать этические и правовые положения, относящиеся к Интернету, а также правильно оценивать сильные и слабые стороны предоставления услуг консультирования через Интернет.

Рост движения лидерства

 

Одновременно со стремительными переменами, происходящими как в обществе, так и в консультировании, увеличивается потребность в развитии лидерских навыков консультантов и их способности выступать в качестве позитивной общественной силы. «Консультанты столкнулись в настоящий момент с возможностью принять на себя роль лидеров в качестве прорицателей и советчиков» (Stephenson, 1996, р. 91). Ассоциации профессионального консультирования вместе со своими отделениями вовлекаются в деятельность по развитию лидерства. Chi Sigma Iota (международное научное и профессиональное почетное общество консультантов) чрезвычайно серьезно подходит к организации обучения консультантов лидерству и проведению тренингов.

Одна из задач лидерства — стратегическое планирование — подразумевает предвидение будущего и подготовку к встрече с ожидаемыми запросами. Подобно навыкам консультирования, способность консультанта быть лидером, как правило, достигает совершенства в групповой работе и включает в себя умение анализировать данные, а также предвосхищать результаты и события (Чак Кормански (С. Kormanski), личная беседа, 20 июня 1994 г.). Эта способность особенно необходима в отстаивании и пропаганде профессии консультирования.

Кроме предвосхищения будущего и умения планировать, лидерство включает в себя выполнение роли третьей стороны, создание мотивации и умение использовать ресурсы коллектива. Стили лидерства также имеют большое значение (Gardner, 1990). В XXI столетии консультанты должны научиться совершенствовать свои лидерские навыки, способствовать развитию возможностей лидерства в профессии, если только консультирование и клиенты, которым оно служит, стремятся к позитивному развитию.

Резюме

 

Консультирование является профессией, отличающейся от персонального руководства и психотерапии. В его компетенцию входит достижение клиентом психологического комфорта, развитие личности, разрешение ситуационных проблем, а также помощь людям с психологическими расстройствами. Понятие консультирования, равно как и принципы, на которых оно базируется, эволюционировали на протяжении многих лет. Консультирование включает в себя целый ряд направлений.

Обзор истории консультирования показывает, что профессия имеет междисциплинарную основу. Начало профессиональному консультированию было положено почти одновременно появившимися концепциями и практической деятельностью Франка Парсонса, Джесси Б. Дэвиса и Клиффорда Бирса, которые занимались реформированием и совершенствованием систем профессиональной ориентации, школьного воспитания и лечения психических заболеваний. Еще на заре своего развития консультирование оказалось связанным с психометрией, психологией и социологией. Среди других важных факторов следует отметить правительственную поддержку консультирования во время и после окончания Первой мировой войны, Великую депрессию в США, Вторую мировую войну и запуск первого советского спутника.

Идеи таких новаторов, как Джон Брюер, Е. Г. Уильямсон, Карл Роджерс, Гилберт Ренн, Леона Тайлер, Джон Крумболтц, Аллен Иви, Кэрол Гиллиган и Дэралд Уинг Сью, определили развитие профессии и расширили ее горизонты. Появление и укрепление Американской ассоциации консультирования (ведущей свое происхождение от учрежденной в 1913 году Национальной ассоциации профессиональной ориентации) и 17-го отделения (консультационной психологии) Американской психологической ассоциации явились ведущими факторами эволюции профессии консультирования. В XXI веке перед профессией стоят такие проблемы, как эффективное взаимодействие с организациями профилактического здравоохранения, разумное применение компьютерных технологий и обеспечение лидерства.

Сводная таблица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.006 с.)