Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитический и адлерианский подходы в консультированииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мне известно то напряжение, которое временами создается в твоей голове, когда мысли кипят, словно в чайнике, иногда прорываясь наружу со свистом, а порою взрываясь. А где-то за шумным фасадом (в тишине и покое, возможно) чувства могли течь, словно мощные реки. Но теперь они непрерывно бурлят в твоем мозгу, застилая все паром и заглушая беседу. «Tea-kettle song», by S.T. Gladding, (1974) School Counselor, 21, 209.
Консультирование, по определению, является процессом, который включает в себя межличностные отношения (Patterson, 1985). Часто оно проводится на личностном уровне. При этом устанавливается атмосфера доверия между консультантом и клиентом, которая гарантирует взаимопонимание, изучение, планирование, изменение и рост. В консультировании клиент получает преимущество немедленной обратной связи от консультанта относительно своих действий, чувств, планов и прогресса. Существуют четыре переменные, общие для любого типа консультирования, которые определяют скорость развития и изменения: консультант, клиент, условия проведения консультирования и теоретическая ориентация консультанта. Мы уже исследовали некоторые из универсальных качеств, обусловливающих эффективность консультантов и самого процесса консультирования. Оказалось, что существуют определенные параметры, которые позволяют охарактеризовать эти аспекты консультирования. Например, эффективные консультанты обладают хорошим пониманием себя и других, осознают значение теории консультирования. Кроме того, они получили полноценное профессиональное образование. Они понимают своих клиентов и работают сними над достижением согласованных целей и сознают, что на личностном уровне консультанты и клиенты оказывают мощное воздействие друг на друга и на процесс консультирования. Условия, в которых проводится консультирование, также следует отнести к критическим переменным. Консультанты по-разному работают над проблемами клиентов в различных условиях, например в школах, реабилитационных агентствах и центрах психического здоровья. Точно так же способы проведения консультирования зависят от стадии, которой достигли взаимоотношения консультирования. Главы 8-11 сосредоточиваются на анализе теоретических подходов в консультировании. Консультирование начиналось как взаимоотношения между людьми. Хотя в настоящее время преобладает групповое, семейно-супружеское консультирование и объединенное (общее) консультирование, теории, рассматриваемые в этих главах, часто считаются фундаментом, на котором развивались другие подходы в консультировании. Теория — в практику
К 1994 году в мире насчитывалось более 400 психотерапевтических систем (Corsini, 1995). Следовательно, консультанты имеют широкие возможности выбора наиболее подходящей системы. Эффективные консультанты тщательно исследуют различные теории, чтобы убедиться в их эффективности и выбрать для работы ту, которая наилучшим образом согласуется с их личными убеждениями, взглядами на природу человека и возможностями ее изменения. Большинство подходов в консультировании, кроме эклектических, попадают в одну из четырех широких теоретических категорий: психоаналитические, аффективные, когнитивные и бихевиоральные. Помимо этих основных теоретических позиций, мы изучим некоторые их комбинации, например когнитивно-бихевиоральные подходы, значимость и распространение которых возросли в последние годы (см. главу 11). Мы рассмотрим взгляды основоположников данных теорий, потому что, как замечает Корсики (Corsini, 1995), «существует, оказывается, согласованность между характеристиками личности того или иного новатора в психотерапии и системой, которую он или она разработали» (р. 13). После начального обсуждения мы исследуем следующие аспекты каждой теории: взгляд на человеческую природу, роль консультанта, цели, методы, а также оценка уникальности и ограничений теории. Изучая различные теории, подумайте, на базе какой из них вам было бы наиболее удобно работать. Поразмышляйте о том, как вы могли бы. использовать каждый подход и с каким типом клиентов. Эта глава охватывает психоаналитическую теорию Фрейда (классическую) и модификации данной теории, такие как теория объектных отношений и психосоциальная психология. Психоанализ оказал прямое и косвенное влияние на ряд подходов к консультированию (Corsini, 1989). В этой главе мы также рассмотрим теорию Адлера — из-за ее тесной исторической связи с психоанализом и ее значения в консультировании. Необходимо подчеркнуть, что единственной общей характеристикой психоанализа и теории Адлера является время их создания. Зигмунд Фрейд и Альфред Адлер были совершенно разными людьми, и их судьбы и теории значительно различаются. Они оба соглашались с тем, что ранний детский опыт является мощной детерминантой при формировании взрослой личности. Они поддерживали научные взаимоотношения и спорили по поводу достоинств целого ряда теоретических конструкций и принципов. Но в то время как Фрейд подчеркивал значение сексуальности, инстинктов и бессознательного, Адлер подчеркивал значение социальной жизни, сознательных целей и психического опыта. По сути, теория Адлера является многоаспектной — когнитивной и бихевиоральной, равно как и аффективной. Она уникальна по своему социальному значению и прагматическому характеру. Психоаналитические теории
Психоаналитические теории имеют большое значение с исторической точки зрения. Они были среди первых теорий, которые получили общественное признание и принятие. Прежде всего с этими подходами ассоциируется имя Зигмунда Фрейда, и его гением заложены первоначальные идеи, связанные с психоанализом. Многие видные теоретики консультирования (например, Альфред Адлер, Карл Юнг, Альберт Эллис, Ролло Мэй и Фриц Перлз) оказались под непосредственным влиянием концепции Фрейда — либо благодаря общению непосредственно с Фрейдом, либо после изучения его идей. Некоторые теоретики (включая Карла Роджерса, Б. Ф. Скиннера, Отто Ранка и уже упомянутых выше) разрабатывали теории в прямом противостоянии принципам Фрейда. А другие (такие, как Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Гарри Стэк Салливан, Карен Хорни и Хайнц Когут) модифицировали понятия концепции Фрейда, развивая собственные идеи и концепции. Упоминания Зигмунда Фрейда и психоанализа пронизывают всю литературу по консультированию. Тот, кто не знает основ психоанализа и его понятий, не может считаться образованным консультантом. Классическая психоаналитическая теория Зигмунд Фрейд
Жизнь Зигмунда Фрейда была в центре внимания многих книг. Его официальный биограф, Эрнест Джонс, написал фундаментальный трехтомный труд (Jones, 1953, 1955, 1957) о жизни Фрейда и о развитии его идей. Зигмунд Фрейд родился во Фрайбурге, Австрия, в 1856 году. Он был первым сыном от второго брака своего отца (рис. 8.1). Его мать создала для Зигмунда привилегированное положение в семье, потому что она возлагала на него большие надежды, чем на младших детей (пятерых дочерей и двух сыновей). В 1860 году отец Фрейда перевез семью в Вену, и там Фрейд провел большую часть своей жизни. Фрейд, превосходный студент, был ограничен в возможностях выбора профессии из-за относительно скромного достатка семьи и из-за своего еврейского происхождения. Он поступил в Венский университет в 1873 году после того, как принял решение посвятить себя медицине. Он получил медицинскую степень в 1881 году, наряду с обычной программой в совершенстве овладев исследовательскими методами. В 1886 году он женился на Марте Бернейс и впоследствии стал отцом шестерых детей, самая младшая из которых, Анна, приобрела известность благодаря своим заслугам в области детского психоанализа.
Рис.8.1. Гемограмма Фрейда Источник: «Genograms in Family Assessment» (р. 17), by Monica McGoldrick and Randy Gerson.
Фрейд вел частную психиатрическую практику и работал, прежде всего, с больными истерией. Первоначально в качестве главного метода лечения он использовал гипноз; эту методику он освоил во Франции под руководством невропатолога Жана Шарко. Фрейд, однако, не стал хорошим гипнотизером и вскоре обнаружил, что во многом его успех зависел скорее от отношений, которые он устанавливал с пациентом в процессе лечения, чем непосредственно от гипноза. Это открытие привело его к исследованию возможностей использования клинических отношений терапевта с клиентом, в комбинации с концентрацией клиента на изменениях (Freud, 1925/1959). В студенческие годы Фрейд увлекся методом катарсиса Иозефа Брейера, использовавшимся при лечении истерических больных. Брейер облегчал болезненные переживания своих пациентов и работал с эмоциями, подавляемыми в течение ряда лет. Метод подразумевал использование гипноза. Фрейд стал использовать этот метод несколько иначе. Он клал руку на лоб пациента, когда тот начинал блокировать вербальный материал. Касаясь лба пациента, Фрейд убеждал последнего, что он или она могут вспомнить давно забытые важные события и мысли. Фрейд назвал этот метод методом свободных ассоциаций. Он использовал его для исследования бессознательного своих пациентов, а информация, полученная в процессе терапии, стала предметом для интерпретации и анализа. Так появился психоанализ. Работа Фрейда с другими исследователями, так же как и годы самоанализа, позволили ему по-новому взглянуть на природу человека, и он начал настаивать на важности бессознательного в понимании личности (Monte, 1991). Многих коллег Фрейда, а позже — широкую публику отталкивал акцент его теории на значении сексуальности и агрессии в этиологии личности. Тем не менее идеи Фрейда привлекли ряд последователей, и в 1902 году он формально организовал в своем доме группу, позднее получившую известность как Венское психоаналитическое общество. Эта группа приобрела международную известность, когда Фрейд и некоторые из его последователей в 1908 году приняли приглашение посетить США для чтения лекций в Университете Кларка (Clark University). Несмотря на ряд личных и профессиональных неудач самого Фрейда, психоаналитическая теория продолжала расти и развиваться. Учреждение профессиональных журналов и международных конгрессов, посвященных данной теории, так же как и стимулирующие развитие эмпирических исследований работы Фрейда, обусловили историческое значение психоанализа. Фрейд умер в 1939 году в Лондоне, куда он бежал из занятой нацистами Австрии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.43.27 (0.007 с.) |