Историческое развитие теории психологического консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие теории психологического консультирования



Можно проследить две исторические основы теории психо­логического консультирования. Первая из них — бихевиораль-ный подход, где основное внимание уделяется переобучению и выработке более адаптивных реакций как способов решения жизненных проблем при существенном использовании поощрения, наказания и информации. Логика, информация и методы решения проблем — составляющие бихевиористского подхода. Рассмотрим такой пример: к специалисту обращает­ся клиент, у которого возникли проблемы с сосредоточением внимания, что мешает ему в учебе. Консультант занимается ра­циональной диагностикой, чтобы определить, правильно ли клиент выбрал программу обучения, адекватны ли его учебные навыки, располагает ли он достаточными способностями для выполнения этой задачи и т. д. Клиенту предоставляется воз­можность улучшить свои рабочие навыки, получить больше информации, лучше оценить реалистичность своих целей, по­лучить дополнительную консультацию по личностным пробле­мам. Таким образом создаются условия для его переобучения.

При другом подходе, основанном по большей части на прин­ципах психоанализа, упор делается на эмоциональные, так называемые динамические, аспекты личности. Приверженцы динамического подхода, не пренебрегая рациональной сторо­ной проблем, сосредоточиваются на попытках выявить относя­щиеся к проблемам чувства и понять подсознательную основу поведения. Так, благодаря устранению эмоциональных препят­ствий к научению и «снятию напряжения», клиент получает возможность подойти к решению своих проблем более рацио­нальным образом. Например, если у клиента проблемы с со­средоточением внимания в учебе, и при этом он, по-видимому, негативно реагирует на стремление родителей заставить его хо­дить в школу, можно предположить, что он бессознательно со­противляется родителям с помощью своей «неспособности» к учебе.

Нижеследующие варианты теории могут быть отнесены к одной или другой из этих исторических категорий. Сначала бу­дут рассмотрены некоторые подходы динамического направле­ния (как доминирующего), а затем — бихевиорального.

ТЕОРИИ ДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Психоаналитические подходы

В психоаналитическом подходе внимание сосредоточивается на истории жизни клиента (психосексуальном развитии), влия­нии генетически обусловленных импульсов (инстинктов), жиз­ненной энергии (либидо) и ранних переживаниях, на его индиви­дуальности, атакже на иррациональных и подсознательных при­чинах значительной части человеческого поведения. Одним из важных достижений психоанализа являются представления об уровнях осознаваемого и неосознаваемого. К уровню сознания относятся те идеи, о которых индивид отдает себе отчет в данный момент. На предсознательном уровне находятся те идеи, о кото­рых индивид в данный момент «не знает», но которые могут быть вспомнены. Бессознательный уровень наполнен такими воспоминаниями и идеями, которые индивидуум забыл и не в состоянии вспомнить. По представлениям Фрейда, подсознание составляет основной массив личности и оказывает огромное влияние на поведение.

Важный психотерапевтический вопрос, поднимаемый в пси­хоаналитическом методе, заключается в следующем: нужен ли нам «глубокий» подход, постулирующий, что происхождение и решение человеческих проблем лежит в глубинах личности, или же такие объяснения и решения кроются, скорее, в ее перцеп­ционных структурах? Консультант психоаналитического на­правления подчеркивает, как важно иметь представление о глу­бинах личности, и постулирует существование структуры, из­вестной как концепция «айсберга» по Фрейду и изображенной на рис. 3. Самым большим элементом является Ид, характери­зующийся такими свойствами, как бессознательный, иррацио­нальный, неорганизованный, ориентированный на удовольст­вие, примитивный. Ид — это источник «либидо» (жизненной силы и энергии), атакже источник всех стремлений и органич­ной тяги человека к жизни и смерти.

Еще один элемент структуры личности — Эго, которое функ­ционирует как управляющий, ориентированный на реальность, властвующий механизм. Эго выступает также в роли посредни­ка между Суперэго, Ид и требованиями реальности. Одна из принципиальных функций Эго — контроль над Ид и удержа­ние импульсов и чувств (таких, как тревога) вне сознания. Кон-

 

Область контакта с внешним миром

Сознательное Предсознательное

Бессознательное

Рис. 3. Представления о структуре личности в психоанализе. J. F. Brown, Psychodynamics of 'Abnormal Behavior (New York: McGraw, 1940), адаптировано из W. Healy, A. Bronner and A. Bowers, The Structure and Meaning of Psycho­analysis (New York: Knopf, 1930).

 

троль Эго осуществляется через механизм «защиты», главной раз­новидностью которой является «вытеснение». Импульс Ид, отсе­ченный от возможности своего прямого выражения, проникает через барьеры Эго в замаскированном виде, обычно в более безо­пасной вторичной форме.

Хотя ранние теоретики психоанализа придавали большое значение вытеснению тревоги и последующим симптомам, клас­сические, «ортодоксальные» терапевты психоаналитического направления больше внимания стали уделять психологии Эго, где в первую очередь рассматриваются адаптивные управляю­щие функции личности.

Концепция Суперэго также принадлежит Фрейду. Этот эле­мент выполняет в структуре личности функции контроля. Обыч­но Суперэго представляется как набор родительских нравствен­ных установок и норм социальной морали, усвоенных в детстве и ставших позднее важной структурной и функциональной ча­стью личности. Во многих отношениях суть этой концепция сходна по значению со словами «сознательность» и «совесть».

Позднее ученики Фрейда — Адлер, Юнг и Ранк — не только видоизменили, но и полностью отбросили многие из его основ­ных постулатов. Адлер акцентировал внимание на целеустремленности и целесообразности человеческого поведения в гораздо большей степени, чем это делал Фрейд, который рассматривал клиентов скорее в качестве беспомощных жертв собственных импульсов в рамках довольно-таки механистической, детерми­нированной модели. Адлер полагал, что стремление к власти и повышению статуса в большей степени влияет на поведение, чем обобщенные сексуальные мотивы, о которых толковал Фрейд. Адлер усматривал в установке индивидуума на собственное пре­восходство компенсацию ощущаемой им слабости, «комплекса неполноценности». Еще одна концепция Адлера, родственная стремлению к власти, — так называемый маскулинный протест женщин, завидующих статусу и власти мужчин.

В дополнение к биологическим детерминантам поведения Ад­лер выделял также «социальный интерес» и текущий «стильжиз-ни». Один из психотерапевтических приемов по Адлеру, позволя­ющий получить ключевые знания о стиле жизни клиента, — во­прос о его «первом воспоминании». Такой подход позволяет психотерапевту составить представление о том, на каком опыте основан стиль жизни клиента.

Адлер также широко известен своим понятием эго-идеала, то есть модели личности, к которой стремится индивидуум. Это прототип популярного ныне понятия «Я»-концепции. Помощь клиенту в лучшем осознании его уникального стиля жизни, иде- : алов и «Я»-концепции — одна из главных целей психологичес­ких консультаций.

Юнг подчеркивал уникальность человеческих мотивов и стремление к индивидуализации. Юнг постулировал общее по­нятие «коллективного бессознательного», состоящего из унас­ледованных «архетипов», то есть комплекса изначальных и универсальных мотивов и обобщенных образов людей. Второй структурный элементу Юнга — «личное бессознательное», со­стоящее из того, что забыто и вытеснено. «Сознательное» соот­ветствует внешнему уровню осознания, занятому проблемами повседневной жизни. «Персона» — это своего рода верхний слой, скрывающий глубокие личностные характеристики от окружающих. Как полагал Юнг, «персона» представляет со­бой существенный и вполне здравый элемент личности, за ис­ключением тех случаев, когда она начинает доминировать над «настоящей» личностью или заслонять от индивидуума то, что Юнг называл его «тенью». Теневая часть личного бессознатель-

ного предполагается импульсивной и, как правило, неприем­лемой ни для сознания самого индивидуума, ни для общества. В дополнение к «персоне» и «тени» существуют другие элемен­ты архетипов: «анимус» (мужское начало в женщине), «анима» (женское начало в мужчине) и «самость» (достижение единст­ва и целостности).

Юнг подчеркивает, что психотерапевт должен помочь клиен­ту чем-то заместить свои неврозы и «выстроить» «самость» (соб­ственную индивидуальность). Соответственно, он высоко це­нит религию и придает большое значение интеграции религии с психологией. Описанные Юнгом парадоксы человеческой лич­ности, такие как смешение мужского и женского начал, зачас­тую представляют собой полезные концепции на интерпретаци­онной стадии психотерапии. Как Юнг, так и Адлер подчеркива­ли ценность прямого («лицом к лицу») общения психотерапевта с клиентом, в противопоставление менее непосредственному, ори­ентированному «на кушетку» контакту у фрейдистов.

Раж внес ценный вклад в психоаналитическую теорию, обра­тив внимание на травматические события жизни, такие как рож­дение и отделение от матери. Он обобщил эти идеи, добавив к ним стремление к безопасности у взрослых. Ранк указал на то влия­ние, которое детские впечатления и ход развития в детстве оказы­вают на выработку независимости и ощущение безопасности у взрослых, присоединив тем самым к теории психологического консультирования важную и содержательную грань, связанную с развитием личности. Одним из следствий, например, является значение «ограничений». Согласно этой концепции, мы помога­ем клиенту обрести ощущение безопасности, накладывая огра­ничение на его поведение, например, удерживая его во время бе­седы в том месте, где она проводится. Иногда это оказывается существенной частью психотерапевтического процесса, особен­но при работе с детьми.

Центральная концепция Ранка — это концепция «воли» как направляющей, интегрирующей, а также подавляющей инстинкты силы. Он рассматривает сопротивление как дей­ствие воли, поддерживающей личностную целостность. Вне-биографический подход Ранка предполагает серьезный ак­цент на позитивной мотивации клиента и на его нынешних чувствах, а не на интерпретациях терапевта биографии кли­ента.

Главным вкладом Ранка в теорию консультирования явилось" то, что он настаивал на отношении к клиенту как к личности, атакжето, чтоон отводил психотерапевту отчетливоокрашенную роль. Ранктвердо верил в «этическое самоопределение», подразу^ мевающее, что консультант должен проявлять осторожность, что­бы не навязывать клиенту собственных ценностей. Со взглядами Ранка связана постановка еще одной важной проблемы консуль­тирования: чем должно в первую очередь определяться содержа-! ние психотерапевтического процесса — сферой ценностей кли^ ента или же консультанта?

Теории Ранка оказали влияние на нескольких американских психотерапевтов. Карл Роджерс в области психотерапии для взрослых, Джессе Тафт в области социального обеспечения и Ф. Аллен в области детской психотерапии продолжили специ­фическую адаптацию психоаналитической теории в духе идей Ранка. «Воля» у Ранка стала пониматься как позитивная сила развития. Конфликт между потребностями в независимости и в зависимости рассматривается как регрессивная тенденция воз­врата крайним зависимым отношениям — в тех ситуациях, ког­да предъявляемые жизнью требования слишком высоки. Как полагает Аллен, основные трудности адаптации у клиентов воз­никают из-за того, что к ним предъявляют чрезмерно строгие требования, в то время как они еще не в состоянии с ними спра­виться. Указание Ранка на терапевтический потенциал самих взаимоотношений с клиентом как таковых естественным обра­зом влечет за собой повышенное внимание к установкам кон­сультанта и к тому, чтобы клиент принимал на себя свою долю психотерапевтической ответственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.013 с.)