Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческое развитие теории психологического консультированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Можно проследить две исторические основы теории психологического консультирования. Первая из них — бихевиораль-ный подход, где основное внимание уделяется переобучению и выработке более адаптивных реакций как способов решения жизненных проблем при существенном использовании поощрения, наказания и информации. Логика, информация и методы решения проблем — составляющие бихевиористского подхода. Рассмотрим такой пример: к специалисту обращается клиент, у которого возникли проблемы с сосредоточением внимания, что мешает ему в учебе. Консультант занимается рациональной диагностикой, чтобы определить, правильно ли клиент выбрал программу обучения, адекватны ли его учебные навыки, располагает ли он достаточными способностями для выполнения этой задачи и т. д. Клиенту предоставляется возможность улучшить свои рабочие навыки, получить больше информации, лучше оценить реалистичность своих целей, получить дополнительную консультацию по личностным проблемам. Таким образом создаются условия для его переобучения. При другом подходе, основанном по большей части на принципах психоанализа, упор делается на эмоциональные, так называемые динамические, аспекты личности. Приверженцы динамического подхода, не пренебрегая рациональной стороной проблем, сосредоточиваются на попытках выявить относящиеся к проблемам чувства и понять подсознательную основу поведения. Так, благодаря устранению эмоциональных препятствий к научению и «снятию напряжения», клиент получает возможность подойти к решению своих проблем более рациональным образом. Например, если у клиента проблемы с сосредоточением внимания в учебе, и при этом он, по-видимому, негативно реагирует на стремление родителей заставить его ходить в школу, можно предположить, что он бессознательно сопротивляется родителям с помощью своей «неспособности» к учебе. Нижеследующие варианты теории могут быть отнесены к одной или другой из этих исторических категорий. Сначала будут рассмотрены некоторые подходы динамического направления (как доминирующего), а затем — бихевиорального. ТЕОРИИ ДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Психоаналитические подходы В психоаналитическом подходе внимание сосредоточивается на истории жизни клиента (психосексуальном развитии), влиянии генетически обусловленных импульсов (инстинктов), жизненной энергии (либидо) и ранних переживаниях, на его индивидуальности, атакже на иррациональных и подсознательных причинах значительной части человеческого поведения. Одним из важных достижений психоанализа являются представления об уровнях осознаваемого и неосознаваемого. К уровню сознания относятся те идеи, о которых индивид отдает себе отчет в данный момент. На предсознательном уровне находятся те идеи, о которых индивид в данный момент «не знает», но которые могут быть вспомнены. Бессознательный уровень наполнен такими воспоминаниями и идеями, которые индивидуум забыл и не в состоянии вспомнить. По представлениям Фрейда, подсознание составляет основной массив личности и оказывает огромное влияние на поведение. Важный психотерапевтический вопрос, поднимаемый в психоаналитическом методе, заключается в следующем: нужен ли нам «глубокий» подход, постулирующий, что происхождение и решение человеческих проблем лежит в глубинах личности, или же такие объяснения и решения кроются, скорее, в ее перцепционных структурах? Консультант психоаналитического направления подчеркивает, как важно иметь представление о глубинах личности, и постулирует существование структуры, известной как концепция «айсберга» по Фрейду и изображенной на рис. 3. Самым большим элементом является Ид, характеризующийся такими свойствами, как бессознательный, иррациональный, неорганизованный, ориентированный на удовольствие, примитивный. Ид — это источник «либидо» (жизненной силы и энергии), атакже источник всех стремлений и органичной тяги человека к жизни и смерти. Еще один элемент структуры личности — Эго, которое функционирует как управляющий, ориентированный на реальность, властвующий механизм. Эго выступает также в роли посредника между Суперэго, Ид и требованиями реальности. Одна из принципиальных функций Эго — контроль над Ид и удержание импульсов и чувств (таких, как тревога) вне сознания. Кон-
Область контакта с внешним миром Сознательное Предсознательное Бессознательное Рис. 3. Представления о структуре личности в психоанализе. J. F. Brown, Psychodynamics of 'Abnormal Behavior (New York: McGraw, 1940), адаптировано из W. Healy, A. Bronner and A. Bowers, The Structure and Meaning of Psychoanalysis (New York: Knopf, 1930).
троль Эго осуществляется через механизм «защиты», главной разновидностью которой является «вытеснение». Импульс Ид, отсеченный от возможности своего прямого выражения, проникает через барьеры Эго в замаскированном виде, обычно в более безопасной вторичной форме. Хотя ранние теоретики психоанализа придавали большое значение вытеснению тревоги и последующим симптомам, классические, «ортодоксальные» терапевты психоаналитического направления больше внимания стали уделять психологии Эго, где в первую очередь рассматриваются адаптивные управляющие функции личности. Концепция Суперэго также принадлежит Фрейду. Этот элемент выполняет в структуре личности функции контроля. Обычно Суперэго представляется как набор родительских нравственных установок и норм социальной морали, усвоенных в детстве и ставших позднее важной структурной и функциональной частью личности. Во многих отношениях суть этой концепция сходна по значению со словами «сознательность» и «совесть». Позднее ученики Фрейда — Адлер, Юнг и Ранк — не только видоизменили, но и полностью отбросили многие из его основных постулатов. Адлер акцентировал внимание на целеустремленности и целесообразности человеческого поведения в гораздо большей степени, чем это делал Фрейд, который рассматривал клиентов скорее в качестве беспомощных жертв собственных импульсов в рамках довольно-таки механистической, детерминированной модели. Адлер полагал, что стремление к власти и повышению статуса в большей степени влияет на поведение, чем обобщенные сексуальные мотивы, о которых толковал Фрейд. Адлер усматривал в установке индивидуума на собственное превосходство компенсацию ощущаемой им слабости, «комплекса неполноценности». Еще одна концепция Адлера, родственная стремлению к власти, — так называемый маскулинный протест женщин, завидующих статусу и власти мужчин. В дополнение к биологическим детерминантам поведения Адлер выделял также «социальный интерес» и текущий «стильжиз-ни». Один из психотерапевтических приемов по Адлеру, позволяющий получить ключевые знания о стиле жизни клиента, — вопрос о его «первом воспоминании». Такой подход позволяет психотерапевту составить представление о том, на каком опыте основан стиль жизни клиента. Адлер также широко известен своим понятием эго-идеала, то есть модели личности, к которой стремится индивидуум. Это прототип популярного ныне понятия «Я»-концепции. Помощь клиенту в лучшем осознании его уникального стиля жизни, иде- : алов и «Я»-концепции — одна из главных целей психологических консультаций. Юнг подчеркивал уникальность человеческих мотивов и стремление к индивидуализации. Юнг постулировал общее понятие «коллективного бессознательного», состоящего из унаследованных «архетипов», то есть комплекса изначальных и универсальных мотивов и обобщенных образов людей. Второй структурный элементу Юнга — «личное бессознательное», состоящее из того, что забыто и вытеснено. «Сознательное» соответствует внешнему уровню осознания, занятому проблемами повседневной жизни. «Персона» — это своего рода верхний слой, скрывающий глубокие личностные характеристики от окружающих. Как полагал Юнг, «персона» представляет собой существенный и вполне здравый элемент личности, за исключением тех случаев, когда она начинает доминировать над «настоящей» личностью или заслонять от индивидуума то, что Юнг называл его «тенью». Теневая часть личного бессознатель- ного предполагается импульсивной и, как правило, неприемлемой ни для сознания самого индивидуума, ни для общества. В дополнение к «персоне» и «тени» существуют другие элементы архетипов: «анимус» (мужское начало в женщине), «анима» (женское начало в мужчине) и «самость» (достижение единства и целостности). Юнг подчеркивает, что психотерапевт должен помочь клиенту чем-то заместить свои неврозы и «выстроить» «самость» (собственную индивидуальность). Соответственно, он высоко ценит религию и придает большое значение интеграции религии с психологией. Описанные Юнгом парадоксы человеческой личности, такие как смешение мужского и женского начал, зачастую представляют собой полезные концепции на интерпретационной стадии психотерапии. Как Юнг, так и Адлер подчеркивали ценность прямого («лицом к лицу») общения психотерапевта с клиентом, в противопоставление менее непосредственному, ориентированному «на кушетку» контакту у фрейдистов. Раж внес ценный вклад в психоаналитическую теорию, обратив внимание на травматические события жизни, такие как рождение и отделение от матери. Он обобщил эти идеи, добавив к ним стремление к безопасности у взрослых. Ранк указал на то влияние, которое детские впечатления и ход развития в детстве оказывают на выработку независимости и ощущение безопасности у взрослых, присоединив тем самым к теории психологического консультирования важную и содержательную грань, связанную с развитием личности. Одним из следствий, например, является значение «ограничений». Согласно этой концепции, мы помогаем клиенту обрести ощущение безопасности, накладывая ограничение на его поведение, например, удерживая его во время беседы в том месте, где она проводится. Иногда это оказывается существенной частью психотерапевтического процесса, особенно при работе с детьми. Центральная концепция Ранка — это концепция «воли» как направляющей, интегрирующей, а также подавляющей инстинкты силы. Он рассматривает сопротивление как действие воли, поддерживающей личностную целостность. Вне-биографический подход Ранка предполагает серьезный акцент на позитивной мотивации клиента и на его нынешних чувствах, а не на интерпретациях терапевта биографии клиента. Главным вкладом Ранка в теорию консультирования явилось" то, что он настаивал на отношении к клиенту как к личности, атакжето, чтоон отводил психотерапевту отчетливоокрашенную роль. Ранктвердо верил в «этическое самоопределение», подразу^ мевающее, что консультант должен проявлять осторожность, чтобы не навязывать клиенту собственных ценностей. Со взглядами Ранка связана постановка еще одной важной проблемы консультирования: чем должно в первую очередь определяться содержа-! ние психотерапевтического процесса — сферой ценностей кли^ ента или же консультанта? Теории Ранка оказали влияние на нескольких американских психотерапевтов. Карл Роджерс в области психотерапии для взрослых, Джессе Тафт в области социального обеспечения и Ф. Аллен в области детской психотерапии продолжили специфическую адаптацию психоаналитической теории в духе идей Ранка. «Воля» у Ранка стала пониматься как позитивная сила развития. Конфликт между потребностями в независимости и в зависимости рассматривается как регрессивная тенденция возврата крайним зависимым отношениям — в тех ситуациях, когда предъявляемые жизнью требования слишком высоки. Как полагает Аллен, основные трудности адаптации у клиентов возникают из-за того, что к ним предъявляют чрезмерно строгие требования, в то время как они еще не в состоянии с ними справиться. Указание Ранка на терапевтический потенциал самих взаимоотношений с клиентом как таковых естественным образом влечет за собой повышенное внимание к установкам консультанта и к тому, чтобы клиент принимал на себя свою долю психотерапевтической ответственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.011 с.) |