Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Недостатки и предостереженияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данный раздел не предназначен для того, чтобы напугать последствиями применения методов подбадривания. Тем не менее, перечисляются их недостатки стем, чтобы довести до сведения тот факт, что подбадривание во многих отношениях является оружием обоюдоострым. Оно может оказаться как весьма полезным — при правильном его применении в упомянутых ситуациях, так и просто вредным — в случае неразборчивого его применения. Подбадривание —это метод, становящийся крайне уязвимым в случае просчета. Прибегнуть к подбадриванию так легко, что у консультанта появляется соблазн стать слишком щедрым на обещания. В повседневных взаимоотношениях людей оно настолько распространено, что можно признать — подбадриванием очень часто злоупотребляют и в консультировании. Во многих случаях это злоупотребление состоит в лицемерном замалчивании истинной серьезности ситуации. Тем самым затрагиваются не только методологические проблемы, но и вопросы этики. Подбадривание примитивно используется при подходе в стиле «все утрясется». Установка «Не волнуйтесь, все будет хорошо» и старые банальности типа «У каждой тучи есть серебряная изнанка» в конечном счете только расстраивают клиента. Чрезвычайно обеспокоенными людьми подбадривание может быть воспринято как фальшивое, неискреннее сочувствие. Подбадривание служит в лучшем случае лишь временным подспорьем, и консультант, коль скоро прибегает к нему, должен смириться с общим замедлением процесса. Существует и тот очевидный недостаток, что весь процесс может быть поставлен под угрозу, когда развитие событий не оправдывает оптимистических прогнозов консультанта. Подбадривание имеет еще тот изъян, что между клиентом и консультантом устанавливаются отношения зависимости. Периодическая потребность в подбадривании — это своего рода компенсация, вместо удовлетворения настоящими достижениями. Реакции, которые подкреплялись за счет подбадривания, имеют тенденцию становиться научением, и клиент тогда испытывает сильную потребность получать подбадривание от этого конкретного человека. Некоторые клиенты используют подбадривание как предлог для того, чтобы не изменять свое поведение. Если клиент истолковывает подбадривание как согласие, он может ограничить для себя круг возможностей, в том смысле, что будет испытывать чувство вины при изменении в своем поведении или экспериментах с новыми подходами к своей проблеме. Иными словами, он может ощутить себя в ловушке своих нынешних усилий и может сделать вывод, что не способен найти никакого решения своих проблем. Ранее говорилось, что подбадривание наиболее ценно для поддержки тревожных, расстроенных клиентов. Серьезное злоупотребление подбадриванием произойдет, если применить его к клиенту, который уже стал чрезмерно агрессивным или самоуверенным. Такой тип клиентов нуждается в противодействии своему, нередко бесчувственному, ригидному, эгоистическому поведению, а не в поддержке его.
ИСКУССТВО ЗАВЕРШЕНИЯ
Эффективное завершение консультаций так же важно для их результативности, как установление раппорта в их начальной фазе. Тем, насколько аккуратно консультант «расставит мебель по местам» или «упакует багаж», определяется легкость, с которой клиент сможет принять на себя полную ответственность за себя, и устойчивость положительных изменений. Поскольку проблемы и процедуры завершения беседы и перемены темы диалогового блока в рамках консультационного процесса аналогичны методам завершения всего процесса, они далее рассматриваются совместно. Мы объединили их в общую категорию методов завершения. Окончание диалогового блока Диалоговый блок можно завершить с помощью описанного ранее обобщающего отображения чувств, в котором консультант увязывает воедино разрозненные нити нескольких родственных идей. Общий итог такого обобщения состоит в возникновении у клиента ощущения законченности и достигнутого прогресса, после чего он обычно переходит к следующей теме. Консультант должен почувствовать, когда клиент готов к такому обобщению, помня, что это действие при ведет к перемене темы. Второе средство для окончания диалогового блока — это метод закупоривания '. Он сводится к пресечению потока слов или чувств, но таким образом, чтобы клиент не прекратил говорить совсем, не слишком задерживал общий прогресс и не почувствовал себя отверженным. Консультант зачастую видит, что клиент, чем глубже погружается в свои чувства, тем больше дискомфорта испытывает или тем больше внутренней раздвоенности проявляет. Если консультант считает, что система защиты клиента не настолько сильна, чтобы его предохранять, он помогает клиенту восстановить защиту с помощью техники закупоривания. Он поступает так в надежде, что это временное вспомогательное средство, и что позднее у клиента проявится больше готовности к тому, чтобы подступиться к своей основной проблеме. Техника закупоривания сводится к замене темы на что-нибудь менее интенсивное, но все же продвигающее беседу вперед. Можно вернуться к одной из недавно обсужденных тем, к исходной симптоматике или перейти к новой теме, менее напряженной. Снижая опережение клиента консультантом и общий темп беседы консультант зачастую снижает у клиента дискомфорт, сопротивление или нежелательные чувства по отношению к консультанту. Консультант может снизить темп, делая более частые и продолжительные паузы. Чтобы «закупорить» исследование, которое стало чересчур интенсивным, он может уменьшить частоту сеансов. В консультационной и психотерапевтической практике хорошо известно, что интенсивность взаимоотношений прямо зависит от количества бесед в месяц. Консультант, например, может предложить клиенту встречаться раз в две недели, а не еженедельно. Иногда подбадривание, говорящее, что времени для проработки проблемы очень много, по- ___________ 1 Термин, который использует профессор Роберт А. Гуд, сравнивая всплеск эмоций с нефтяным фонтаном. Последующее снижение эмоционального накала сравнивается с «закупориванием скважины».
могает снять у клиента ощущение напряженности. Увеличение доли высказываний консультанта оказывает на коммуникацию со стороны клиента «отключающее» действие, тем самым предотвращая углубление его погруженности в свою проблему. Могут также быть моменты, когда качество взаимоотношений таково, что консультант имеет возможность применить для завершения темы прямую интерпретацию. Например, так: «Кажется, этот вопрос вас слишком волнует. А что, если нам на время оставить эту тему и поговорить о том, чем вы собираетесь заняться после получения диплома?». Клиенту, возможно, потребуются дополнительные объяснения по поводу перемены темы, а"также заверения, что к данной теме он сможет вернуть-, ся позже.; Окончание беседы В литературе по консультированию содержится очень мал©[ информации об искусстве завершения беседы. И всежебольшин4 ство консультантов согласились бы, как важно, чтобы беседа была'-доведена до ясного завершения, а не зависла в воздухе, заставляя1 клиента подумать, что в ней так ничего и не было достигнуто.!; Начинающие консультанты жалуются, что завершение беседы — одна из самых трудных для них задач. Ссылка на ограничения по времени является весьма естествен"-ным способом напомнить клиенту, что пора заканчивать. Какой бы ни была продолжительность беседы, важно, чтобы консультант в самом ее начале сообщил клиенту о фиксированном сроке ее окончания. В клинических условиях стандартом является период сорок пять или пятьдесят минут. В других условиях, например, в государственной школе, уместней могут оказаться гораздо более короткие сеансы. Продолжительность сеансов — это вопрос административной политики, загруженности консультанта, а также целей беседы. Вообще говоря, считается, что для разработки наиболее напряженных проблем клиента необходимы, как минимум, сорок пять минут. Это дает клиенту несколько минут для «разогрева», пока он медленно настраивается на основное содержание беседы и собирает разрозненные нити прошлых сеансов, а также оставляет ему несколько минут в конце, чтобы «собраться с духом». Особенно это бывает необходимо после сеанса терапевтических консультаций с глубоким погружением в сферу чувств. Желательно помочь клиенту восстановить перед уходом комфортное эмоциональное состояние. Однако в школьном консультировании ограничения по времени и загруженность консультанта зачастую вынуждают его отводить на формулировку и решение проблем сеанс продолжительностью десять-пятнадцать минут. Как бы то ни было, коль скоро ограничения по времени установлены, можно уверенней приступать к успешному завершению беседы. Например, в конце беседы можно снова, вернуться к вопросу сроков с помощью таких высказываний, как: «Наше время практически истекло; когда бы вы хотели снова встретиться?», или «Ну что ж, на сегодня, пожалуй, хватит», или «Похоже, мы подошли к концу сеанса». Тем самым обеспечивается легкий переход к календарю, к дверям или к столику регистраторши. Обобщение является вторым средством завершения беседы. Это могут сделать консультант или сам клиент, или оба вместе. Когда консультант видит, что сеанс скоро кончится, он может сам резюмировать существенные элементы состоявшейся беседы. И опять же, может применяться техника заключительного отображения чувств — в том случае, если консультант расположен резюмировать существенные чувства, выраженные клиентом в ходе беседы. Можно также подвести тематические итоги беседы, вспомнив ее основное содержание. Из литературы по консультированию явствует, что широко также распространено подведение итогов беседы клиентом. Консультант просит клиента резюмировать ключевые идеи и чувства следующим образом: «Расскажите мне, какой вам теперь видится ваша ситуация?» или «Давайте вы теперь расскажете мне, что, по вашему мнению, вы сможете извлечь из нашей беседы». Консультант обычно предваряет совместное подведение итогов примерно таким высказыванием: «А что, если нам рассмотреть, к чему мы сегодня пришли? Мне помнится, мы говорили о... Может быть, вы расскажете, как вы на это смотрите?». Обращение к будущему — это третий и довольно изящный способ для консультанта закончить беседу. При этом также делается указание на его желание сохранить взаимоотношения, когда он в своих словах ссылается на предстоящие встречи с клиентом. Он может сказать примерно следующее: «Жаль, но на сегодня наше время почти истекло; Когда бы вы хотели снова прийти ко мне?», «Давайте назначим очередную встречу в это же самое время на следующей неделе», «У меня свободно время в четверг в три часа и в пятницу в два. Когда вам удобней?». Важно завершить беседу в теплой позитивной тональности — обговорив точную дату и время, сказать прощальную фразу с уверенностью: «Прекрасно, в следующую пятницу в два часа я вас жду», а не с сомнением: «Так вы придете на следующей неделе в два часа?». Вставание зачастую служит убедительным способом указать на окончание беседы. В случае особенно трудных клиентов, например, страдающих навязчивым неврозом, таких, которые не хотят прекращать контакт, от консультанта может потребоваться встать, чтобы намек на окончание беседы стал совершенно неприкрытым. Это можно тактично осуществить в «нижней точке», прежде чем клиент получит шанс углубиться в следующую тему беседы. В более формальных ситуациях, особенно со взрослыми и в конце первой встречи, полезно также в качестве прощального жеста протянуть руку для рукопожатия. Ненавязчивые жесты составляют пятую категорию намеков на окончание беседы. Хотя большинство консультационных контактов завершаются в назначенное время самым естественным образом, некоторые разговорчивые клиенты никак не могут остановиться. Консультанту не следует в таких случаях стесняться применять определенные жесты, чтобы показать, что беседу пора кончать, и для клиента пришло время распрощаться. Например, консультант может опереться руками на колени и наклониться вперед, как бы собираясь встать, взглянуть на, наручные или настенные часы. Следует отметить, что предпочтительней не прибегать к распространенным способам продемонстрировать свое нетерпение, невнимание, раздражение; не стоит перебирать бумаги на столе, намекая клиенту, что время вышло. Проводить клиента к выходу и открыть для него дверь — удобный способ вежливого и быстрого расставания. Элементарная вежливость требует, чтобы консультант поднялся вместе с клиентом и дошел с ним до дверей. Благодаря этому уйти клиенту гораздо легче, нежели в том случае, если бы консультант возложил все бремя завершения беседы на плечи клиента. Резюмирующие заметки являются шестым полезным средством для завершения беседы. В определенных видах консультаций, где принимаются важные решения, часть консультантов считает полезным вести по ходу беседы краткие заметки. Иногда они подкладывают под свой лист бумаги еще один лист через копирку, так что в конце сеанса клиент получает копию заметок консультанта. Особенно это полезно при профориентации, когда велико количество важной информации. Многие консультанты полагают, что клиент лучше запомнит содержание беседы, если они составят краткую сводку. Другие консультанты предлагают клиентам вести собственные заметки, тем самым поощряя у них независимость в действиях. В качестве средства завершения может применяться метод «домашнихзаданий» или «предписаний». Херцберг [143] предлагает использовать «социальные задания» — задания к следующему сеансу осуществить что-нибудь вроде записи в кружок народного танца. Салливан [295] тоже предлагает призывать клиента что-нибудь сделать в промежутке между сеансами. Примеры могут быть такими: «Прежде чем вы уйдете, я хотел бы предложить вам небольшое домашнее задание...» или «Неплохо, если вы на досуге подумаете над следующими вопросами, затронутыми в нашей сегодняшней беседе (следует их перечисление)». Ктакому подходу с «заданиями» близко назначение тестов или договоренность о чтении литературы по специальности — когда проблема сводится в первую очередь к вопросам профориентации или выбора образования. Это еще один естественный способ завершить беседу. Следует подчеркнуть, что ее окончание осуществляется при общем согласии и по предложению консультанта, оно не должно быть принудительным. Важно, чтобы беседа кончалась на ноте позитивного планирования, когда клиент точно знает, что ему предстоит сделать. Если консультант не устранит неопределенность в вопросе планов и своих ожиданий относительно клиента, он может спровоцировать у него ощущение опасности и последующую тревожность. Одно из правил для завершения беседы — начинать сокращение интенсивности за несколько минут до запланированного срока окончания. Консультант никогда не должен отпускать клиента, не позволив ему «собраться с духом» и привести в порядок чувства, взбудораженные в ходе беседы. Однако само это состояние затрудняет для клиента уход с сеанса. Он склонен расслабиться, почувствовав, что напряжение спало. Нередко у клиента достигается состояние полной непринужденности, и, возможно, он попытается задержать консультанта, предлагая новый интересный материал. Консультант может как придерживаться своего графика, так и применить технику «еще пять минут». Эта техника реализуется примерно так: «У меня есть еще несколько минут до следующего сеанса. Я готов пожертвовать ими для вас. Если хотите, у вас есть еще пять минут. Потом мы должны будем закончить сегодняшний сеанс». Консультант может также прийти к выводу, что появляющийся материал настолько важен, что стоит прибегнуть к схеме «дополнительного часа», если, конечно, следующий час в его расписании случайно оказался свободен. Тогда он говорит: «Следующий час у меня свободен; я вижу, что для вас этот вопрос очень важен. Так что нам, наверное, стоит уделить этому еще один час и ковать железо, пока горячо». Следующий час может оказаться чрезвычайно плодотворным, поскольку не исключено, что обычные защитные механизмы не были приведены в состояние готовности. Возможно, следовательно, что у клиента проявится редкая спонтанность. Судя по нашему опыту, зачастую в этот час наружу выходит такой материал, который, скорее всего, никогда бы не появился в обычных беседах, когда клиент в большей степени «подготовлен». Нужно упомянуть одну из опасностей метода «дополнительного часа». Коль скоро склонному к манипулированию клиенту был предоста&пен лишний час, он может попытаться снова и снова пользоваться этой привилегией. Его резоном может быть — «Вы помогли мне тогда, так почему бы не сделать это еще раз?». Возможен также такой эффект, что клиент будет оставаться весьма поверхностным в первые часы, восстанови в свою защиту. Как бы то ни было, при осторожном применении данный метод бывает полезен. Независимо от метода, применяемого для.завершения сеанса, беседа должна кончаться на позитивной и дружелюбной ноте. Консультанту отнюдь не следует становиться холодным и нейтральным — с целью, скажем, уклониться от вынужденной необходимости решать за клиента, будет ли тот продолжать консультироваться и когда придет снова. В целом, методика завершения беседы должна быть спланирована заранее и должна характеризоваться дружелюбием, определенностью и духом сотрудничества. Это необходимо для того, чтобы помочь клиенту чувствовать себя желанным гостем, знающим, чего он добился, знающим, что делать дальше, и осознающим, что он в сотрудничестве с консультантом участвовал в решении своей проблемы. Завершение процесса Проблемы. С практической точки зрения, процесс никогда не завершается в том смысле, что проблема «решена». Эффективное консультирование открывает для клиента возможности личностного роста, которые никогда не бывают исчерпаны. И все же в процессе наступает момент, когда клиент или консультант чувствует, что клиенту следует предоставить возможность полностью полагаться на собственные силы. Как консультант может определить, что приближается окончание? В поведении клиента зачастую видны признаки того, что его ожидания относительно консультаций удовлетворены, или что он уже надеется достичь своих целей собственными усилиями, например, он говорит: «Что ж, похоже, это хороший ответ на мои вопросы» или «Теперь я намного лучше чувствую себя в этой ситуации». В целом консультационный процесс имеет тенденцию оканчиваться спонтанно. Ряд углубленных исследований консультационного процесса показывает, что ближе к концу консультирования реакции клиента имеют тенденцию становиться более позитивными и самостоятельными [269]. Существуют и другие намеки, на которые консультант может опираться, чтобы перейти к завершению. Он может следить за признаками того, что генеральные цели консультирования достигнуты. В качестве целей для клиента могут выступать инсайт, понимание себя и своей проблемы, рациональное знание решения или направлений решения проблемы, смягчение таких симптомов как тревожность, а также, самое главное, изменение поведения к лучшему. Консультант, однако, должен быть осторожен в плане таких феноменов как «здрасьте и до свиданья» и «полет в здоровье». Клиенты нередко испытывают ощущение эйфории и завершенности после одной-двух бесед. У них может появиться чувство, что их проблема решена, когда после испытанного катарсиса у них сглаживается симптоматика. Они чувствуют себя лучше и зачастую хотят прекратить консультации. Но консультант понимает, что никакого устойчивого инсайта достигнуто не было, и что клиент скоро вернется — как только его расстроит необходимость принять какое-то, даже незначительное, решение или возникнет очередной кризис. Следует проводить различие между прекращением процесса по инициативе клиента и консультанта. Клиенты прекращают консультироваться по многим причинам. Возможно окончание в соответствии со структурой и планом. Консультации могут быть прекращены клиентом из-за нежелания их продолжать, объясняющегося его сопротивлением, невежеством в области психотерапии, психологической травмой, тупиком в ходе процесса, вопросами времени, финансов или просто ощущением, что консультант ему больше не нужен. Естественным образом возникает вопрос, почему клиенты бросают терапию, а не привыкают к ней. Кроме сожалений о затратах времени (и, как правило, денег), клиент может чувствовать боль и унижение, будучи вынужден сталкиваться с новыми для себя аспектами своей системы «я». Или же, в успешном случае, адаптивные функции, ранее локализовавшиеся у консультанта, теперь становятся достоянием клиента. Он больше не испытывает «нужды» в консультациях, поскольку то, чему он научился в ходе процесса, стало теперь частью его личности и его образа жизни. Консультант, напротив, прекращает консультации, когда полагает, что цели консультирования достигнуты, или когда отсутствие прогресса не оправдывает, по его мнению, продолжение взаимоотношений. Многие консультанты, когда становятся видны способы разрешения проблемы, структурируют огра- > ничения процесса по времени таким образом, чтобы процесс завершения начался при достижении этого срока. Например, консультант приступает к завершению, говоря что-нибудь вроде: «Итак, мы приблизились к концу того срока, когда, как мы договаривались, попытаемся завершить наши консультации. Полагаю, нам следует проанализировать, с чего мы начали, к чему мы пришли сейчас, и что нам делать дальше». Этот метод окончания процесса в фиксированные сроки имеет серьезные изъяны и опасен тем, что человек может оказаться не готов к завершению или же быть готов к нему задолго до фиксированного срока. Тем не менее, принято считать, что тревожность клиента, которая часто сопровождает долгий консультационный процесс, снижается, если клиент имеетхотя бы приблизительное представление о сроке окончания консультаций. Нередко искусство и терпение консультанта подвергаются испытанию со стороны клиента с сильной зависимостью, который сопротивляется принятию на себя личной ответственности за свою жизнь. Консультанту остается только верить в способность клиента к личностному развитию и заинтересованность в таком развитии. Здесь предполагается, что остаточные чувства зависимости, тяготения или обиды по отношению к консультанту (рассматриваемые в следующей главе в разделе «перенос») были урегулированы. Эти чувства могут появиться и при сравнительно коротких консультациях информационного или поддерживающего типа, если клиент, одинокий или зависимый, просто не может перенести исчезновение из своей жизни консультационных взаимоотношений, несмотря на то, что самые острые его проблемы уже были решены. Полезной процедурой для такого рода клиентов является назначение сеансов через возрастающие промежутки времени вплоть до окончательного прекращения консультаций. Процедура завершения. Первый шаг, предпринимаемый для завершения консультаций, называется вербальной подготовкой. Клиенту напоминают о сроках, согласованных во время вводной беседы. Например: «Итак, это наша четвертая и последняя беседа». Высказывания о личностном росте клиента, как основании для прекращения контактов, могут быть сформулированы следующим образом: «Вы, по всей видимости, пришли кдостаточно важным выводам и выработали реалистические планы. Не думаете ли вы, что теперь справитесь и сами?». Другие примеры: «Кажется, мы пришли к моменту, когда вы сможете работать над этим самостоятельно» или «Похоже, вы чувствуете себя в силах с этих пор обходиться без моей помощи». Консультант затем должен проработать с клиентом финальное резюме. Это может быть общий обзор достижений, переговоры о направлении к другому специалисту или о послекон-сультационном сопровождении («возвращении»), подготовка личного плана или письменного отчета. Примером такого документа, составленного во время профориентационных консультаций, служит план-график «Планирование жизни», описываемый у Шострома и Браммера [277]. Он содержит описание предполагаемых целей клиента с соответствующими планами в области образования. Зачастую в него можно включить сопроводительные данные, полученные с помощью чтения литературы по специальности, а также в результате тестов и резюмирования состоявшихся бесед. Этот шаг соответствует шагу «предписания действий» в методе завершения у Салливана [29,6]. Мы предпочитаем не употреблять в этом контексте термин «предписание». Важно, чтобы клиент знал, что ему предстоит сделать, и чтобы он расставался с консультантом, имея ясные представления о целях, результатах, возможном образе действий, а также о консультационных ограничениях. Еще один шаг, который может предпринять консультант, — оставить дверь открытой для возможного послекон'сулъта-ционного сопровождения («возвращения»). Особенно это необходимо в кратковременных, высоко структурированных сериях консультаций. Резкость их прекращения сглаживается, когда консультант имеет возможность сказать что-нибудь в духе: «Заглядывайте ко мне, когда будете проходить мимо» или «Когда некоторое время поработаете над этим самостоятельно, можете зайти ко мне, чтобы поговорить, как идут дела». Впрочем, это вопрос спорный — до какой степени следует поощрять такую политику «открытых дверей», поскольку существует опасность, что возобновится личная зависимость клиента, и консультант окажется уязвим для попыток повторения взаимоотношений. Но, скажем, в школьной обстановке, с более юными клиентами, консультант может предпочесть установить постоянный «поддерживающий» контакт, чтобы следить за их развитием или предоставлять им дальнейшую информацию. Можно, например, получать их самоотчеты о развитии интересов: «Есть неплохая идея — время от времени составлять отчет о развитии твоих интересов». Такого рода предложения обычно оказывают на клиента подбадривающее действие и позволяют продолжить наблюдения без интенсификации взаимоотношений. Вариантами третьего шага являются всевозможные направления к специалистам. Если консультант дошел уже до того предела, до которого он способен был дойти, или взять на себя ответственность за взаимоотношения предстоит иному специалисту или организации, используются методы направления. Здесь важно, чтобы консультант, структурируя обстоятельства этого направления, подготовил почву для легкого перехода к новым взаимоотношениям, не раскрывая заранее характер этих новых взаимоотношений. Как указывалось в главе 5, следует осторожно обсудить с клиентом причины направления его к другому специалисту, так, чтобы у него не возникло ощущения, будто его «подкидывают». Клиент должен убедиться, что это направление необходимо или полезно. Если консультант скажет: «Думаю, по этому поводу вам лучше обратиться к психиатру», клиент, скорее всего, станет сопротивляться или испугается. Для предупреждения возможности таких негативных реакций лучше будет, если консультант скажет: «Наш психиатр, вероятно, сумеет помочь нам в связи с этой проблемой. Не хотите ли вы записаться к нему на прием?». Те же самые принципы применяются, направляется ли клиент к школьному библиотекарю, в учреждение социальной помощи, к логопеду, в агентство по трудоустройству или к врачу. Еще один момент, о котором должен помнить консультант, оформляя направление клиента к незнакомому специалисту, — желательно предложить клиенту двух-трех врачей, чтобы он мог выбирать. Подразумевается, конечно, что консультант знаком с условиями, предпочтениями и административной политикой приема и записи в тех организациях, куда он направляет клиента, как и с административной политикой собственной организации втом, что касается каналов и процедур направления клиентов. В школах, например, существуют определенные каналы, установленные для поддержания взаимоотношений с социальными учреждениями, судами и частнопрактикующими специалистами. Четвертый шаг — это формальное расставание. Все, что было сказано о завершении последней фазы отдельного сеанса, применимо и здесь, при особом внимании к тому, чтобы прощание проходило с нотками сердечности и уверенности. Консультант должен осознавать, что перечисленные нами шаги не всегда осуществляются гладко. Клиент может совершить несколько бесплодных попыток действовать самостоятельно на основе своих новоприобретенных представлений, но только для того, чтобы обнаружить необходимость вернуться к тому же самому или другому консультанту. Прежде чем покончить с этой темой завершения, авторы хотели бы проанализировать концепцию Торна [303] о чрезмерной и недостаточной терапии. Торн возлагает ответственность за определение безопасности и уместности завершения терапии строго на плечи консультанта. Некоторые из психологических установок, встречающихся у консультантов и обусловливающих, по мнению Торна, недостаточность терапии, таковы: — «терапевтический нигилизм», когда консультанта характеризует пессимистический настрой, втом смысле, что его консультации не помогут данному клиенту, вследствие чего он опускает руки; — «диагностическая ошибка», когда консультанту не удалось выявить и адекватно проработать патологические процессы, и поэтому он заканчивает консультации преждевременно; — «пассивность методов», когда консультант недостаточно активен при урегулировании проблем клиента; — «недостаток уверенности в себе» при попытках консультировать трудные случаи; — «мягкотелость», выражающаяся в недостаточно настойчивом послеконсультационном сопровождении клиентов; — «перегруженность» консультанта, взявшегося за слишком много случаев, вследствие чего он вечно торопится перейти от одного сеанса к другому или проявляет «утомленность» в своих терапевтических установках. Хотя все эти опасности могут быть валидны в определенных случаях, Торн предостерегает, что консультант может также ошибаться в сторону «чрезмерности терапии». Под этим он подразумевает, что консультант может вести клиента дольше предела, определяемого этикой или его собственной компетентностью. Некоторые случаи чрезмерной терапии могут проистекать из сверхдобросовестного стремления довести дело до конца, при этом, например, подкрепляя потребностьличностнозависимого клиента в постоянной поддержке. Впрочем, поддержание не слишком жестко структурированных взаимоотношений в течение долгого времени может оказать профилактическое действие, предотвращая дальнейшее ухудшение способности клиента решать проблемы. Как и во многих других областях методологии консультаций, консультант должен оценивать ситуацию, взвешивать преимущества и недостатки того или иного образа действий, а затем принимать наилучшее решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технические методы реализации основных принципов выстраивания взаимоотношений были разделены в данной главе на восемь категорий: это установлениераппорта, отображение чувств, выражение приязни, структурирование, молчание, руководство, подбадривание и завершение. Каждый метод имеет как свои собственные достоинства, так и недостатки при создании тех оптимальных взаимоотношений, которые необходимы для достижения понимания и реализации правильного образа действий. В следующей главе будут проанализированы некоторые факторы, создающие трудности для выстраивания и поддержания оптимальных взаимоотношений. Глава 8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.108 (0.012 с.) |