Недостатки и предостережения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недостатки и предостережения



Данный раздел не предназначен для того, чтобы напугать по­следствиями применения методов подбадривания. Тем не менее, перечисляются их недостатки стем, чтобы довести до сведения тот факт, что подбадривание во многих отношениях является оружием обоюдоострым. Оно может оказаться как весьма полезным — при правильном его применении в упомянутых ситуациях, так и про­сто вредным — в случае неразборчивого его применения.

Подбадривание —это метод, становящийся крайне уязвимым в случае просчета. Прибегнуть к подбадриванию так легко, что у консультанта появляется соблазн стать слишком щедрым на обещания. В повседневных взаимоотношениях людей оно настолько распространено, что можно признать — подбадрива­нием очень часто злоупотребляют и в консультировании. Во многих случаях это злоупотребление состоит в лицемерном за­малчивании истинной серьезности ситуации. Тем самым затра­гиваются не только методологические проблемы, но и вопросы этики.

Подбадривание примитивно используется при подходе в сти­ле «все утрясется». Установка «Не волнуйтесь, все будет хорошо» и старые банальности типа «У каждой тучи есть серебряная из­нанка» в конечном счете только расстраивают клиента.

Чрезвычайно обеспокоенными людьми подбадривание мо­жет быть воспринято как фальшивое, неискреннее сочувствие. Подбадривание служит в лучшем случае лишь временным под­спорьем, и консультант, коль скоро прибегает к нему, должен смириться с общим замедлением процесса. Существует и тот очевидный недостаток, что весь процесс может быть поставлен под угрозу, когда развитие событий не оправдывает оптимисти­ческих прогнозов консультанта.

Подбадривание имеет еще тот изъян, что между клиентом и консультантом устанавливаются отношения зависимости. Периодическая потребность в подбадривании — это своего рода компенсация, вместо удовлетворения настоящими достижени­ями. Реакции, которые подкреплялись за счет подбадривания, имеют тенденцию становиться научением, и клиент тогда испы­тывает сильную потребность получать подбадривание от этого конкретного человека. Некоторые клиенты используют подбад­ривание как предлог для того, чтобы не изменять свое поведе­ние.

Если клиент истолковывает подбадривание как согласие, он может ограничить для себя круг возможностей, в том смысле, что будет испытывать чувство вины при изменении в своем по­ведении или экспериментах с новыми подходами к своей про­блеме. Иными словами, он может ощутить себя в ловушке сво­их нынешних усилий и может сделать вывод, что не способен найти никакого решения своих проблем.

Ранее говорилось, что подбадривание наиболее ценно для поддержки тревожных, расстроенных клиентов. Серьезное зло­употребление подбадриванием произойдет, если применить его к клиенту, который уже стал чрезмерно агрессивным или само­уверенным. Такой тип клиентов нуждается в противодействии своему, нередко бесчувственному, ригидному, эгоистическому поведению, а не в поддержке его.

 

ИСКУССТВО ЗАВЕРШЕНИЯ

 

Эффективное завершение консультаций так же важно для их результативности, как установление раппорта в их начальной фазе. Тем, насколько аккуратно консультант «расставит мебель по местам» или «упакует багаж», определяется легкость, с кото­рой клиент сможет принять на себя полную ответственность за себя, и устойчивость положительных изменений.

Поскольку проблемы и процедуры завершения беседы и пе­ремены темы диалогового блока в рамках консультационного процесса аналогичны методам завершения всего процесса, они далее рассматриваются совместно. Мы объединили их в общую категорию методов завершения.

Окончание диалогового блока

Диалоговый блок можно завершить с помощью описанного ранее обобщающего отображения чувств, в котором консультант увязывает воедино разрозненные нити нескольких родствен­ных идей. Общий итог такого обобщения состоит в возникнове­нии у клиента ощущения законченности и достигнутого прогрес­са, после чего он обычно переходит к следующей теме. Консуль­тант должен почувствовать, когда клиент готов к такому обобщению, помня, что это действие при ведет к перемене темы.

Второе средство для окончания диалогового блока — это ме­тод закупоривания '. Он сводится к пресечению потока слов или чувств, но таким образом, чтобы клиент не прекратил говорить совсем, не слишком задерживал общий прогресс и не почувст­вовал себя отверженным. Консультант зачастую видит, что кли­ент, чем глубже погружается в свои чувства, тем больше диском­форта испытывает или тем больше внутренней раздвоенности проявляет. Если консультант считает, что система защиты кли­ента не настолько сильна, чтобы его предохранять, он помогает клиенту восстановить защиту с помощью техники закупорива­ния. Он поступает так в надежде, что это временное вспомога­тельное средство, и что позднее у клиента проявится больше готовности к тому, чтобы подступиться к своей основной про­блеме.

Техника закупоривания сводится к замене темы на что-ни­будь менее интенсивное, но все же продвигающее беседу вперед. Можно вернуться к одной из недавно обсужденных тем, к ис­ходной симптоматике или перейти к новой теме, менее напря­женной. Снижая опережение клиента консультантом и общий темп беседы консультант зачастую снижает у клиента диском­форт, сопротивление или нежелательные чувства по отношению к консультанту. Консультант может снизить темп, делая более частые и продолжительные паузы. Чтобы «закупорить» иссле­дование, которое стало чересчур интенсивным, он может умен­ьшить частоту сеансов. В консультационной и психотерапевти­ческой практике хорошо известно, что интенсивность взаимо­отношений прямо зависит от количества бесед в месяц. Консультант, например, может предложить клиенту встречаться раз в две недели, а не еженедельно. Иногда подбадривание, го­ворящее, что времени для проработки проблемы очень много, по-

___________

1 Термин, который использует профессор Роберт А. Гуд, сравнивая всплеск эмо­ций с нефтяным фонтаном. Последующее снижение эмоционального накала сравнивается с «закупориванием скважины».

 

могает снять у клиента ощущение напряженности. Увеличе­ние доли высказываний консультанта оказывает на коммуни­кацию со стороны клиента «отключающее» действие, тем са­мым предотвращая углубление его погруженности в свою про­блему.

Могут также быть моменты, когда качество взаимоотноше­ний таково, что консультант имеет возможность применить для завершения темы прямую интерпретацию. Например, так: «Ка­жется, этот вопрос вас слишком волнует. А что, если нам на вре­мя оставить эту тему и поговорить о том, чем вы собираетесь заняться после получения диплома?». Клиенту, возможно, по­требуются дополнительные объяснения по поводу перемены темы, а"также заверения, что к данной теме он сможет вернуть-, ся позже.;

Окончание беседы

В литературе по консультированию содержится очень мал©[ информации об искусстве завершения беседы. И всежебольшин4 ство консультантов согласились бы, как важно, чтобы беседа была'-доведена до ясного завершения, а не зависла в воздухе, заставляя1 клиента подумать, что в ней так ничего и не было достигнуто.!; Начинающие консультанты жалуются, что завершение беседы — одна из самых трудных для них задач.

Ссылка на ограничения по времени является весьма естествен"-ным способом напомнить клиенту, что пора заканчивать. Ка­кой бы ни была продолжительность беседы, важно, чтобы кон­сультант в самом ее начале сообщил клиенту о фиксированном сроке ее окончания. В клинических условиях стандартом явля­ется период сорок пять или пятьдесят минут. В других условиях, например, в государственной школе, уместней могут оказаться гораздо более короткие сеансы. Продолжительность сеансов — это вопрос административной политики, загруженности кон­сультанта, а также целей беседы.

Вообще говоря, считается, что для разработки наиболее на­пряженных проблем клиента необходимы, как минимум, сорок пять минут. Это дает клиенту несколько минут для «разогрева», пока он медленно настраивается на основное содержание бесе­ды и собирает разрозненные нити прошлых сеансов, а также оставляет ему несколько минут в конце, чтобы «собраться с ду­хом». Особенно это бывает необходимо после сеанса терапевтических консультаций с глубоким погружением в сферу чувств. Желательно помочь клиенту восстановить перед уходом комфорт­ное эмоциональное состояние.

Однако в школьном консультировании ограничения по вре­мени и загруженность консультанта зачастую вынуждают его от­водить на формулировку и решение проблем сеанс продолжитель­ностью десять-пятнадцать минут. Как бы то ни было, коль скоро ограничения по времени установлены, можно уверенней присту­пать к успешному завершению беседы. Например, в конце бесе­ды можно снова, вернуться к вопросу сроков с помощью таких высказываний, как: «Наше время практически истекло; когда бы вы хотели снова встретиться?», или «Ну что ж, на сегодня, по­жалуй, хватит», или «Похоже, мы подошли к концу сеанса». Тем самым обеспечивается легкий переход к календарю, к дверям или к столику регистраторши.

Обобщение является вторым средством завершения беседы. Это могут сделать консультант или сам клиент, или оба вместе. Когда консультант видит, что сеанс скоро кончится, он может сам резюмировать существенные элементы состоявшейся бесе­ды. И опять же, может применяться техника заключительного отображения чувств — в том случае, если консультант располо­жен резюмировать существенные чувства, выраженные клиен­том в ходе беседы. Можно также подвести тематические итоги беседы, вспомнив ее основное содержание.

Из литературы по консультированию явствует, что широко также распространено подведение итогов беседы клиентом. Консультант просит клиента резюмировать ключевые идеи и чувства следующим образом: «Расскажите мне, какой вам те­перь видится ваша ситуация?» или «Давайте вы теперь расска­жете мне, что, по вашему мнению, вы сможете извлечь из на­шей беседы».

Консультант обычно предваряет совместное подведение ито­гов примерно таким высказыванием: «А что, если нам рассмот­реть, к чему мы сегодня пришли? Мне помнится, мы говорили о... Может быть, вы расскажете, как вы на это смотрите?».

Обращение к будущему — это третий и довольно изящный способ для консультанта закончить беседу. При этом также де­лается указание на его желание сохранить взаимоотношения, когда он в своих словах ссылается на предстоящие встречи с клиентом. Он может сказать примерно следующее: «Жаль, но на сегодня наше время почти истекло; Когда бы вы хотели сно­ва прийти ко мне?», «Давайте назначим очередную встречу в это же самое время на следующей неделе», «У меня свободно время в четверг в три часа и в пятницу в два. Когда вам удоб­ней?». Важно завершить беседу в теплой позитивной тонально­сти — обговорив точную дату и время, сказать прощальную фразу с уверенностью: «Прекрасно, в следующую пятницу в два часа я вас жду», а не с сомнением: «Так вы придете на сле­дующей неделе в два часа?».

Вставание зачастую служит убедительным способом указать на окончание беседы. В случае особенно трудных клиентов, например, страдающих навязчивым неврозом, таких, которые не хотят прекращать контакт, от консультанта может потребо­ваться встать, чтобы намек на окончание беседы стал совер­шенно неприкрытым. Это можно тактично осуществить в «нижней точке», прежде чем клиент получит шанс углубиться в следующую тему беседы. В более формальных ситуациях, особенно со взрослыми и в конце первой встречи, полезно так­же в качестве прощального жеста протянуть руку для рукопо­жатия.

Ненавязчивые жесты составляют пятую категорию намеков на окончание беседы. Хотя большинство консультационных контактов завершаются в назначенное время самым естествен­ным образом, некоторые разговорчивые клиенты никак не мо­гут остановиться. Консультанту не следует в таких случаях стес­няться применять определенные жесты, чтобы показать, что беседу пора кончать, и для клиента пришло время распрощать­ся. Например, консультант может опереться руками на колени и наклониться вперед, как бы собираясь встать, взглянуть на, наручные или настенные часы. Следует отметить, что предпо­чтительней не прибегать к распространенным способам проде­монстрировать свое нетерпение, невнимание, раздражение; не стоит перебирать бумаги на столе, намекая клиенту, что время вышло.

Проводить клиента к выходу и открыть для него дверь — удоб­ный способ вежливого и быстрого расставания. Элементарная вежливость требует, чтобы консультант поднялся вместе с кли­ентом и дошел с ним до дверей. Благодаря этому уйти клиенту гораздо легче, нежели в том случае, если бы консультант возло­жил все бремя завершения беседы на плечи клиента.

Резюмирующие заметки являются шестым полезным средст­вом для завершения беседы. В определенных видах консульта­ций, где принимаются важные решения, часть консультантов считает полезным вести по ходу беседы краткие заметки. Ино­гда они подкладывают под свой лист бумаги еще один лист через копирку, так что в конце сеанса клиент получает копию заметок консультанта. Особенно это полезно при профориентации, когда велико количество важной информации. Многие консультанты полагают, что клиент лучше запомнит содержание беседы, если они составят краткую сводку. Другие консультанты предлагают клиентам вести собственные заметки, тем самым поощряя у них независимость в действиях.

В качестве средства завершения может применяться метод «домашнихзаданий» или «предписаний». Херцберг [143] предла­гает использовать «социальные задания» — задания к следую­щему сеансу осуществить что-нибудь вроде записи в кружок народного танца. Салливан [295] тоже предлагает призывать клиента что-нибудь сделать в промежутке между сеансами. Примеры могут быть такими: «Прежде чем вы уйдете, я хотел бы предложить вам небольшое домашнее задание...» или «Не­плохо, если вы на досуге подумаете над следующими вопроса­ми, затронутыми в нашей сегодняшней беседе (следует их пе­речисление)».

Ктакому подходу с «заданиями» близко назначение тестов или договоренность о чтении литературы по специальности — когда проблема сводится в первую очередь к вопросам профориентации или выбора образования. Это еще один естественный способ за­вершить беседу. Следует подчеркнуть, что ее окончание осуще­ствляется при общем согласии и по предложению консультанта, оно не должно быть принудительным.

Важно, чтобы беседа кончалась на ноте позитивного плани­рования, когда клиент точно знает, что ему предстоит сделать. Если консультант не устранит неопределенность в вопросе пла­нов и своих ожиданий относительно клиента, он может спро­воцировать у него ощущение опасности и последующую тре­вожность.

Одно из правил для завершения беседы — начинать сокраще­ние интенсивности за несколько минут до запланированного сро­ка окончания. Консультант никогда не должен отпускать клиен­та, не позволив ему «собраться с духом» и привести в порядок чувства, взбудораженные в ходе беседы. Однако само это состоя­ние затрудняет для клиента уход с сеанса. Он склонен рассла­биться, почувствовав, что напряжение спало. Нередко у клиента достигается состояние полной непринужденности, и, возможно, он попытается задержать консультанта, предлагая новый инте­ресный материал. Консультант может как придерживаться свое­го графика, так и применить технику «еще пять минут». Эта тех­ника реализуется примерно так: «У меня есть еще несколько ми­нут до следующего сеанса. Я готов пожертвовать ими для вас. Если хотите, у вас есть еще пять минут. Потом мы должны будем закончить сегодняшний сеанс».

Консультант может также прийти к выводу, что появляющий­ся материал настолько важен, что стоит прибегнуть к схеме «до­полнительного часа», если, конечно, следующий час в его рас­писании случайно оказался свободен. Тогда он говорит: «Сле­дующий час у меня свободен; я вижу, что для вас этот вопрос очень важен. Так что нам, наверное, стоит уделить этому еще один час и ковать железо, пока горячо». Следующий час может оказаться чрезвычайно плодотворным, поскольку не исключе­но, что обычные защитные механизмы не были приведены в состояние готовности. Возможно, следовательно, что у клиента проявится редкая спонтанность. Судя по нашему опыту, зачас­тую в этот час наружу выходит такой материал, который, скорее всего, никогда бы не появился в обычных беседах, когда клиент в большей степени «подготовлен».

Нужно упомянуть одну из опасностей метода «дополнитель­ного часа». Коль скоро склонному к манипулированию клиенту был предоста&пен лишний час, он может попытаться снова и сно­ва пользоваться этой привилегией. Его резоном может быть — «Вы помогли мне тогда, так почему бы не сделать это еще раз?». Возможен также такой эффект, что клиент будет оставаться весь­ма поверхностным в первые часы, восстанови в свою защиту. Как бы то ни было, при осторожном применении данный метод бывает полезен.

Независимо от метода, применяемого для.завершения сеан­са, беседа должна кончаться на позитивной и дружелюбной ноте. Консультанту отнюдь не следует становиться холодным и нейт­ральным — с целью, скажем, уклониться от вынужденной не­обходимости решать за клиента, будет ли тот продолжать кон­сультироваться и когда придет снова.

В целом, методика завершения беседы должна быть спланиро­вана заранее и должна характеризоваться дружелюбием, опреде­ленностью и духом сотрудничества. Это необходимо для того, что­бы помочь клиенту чувствовать себя желанным гостем, знающим, чего он добился, знающим, что делать дальше, и осознающим, что он в сотрудничестве с консультантом участвовал в решении своей проблемы.

Завершение процесса

Проблемы. С практической точки зрения, процесс никогда не завершается в том смысле, что проблема «решена». Эффек­тивное консультирование открывает для клиента возможности личностного роста, которые никогда не бывают исчерпаны. И все же в процессе наступает момент, когда клиент или кон­сультант чувствует, что клиенту следует предоставить возмож­ность полностью полагаться на собственные силы. Как кон­сультант может определить, что приближается окончание? В поведении клиента зачастую видны признаки того, что его ожидания относительно консультаций удовлетворены, или что он уже надеется достичь своих целей собственными усилиями, например, он говорит: «Что ж, похоже, это хороший ответ на мои вопросы» или «Теперь я намного лучше чувствую себя в этой ситуации».

В целом консультационный процесс имеет тенденцию окан­чиваться спонтанно. Ряд углубленных исследований консуль­тационного процесса показывает, что ближе к концу консуль­тирования реакции клиента имеют тенденцию становиться бо­лее позитивными и самостоятельными [269].

Существуют и другие намеки, на которые консультант может опираться, чтобы перейти к завершению. Он может следить за признаками того, что генеральные цели консультирования достиг­нуты. В качестве целей для клиента могут выступать инсайт, по­нимание себя и своей проблемы, рациональное знание решения или направлений решения проблемы, смягчение таких симпто­мов как тревожность, а также, самое главное, изменение поведе­ния к лучшему. Консультант, однако, должен быть осторожен в плане таких феноменов как «здрасьте и до свиданья» и «полет в здоровье». Клиенты нередко испытывают ощущение эйфории и завершенности после одной-двух бесед. У них может появиться чувство, что их проблема решена, когда после испытанного катарсиса у них сглаживается симптоматика. Они чувствуют себя лучше и зачастую хотят прекратить консультации. Но консуль­тант понимает, что никакого устойчивого инсайта достигнуто не было, и что клиент скоро вернется — как только его расстроит необходимость принять какое-то, даже незначительное, решение или возникнет очередной кризис.

Следует проводить различие между прекращением процесса по инициативе клиента и консультанта. Клиенты прекращают консультироваться по многим причинам. Возможно окончание в соответствии со структурой и планом. Консультации могут быть прекращены клиентом из-за нежелания их продолжать, объясняющегося его сопротивлением, невежеством в области психотерапии, психологической травмой, тупиком в ходе про­цесса, вопросами времени, финансов или просто ощущением, что консультант ему больше не нужен.

Естественным образом возникает вопрос, почему клиенты бросают терапию, а не привыкают к ней. Кроме сожалений о затратах времени (и, как правило, денег), клиент может чувст­вовать боль и унижение, будучи вынужден сталкиваться с но­выми для себя аспектами своей системы «я». Или же, в успеш­ном случае, адаптивные функции, ранее локализовавшиеся у консультанта, теперь становятся достоянием клиента. Он боль­ше не испытывает «нужды» в консультациях, поскольку то, чему он научился в ходе процесса, стало теперь частью его личности и его образа жизни.

Консультант, напротив, прекращает консультации, когда полагает, что цели консультирования достигнуты, или когда от­сутствие прогресса не оправдывает, по его мнению, продолже­ние взаимоотношений. Многие консультанты, когда становят­ся видны способы разрешения проблемы, структурируют огра- > ничения процесса по времени таким образом, чтобы процесс завершения начался при достижении этого срока. Например, консультант приступает к завершению, говоря что-нибудь вро­де: «Итак, мы приблизились к концу того срока, когда, как мы договаривались, попытаемся завершить наши консультации. Полагаю, нам следует проанализировать, с чего мы начали, к чему мы пришли сейчас, и что нам делать дальше». Этот метод окончания процесса в фиксированные сроки имеет серьезные изъяны и опасен тем, что человек может оказаться не готов к завершению или же быть готов к нему задолго до фиксированного срока. Тем не менее, принято считать, что тревожность кли­ента, которая часто сопровождает долгий консультационный про­цесс, снижается, если клиент имеетхотя бы приблизительное пред­ставление о сроке окончания консультаций.

Нередко искусство и терпение консультанта подвергаются испытанию со стороны клиента с сильной зависимостью, кото­рый сопротивляется принятию на себя личной ответственнос­ти за свою жизнь. Консультанту остается только верить в спо­собность клиента к личностному развитию и заинтересован­ность в таком развитии. Здесь предполагается, что остаточные чувства зависимости, тяготения или обиды по отношению к консультанту (рассматриваемые в следующей главе в разделе «перенос») были урегулированы. Эти чувства могут появиться и при сравнительно коротких консультациях информационного или поддерживающего типа, если клиент, одинокий или зави­симый, просто не может перенести исчезновение из своей жиз­ни консультационных взаимоотношений, несмотря на то, что самые острые его проблемы уже были решены. Полезной про­цедурой для такого рода клиентов является назначение сеансов через возрастающие промежутки времени вплоть до окончатель­ного прекращения консультаций.

Процедура завершения. Первый шаг, предпринимаемый для завершения консультаций, называется вербальной подготов­кой. Клиенту напоминают о сроках, согласованных во время вводной беседы. Например: «Итак, это наша четвертая и по­следняя беседа». Высказывания о личностном росте клиента, как основании для прекращения контактов, могут быть сфор­мулированы следующим образом: «Вы, по всей видимости, пришли кдостаточно важным выводам и выработали реалис­тические планы. Не думаете ли вы, что теперь справитесь и сами?». Другие примеры: «Кажется, мы пришли к моменту, когда вы сможете работать над этим самостоятельно» или «Похоже, вы чувствуете себя в силах с этих пор обходиться без моей помощи».

Консультант затем должен проработать с клиентом финаль­ное резюме. Это может быть общий обзор достижений, перего­воры о направлении к другому специалисту или о послекон-сультационном сопровождении («возвращении»), подготовка личного плана или письменного отчета. Примером такого до­кумента, составленного во время профориентационных консультаций, служит план-график «Планирование жизни», описы­ваемый у Шострома и Браммера [277]. Он содержит описание предполагаемых целей клиента с соответствующими планами в области образования. Зачастую в него можно включить сопро­водительные данные, полученные с помощью чтения литерату­ры по специальности, а также в результате тестов и резюмирова­ния состоявшихся бесед. Этот шаг соответствует шагу «предпи­сания действий» в методе завершения у Салливана [29,6]. Мы предпочитаем не употреблять в этом контексте термин «предпи­сание». Важно, чтобы клиент знал, что ему предстоит сделать, и чтобы он расставался с консультантом, имея ясные представле­ния о целях, результатах, возможном образе действий, а также о консультационных ограничениях.

Еще один шаг, который может предпринять консультант, — оставить дверь открытой для возможного послекон'сулъта-ционного сопровождения («возвращения»). Особенно это необ­ходимо в кратковременных, высоко структурированных се­риях консультаций. Резкость их прекращения сглаживается, когда консультант имеет возможность сказать что-нибудь в духе: «Заглядывайте ко мне, когда будете проходить мимо» или «Когда некоторое время поработаете над этим самостоятель­но, можете зайти ко мне, чтобы поговорить, как идут дела». Впрочем, это вопрос спорный — до какой степени следует по­ощрять такую политику «открытых дверей», поскольку суще­ствует опасность, что возобновится личная зависимость кли­ента, и консультант окажется уязвим для попыток повторе­ния взаимоотношений. Но, скажем, в школьной обстановке, с более юными клиентами, консультант может предпочесть ус­тановить постоянный «поддерживающий» контакт, чтобы сле­дить за их развитием или предоставлять им дальнейшую ин­формацию. Можно, например, получать их самоотчеты о раз­витии интересов: «Есть неплохая идея — время от времени составлять отчет о развитии твоих интересов». Такого рода предложения обычно оказывают на клиента подбадривающее действие и позволяют продолжить наблюдения без интенси­фикации взаимоотношений.

Вариантами третьего шага являются всевозможные направ­ления к специалистам. Если консультант дошел уже до того пре­дела, до которого он способен был дойти, или взять на себя от­ветственность за взаимоотношения предстоит иному специалисту или организации, используются методы направления. Здесь важно, чтобы консультант, структурируя обстоятельства этого направления, подготовил почву для легкого перехода к новым взаимоотношениям, не раскрывая заранее характер этих новых взаимоотношений. Как указывалось в главе 5, следует осторож­но обсудить с клиентом причины направления его к другому спе­циалисту, так, чтобы у него не возникло ощущения, будто его «подкидывают». Клиент должен убедиться, что это направление необходимо или полезно. Если консультант скажет: «Думаю, по этому поводу вам лучше обратиться к психиатру», клиент, ско­рее всего, станет сопротивляться или испугается. Для предупреж­дения возможности таких негативных реакций лучше будет, если консультант скажет: «Наш психиатр, вероятно, сумеет помочь нам в связи с этой проблемой. Не хотите ли вы записаться к нему на прием?». Те же самые принципы применяются, направ­ляется ли клиент к школьному библиотекарю, в учреждение со­циальной помощи, к логопеду, в агентство по трудоустройству или к врачу.

Еще один момент, о котором должен помнить консультант, оформляя направление клиента к незнакомому специалисту, — желательно предложить клиенту двух-трех врачей, чтобы он мог выбирать. Подразумевается, конечно, что консультант знаком с условиями, предпочтениями и административной политикой приема и записи в тех организациях, куда он направляет клиен­та, как и с административной политикой собственной органи­зации втом, что касается каналов и процедур направления кли­ентов. В школах, например, существуют определенные каналы, установленные для поддержания взаимоотношений с социаль­ными учреждениями, судами и частнопрактикующими специ­алистами.

Четвертый шаг — это формальное расставание. Все, что было сказано о завершении последней фазы отдельного сеанса, при­менимо и здесь, при особом внимании к тому, чтобы прощание проходило с нотками сердечности и уверенности. Консультант должен осознавать, что перечисленные нами шаги не всегда осу­ществляются гладко. Клиент может совершить несколько бес­плодных попыток действовать самостоятельно на основе своих новоприобретенных представлений, но только для того, чтобы обнаружить необходимость вернуться к тому же самому или дру­гому консультанту.

Прежде чем покончить с этой темой завершения, авторы хоте­ли бы проанализировать концепцию Торна [303] о чрезмерной и недостаточной терапии. Торн возлагает ответственность за опре­деление безопасности и уместности завершения терапии строго на плечи консультанта. Некоторые из психологических устано­вок, встречающихся у консультантов и обусловливающих, по мнению Торна, недостаточность терапии, таковы:

— «терапевтический нигилизм», когда консультанта характе­ризует пессимистический настрой, втом смысле, что его консуль­тации не помогут данному клиенту, вследствие чего он опускает руки;

— «диагностическая ошибка», когда консультанту не удалось выявить и адекватно проработать патологические процессы, и поэтому он заканчивает консультации преждевременно;

— «пассивность методов», когда консультант недостаточно активен при урегулировании проблем клиента;

— «недостаток уверенности в себе» при попытках консуль­тировать трудные случаи;

— «мягкотелость», выражающаяся в недостаточно настойчи­вом послеконсультационном сопровождении клиентов;

— «перегруженность» консультанта, взявшегося за слишком много случаев, вследствие чего он вечно торопится перейти от одного сеанса к другому или проявляет «утомленность» в своих терапевтических установках.

Хотя все эти опасности могут быть валидны в определенных случаях, Торн предостерегает, что консультант может также ошибаться в сторону «чрезмерности терапии». Под этим он под­разумевает, что консультант может вести клиента дольше пре­дела, определяемого этикой или его собственной компетентно­стью. Некоторые случаи чрезмерной терапии могут проистекать из сверхдобросовестного стремления довести дело до конца, при этом, например, подкрепляя потребностьличностнозависимого клиента в постоянной поддержке. Впрочем, поддержание не слишком жестко структурированных взаимоотношений в тече­ние долгого времени может оказать профилактическое дейст­вие, предотвращая дальнейшее ухудшение способности клиен­та решать проблемы. Как и во многих других областях методо­логии консультаций, консультант должен оценивать ситуацию, взвешивать преимущества и недостатки того или иного образа действий, а затем принимать наилучшее решение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Технические методы реализации основных принципов выст­раивания взаимоотношений были разделены в данной главе на восемь категорий: это установлениераппорта, отображение чувств, выражение приязни, структурирование, молчание, руководство, подбадривание и завершение. Каждый метод имеет как свои соб­ственные достоинства, так и недостатки при создании тех опти­мальных взаимоотношений, которые необходимы для достиже­ния понимания и реализации правильного образа действий. В следующей главе будут проанализированы некоторые факто­ры, создающие трудности для выстраивания и поддержания оп­тимальных взаимоотношений.

Глава 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.049 с.)