Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины эффективности метода отражения

Поиск

В обсуждении этого метода представляется уместным проана­лизировать некоторые вероятные причины его эффективности для достижения консультационных целей.

Клиент Отражение Клиент Отражение Клиент Отражение

'Обобщающее отражение Рис. 18. Диаграмма обобщающего отражения

Отражение помогает человеку почувствовать, что его хорошо понимают. Большинство невротиков чрезмерно защищаются и уверены, что их не понимают. При встрече стаким методом страх непонимания уменьшается. Та ясность, для многих из них встре­тившаяся впервые в жизни, с которой консультант отражает их глубочайшие невербализованные чувства, вызывает у невроти­ков ощущение, что их хорошо понимают. Итак, отражение вы­полняет поддерживающую функцию, и наиболее эффективно оно на ранних и средних стадиях консультаций.

Техника отражения помогает разомкнуть так называемый не­вротический круг, часто встречающийся при консультировании по вопросам брака и выражающийся в таких фразах: «Она не хочет понять меня, и поэтому я не хочу понимать ее». Консуль­тант, оп ираясь на техн и ку отражения, помогает кл иенту разорвать этот порочный круг упрямства в рассуждениях.

Отражение подталкивает клиента к выводу, что чувства явля­ются причиной поведения. Самый, возможно,значительный вклад, который отражение чувств вносит в консультационный процесс, состоит в том, что оно является средством для передачи клиенту глубокого понимания этих причин. Чувства трудноуловимы и за­частую неконтролируемы. Нередко мы ощущаем, что не понимаем сами себя из-за возникновения странных или нежелательных чувств, идущих из подсознательной системы «я» или системы ядра личности. Когда другое человеческое существо столь искренне ста­рается понять нас и выглядит таким искусным в прояснении для нас тех элементов нашего опыта, которые представлялись нам ту­манными и пугающими, мы начинаем чрезвычайно ценить такого человека. Отражение, следовательно, выполняет функцию про­яснения и упрощения проблем.

Отражение ведет к тому, что место оценок оказывается внут­ри клиента. Отражение побуждает человека принять ответствен­ность за самого себя — он получает возможность убедиться, что система ценностей не есть нечто присущее какому-либо пере­живанию или объекту, но что ценность придает им он сам. Бом­бардировка клиента такими фразами, как «вы чувствуете», «вы думаете» и «вы уверены», учит его тому, что он сам оценивает свой опыт, и что ценности подвержены изменениям. Клиент на­чинает понимать, что ценности — это суждения, выносимые че­ловеком на основе собственного опыта. Его ценности тоже мо­гут измениться, если новый опыт подскажет новые факты. Тер­мин «место оценок» здесь весьма полезен. На ранних стадиях терапии клиент склонен помещать место оценок своего поведе­ния вне себя, перенося его на своих родителей, своих друзей, свою социальную группу. К концу консультаций клиент обнаружи­вает, что может и должен иметь место оценок своего поведения внутри себя самого.

Правильное отражение даетему ощущение, что он может вы­бирать. Для современной американской культуры характернатен-денция избегать самодеятельности и во всем доверяться «специа­листам». Предполагается, что специалисты объяснят нам, как нам воспитывать наших детей, дадутрекомендации относительно бра­ка или развода, помогут выбрать профессию, научаттехнике сек­са, спланируют семейный бюджет и так далее, adinflnitum (лат. — до бесконечности. — Прим. перев.). В вопросах личного выбора замыкается порочный круг беспомощности: чем больше клиент пользуется услугами специалистов, тем сильнее у него чувство собственной беспомощности, тем сильнее потребность в дальней­ших советах и указаниях со стороны. Целью консультировании должно стать культивирование самостоятельности клиента. Тех­ника отражения, сочетаясь с отсутствием советов и подсказок по всем вопросам, стимулирует человека к принятию самостоятель-ныхрешений.

Отражение проясняет мышление клиента, чтобы он смог объективно подойти к ситуации. Техника отражения по своей сути позволяет консультанту выявить существенные элемен­ты в высказываниях клиента, чтобы тот по-новому взглянул на них. Естественно, таким образом клиент может увидеть особенности своего мышления, прояснить себе существую­щую ситуацию и подойти к ней более объективно. Робинсон

[246] описывает особый тип содержательного отображения, который называет «кларификацией». Такое прояснение, ре­зюмирующее основные моменты в вербализациях клиента, предназначено для того, чтобы ускорить развитие инсайта благодаря упорядочению смутных и разрозненных реакций клиента, причем без возникновения у него ощущения, что его «подталкивают».

Еще одна причина, почему отражение представляется таким полезным методом, — оно помогает донести до клиента ту идею, что консультант не считает его каким-то необычным, отличаю­щимся от других. Фраза «Вы чувствуете...» создает впечатление, что консультанта невозможно шокировать, что он в любом слу­чае способен понять клиента. Таким образом, техника отраже­ния косвенно выполняет функцию дополнительной поддерж­ки, так как дает клиенту ощущение, что он «нормальный чело­век», а не «чудак», непохожий на всех остальных.

Отражение помогает клиенту проанализировать глубинные мотивы своего поведения. Когда консультант сосредотачивает­ся на чувствах индивидуума, а не на его умозаключениях, он раскрывает глубокие мотивационные уровни клиента. Это на­блюдение можно проиллюстрировать вопросом, который дово­дилось слышать каждому из нас: «Почему ты это сделал?». Ответ может быть таким: «Я почувствовал, что...». Люди часто делают что-то лишь потому, что «почувствовали, что...». Чув­ства суть проявления потребностей и желаний, которые побуж­дают нас действовать. Тщательный анализ чувств побуждает нас задуматься о мотивах, лежащих в основе этих чувств. Та­кой процесс иллюстрируется следующим замечанием: «Я по­чувствовал это, потому что...». Слова «потому что» зачастую отсылают нас непосредственно к глубинным мотивам или про­житому опыту.

 

ТЕХНИКА ВЫРАЖЕНИЯ ПРИНЯТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.219 (0.006 с.)