Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психотерапевтическая модель.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Информационно обусловленным проблемам и проблемам планирования свойственна своя, ясная и убедительная, логика. В проблемах же, обусловленных в первую очередь эмоционально, такой последовательной ясности нет. В связи с индивидуальными различиями клиентов, а также с учетом вариаций в философии и методах психотерапии, совокупность шагов психотерапевтического процесса допускает мириады возможных комбинаций. Однако в '■. этих разных стилях усматривается приблизительно одна и та же, последовательность событий, типичная для психотерапевтического процесса (рис. 8). Шаги в этой последовательности выбраны весь- < ма произвольным образом, исключительно в дидактических целях, и они не настолько четко очерчены, как может показаться из-за того, что они пронумерованы. Психотерапевтическая модель состоит из следующих этапов: 1. Осознание того, что имеют место жалоба, проблема или симптом, и что у клиента есть основания для обращения за помощью. 2. Установление взаимоотношений. 3. Выражение чувств и разработка проблем. 4. Анализ чувств (на глубину, определяемую типом и структурой психотерапии). 5. Выражение глубоких чувств и анализ символики (при попытке углубленной психотерапии). 6. Проработка чувств. 7. Движение к инсайту и планирование действий. 8. Экстернализация и завершение взаимоотношений.
Стадии (Консультационный уровень) (Психотерапевтический уровень) . /} > — (Глубокий * / / \ психотерапевтический II' уровень) 1. а) Жалоба, проблема или симптом б) Осознание потребности 2. а) Формулировка потребности б) Преодоление резистентности 3. а) Выражение чувств б) Прояснение и разработка проблемы 4. Изучение установок по отношению к самому себе 5. Анализ глубоких чувств 6. Проработка чувств 7. Инсайт 8. а) Активные действия б) Завершение Рис. 8. Стадии в консультационном и психотерапевтическом процессах
В терминах многогранного подхода, описанного в главе 2, психотерапевтическая модель выглядела бы как серия гипотетических стадий, изображенных на рис. 8. Стадия 1 — это изложение жалобы, проблемы или симптома, которые проецируются вовне, в связи с «объектом», или как «оно». Реакция психотерапевта на это изложение сводится в основном к молчанию и другим техникам взаимоотношений, для того чтобы клиент мог постепенно «отработать свои проекции назад», принимая их в большей степени как «субъект» или часть «себя». Начало проработки субъективной проблемы обозначено на рис. 8 как стадия 2, протекающая в системе внешней защиты. Главной терапевтической проблемой здесь является преодоление «резистентности», охранительной и защитной функции личности (глава 8). Основные применяемые методы — техники выстраивания взаимоотношений и поддержки (главы 6 и 7). Структура'личности клиента в начале процесса показана на рис. 9. У клиента имеется мощная защитная оболочка, которая нередко затрудняет его непринужденную реакцию на психоте-
Ригидная система внешней защиты Рис. 9. Личность в начале процесса консультирования или психотерапии
рапевта. Тревога клиента относительно процесса зачастую так сильна, что его защитная система мобилизуется для предотвращения слишком быстрого прикосновения к глубинным чувствам. Стадия 3 проходит в эго-системе, когда проблема цереведе-на в более рассудочную плоскость и достаточно разработана посредством классификации и применения интерпретационных техник (глава 9). В этот момент консультационный процесс плавно переходит в психотерапевтический, так как следующая стадия — стадия 4 — осуществляется в системе «Я», с более глубокими чувствами, ценностями и бессознательным материалом. Здесь психотерапевтическое консультирование снова плавно переходит в глубинную психотерапию, поскольку стадия 5 затрагивает систему ядра и систему внутренней защиты с их более ригидными защитными механизмами и более сильными чувствами. В дополнение к обычным техникам взаимоотношений и интерпретации, специалисты по глубинной психотерапии применяют такие методы, как психоанализ, глубинная интерпретация, интерпретация снов, гипноанализ и наркоанализ. Стадия 6 — это «проработка» проблемы для подготовки ин-сайта (она описывается далее в этой главе). На этой стадии совершается главный труд всего процесса, заключающийся в форме изменения установок клиента по отношению к самому себе и к другим людям. Стадия 7 сводится к дальнейшей проработке проблемы на уровне эго-системы, где достигнутые инсайт и понимание консолидируются и трансформируются в план действий. Именно здесь обычно сосредоточена основная масса происходящего при так называемых личностных консультациях или умеренной психотерапии. На протяжении стадий 6 и 7 повышается осознание как субъективного, так и объективного характера личностного материала таким образом, что одна часть его может проецироваться в качестве «не-Я», а другая — принимается и включается в «Я». Для дальнейшей экстернализации материала в качестве «не-Я» осуществляется стадия 8, на которой процесс экстернализации завершается. Примером экстернализованного чувства могло бы служить чувство неполноценности. В конце терапевтического процесса клиент считает себя уверенной в своих силах личностью и проецирует вовне в качестве «оно» или «не-Я» свои бывшие характеристики неполноценности. Процесс, описанный здесь схематически, никогда не выглядит как непрерывное прямолинейное развитие. Более типично наличие в каждый данный момент нескольких уровней процесса. Стадии могут также пропускаться, например в том случае, когда клиенты сразу погружаются в глубинные чувства системы ядра. Роджерс [255] рассматривает процесс психотерапевтического консультирования как серию постоянных изменений внутренних установок. По его мнению, стадии психотерапевтического процесса должны протекать следующим образом: во-первых, нужно наблюдать поведение клиента с как можно меньшей предвзятостью, или, в формулировке самого Роджерса, «...окунуться в события» [255, р. 142]. Затем на основе этих наблюдений формируются абстракции и гипотезы низшего порядка, которые могут быть проверены эмпирически. Роджерс старается охватить характеристики изменений в психотерапевтическом процессе без отношения к ним как к фиксированным, статичным стадиям. Семь динамических стадий, которые он усматривает в процессе, соответствуют пути от раннего состояния клиента — ощущения угрозы, резистентное™ к изменениям, малой коммуникабельности и так далее — к постепенному раскрепощению чувств, повышению личной ответственности за них и большей ясности и точности в их восприятии. В конце концов клиент принимает свои чувства в качестве составной части самого себя. Он больше не рассматривает себя и свои чувства как «объекты» или «проблемы». В следующем разделе подробнее выявляются практические аспекты гипотетических стадий процесса, описываются некоторые трудности, встречающиеся при решении проблем на этих стадиях, а также условия, необходимые для личностных изменений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.008 с.) |