Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование как общественно полезная деятельность

Поиск

Первое и самое важное значение психотерапевтических кон­сультаций обусловлено их полезностью для оказания помощи индивидуумам в решении личностных проблем. В течение по­следних трех десятилетий общественный климат в Америке не только благоприятствовал признанию консультирования в ка­честве общественно полезной деятельности, но и выявлял на­растающую потребность в нем. Вооруженные силы на протяже­нии Второй мировой войны активно использовали психологов в кадровых службах. Обширная послевоенная программа Управ­ления по делам ветеранов свидетельствует о явном обществен­ном признании полезности консультаций. Расцвет общедоступ­ных клиник по проблемам брака и психогигиены, так же как и создание новых консультационных программ в школах и кол­леджах, служит еще одним подтверждением не только того, что подобные службы востребованы обществом, но и того, что кли­енты вполне удовлетворены эффективностью этих служб, ока­зывающих им важную помощь в достижении стоящих перед ними целей.

Еще одна общественно полезная функция, выполняемая с помощью психотерапевтических консультаций, заключается в том, что оберегается ресурс человеческих талантов. Во всех сег­ментах нашей социальной структуры имеется ресурс талантов. Поиск талантов, определение их образовательных потребнос­тей и возможностей — особая функция консультантов. Сход­ным образом, усилия консультантов, направленные на сохра­нение ресурса человеческих талантов и ограждение их носителей от эмоциональных расстройств, распространяются на сферу всевозможных эмоциональных и социальных проблем во всех возрастных группах. Эти усилия отнюдь не ограничиваются выявлением потенциальных правонарушителей и социальных «аутсайдеров». Многие ведущие деятели в профессиях, связан­ных с оказанием психологической помощи, задают вопрос: обя­зательно ли молодые люди должны доходить до эмоциональ­ных расстройств, прежде чем смогут получить такую помощь? Таким функциям профилактики и личностного развития сле­дует уделять больше внимания сейчас, когда точка приложения усилий еще не входит в зону патологических состояний.

Третье ценностное значение психотерапевтических консуль­таций и еще один важный фактор, влияющий на сохранение ресурса человеческих талантов, связаны с жизнеспособностью нации. Последние политические и экономические кризисы во всем мире доказали, что наш долг — искать одаренную моло­дежь, помогать ей полностью реализовать свой потенциал и преодолеть все трудности, для того чтобы стать высокопродук­тивными и социально адаптированными личностями, не жерт­вуя такими ценностями, как свобода выбора и ответственность.

Помощь индивидуумам в осуществлении присущей всем американцам мечты о социальном выдвижении — четвертое цен­ностное значение психотерапевтических консультаций. Хотя многие люди считают, что им мешают некоторые аспекты их происхождения, такие как расовая или социальная принадлеж­ность, тем не менее, демократическая социальная структура со­временного американского общества и его развивающаяся эко­номика подразумевают достаточную социальную мобильность. Службы психотерапевтического консультирования идеально подходят для того, чтобы помогать индивидууму осознавать свои потребности и цели, а также планировать свое будущее с уче­том открывающихся перед ним возможностей.

Приемы и процедуры

Одной из предпосылокдальнейшегоразвития психотерапии и консультирования является существование присущей им сово­купности достаточно валидных методов и процедур. Основная часть этой книги посвящена обоснованию данного утверждения и описанию таких методов и процедур.

Порядок профессиональной подготовки и ее стандарты

Две организации, глубоко заинтересованные в качестве подготов­ки психотерапевтов и консультантов, — это Американская психоло­гическая ассоциация и Американская кадровая и наставническая ассоциация. Комитет по подготовке консультантов при Американ­ской психологической ассоциации (АРАССТ) ' [11 ] и Национальная ассоциация профессионального воспитания (NVGA)1 [222] публи­куют рекомендуемые стандарты и специализации профессиональ­ной подготовки для консультирующих и клинических психологов. Недавно появились описания программ подготовки [134,135], кото­рые приводятся здесь в качестве примера.

Программы подготовки в общем случае дополняют базовое образование в области физики, биологии, математики, социаль­ных и гуманитарных наук. На протяжении каждого учебного года продолжается базовая подготовка, включающая курсы по общей психологии, экспериментальным методам, матстатистике, тео­рии измерений, психофизиологии, возрастной и социальной психологии, теории личности и патологиям поведения. Углуб­ленная подготовка, позволяющая получить степень доктора, предусматривает, согласно указаниям Подкомитета АРА по про­граммам подготовки докторов философи и [11], следующую про­грамму:

1. Изучение структуры и развития личности.

2. Изучение социальной среды.

3. Оценка индивидуума.

4. Консультирование.

5. Профориентация.

6. Практикум.

7. Проведение исследования.

Комитет АРА подчеркивает необходимость практической подготовки, когда студенты под руководством профессиональ­ного наставника приобретают практический опыт в консуль­тативной и клинической психологии, а также получают воз­можность синтетически переосмыслить многие фрагменты информации из предыдущих своих квалификационных работ. Стажировки (обычно на полставки) все чаще встречаются в та­ких программах подготовки.

________

 

1 American Psychological Association Committee on Counselor Training.

2 National Vocational Guidance Associations.

 

Национальная ассоциация профессионального воспитания в соавторстве с семью другими организациями, имеющими отно­шение к консультациям, опубликовала издание «Подготовка к консультированию» [222]. В этом руководстве указаны следую­щие области знания, необходимые для подготовки консультан­тов, особенно тех, которые будут работать в школе:

1. Философия воспитания.

2. Развитие индивидуума и дидактические методы.

3. Изучение индивидуума.

4. Комплексное оценивание и использование информации о профессии, образовании и родственных вопросах.

5. Административные и общественные отношения.

6. Методы консультирования.

7. Контролируемый практикум по консультированию.

8. Групповые методы воспитания.

Система профотбора кандидатов для работы в сфере кон­сультирования и психотерапии все еще находится в зачаточ­ном состоянии. Прогностические исследования оказались не так плодотворны, как хотелось бы, однако есть основания на­деяться на то, что удастся больше узнать о профессиональных качествах людей, практически занимающихся терапевтичес­кой психологией, и выработать критерии оценки профессио­нальной пригодности к консультативной и клинической дея­тельности.

Профессиональные общества и издания

Еще один показатель самостоятельности профессии — суще­ствование специальных обществ и изданий, занятых усовершен­ствованием теории и практики в соответствующей профессио­нальной области. Например, Американская психологическая ассоциация — это организация, цель которой состоит в том, что­бы «развивать психологию как науку, как область профессио­нальной деятельности и как средство содействия благоденствию людей» [8]. Американская кадровая и наставническая ассоциа­ция — это еще одна профессиональная ассоциация, стремящая­ся к усовершенствованию консультационных служб, особенно в образовательных учреждениях.

Расцвет профессиональных журналов — дополнительный кри­терий распространенности определенной профессиональной об­ласти. Вот некоторые из представительных изданий, созданных в помощь консультантам и психотерапевтам: Journal of Counseling Psychology, Journal of Clinical Psychology, Journal of Consulting Psychology, Educational and Psychological Measurement, Personnel and Guidance Journal, American Psychologist.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.13 (0.006 с.)