Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение субъективного и объективногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Следующий взгляд на терапевтические отношения —сточки зрения представленности соотношения субъективного и объективного [226]. Это соотношение связано со степенью эмоциональной интенсивности взаимоотношений и определяется соотношением в них рациональных и эмоциональных составляющих. Объективное подразумевает когнитивные, научные, обобщенные аспекты взаимоотношений, когда клиент рассматривается как объект изучения или часть всего страдающего человечества. В стремлении к объективности, таким образом, консультант не был бы эмоционально сопричастен клиенту, психологически он был бы весьма далек от него и воспринимал бы взгляды и ценности клиента без личных суждений и критики. Словом, он был бы олицетворением аналитического исследователя. Объективный подход в представлении клиента состоит втом, что консультант будет уважать его взгляды, не станет навязывать клиенту свои идеи, будет рассматривать его проблему рационально и аналитически. Однако часто оказывается, что клиент испытывает недовольство в связи с такими объективными установками консультанта. Нередко клиент предпочитает, чтобы консультант проявлял больше эмоционального участия и глубокой заботы о нем. Это субъективное ощущение эмоциональной сопричастности служит ему одним из оснований для уверенности, что он «понят», а также, по-видимому, подтверждением того, что консультант знает об испытываемых клиентом чувствах. В итоге, судя по наблюдениям авторов, клиент склонен к двойственным ощущениям по поводу объективности и субъективности консультанта во взаимоотношениях. Объективность для консультанта несет определенное значение и чувство безопасности, поскольку сущность диагностики — стремление к объективному взгляду на ситуацию клиента. Терапевт предпочел бы думать, что все время отдает себе отчет в собственных чувствах и избегает навязывания клиенту ценностей и решений. В число субъективных элементов взаимоотношений входит эмоциональная сопричастность в форме «сердечности» и психологической «близости», а также устойчивый интерес к конкретному клиенту и его проблемам. Этот элемент нередко описывают как «ощущения взаимности». Субъективность взаимоотношений имеет для клиента значение того, что его понимают, то есть ощущение поддержки. И наоборот, некоторые клиенты воспринимают сопричастность консультанта как нечто угрожающее, поскольку они «подчинены» другому человеку. Они, таким образом, испытывают тревогу из-за опасений утратить эмоциональный контроль, быть «смятыми». Такая тревожность особенно сильна, когда клиент видит, что кон-сультант сливается с его экстернализованными или отвергнутыми чувствами. Клиент, например, видит в консультанте любящую мать и пугается из-за своей неконтролируемой потребности быть зависимым. Значимость субъективного подхода для консультанта сводится к тому, что в некоторых случаях он способен реагировать на проблемы клиента так, как если бы они были его собственными. Однако консультант может прибегать к собственному обобщенному опыту и пережитым чувствам только в качестве ведущего при исследовании чувств клиента. Например, как мог бы консультант реально понять, что значит испытывать одновременно любовь и ненависти к родителям, если бы сам не пережил подобные чувства и не знал обо всем, что с этим связано? Сказанное не значит, что консультанту должны быть наличном опыте знакомы все комплексы чувств. Однако он должен иметь опыт осознания в себе самом таких универсальных человеческих чувств, как тревожность, двойственность, утрата веры в себя. Он должен в достаточной степени проработать в себе эти чувства, чтобы иметь запас толерантности при их обнаружении у клиента и эмпатии к нему. Наиболее разумно, чтобы консультант был эмоционально вовлечен в процесс в степени, необходимой для сохранения эмоциональной вовлеченности клиента; однако при этом стремление консультанта оказать помощь сочеталось бы с некоторой сдержанностью и отстраненностью, благодаря которым консультант мог бы принимать выражаемые клиентом установки и чувства без личной реакции на них. Если консультант придет к чрезмерной эмоциональной сопричастности с клиентом, ему трудно будет оставаться объективным в таких ценностных сферах, как, например, религия или этика поведения, отличная от его собственной этики и, может быть, даже вызывающая лично у него отвращение. Консультант объективен, он «отстранен», в том смысле, что рассматривает подобные установки и поведение в качестве значимых проявлений личности клиента. Трудности сохранения им такой позиции будут описаны позже, при обсуждении явлений переноса и контрпереноса. Итак, можно заключить, что в практике консультаций объективное и субъективное находятся в гармоничном, хотя и парадоксальном, соотношении. Это означает, что консультант варьирует эти два подхода и сочетает элементы обоих. Например, его интерес к клиенту глубок и искренен, однако имеет иное наполнение, нежели интерес любовников друг к другу или интерес родителей к ребенку. При диагностике нужна объективность, но и субъективность необходима для установления атмосферы, в которой данные диагностики могли бы помочь клиенту. Среди психологов принят термин «участник-наблюдатель», описывающий такую двойственность отношения. Консультант целиком и полностью участвует в этих запутанных межличностных взаимодействиях, но при этом он сохраняет за собой роль постороннего наблюдателя. Словно бы часть его «эго» обозревала процесс с удаленной точки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.33 (0.009 с.) |