Соотношение субъективного и объективного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение субъективного и объективного



Следующий взгляд на терапевтические отношения —сточки зрения представленности соотношения субъективного и объек­тивного [226]. Это соотношение связано со степенью эмоцио­нальной интенсивности взаимоотношений и определяется соот­ношением в них рациональных и эмоциональных составляющих. Объективное подразумевает когнитивные, научные, обобщенные аспекты взаимоотношений, когда клиент рассматривается как объект изучения или часть всего страдающего человечества. В стремлении к объективности, таким образом, консультант не был бы эмоционально сопричастен клиенту, психологически он был бы весьма далек от него и воспринимал бы взгляды и ценно­сти клиента без личных суждений и критики. Словом, он был бы олицетворением аналитического исследователя.

Объективный подход в представлении клиента состоит втом, что консультант будет уважать его взгляды, не станет навязы­вать клиенту свои идеи, будет рассматривать его проблему ра­ционально и аналитически. Однако часто оказывается, что кли­ент испытывает недовольство в связи с такими объективными установками консультанта. Нередко клиент предпочитает, что­бы консультант проявлял больше эмоционального участия и глубокой заботы о нем. Это субъективное ощущение эмоциональной сопричастности служит ему одним из оснований для увереннос­ти, что он «понят», а также, по-видимому, подтверждением того, что консультант знает об испытываемых клиентом чувствах. В итоге, судя по наблюдениям авторов, клиент склонен к двойст­венным ощущениям по поводу объективности и субъективности консультанта во взаимоотношениях.

Объективность для консультанта несет определенное значе­ние и чувство безопасности, поскольку сущность диагностики — стремление к объективному взгляду на ситуацию клиента. Те­рапевт предпочел бы думать, что все время отдает себе отчет в собственных чувствах и избегает навязывания клиенту ценно­стей и решений.

В число субъективных элементов взаимоотношений входит эмоциональная сопричастность в форме «сердечности» и пси­хологической «близости», а также устойчивый интерес к кон­кретному клиенту и его проблемам. Этот элемент нередко опи­сывают как «ощущения взаимности». Субъективность взаи­моотношений имеет для клиента значение того, что его понимают, то есть ощущение поддержки. И наоборот, некото­рые клиенты воспринимают сопричастность консультанта как нечто угрожающее, поскольку они «подчинены» другому чело­веку. Они, таким образом, испытывают тревогу из-за опасе­ний утратить эмоциональный контроль, быть «смятыми». Та­кая тревожность особенно сильна, когда клиент видит, что кон-сультант сливается с его экстернализованными или отвергнутыми чувствами. Клиент, например, видит в консуль­танте любящую мать и пугается из-за своей неконтролируемой потребности быть зависимым.

Значимость субъективного подхода для консультанта сводит­ся к тому, что в некоторых случаях он способен реагировать на проблемы клиента так, как если бы они были его собственны­ми. Однако консультант может прибегать к собственному обоб­щенному опыту и пережитым чувствам только в качестве веду­щего при исследовании чувств клиента. Например, как мог бы консультант реально понять, что значит испытывать одновре­менно любовь и ненависти к родителям, если бы сам не пере­жил подобные чувства и не знал обо всем, что с этим связано? Сказанное не значит, что консультанту должны быть наличном опыте знакомы все комплексы чувств. Однако он должен иметь опыт осознания в себе самом таких универсальных человеческих чувств, как тревожность, двойственность, утрата веры в себя. Он должен в достаточной степени проработать в себе эти чувства, что­бы иметь запас толерантности при их обнаружении у клиента и эмпатии к нему.

Наиболее разумно, чтобы консультант был эмоционально во­влечен в процесс в степени, необходимой для сохранения эмоцио­нальной вовлеченности клиента; однако при этом стремление кон­сультанта оказать помощь сочеталось бы с некоторой сдержан­ностью и отстраненностью, благодаря которым консультант мог бы принимать выражаемые клиентом установки и чувства без личной реакции на них. Если консультант придет к чрезмерной эмоциональной сопричастности с клиентом, ему трудно будет оставаться объективным в таких ценностных сферах, как, на­пример, религия или этика поведения, отличная от его собст­венной этики и, может быть, даже вызывающая лично у него отвращение. Консультант объективен, он «отстранен», в том смысле, что рассматривает подобные установки и поведение в качестве значимых проявлений личности клиента. Трудности сохранения им такой позиции будут описаны позже, при об­суждении явлений переноса и контрпереноса.

Итак, можно заключить, что в практике консультаций объ­ективное и субъективное находятся в гармоничном, хотя и па­радоксальном, соотношении. Это означает, что консультант ва­рьирует эти два подхода и сочетает элементы обоих. Например, его интерес к клиенту глубок и искренен, однако имеет иное наполнение, нежели интерес любовников друг к другу или ин­терес родителей к ребенку. При диагностике нужна объектив­ность, но и субъективность необходима для установления атмо­сферы, в которой данные диагностики могли бы помочь клиен­ту. Среди психологов принят термин «участник-наблюдатель», описывающий такую двойственность отношения. Консультант целиком и полностью участвует в этих запутанных межлично­стных взаимодействиях, но при этом он сохраняет за собой роль постороннего наблюдателя. Словно бы часть его «эго» обозре­вала процесс с удаленной точки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.238.222 (0.004 с.)