Сущность и происхождение переноса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и происхождение переноса



При изучении трудов Фрейда и таких его последователей, как Фенихель, Фромм-Райхманн, Александер, Френч и других, скла­дывается представление, что термин «перенос» имеет несколько значений. В широком смысле он обозначает любые чувства по отношению к терапевту, выражаемые или испытываемые клиен­том, будь то рациональная реакция наличностные качества тера­певта или бессознательная проекция прежних установок и сте­реотипов.

Мы предпочитаем точку зрения экзистенциальных терапев­тов [198]. Невротический клиент реально не осуществляет пе­ренос своих чувств по отношению к своим родственникам на терапевта. Скорее, как говорит Мэй, «невротик — это человек, в определенном смысле так и не вышедший за пределы узких и ограниченных форм инфантильного опыта. Поэтому он воспри­нимает свою жену или своего психотерапевта с теми же искаже­ниями, которые сопровождали его восприятие отца и матери» [198, р. 79]. Соответственно, проблема переноса для невротика заключается, в первую очередь, в его отношении к событиям настоящего и его восприятии своей нынешней ситуации через призму прошлого опыта.

С психоаналитической точки зрения перенос представляет со­бой процесс, заключающийся в том, что прежние установки кли­ента в отношении значимых для него людей бессознательно пере­носятся, «проецируются» им на консультанта. Например, чувст-валюбви, ненависти, амбивалентности или зависимости, некогда направленные на родителей, теперь иррационально воспроизво­дятся в отношениях с психоаналитиком.

Интенсивно протекающий процесс переноса психоаналити­ки называют «трансферентным неврозом» или «неврозом пере­носа». Перенос неизбежно является составной частью психо­аналитического процесса, в ходе которого человек переносит свои интрапсихические конфликты на отношения между собой и терапевтом таким образом, что в них воспроизводятся иные невротические взаимоотношения в прошлом или в настоящем. В этом случае психоаналитик использует перенос как средство для терапии.

При таком терапевтическом использовании невроза переноса психотерапевт рассматривает перенос не в качестве проблемы, а в качестве полезного обстоятельства, благодаря которому для терапии оказывается доступен как бы «невроз в миниатюре». С экзистенциальной точки зрения, чувства, выражаемые в этом случае клиентом, дают психотерапевту ценную информацию о том, как он воспринимает и контролирует свой мир.

Иногда термин «трансфер» употребляется в качестве сино­нима взаимоотношений, как во фразе «трансфер установился довольно быстро...». Мы считаем такое словоупотребление слишком вольным. В таком смысле психотерапевтические вза­имоотношения, описанные в предыдущих главах, можно было бы рассматривать как разновидность переноса — в связи с на­личием в них чувств взаимного принятия. Настолько же неадек­ватным нам представляется называть переносом любое прояв­ление чувств по отношению к другому человеку.

Как утверждает Роджерс [249], трансферентные чувства воз­никают, когда клиент ощущает, что другой человек понимает его лучше, нежели он сам понимает себя. Понимание переноса, основан ли он на враждебности или зависимости, обусловлено, в основном, мерой имеющейся угрозы.

Наша позиция в понимании феномена переноса — промежу­точная между классическим фрейдистским подходом, с его ак­центом на прошлом, и той позицией, будто бы все чувства, в данный момент выражаемые клиентом по отношению к консуль­танту, являются переносом. Таким образом, перенос рассматрива­ется как проекция, например на психотерапевта, неурегулирован­ных и неосознанных прошлых или настоящих установок клиента по отношению к авторитетным фигурам и объектам любви. Эта проекция осуществляется таким образом, что клиент реагирует на психотерапевта примерно так же, как он реагирует на другие объ­екты любви. В результате процесса переноса у клиента формиру­ются определенные ожидания относительно психотерапевта и его роли. Клиент, например, может ожидать, что психотерапевт будет оказывать помощь и поддержку или возьмет на себя функции на­казания и контроля. Иначе говоря, перенос — это термин, описы­вающий, как клиент воспринимает терапевта, и как он себя ведет по отношению ктерапевту.

Интенсивный перенос, часто встречающийся в психотера­пии, рассматривается в качестве одного из видов взаимоотно­шений, заходящих дальше того, что для консультирования можно было бы считать желательным или оптимальным. Представления о стадиях переноса во взаимоотношениях про­иллюстрированы на рис. 19. Клиент приходит к консультанту с обычными смешанными чувствами, которые люди испытыва-; ют при встрече с незнакомцами. Поскольку консультанты и пси­хотерапевты, как правило, отличаются сердечностью и эмоци­ональной теплотой, мост взаимоотношений начинает расши­ряться, и чувства клиента свободней перетекают в направлении консультанта. В этот момент возникают отношения переноса. Клиенты с сильной потребностью в любви или зависимости иногда могут проецировать их так интенсивно, что восприятие консультанта клиентом сильно искажается. Примером крайно­сти здесь может послужить необычный клиент, который бук­вально льнет или бросается с объятиями к психотерапевту. Не­редко клиентам со слабой эго-системой приходится использо­вать «эго» психотерапевта и черпать в нем силы. В этом смысле перенос может оказаться необходимой прелюдией для обрете­ния силы собственным «эго» клиента.

Отметим, что шаг 4 на рис. 19 иллюстрирует фундаменталь­ное различие между консультированием и психотерапией. Кон­сультант устанавливает со своим клиентом близкие личные вза­имоотношения, однако он не допускает и не поощряет возник­новение сильных чувств, как это делает психотерапевт.

Урегулированные, прекращенные отношения переноса пони­маются на рис. 19 как полное эмоциональное разъединение, ког­да вектор чувств клиента переводится с консультанта, каклично-сти, в направлении возможного объекта чувств в других зрелых взаимоотношениях с людьми.

Перенос может быть как позитивным, так и негативным. Пози­тивный перенос осуществляется клиентом, когда он проецирует на консультанта чувства любви и зависимости, возможно, восприни­мая его как любящего, готового помочь отца. Негативный перенос осуществляется клиентом, когда он проецирует свои чувства враж­дебности и агрессии. Чувства способны менять свой знак, иногда совершенно неожиданно. Например, клиент может питать самые теплые чувства к консультанту, пока расписывает ему свою пробле­му, однако почувствовать страх или возмущение из-за того, что рас­сказал «все» и раскрыл свои воображаемые «слабости». Нередко позитивный пернос клиента сменяется негативными чувствами, если он не услышит от консультанта всех ожидаемых им заверений и со­ветов. Иногда клиент реагирует на консультанта в манере, напоми­нающей то, как он вел себя во время своих детских «исповедей» пе­ред свои м и настоя щи м и родителя ми.

Происхождение трансферентных чувств. Как мы уже пояс­няли, трансферентные чувства уходят своими корнями в жиз­ненный опыт клиента. Личная реакция консультанта на кли­ента или его институционная роль (например, священнослу­житель, декан, врач) вызывает у клиента особые чувства. Консультанту следует также помнить о других чувствах, кото­рые он может вызвать у клиента. Чувства клиента могут быть вполне нормальной социальной реакцией на то, что собой пред­ставляет консультант, что он говорит и делает. Как отмечалось при обсуждении природы взаимоотношений в главе 7, чем слож­нее личность консультанта, тем больше у клиента возможнос­тей для проецирования своих внутренних потребностей и уста­новок вместо социализированной и рациональной реакции на ситуацию. Характер обстановки в кабинете консультанта, по всей видимости, тоже выступает значимым фактором для эмо­циональных реакций клиента на консультанта, хотя известно об этом феномене не слишком много.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.004 с.)