Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личные качества психотерапевтаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из главных факторов взаимоотношений является личность консультанта или психолога-терапевта. Послеконсуль-тационное исследование, которое провели Форджи и Блэк [105], в целом подтвердило значимость личности консультанта. Однако исследователи обнаружили, что отличия в эффективности консультаций обусловлены, скорее, соотношением междуличностью консультанта и применяемым методом. Наблюдаемая разница не может быть объяснена ни за счет только личных качеств консультанта, ни за счет одного л ишь применяемого подхода. Зиман [269] при исследовании профориентационных консультаций пришел к выводу, что применяемые методы не столь значимы для объяснения отличий в реакциях клиентов, если учитывать еще и такие характеристики, как «душевная теплота, интерес и понимание». Фидлер [97] сравнивал три группы опытных терапевтов, придерживающихся различных взглядов, стремя группами терапевтов неопытных. Как обнаружил Фидлер, отличия в результатах терапии в случае опытных терапевтов были связаны с их личными качествами и опытом, а не с различием применяемых ими подходов. Хотя методология этого исследования и интерпретация полученных результатов вызвали серьезные вопросы, свидетельств значимости данного фактора вполне достаточно для того, чтобы потребовалось развернутое обсуждение. Многие предполагаемые черты и психологические установки личности могут показаться идеализированными и напомнить образ «супермена», тем не менее они служат той меркой, на которую должен равняться каждый консультант. Каковы же качества эффективного консультанта или терапевта? Комитет по подготовке в области клинической психологии при Американской психологической ассоциации [12, р. 541] несколько лет назад составил перечень, который служит ответом на этот вопрос. 1. Незаурядные интеллектуальные способности и рассудительность. 2. Оригинальность, находчивость и разносторонность. 3. «Вечно юная и неистощимая» любознательность; способность к самообучению. 4. Интерес к людям как кличностям, а не как к материалу для манипуляций, уважение чужой личности. 5. Понимание собственных личностных особенностей; чувство юмора. 6. Чуткость к сложностям мотивации. 7. Терпимость, отсутствие заносчивости. 8. Способность усваивать терапевтические позиции; способность поддерживать добрые и эффективные отношения с людьми. 9. Продуктивность; навыки методичного труда; способность выдерживать давление. 10. Сознательность и ответственность. 11. Такт и готовность к сотрудничеству. 12. Честность, самоконтроль, постоянство. 13. Развитые представления об этических ценностях. 14. Широта культурного кругозора. 15. Глубокий интерес к психологии, особенно к ее клиническим аспектам. Нижеследующее описание качеств консультанта, влияющих на взаимоотношения, основано на экспериментальных и теоретических исследованиях, атакже на нашем собственном опыте [70; 76; 128]. Выявление качеств консультанта наталкивается на ту же самую трудность, которая встречается в других областях терапевтической психологии, — то есть огромный разброс данных в основательных солидных научных исследованиях. В качестве недавней попытки в этом направлении Коттл с сотрудниками [68; 69] опубликовал серию статей о личных качествах консультанта и об их отличии от характеристик других выделенных групп, таких как преподаватели. Используемые методы в основном сводились к стандартным тестам. Исследования психологических установок консультантов служат еще одним полезным источником сведений о личностных особенностях консультантов. Портер [237], например, разработал достаточно надежные шкалы для измерения установок консультантов относительно консультирования, так что с их помощью можно отбирать консультантов, имеющих различные установки. До описания качеств консультанта мы хотели бы еще подчеркнуть тезисы, которые мы считаем одними из важнейших вданной книге. 1. Консультант или психотерапевт занят оказанием помощи другим людям в своем профессиональном качестве. Но важнее то, что он является человеческим существом со своими собственными слабостями и проблемами. Это означает, что терапевт также имеет свойство развиваться как личность. Как учитель учится у своих учеников, так и терапевты ежедневно учатся у своих клиентов. Они должны взять на себя ответственность за свой постоянный личностный рост. 2. Профессиональный консультант или психотерапевт является специалистом в оказании помощи другим, но у него нет волшебных готовых решений. Его техническая подготовка может оказаться весьма полезной, однако лишь его постоянные усилия углубить свое самопонимание, лучше узнать самого себя питают его веру в то, что он собирается предпринять для клиента. 3. Каждый клиент, с которым он имеет дело, представляет собой уникальное проявление природы человека, поэтому учебники никогда не будут вполне адекватны. Точно так же он должен уважать себя, как совершенно неповторимого индивидуума. 4. Консультирование и психотерапию можно рассматривать в качестве мастерской для личностного развития обоих участников. Каждый клиент в состоянии помочь консультанту или психотерапевту пролить новый свет на его особую личную организацию. 5. Главной точкой приложения усилий для любого компетентного консультанта или терапевта должно стать, следовательно, развитие у себя валидной профессиональной техники наряду с собственной открытостью для каждодневного усвоения новых идей и для отказа от прежних подходов, оказавшихся несостоятельными. Методы консультирования и психотерапии тем самым вырабатывают в клиенте и в самом психотерапевте готовность и стремление к личностным изменениям. Консультирование и психотерапия должны, следовательно, не определяться в первую очередь позициями тех или иных научных «школ», а обусловливаться динамическими взаимодействиями в уникальных экзистенциальных взаимоотношениях между двумя уникальными личностями. Как указывалось в главе 2, такой подход, вообще говоря, не выходит за рамки научной парадигмы, что позволяет консультантам и психотерапевтам выводить разумные научные обобщения, чтобы руководствоваться ими на практике. Уровень компетентности Для постижения всей невообразимой сложности человеческой личности и функционального освоения абстрактных понятий теории консультирования необходимо, чтобы консультант по своему общему интеллектуальному развитию заметно превышал средний уровень. С вопросом общей компетентности связано и требование глубоких знаний в области культуры, полученных благодаря фундаментальному образованию и разнообразному жизненному опыту. Широкий кругозор также важен, поскольку одной из предпосылок, для того чтобы понять клиента и установить раппорт, является некоторое знакомство с разнообразными культурными условиями, в которых может обитать клиент. Этика поведения Отличительным признаком профессионального консультанта и психотерапевта является его этичность во взаимоотношениях с клиентом. Система ценностей консультанта является определяющей этичного поведения. Затруднительно было бы вкратце описать этические принципы и сформулировать, что есть этичное поведение. Существуют, однако, типичные вопросы,то и дело встречающиеся в практике консультирования и психотерапии. Комитет поэтическим нормам при Американской психологической ассоциации опубликовал «Свод этических принципов» [9] в сочетании с предлагаемыми поправками, чтобы помочь психотерапевтам и консультантам принимать решения по вопросам этики. Можно привести несколько примеров. 1. Каким образом мне уведомить клиента о своей реальной квалификации, не вводя его в заблуждение? Психолог-консультант обязан придерживаться высочайших профессиональных стандартов, не заявляя прямо и не допуская возможности таких толкований, будто бы он обладает квалификацией, которой на самом деле у него нет. Предлагать свои услуги он должен с достоинством, в виде информации для профессионалов, а не коммерческой рекламы или апелляции непосредственно к потенциальным клиентам [9, р. 9]. 2. Должен ли я извещать свою организацию, что, по моему мнению, данный клиент представляет потенциальную опасность (например, способен на убийство или самоубийство)? Должен ли я сообщать.преподавателю, что клиент постоянно пользуется на экзаменах шпаргалками? В «Этическом кодексе» [9, р. 4] указано, что «главной обязанностью психолога является уважение к личностной целостности и защита благополучия клиента...» и что «психолог должен хранить профессиональные сведения в тайне» [9, р. 5]. Однако благополучие индивидуума не всегда имеет наивысший приоритет. В разделе 1 [9, р. 2] утверждается, что «в конечном счете, психолог предан общественным интересам, и в его профессиональном поведении должно проявляться сознание своей социальной ответственности». Еще один принцип, относящийся к вопросу о суициде, сформулирован следующим образом [9, Sec. 2с, р. 5]: «Когда конфиденциально полученная информация указывает на несомненную и близкую опасность того, что клиент способен причинить серьезный вред себе или другим людям, со стороны психолога может потребоваться насильное вмешательство». Вопрос о шпаргалках менее ясен. Консультант должен обозначить свое намерение известить об этих фактах третьих лиц и постараться согласовать эти намерения с клиентом. «В ином случае, сведения, полученные в ходе выполнения профессиональных задач, должны держаться в тайне, с учетом того, что клинические или консультационные взаимоотношения могут развиваться в полной мере только в атмосфере доверия, и что психолог может наиболее эффективно служить обществу, не раскрывая ставшие ему известными конфиденциальные сведения об антисоциальных событиях или намерениях, а помогая индивидуумам осознавать себя в качестве социально компетентных личностей» [9, р. 5]. Если консультант нарушит такую тайну, работая, например, в обстановке школы или колледжа, эффективность его дальнейшей работы сучащимися может снизиться. 3. Если я направляю клиента к другому специалисту, в какой момент кончается моя ответственность? Поэтому вопросу кодекс предельно ясен. Такое направление обязательно, когда консультант осознает, что недостаточно компетентен для работы с данным клиентом. На вопрос отвечает следующая цитата: «В случаях направления к другому специалисту ответственность психолога за благополучие клиента в норме продолжается до тех пор, когда эта ответственность будет принята специалистом, к которому направлен клиент, или когда эта ответственность будет снята по обоюдному согласию» [9, Sec. 2g, p. 8]. 4. Являются ли результаты тестов конфиденциальной информацией? Будутли данные тестов конфиденциальными или нет, зависит оттого, как они были получены. Если клиент прошел тестирование в рамках требований при поступлении в колледж, он знает, что несколько человек так или иначе ознакомятся с результатами, однако понимает, что публично разглашены эти сведения не будут. Но в том случае, если клиент прошел тест Векслера-Бельвью в ходе терапии, подобная информация, как правило, будет отнесена к конфиденциальной. Здесь применимы те же самые принципы, что изложены в пункте 2, то есть в таких случаях психотерапевтический консультант должен руководствоваться собственным добросовестным усмотрением. Если он будет выглядеть слишком жестким в вопросе предоставления информации о своей студенческой клиентуре, его куратор или коллеги могут обидеться на такой «этический педантизм». Однако рассказ о результатах во время обеда или на бегу в коридоре, вероятно, слишком далеко передвинул бы границы допустимого в противоположную сторону, поскольку подобная атмосфера придает сказанному тональность сплетни. Приемлемой практикой представляется разглашение информации о клинических тестах только на профессиональных совещаниях. Любое иное распространение информации должно производиться только с разрешения клиента. Многие организации, запрашивающие информацию, обычно предлагают клиенту подписать разрешение на «рассекречивание» клинических сведений. 5. Что я могу ответить на расспросы родителей о том, какие проблемы обсуждались во время сеансов? Работающие в школах и колледжах консультанты, к примеру, постоянно озабочены этой проблемой. Преподаватель во время обеда спрашивает о проблемах клиента. Что может сказать консультант? В случае маленьких детей, приведенных к психотерапевтическому консультанту их родителями, допустима более развернутая передача информации. Причем это лучше делать в виде интерпретаций и рекомендаций, а не прямым текстом. Так не будут поставлены под угрозу взаимоотношения с ребенком. При работе с подростками и взрослыми консультант должен признать правомерность интереса родителей и расспросить их об особенностях поведения клиента, которые они могли заметить. Благодаря этому консультант получает возможность пользоваться при интерпретации для родителей сведениями, полученными от них же самих, не затрагивая конфиденциальную консультационную информацию. Такая техника отвлекает внимание родителей от состоявшихся с клиентом бесед, одновременно позволяя им узнать то, что их интересует. При этом также обходится тот неприятный момент, когда консультант бывает вынужден прямо отказаться обсуждать материалы бесед с клиентом. При возникновении подобных вопросов у психотерапевта появляется прекрасная возможность понаблюдать за родителями, как в плане получения дополнительной информации для помощи клиенту, так и для того, чтобы определить, не будетли целесообразно предложить родителям самим обратиться за помощью в связи с данной проблемой. 6. Должен лия сообщить клиенту, что наша беседа записывается? Запись информации без ведома и разрешения клиента, вообще говоря, считается неэтичной. Клиенты допускают, что материалы бесед будут фиксироваться в той или иной форме, в виде заметок или итоговой сводки. Некоторые из них нервничают и предпочитают, чтобы записи не велись; но возражают они редко. Здесь очень помогают ненавязчивое отношение ко всему этому вопросу и отсутствие чрезмерного ажиотажа по поводу разрешения вести записи. Обычно бывает вполне достаточно разъяснений, что такова рутинная практика, поскольку консультанту нужно будет просматривать и изучать материалы, заверений, что к записям никто не будет иметь доступа, и что никакие сугубо интимные данные в них не указываются. 7. Могу ли я упоминать имя своего клиента на совещаниях персонала? Вопрос, упоминать или не упоминать на совещаниях имена клиентов, зависит, в основном, от состава присутствующих и от нравов, царящих в данном заведении. В том случае, когда весь персонал проникнут осознанием этических принципов относительно конфиденциальности глубоко личных сведений, указание имен можно считать допустимым. Такое решение оправдывается тем соображением, что происходящий обмен информацией в конечном счете должен послужить на благо клиента. Сдругой стороны, административная политика может настаивать на строго интерпретационном обсуждении, при котором никакие имена на совещаниях персонала не упоминаются. Кодекс гласит: «Психолог должен сообщать о результатах своих клинических изысканий в манере, наилучшим образом соответствующей заботе о благополучии его клиента... Психолог должен предоставлять клиническую информацию о своем клиенте только специалистам, от которых клиент с разумной долей уверенности может ждать содействия и усилий психолога помочь ему, а для любой передачи информации, выходящей за такие общепринятые рамки, необходимо заручиться согласием клиента» [9, Sec. 2e, р. 6]. Рассмотренные проблемы составляют только малую выборку из множества тех, с которыми психотерапевтический консультант сталкивается в своей повседневной практике. Поскольку среди них наряду с учетом строгих фактов встречаются элементы оценочных суждений, консультанту в случае затруднительных этических проблем целесообразно советоваться со своими коллегами. Консультант также должен пристально приглядываться к себе в области этики и тех вопросов, в которых имеет предубеждения, чтобы выявить возможные сомнительные элементы и конфликты ценностей в связи с этическим содержанием его поведения. И наконец, одна из самых главных гарантий против неэтичного поведения — это знания и опытность. Существуют и другие важные, требующие ответа вопросы, например, чем обусловлена неэтичная практика? Является ли неэтичным причинение вреда или неприятностей клиенту вследствие невежества или недостаточной подготовки консультанта? Швебель [267] утверждает, что ошибочные суждения и невежество, хотя и опасны, и требуют серьезных выводов в вопросах отбора и подготовки, сами по себе, строго говоря, не являются неэтичными. Далее он теоретизирует, что неэтичная практика, как правило, обусловлена эгоистическими интересами. Под «эгоистическими интересами» Швебель понимает стремление к личной выгоде, самосовершенствованию, к повышению безопасности и статуса за счет других. Таким образом, конфликты часто возникают из-за внедрения в консультационный процесс интересов консультанта. Вренн [325] подчеркивает, чтоличная система ценностей консультанта является основой консультационной этики. Кроме того, он утверждает, что этичное поведение со стороны консультанта подразумевает нечто большее, нежели подписание этического кодекса; необходимо также чувство ответственности, чтобы соотносить свое поведение со своими этическими принципами.
Спонтанность Все, что было сказано в главе 4 о спонтанности как характеристике зрелой личности, вдвойне относится к консультанту. Уже несколько раз отмечалось, что консультирование не может быть жестким механическим применением формул для получения изменений & поведении. Отклик консультанта на высказывания и чувства клиента должен складываться как непринужденное следствие имеющегося у консультанта понимания данного клиента. Консультант должен испытывать свободу и непринужденность в стремительных движениях своих мыслей и чувств, чтобы успевать за тончайшими нюансами в поведении клиента. Хотя невозможно выдвинуть никаких конкретных предположений по поводу того, каким образом приобретаются подобные характеристики, они, по-видимому, являются «побочным продуктом», следствием как усердной подготовки в области теории консультирования, психологических установок и методологии,так и зрелости неригидной личности при относительной свободе от угрозы. Принятие В теории консультирования признано бесспорным, что уста- 1 новки крайне незначительно меняются под действием советов, s уговоров или угроз. По всей видимости, психологические уста-: новки клиента эффективней всего изменяются в присутствии | других установок, например, позитивных, толерантных устано- '■■ вок консультанта. Клиент ощущает, что принят консультантом ' как личность, когда видит, что без каких бы то ни было дополнительных условий встречает понимание, симпатию и уважение со стороны консультанта. Иногда это позитивное отношение описывается как базовая форма альтруистической любви [286]. Свидетельства и логические рассуждения у современных авторов, таких как Фромм [113], Монтегью [209], Мей [200] и Сорокин [286], указывают на терапевтическую силу альтруистической любви. Консультант благодаря своему статусу располагает возможностью регулировать на терапевтических сеансах взаимоотношения любви, которые в состоянии оказать глубокое конструктивное или деструктивное влияние на систему безопасности клиента и на его способность отдавать и принимать любовь. Как известно, научные данные подтверждают, что индивидуум, получающий достаточно любви, особенно вранний периодлично-стного развития, учится быть счастливым с самим собою и любить окружающих его взрослых, что, в свою очередь, помогает ему позже распространять сильные альтруистические чувства на всех людей. Нигрен [223] противопоставляет друг другу два типалюбви — эрос и агапе, где термин.«эрос» происходит от древнегреческого слова и обозначает эгоцентрическую любовь эротического типа, направленную на удовлетворение потребностей организма. Термин «агапе» (тоже из древнегреческого языка; слово «агапе» чаще используется как обозначение раннехристианских «вечерей Господних». — Прим. перев.) соответствует такой любви, в которой человек старается способствовать личностному развитию другого человека, безусловно стремится к благополучию объекта любви. В приятии клиента психологом наличествуют многие атрибуты «агапе». Еще одной характеристикой этой любви в широком смысле, как позиции расположения к клиенту, является ее спонтанная мотивация. Появление заботы о другом человеке выступает естественным следствием базовых установок в структуре личности консультанта или психотерапевта. Приятие альтруистично в том смысле, что характеризуется стремлением помочь другому человеку, а не использовать его в своих целях. Установка на расположение является безоценочной, так как консультанту свойственен «нейтральный интерес» по отношению к системе ценностей клиента. Консультант, в сущности, пытается сказать клиенту: «Я не одобряю и не осуждаю ваше поведение и психологические установки; но я глубоко уважаю ваше право испытывать те чувства, к которым вы склонны, и ваше право поступать и чувствовать иначе, чем я». В терминологии модели личности, принятой в данной книге, консультант характеризуется открытостью, которая позволяет
С — подсознание; S — «Я»; Е — эго; D — защитная система Рис. 15. Принятие и мост взаимоотношений
клиенту использовать эго консультанта для выстраивания своего f собственного эго. Расположение к клиенту является характернее; тикой «моста взаимоотношений», описанного в главе 2. Нарис. 15 \ проиллюстрирована роль принятия вулучшении коммуникации. I Принятие позволяет мосту или туннелю расшириться в точке А,:,! тем самым способствуя более свободному обмену чувствами или. \ идеями. Установка на расположение к клиенту помогает снизить I резистентность в точке В, обеспечивая доступ к глубинным чувствам клиента. Как мы полагаем, в этот момент обсуждения характеристик консультанта следует отметить, что консультант не является каким-то инертным, безлично-вежливым собеседником, которым клиент мог бы манипулировать по своему усмотрению: В своих стараниях ощутить искреннее расположение к клиенту и войти с ним в близкие взаимоотношения консультант или психотерапевт рискует собой точно так же, как рискует собой клиент. Консультант тоже должен вскрыть свою защитную систему, чтобы взаимоотношения были эффективными. Элемент риска предполагает возможность неудачи, отвержения со стороны клиента, и в таком случае консультант может утратить частицу себя самого. Основные предпосылки, лежащие в основе принятия. Установка на расположение к клиенту обусловлена несколькими базовыми предпосылками. Во-первых, расположение основано натой идее, что ценность и достоинство каждого человека безграничны. Иными словами, ценность человеческого существа в иерархии ценностей консультанта чрезвычайно высока. Вторая базовая предпосылка состоит в том, что право любого человека — принимать собственные решения и жить своей жизнью. Эта предпосылка может быть выведена из третьей, еще более фундаментальной, которая сводится ктому, что человек обладает потенциалом или способностью делать разумный выбор и жить полной, самостоятельной, социально полезной жизнью. Четвертая предпосылка, связанная с предыдущей, заключается в том, что каждый человек несет ответственность за свою жизнь. Система ценностей консультанта должна быть такой, чтобы он мог культивировать эти чувства самоуважения и личной ответственности в клиенте и в себе самом. Как мы уже упоминали в этой главе при обсуждении ответственности, консультант должен сознавать, что не может решать проблемы за своего клиента. Основной предпосылкой для многих консультантов, особенно для тех, кто тяготеет к недирективному подходу, является существование творческих сил развития, которые, высвобождаясь благодаря принимающей позиции консультанта, позволяют клиенту развиваться по образцу вполне функциональной личности и вос-становитьевои ценности, соответствующие здоровому состоянию. Роджерс [249] приводит свидетельства нескольких источников, которые, по-видимому, подтверждают эту предпосылку о потребности в развитии. У Оллпорта концепция «собственного стремления» в качестве позитивной, целенаправленной, мотивирующей силы, действующей глубоко внутри личности, связана с этой базовой предпосылкой [3]. Перечисленные выше предпосылки и атрибуты установки на принятие связаны с американской философией демократии, истоки которой, в свою очередь, следует искать в иудей-ско-христианской культурной традиции. Философские взгляды Лейбница, рассматривавшего человека как активное, стремящееся кразвитию существо, тоже оказали заметное влияние. Сплав сосредоточенности восемнадцатого века на правах человека и гуманистических ценностях с интересом девятнадцатого века к неповторимой человеческой индивидуальности стал основой для философии консультирования. Итак, современная американская культура и система образования, по всей видимости, благоприятны для реализации этих психологических установок. Благодаря такой располагающей атмосфере консультантам легче усваивать и культивировать базовые установки. Сводное определение установки на принятие было сформулировано Роджерсом [249] как такое позитивное отношение к человеку, когда он рассматривается в качестве имеющей собственную ценность и достоинство личности, обладающей правом принимать собственные решения. Мы говорили, что главным элементом такой позитивной установки является альтруистическая форма любви. Благодаря тому, что его любят и принимают, клиент приобретает способность любить самого себя и других людей. Возможно, именно такова динамика принятия: когда клиент встречается с принимающими установками консультанта, он способен воспринять их и точно так же относиться к самому себе. Коль скоро он признал за собой определенные характеристики, он теперь способен принять те идеи, тот опыт и те побуждения, которые являются базовой составляющей его «Я», но которые он до сих пор отрицал или искажал. Принятие самого себя. Существуют некоторые свидетельства в пользу двух идей-близнецов — отом, что принятие других основано на принятии себя, и что принятие себя основано, главным образом, на принятии другими. Несколько исследований [273, 329, 27, 234] указывают на важность безусловного принятия себя и других позитивных установок по отношению к самому себе в качестве основы для принятия других. Значение этих феноменов для консультанта состоит в том, что он должен принять и признать самого себя, прежде чем сможет принять и признать своего клиента в достаточной степени, чтобы помочь ему. Значение их для клиента состоит в том, что благодаря признанию и пониманию самого себя он приобретает возможность принять и признать других и получить признание в виде социального вознаграждения со стороны других. Как указывает Фромм [ИЗ], одним из серьезных затруднений для этого принципа выступает то обстоятельство, что наша культура хмурит брови на любовь к себе, хотя превозносит любовь к другим. Эта трудность, по-видимому, проистекает из неспособности нашей культуры отличать «эгоизм» от «самоуважения». Ценность принятия. Еще раз отмечая важность принимающей позиции консультанта, подчеркиваем, что клиент втягивается в консультационный процесс, когда ощущает искреннюю заботу консультанта о том, что он думает и чувствует, способность и желание консультанта помочь ему, а также отсутствие намерений осуждать его. Тогда консультации начинаются всерьез и становятся для него полными смысла. Вторым важным моментом является воздействие принимающих установок на психологический климат консультационных бесед. Под психологическим климатом понимается эмоциональная тональность, возникающая в межличностном взаимодействии консультанта и клиента. Этот климат может оказаться, употребляя описательные термины из области эмоций, теплым или холодным, серьезным или шутливым. В качестве очевидных примеров различного эмоционального климата можно упомянуть обстановку похорон или футбольного матча. Портер [237] определяет психологический климат через те элементы ситуации, которые влияют на оценивание себя клиентом как личности. Иными словами, установки консультанта влияют на климат беседы, который, в свою очередь, влияет на установки клиента по отношению к самому себе — установки в таких, например, аспектах, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства и своей компетентности. Кроме того, консультант старается поддерживать достаточно постоянный, стабильный климат психологических установок, чтобы клиент мог свободно выражать себя, не опасаясь неодобрения, критики, споров и других традиционных реакций, которых он может ждать на основе своего опыта в прошлом. Этот климат принятия и тот факт, что консультант не реагирует на него так, как реагируют другие, создают, по нашему убеждению, благоприятную ситуацию для научения новым реакциям и избавления от прежнего неадаптивного поведения. Третьим важным моментом является благотворное воздействие принимающих установок на защитные реакции. Ощущение признания себя другими резко отличается от ощущения необходимости защищаться. Почему установки принятия имеют такую силу в нейтрализации защитной позиции клиента? Частично ответ можно найти в описании модели личности, приведенном в главе 2, где указано, что человек находится под охраной ряда защитных механизмов, предохранительных оболочек, которые он использует для того, чтобы уберечься от психологических проблем. Рационализация, отрицание, оправдания, проекции и развитие симптоматики служат здесь лишь несколькими из возможных примеров. Что происходит, когда клиент ощущает угрозу для себя? Приобретенные в предшествующем научении защитные реакции мобилизуются, подобно тому, как солдаты в крепости расчехляют орудия. Клиент похож натого человека из притчи, который, когда подул ветер, лишь плотнее закутался в свою одежду. В этом сюжете именно солнце, своими жаркими лучами, создало ту атмосферу или климат, в котором человек предпочел снять с себя одежды. Сходным образом установки принятия — это такой набор установок у консультанта, благодаря которым у клиента в присутствии консультанта появляются настолько комфортные ощущения, что ему больше нет нужды держать наготове свои силы самообороны. Правильное понимание принятия. Поскольку мы в своей преподавательской деятельности освещали вопрос принятия пациента, мы по опыту знаем, что многие студенты неправильно истолковывают значение этой концепции. Ниже рассматриваются некоторые ошибочные представления о принятии. Одобрение или согласие это еще не принятие. Принятие человека не подразумевает одобрительного, равно как и неодобрительного отношения к тому, что он говорит или чувствует. Оно подразумевает, что он просто принимается в качестве личности, имеющей право чувствовать и думать не так, как мы. Причем не имеет значения, насколько неправедными, абсурдными, нигилистическими, социально приемлемыми, здравыми или приятными могут нам показаться его мысли и чувства. То, что клиент в начале консультационного процесса может ошибочно принимать такую позицию консультанта за выражение согласия с тем, что он говорит и думает, является одной из реальных опасностей. Второе ошибочное представление может сформироваться в связи с установкой на нейтральность. Принятие клиента — это позитивные и активные установки по отношению к нему. Они, в сущности, говорят: «Я расположен к вам, даже если я не обязательно лично согласен со всем, что вы думаете или чувствуете». Другим способом выразить эту идею может быть такой: «Я понимаю, принимаю и ценю эти идеи и чувства вместе с вами. Вы, суть вашей личности, значите для меня больше, чем то, что вы говорите или делаете». Третье ошибочное представление о принятии клиента — это приравнивание его к сочувствию. Сочувствие заходит гораздо дальше, чем принятие, в том смысле, что консультант фактически начинает чувствовать то же, что и клиент — за счет сильного эмпатического сопереживания. Консультант в самом деле начинает испытывать ту же печаль по мере усиления своего эмоционального вовлечения. А принятие — несколько более отстраненное. Консультант, в сущности, говорит: «Я понимаю, как мучительны ваши чувства, хотя лично я таких чувств не испытываю». Сочувствие, хотя и может пониматься в качестве средства поддержки, но часто вызывает желание свести чувства клиента до минимума. Фактически, сочувственную установку можно выразить фразой: «Ах, бедняга, мне так жаль тебя, ведь ты не можешь помочь себе сам; давай, я поддержу тебя и помогу тебе». Клиент полагает, что не способен сам справиться со своими чувствами, и считает, что должен искать поддержку извне. Это чревато установлением психологического климата, в котором происходит научение зависимому и уклончивому поведению. Если консультант чрезмерно склонен предлагать свое сочувствие, можно подозревать, что это выражение его собственной потребности в зависимости. И четвертое ошибочное понимание установок на принятие — это приравнивание их к терпимости. Хотя с социальной точки зрения терпимость может быть желательным качеством, в консультационных взаимоотношениях она подразумевает необходимость «смиряться». Это скорее негативное признание клиента консультантом, чем позитивное, а также более поверхностная разновидность уважения к личности. Установка на терпимость предполагает, что есть некая черта, например, иная национальность или раса клиента, на которую реагирует консультант и в отношении которой он, как видит клиент, старается проявлять терпимость. Снисходительность Эта дочерняя характеристика установок на принятие подразумевает свободу и отсутствие авторитарных и оценочных позиций у консультанта. Элемент свободы происходит из безоце-ночности установок консультанта и определяет, в какой мере клиент сможет принять личность консультанта. Консультант, в сущности, говорит: «Мы можем обсуждать все, что вы захотите, без страха и без осуждения», при этом он не будет задет или шокирован. Тем не менее, установка полностью вдухе laissezfaire (франц., букв. — «позволяйте делать» (кто что хочет); принцип невмешательства. — Прим. перев.) оказалась бы вредной для клиента, поскольку взаимоотношения стали бы чересчур неопределенными. Получив слишком много свободы самовыражения, клиент может испытывать страх утраты эмоционального самоконтроля и его тревога усилится. Как указывалось при обсуждении катарсиса, слишком свободное выражение чувств способно повлечь за собой размытие защитной системы клиента до такой степени, что он окажется в полной власти своих чувств и может сместиться в сторону психотических состояний. Чрезмерно снисходительный консультант может оказаться крайне жестоким по отношению к клиенту, страдающему повышенной тревожностью. Такой клиент без надлежащего руководства просто запутается. Легкомысленный настрой консультанта означал бы злоупотребление установками на бесконтрольность. В качестве крайнего выражения этой ситуации можно взять такой пример: клиент входит в кабинет консультанта и говорит: «Я только что убил свою мать», а консультант в ответ уточняет: «А к
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.013 с.) |