Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотеза о системе внешней защиты

Поиск

На рис. 7 самое внешнее кольцо соответствует защитной «коре», предназначенной для защиты более нежных и уязвимых внутренних колец от повреждений, возможных при угрожающих межличностных трансакциях. Эта кора может быть жестким, бо­лее или менее непробиваемым панцирем или нежной, податли­вой,легко проницаемой оболочкой, которая плохо защищает лич­ность.

Термин «система» используется нами для указания на дина­мический характер взаимодействия между слоями личности, а не на статичную и ригидную структурную иерархию функций. Та­кие системы в структурном отношении не являются топографи­ческими; речь здесь идет о концепции взаимодействующих энер­гетических систем с достаточно определенными характеристика­ми.

Еще одна полезная аналогия — представление защитной сис­темы в виде крепостных стен, которые способны защитить лич­ность от атак извне, или дымовой завесы, которая скрывает за­щитные маневры личности от окружающих. Таким образом, за­щитная система не только защищает, но и «прячет» внутренние элементы личности от внешнего исследования.

Третью функцию защитной системы можно было бы назвать функцией контратаки. Защитные механизмы подобны солда­там, которые могут не только защищаться, но и контратаковать. Примером механизма защитной системы служат проекции, представляющие собой попытки приписать имеющимся (но ненастоящим) источникам тот материал, который в действи­тельности находится на каком-то глубинном уровне личности. Личность не в силах «терпеть муки» восприятия того, что нахо­дится внутри нее самой. Поэтому такие чувства проецируются вовне, на другой объект.

Следует помнить, что здесь рассматривается защитная систе­ма. При этом авторы отнюдь не стремятся выдвинуть идею, будто бы мир непременно устроен как изначально враждебное человеку место, и личность естественно реагирует на него агрессивным и враждебным образом. Авторы этой книги склонны согласиться с тем, как Монтегю [209] интерпретирует результаты многих био­логических и антропологических изысканий, делая выводы отом, что органическая жизнь в своей сущности социальна, коопера-тивна и конструктивна, то есть одной из главных задач эго-сис-темы индивидуумов является снятие парадокса между тенденци­ями человеческой вражды-агрессии и любви-сотрудничества.

Защитные реакции приобретаются через научение в процессе развития и становятся вполне автоматическими, хотя и подпада­ют отчасти под контроль других элементовличности. Одна из це­лей психотерапевтического консультирования — сделать защит­ные механизмы не такими «слепыми» и более полезными для лич­ности в целом.

Еще одна характеристика «здравой» защитной системы — свойство некоторой ее проницаемости. Защитная стена может оказаться такой толстой и неподатливой, что будет стеснять на­ходящуюся внутри личность, препятствуя тем самым ее откры­тому контакту с культурной средой. Без гибкой защитной систе­мы личность, как представляется, развивает набор стереотипов и ригидных реакций или ролевых установок в ответ на конкретные требования жизни. С другой стороны, внутренние элементы лич­ности не должны, на наш взгляд, слишком легко подвергаться внешним влияниям, как в случае модели психопатической лич­ности, о которой мы поговорим позже.

Идеальная модель системы внешней защиты, таким образом, характеризуется как золотая середина между хамелеоноподоб-ной системой с неустойчивой структурой, которая изменяется в ответ на каждое новое требование или прихоть социального окружения, и застывшим, непроницаемым панцирем, который лишает личность возможности подстраивать свою защиту под меняющиеся требования жизни.

Читатель заметит, что описание защитной системы соответ­ствует представлениям фрейдистов о механизмах «защиты Эго» и представлениям юнгианцев о «личине», подобной маске и исполняющей заданную роль оболочки личности. Следует под­черкнуть, что описанная выше защитная система личности яв­ляется скорее отдельным функциональным объектом, нежели характеристикой Эго.

Гипотеза об эго-системе

Второе кольцо на рис. 7, помеченное буквами ES, обозначает эго-систему, которая занимает заметное место не только нарис. 7, но и в функциях личности. Эта концепция сравнима с «Эго» у Фрей­да и «Я-сознанием» у Юнга. В обиходном языке ее аналоги — «Я» или «Себя».

Одно из свойств эго-системы — осознание ею событий, про­исходящих как внутри, так и вовне личности. В теории лично­сти общепринята идея о том, что наше самоосознание представ­ляет собой отражение того восприятия нас самих, которое, как мы полагаем, присутствует у окружающих. Поэтому по своему происхождению эго-система обусловлена, в первую очередь, меж­личностными отношениями.

Следующая особенность эго-системы заключается в том, что — прибегая к терминологии теории свойств и теории научения — есть местообитание свойств личности и ее иерархии привычек, стереотипов поведения. Кроме того, здесь же локализуются спо­собности, умения, а также адаптивные и властные, управляю­щие механизмы (в их противопоставлении автоматическим за­щитным механизмам). Как и «Эго» у Фрейда, описываемая нами эго-система включает в себя властные механизмы для рационального реагирования на требования реальности идля контроля над внешней системой защиты.

Так как эго-система спрятана за более открыто проявляющей­ся защитной стеной или функцией, это более сокровенная часть личности. Эго-система, как правило, раскрывается только после довольно долгого и доверительного общения с человеком.

Исходя из вышесказанного, эго-система характеризуется свойством быть одновременно субъектом и объектом. Другими словами, она может восприниматься изнутри личности в каче­стве «Я» или «Себя самого», и все же быть сознательно ощуща­емым элементом личности. Эта способность к объективизации помогает эго-системе отличать «внешнюю реальность» (то, что вне личности) от ощущений, идущих из более глубоких подси­стем личности.

В связи со своими интеллектуальными функциями эго-систе­ма служит своего рода фильтром для выделения стимулов, кото­рые потом отслеживаются организмом. Эго-система и сама пере­водит в символы и помогает спроецировать наружу (экстерниро-вать) значительную часть того материала, который приходит из глубинных, внерациональных и внекогнитивных уровней созна­ния. Как средство символизации эго-система помогает личности в рационализации конфликтов, пытаясь убрать очевидные несо­ответствия, выступая тем самым вроли главной интегрирующей, объединяющей силы внутри личности.

Одна из важнейших функций эго-системы — такая интер­претация мира, чтобы его восприятие было «подходящим». Вы­полняя вышеупомянутые функции символизации и фильтра­ции, эго-система структурно организует и наделяет смыслом текущие ощущения. Эго-система также сравнивает восприятие с прошлым опытом и с данными из более глубоких систем. Эго управляет определенными защитными операциями, такими как: 1) отторжение или проекции наружу; 2) рационализация или встра­ивание восприятия в эго-систему и в систему «Я»; 3) вытеснение «неассимилируемого» восприятия в более глубокие уровни ядра личности.

Когда эго-система функционирует описанным выше образом, когда ее функционирование эффективно и удовлетворительно для индивидуума в целом, говорят, что у этого индивидуума «сильное» Эго. Индивидуум воспринимает события настолько точно, на­сколько это возможно в соответствии с его уникальным предшествующим опытом. Им осознается ощущение своей способности справиться какс внутренним, так и с внешним давлением. Им так­же осознается ощущение своей ценности и уникальности, прони­кающее со следующего, более глубокого уровня личности, систе­мы его «Я», о которой речь пойдет ниже.

Когда мы в главе 1 говорили о различиях между консульти­рованием и психотерапией, мы отмечали, что консультанты больше занимаются проблемами поверхностных уровней. Точ­нее говоря, при обычном консультировании основное внима­ние уделяется функционированию эго-системы и методам его усовершенствования; психотерапевтическое же консультиро­вание более специфично и занимается следующими двумя уровнями личности, речь о которых пойдет ниже. Таким обра­зом, цели на консультационном уровне сводятся к тому, чтобы улучшить понимание клиентом возможностей своего Эго. При­мерами служат его искусство строить взаимоотношения и осо­знание им своих свойств, умений и способностей. Цели пси­хотерапии, напротив, заключаются в том, чтобы разобраться в защитных процессах и побуждениях подсознательного ядра личности, а не просто помочь клиенту понять возможности своего эго и привести в более зрелое состояние систему «Я». Следствия из такой модели функционирования эго-системы для консультирования и психотерапии будут рассмотрены в главе 9, посвященной интерпретациям.

Гипотеза о системе «Я»

Третье кольцо на рис. 7 обозначено как SS, или система «Я». В принципе, эта система представляет собой размытую, недиф­ференцированную, полусознательную (а зачастую и бессозна­тельную) часть личности. Эта система близка к той сущности, которую Юнг и Салливан описывают как «Я» (самость) и кото­рую обычный человек (не психолог) назовет «Я сам» или «На­стоящий я». В этом смысле она является скорее ценным приоб­ретением, нежели биологическим наследием, хотя предполага­ется, что у каждого индивидуума имеется огромный потенциал для развития своей базовой индивидуальности во всей ее непо­вторимости и глубине. На наш взгляд, лишь немногие люди до­стигли осознания возможностей, открывающихся при развитии «Я» и обращении к своей базовой индивидуальности, к системе своего «Я».

Достижение зрелости системы «Я» — одна из главных целей психотерапевтического консультирования. Окончательное ее достижение лучше всего описывается концепцией «самоактуа­лизации» у Маслоу и Гольдштейна или концепцией «полностью функционирующей личности» у Роджерса, которые обсуждают­ся в главе 4. Религиозный опыт, в его широком понимании, по-видимому, переживается именно на этом, творческом, уровне личности, где достигается ощущение единства со вселенной, слияния с нею.

В незрелой (согласно нашему определению) личности по­верхностные (или сознательные) и глубинные (или бессозна­тельные) элементы личности остаются разрозненными, не свя­занными друг с другом. У зрелой личности система «Я» (самость) становится средоточием личностного развития. Именно в сис­теме «Я», а не в эго-системе и не в защитной системе происхо­дит это личностное развитие. Для незрелой же личности харак­терна тенденция развиваться за счет эго-системы.

Потребность в развитии системы «Я» проявляется в поздней юности, когда, например, молодой человек, приближающийся к 20-летнему возрасту, присматривается к себе и проявляет боль­ше интереса к социальным идеалам и внутренним ценностям. Как представляется, этот интерес быстро слабеет из-за проблем начинающегося взросления, когда он вынужден больше при­сматриваться к окружающему миру в поисках полезных возмож­ностей, скажем, при выборе профессии и в начале профессио­нальной карьеры. Затем, в среднем возрасте, когда индивидуум хотя бы минимально овладел контролем над своими внешними условиями жизни, он склонен к поискам контроля внутреннего типа, выражающегося в объединении его эго-системы и систе­мы «Я», а также в осознании своей неповторимой индивидуаль­ности. Очевидно, что ни один человек не в состоянии полностью осознать свою неповторимую базовую индивидуальность; тем не менее, эта идея Юнга рассматривается нами в качестве частично достижимой личной и психотерапевтической цели.

Из вышесказанного следует, что в системе «Я» локализуется система ценностей индивидуума. Жизненные надежды, цели и ценности человека, по-видимому, появляются и кристаллизу­ются именно на этом уровне. Поскольку упомянутые нами ха­рактеристики личности относительно устойчивы и систематиче­ски последовательны в жизни взрослого человека, они действуют в качестве мощных мотивационных сил внутри личности. Одна из целей психотерапевта заключается в том, чтобы внимательно изучить систему ценностей клиента и помочь ему перевести ее в более явную форму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.01 с.)