Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипотеза о системе внешней защитыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На рис. 7 самое внешнее кольцо соответствует защитной «коре», предназначенной для защиты более нежных и уязвимых внутренних колец от повреждений, возможных при угрожающих межличностных трансакциях. Эта кора может быть жестким, более или менее непробиваемым панцирем или нежной, податливой,легко проницаемой оболочкой, которая плохо защищает личность. Термин «система» используется нами для указания на динамический характер взаимодействия между слоями личности, а не на статичную и ригидную структурную иерархию функций. Такие системы в структурном отношении не являются топографическими; речь здесь идет о концепции взаимодействующих энергетических систем с достаточно определенными характеристиками. Еще одна полезная аналогия — представление защитной системы в виде крепостных стен, которые способны защитить личность от атак извне, или дымовой завесы, которая скрывает защитные маневры личности от окружающих. Таким образом, защитная система не только защищает, но и «прячет» внутренние элементы личности от внешнего исследования. Третью функцию защитной системы можно было бы назвать функцией контратаки. Защитные механизмы подобны солдатам, которые могут не только защищаться, но и контратаковать. Примером механизма защитной системы служат проекции, представляющие собой попытки приписать имеющимся (но ненастоящим) источникам тот материал, который в действительности находится на каком-то глубинном уровне личности. Личность не в силах «терпеть муки» восприятия того, что находится внутри нее самой. Поэтому такие чувства проецируются вовне, на другой объект. Следует помнить, что здесь рассматривается защитная система. При этом авторы отнюдь не стремятся выдвинуть идею, будто бы мир непременно устроен как изначально враждебное человеку место, и личность естественно реагирует на него агрессивным и враждебным образом. Авторы этой книги склонны согласиться с тем, как Монтегю [209] интерпретирует результаты многих биологических и антропологических изысканий, делая выводы отом, что органическая жизнь в своей сущности социальна, коопера-тивна и конструктивна, то есть одной из главных задач эго-сис-темы индивидуумов является снятие парадокса между тенденциями человеческой вражды-агрессии и любви-сотрудничества. Защитные реакции приобретаются через научение в процессе развития и становятся вполне автоматическими, хотя и подпадают отчасти под контроль других элементовличности. Одна из целей психотерапевтического консультирования — сделать защитные механизмы не такими «слепыми» и более полезными для личности в целом. Еще одна характеристика «здравой» защитной системы — свойство некоторой ее проницаемости. Защитная стена может оказаться такой толстой и неподатливой, что будет стеснять находящуюся внутри личность, препятствуя тем самым ее открытому контакту с культурной средой. Без гибкой защитной системы личность, как представляется, развивает набор стереотипов и ригидных реакций или ролевых установок в ответ на конкретные требования жизни. С другой стороны, внутренние элементы личности не должны, на наш взгляд, слишком легко подвергаться внешним влияниям, как в случае модели психопатической личности, о которой мы поговорим позже. Идеальная модель системы внешней защиты, таким образом, характеризуется как золотая середина между хамелеоноподоб-ной системой с неустойчивой структурой, которая изменяется в ответ на каждое новое требование или прихоть социального окружения, и застывшим, непроницаемым панцирем, который лишает личность возможности подстраивать свою защиту под меняющиеся требования жизни. Читатель заметит, что описание защитной системы соответствует представлениям фрейдистов о механизмах «защиты Эго» и представлениям юнгианцев о «личине», подобной маске и исполняющей заданную роль оболочки личности. Следует подчеркнуть, что описанная выше защитная система личности является скорее отдельным функциональным объектом, нежели характеристикой Эго. Гипотеза об эго-системе Второе кольцо на рис. 7, помеченное буквами ES, обозначает эго-систему, которая занимает заметное место не только нарис. 7, но и в функциях личности. Эта концепция сравнима с «Эго» у Фрейда и «Я-сознанием» у Юнга. В обиходном языке ее аналоги — «Я» или «Себя». Одно из свойств эго-системы — осознание ею событий, происходящих как внутри, так и вовне личности. В теории личности общепринята идея о том, что наше самоосознание представляет собой отражение того восприятия нас самих, которое, как мы полагаем, присутствует у окружающих. Поэтому по своему происхождению эго-система обусловлена, в первую очередь, межличностными отношениями. Следующая особенность эго-системы заключается в том, что — прибегая к терминологии теории свойств и теории научения — есть местообитание свойств личности и ее иерархии привычек, стереотипов поведения. Кроме того, здесь же локализуются способности, умения, а также адаптивные и властные, управляющие механизмы (в их противопоставлении автоматическим защитным механизмам). Как и «Эго» у Фрейда, описываемая нами эго-система включает в себя властные механизмы для рационального реагирования на требования реальности идля контроля над внешней системой защиты. Так как эго-система спрятана за более открыто проявляющейся защитной стеной или функцией, это более сокровенная часть личности. Эго-система, как правило, раскрывается только после довольно долгого и доверительного общения с человеком. Исходя из вышесказанного, эго-система характеризуется свойством быть одновременно субъектом и объектом. Другими словами, она может восприниматься изнутри личности в качестве «Я» или «Себя самого», и все же быть сознательно ощущаемым элементом личности. Эта способность к объективизации помогает эго-системе отличать «внешнюю реальность» (то, что вне личности) от ощущений, идущих из более глубоких подсистем личности. В связи со своими интеллектуальными функциями эго-система служит своего рода фильтром для выделения стимулов, которые потом отслеживаются организмом. Эго-система и сама переводит в символы и помогает спроецировать наружу (экстерниро-вать) значительную часть того материала, который приходит из глубинных, внерациональных и внекогнитивных уровней сознания. Как средство символизации эго-система помогает личности в рационализации конфликтов, пытаясь убрать очевидные несоответствия, выступая тем самым вроли главной интегрирующей, объединяющей силы внутри личности. Одна из важнейших функций эго-системы — такая интерпретация мира, чтобы его восприятие было «подходящим». Выполняя вышеупомянутые функции символизации и фильтрации, эго-система структурно организует и наделяет смыслом текущие ощущения. Эго-система также сравнивает восприятие с прошлым опытом и с данными из более глубоких систем. Эго управляет определенными защитными операциями, такими как: 1) отторжение или проекции наружу; 2) рационализация или встраивание восприятия в эго-систему и в систему «Я»; 3) вытеснение «неассимилируемого» восприятия в более глубокие уровни ядра личности. Когда эго-система функционирует описанным выше образом, когда ее функционирование эффективно и удовлетворительно для индивидуума в целом, говорят, что у этого индивидуума «сильное» Эго. Индивидуум воспринимает события настолько точно, насколько это возможно в соответствии с его уникальным предшествующим опытом. Им осознается ощущение своей способности справиться какс внутренним, так и с внешним давлением. Им также осознается ощущение своей ценности и уникальности, проникающее со следующего, более глубокого уровня личности, системы его «Я», о которой речь пойдет ниже. Когда мы в главе 1 говорили о различиях между консультированием и психотерапией, мы отмечали, что консультанты больше занимаются проблемами поверхностных уровней. Точнее говоря, при обычном консультировании основное внимание уделяется функционированию эго-системы и методам его усовершенствования; психотерапевтическое же консультирование более специфично и занимается следующими двумя уровнями личности, речь о которых пойдет ниже. Таким образом, цели на консультационном уровне сводятся к тому, чтобы улучшить понимание клиентом возможностей своего Эго. Примерами служат его искусство строить взаимоотношения и осознание им своих свойств, умений и способностей. Цели психотерапии, напротив, заключаются в том, чтобы разобраться в защитных процессах и побуждениях подсознательного ядра личности, а не просто помочь клиенту понять возможности своего эго и привести в более зрелое состояние систему «Я». Следствия из такой модели функционирования эго-системы для консультирования и психотерапии будут рассмотрены в главе 9, посвященной интерпретациям. Гипотеза о системе «Я» Третье кольцо на рис. 7 обозначено как SS, или система «Я». В принципе, эта система представляет собой размытую, недифференцированную, полусознательную (а зачастую и бессознательную) часть личности. Эта система близка к той сущности, которую Юнг и Салливан описывают как «Я» (самость) и которую обычный человек (не психолог) назовет «Я сам» или «Настоящий я». В этом смысле она является скорее ценным приобретением, нежели биологическим наследием, хотя предполагается, что у каждого индивидуума имеется огромный потенциал для развития своей базовой индивидуальности во всей ее неповторимости и глубине. На наш взгляд, лишь немногие люди достигли осознания возможностей, открывающихся при развитии «Я» и обращении к своей базовой индивидуальности, к системе своего «Я». Достижение зрелости системы «Я» — одна из главных целей психотерапевтического консультирования. Окончательное ее достижение лучше всего описывается концепцией «самоактуализации» у Маслоу и Гольдштейна или концепцией «полностью функционирующей личности» у Роджерса, которые обсуждаются в главе 4. Религиозный опыт, в его широком понимании, по-видимому, переживается именно на этом, творческом, уровне личности, где достигается ощущение единства со вселенной, слияния с нею. В незрелой (согласно нашему определению) личности поверхностные (или сознательные) и глубинные (или бессознательные) элементы личности остаются разрозненными, не связанными друг с другом. У зрелой личности система «Я» (самость) становится средоточием личностного развития. Именно в системе «Я», а не в эго-системе и не в защитной системе происходит это личностное развитие. Для незрелой же личности характерна тенденция развиваться за счет эго-системы. Потребность в развитии системы «Я» проявляется в поздней юности, когда, например, молодой человек, приближающийся к 20-летнему возрасту, присматривается к себе и проявляет больше интереса к социальным идеалам и внутренним ценностям. Как представляется, этот интерес быстро слабеет из-за проблем начинающегося взросления, когда он вынужден больше присматриваться к окружающему миру в поисках полезных возможностей, скажем, при выборе профессии и в начале профессиональной карьеры. Затем, в среднем возрасте, когда индивидуум хотя бы минимально овладел контролем над своими внешними условиями жизни, он склонен к поискам контроля внутреннего типа, выражающегося в объединении его эго-системы и системы «Я», а также в осознании своей неповторимой индивидуальности. Очевидно, что ни один человек не в состоянии полностью осознать свою неповторимую базовую индивидуальность; тем не менее, эта идея Юнга рассматривается нами в качестве частично достижимой личной и психотерапевтической цели. Из вышесказанного следует, что в системе «Я» локализуется система ценностей индивидуума. Жизненные надежды, цели и ценности человека, по-видимому, появляются и кристаллизуются именно на этом уровне. Поскольку упомянутые нами характеристики личности относительно устойчивы и систематически последовательны в жизни взрослого человека, они действуют в качестве мощных мотивационных сил внутри личности. Одна из целей психотерапевта заключается в том, чтобы внимательно изучить систему ценностей клиента и помочь ему перевести ее в более явную форму.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.01 с.) |