Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные подходы, восходящие к теории психоанализаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Салливан известен своей теорией межличностных отношений, учитывающей взаимосвязь между развитием личности и социальной культурой. Согласно этой теории, индивидуум предстает совершенно разным — как для самого себя, так и для окружающих — в зависимости оттого, с кем он в данный момент взаимодействует. Практический вывод из этого тезиса: индивидуум может быть понят только в контексте его взаимоотношений с родными и близкими, друзьями (реальными или предполагаемыми) и более широкими социальными группами. Салливан постулирует две базисные цели человеческого поведения — удовлетворение физических потребностей (еда, питье, отдых, секс) и стремление к безопасности (определяемой как состояние удовлетворения, эйфории в случае соответствия социальным ожиданиям). Ребенок, осваиваясь в социальной культуре, зачастую попадает в конфликт между удовлетворением потребностей и стремлением к безопасности. По мере того как родители прибегают к запретам и выражают неодобрение, он начинает испытывать тревогу из-за своей неспособности со- ответствовать таким ожиданиям. У ребенка развивается повышенное мышечное напряжение. Он исключает из своего сознания отдельные части личного опыта, которые оказались провокаторами тревоги. Его попытки снять напряжение с помощью той или иной активности не приносят полного облегчения, поскольку снижение тревоги происходит по особой схеме, непохожей на процесс разрешения других, физиологических видов напряжения. Если жеребенку удается достичь и удовлетворения, и безопасности, он обретает чувство владычества, властвования, в результате чего у него повышается самооценка. Итак, эти аспекты отношения ребенка к самому себе определяются отношением к нему окружающих. В свою очередь, отношение ребенка к самому себе имеет свойство влиять на его отношение к окружающим. Следовательно, важно осознать, что тревога в значительной степени обусловлена контекстом межличностных отношений. Если в процессе развития у ребенка возникает сильная тревожность, то это снижает степень научения, уровень знаний и способность к инсайтам. В связи с этим Салливан говорит об «избирательном невнимании». Когда в ситуации межличностного общения люди актуализируют слова или чувства, которые провоцируют в глубинах личности тревогу, оценка окружающих имеет тенденцию проявляться в негативном направлении; таким образом происходит отчуждение индивидуумов друг от друга. Следовательно, нужно помнить, что агрессивный клиент ведет себя в такой манере в основном потому, что в своих попытках встретить любовь и понимание он наткнулся на отказ. Из-за невозможности для него любить и быть любимым он сохраняет враждебные установки даже по отношению к тем, кто старается удовлетворить его потребности. Салливан прослеживает личностный рост индивида от довер-бальной младенческой стадии до зрелого возраста. Консультанту необходимо обеспечивать безопасность во взаимоотношениях, мириться с эмоциональными вспышками, которые свидетельствуют о пиках напряжения, организовывать ситуации научения, что способствует изменению установок клиента по отношению к самому себе — повышению чувства собственного достоинства и уверенности. Психотерапевты и консультанты должны осознавать, что развитие приязненных чувств может отставать из-за нарушений в межличностных отношениях, и что клиент нуждается в корректирующей обстановке, в которой сможет повысить самооценку и выработать уверенность в себе, адекватные для любой ситуации. Ему нужна возможность развить в себе умение любить другого человека, чье благополучие должно стать для него столь же значимым, как его собственное. Однако консультанту следует быть осторожным при интерпретации личностной динамики индивидуума и помнить, что его собственное развитие осуществлялось через точно такой же социальный процесс, как и развитие клиента, и что сложившиеся в ходе консультаций отношения изменяют его самого с учетом его статуса, который Салливан называет статусом «участника-наблюдателя». Эта тема обсуждается в главе 8. В целом, принципиальные следствия из теории Салливана для психотерапевтов и консультантов заключаются в том, что индивидуума можно понять, главным образом, в свете истории его межличностных отношений. Необходимо выяснить особенности межличностных отношений клиента, имеющих ключевое значение для понимания самим клиентом своих внутренних установок. Консультант должен осознавать, что реакции клиента в общении с ним обусловлены этими прошлыми взаимоотношениями и что выражаемые им чувства — лишь перенос тех чувств, которые он испытывал в предыдущих межличностных отношениях. Идеи Салливана близки к современному подходу в психологическом консультировании, известному как «коммуникативный подход». КаренХорни [148], которую можно причислить к так называемым неофрейдистам, расходится с ранними психоаналитиками втом, что уделяет много внимания культурным детерминантам поведения и видит причины неадекватного поведения главным образом в искажении человеческих взаимоотношений. Хорни, хотя и остается в общих рамках психоаналитической теории, смещает центр внимания с ранних детских переживаний и вытеснения биологических влечений на существующий в данный момент характер структур и конфликтов. Однако она при этом не отрицает значение раннего опыта для формирования личности. Хорни полагает, что совокупность ранних детских переживаний и конфликтов определяет неповторимую структуру личности, которая и обусловливает предрасположенность индивидуума к невротическим проблемам. Этот взгляд несколько отличается от ранней идеи Фрейда о том, что неврозы и конфликты у взрослого, в сущности, представляют собой повторение некоторых детских переживаний. Примером культуральных особенностей личностных проблем может служить конкуренция в американской культуре, которая, похоже, порождает немало фрустраций и враждебности. Наша враждебность проецируется на окружающих, которые теперь рассматриваются в качестве соперников. У нас возникает тревога в связи с потенциальной опасностью окружающих и страхом их мести в ответ на нашу собственную враждебность. Такая ситуация вызывает потребность в безопасности, которая частично удовлетворяется в любовных взаимоотношениях. Поскольку полностью удовлетворительные приязненные отношения в нашем обществе — редкость, многие из нас обречены на дальнейшую фрустрацию. Хорни считает, что стресс, возникающий в результате конкуренции и противоречивых требований нашей социальной культуры, предъявляемых к индивидууму, является одним из источников психологического напряжения. Примерами здесь служат противоречия между настойчивыми требованиями экономического преуспевания и ограниченными средствами для достижения этой цели; независимость и свобода выбора на фоне препятствий в связи с социальным происхождением и положением в обществе; братские отношения и любовь к ближнему наряду с жесткой конкуренцией по принципу «око за око, зуб за зуб». Содержащиеся в социальной культуре конфликты зачастую усваиваются индивидуумом и проявляются в различных формах: агрессивности и уступчивости, властности и беспомощности, эгоизма и самоотверженности, доверия к людям и страха перед ними. С точки зрения психологического консультирования важен тот факт, что конфликты, с которыми сталкиваются все члены нашего общества, трансформируются и проявляются в виде неразрешенных и причиняющих страдания детских конфликтов. Вследствие этого у индивидуума могут сформироваться защитные механизмы, тревожащие его самого или окружающих. Осознание этих конфликтов или связанной с ними тревоги заставляет человека обращаться за психологической помощью. Примером здесь служат люди с защитными механизмами в виде самоуничижения, столь часто встречающиеся в нашем среднем классе. Для такого человека самое главное — «быть милым со всеми, чтобы они тоже были милы со мной и полюбили меня». Оказывается, однако, что многие люди все равно его не любят; поэтому он приходит в недоумение и заключает, что ведет заведомо проигранную войну. Еще одно отличие, отмечаемое Хорни, — между «нормальной» тревогой, вызванной страхом конкретных событий, таких как несчастный случай или смерть, и «невротической» или глубинной, первичной тревогой, которая обусловлена страхом, возникшим в ранних взаимоотношениях, когда индивидуум столкнулся с потенциальной враждебностью мира, и которая влечет за собой формирование невротических защитных механизмов. Одна из задач психологического консультанта — помочь клиенту осознать его первичные тревоги и выработать более приемлемые способы совладания с ними. Очень близка к ее концепции глубинной тревоги концепция «первичной враждебности». Как полагает Хорни, невротическая тревога в значительной степени обусловлена на- ' личием подавленной враждебности, которая проецируется на окружающих. Восприятие мира в качестве враждебного ' человеку места порождает тревогу и вызывает дальнейшее!. подавление враждебности, замыкая тем самым «порочный \ круг». Далее консультанта должна заинтересовать у Хорни концеп- \ ция «первичного конфликта», существующего в основном на; подсознательном уровне. В этом конфликте сталкиваются ощу- ' щения зависимости и любви к своим родителям, перерастаю- j щие в результате в чувство враждебности к ним из-за такой за-? висимости. Конфликт не может быть разрешен на сознатель- i ном уровне, потому что человек не в состоянии с легкостью; отчуждать себя оттех, по отношению к кому он испытывает чув- ■ ство зависимости. Индивидуумы, находящиеся ближе к психологической норме, осваивают непринужденное переключение противоположных стремлений к зависимости и независимости, тогда как невротический индивидуум сильнее зажат в своем поведении и воспринимает свои стремления к зависимости-независимости как прямо противоречащие друг другу. В результате такого состояния утрачивается раскованность, и у жертвы появляются ощущения беспомощности, нерешительности и усталости. Согласно Хорни, одна из задач психотерапевта —дать клиенту осознать свой первичный конфликтисвои попытки раз- решить его за счет стремления двигаться в сторону людей, против них или прочь от них. Одна из интересующих психотерапевта схем у Хорни [147] — описание основных типов личности в психотерапии. «Экспансивный» (или «агрессивный») тип производит впечатление отъявленного эгоиста, демонстрирует заносчивую и презрительную манеру поведения и, похоже, уверен, что в состоянии внушить окружающим ложные, не соответствующие действительности представления о себе. Клиента такого типасначалатрудно вовлечь в психотерапевтические отношения, но позднее, когда его защитные механизмы ослабевают, он втягивается в эти отношения довольно легко. «Самоуничижительный» (или «застенчивый») склонен подчиняться другим людям, занимать зависимое положение, искать у них защиту и одобрение. Для него характерны сильные ощущения своей несостоятельности и неполноценности, чувство ненависти к себе. В поведении он проявляет пассивность и подобострастную манеру держать себя. Обычно довольно легко втягивается в психотерапевтические отношения. «Самоустранившийся» тип напускает на себя безразличный вид, выражающий его отстраненность от собственных внутренних чувств и от жизненных невзгод. В жизни он чаще принимает роль постороннего наблюдателя. У него нет заметной тяги к каким-либо достижениям, серьезных усилий он избегает. Клиент такого типа поддерживает эмоциональную дистанцию между собой и окружающими, уклоняется от тягот участия в каких бы то ни было близких человеческих взаимоотношениях. Такое уклончивое поведение крайне затрудняет вовлечение его в психотерапевтические отношения. Еще две полезные для консультантов концепции Хорни — «отчуждение от своего "Я"» и «тирания "надо"» [147]. Первая концепция отмечает распространенное состояние клиентов, предполагающее страх утраты индивидуальности, сумятицу мыслей и чувств, атакже ощущение отдаленности от своих мыслей и чувств. Под выражением «тирания "надо"» Хорни понимает проявляющееся у многих клиентов сильное навязчивое стремление к своему идеальному «Я», формирующееся без должного учета реальных обстоятельств их жизни. Такой клиент, например, исходит из предпосылки, что для него не может и не должно быть ничего невозможного. Эрих Фромм [114, 115], подобно Салливану и Хорни, интересуется влиянием социальных факторов на поведение. Он тоже придает значение индивидуальности клиента, его целеустремленности и продуктивным возможностям. Фромм одним из первых стал употреблять термин «самореализация» в терапевтическом контексте, рассматривая развитие личности как процесс развертывания психологических сил человека. Ответственность за многиеличностные конфликты он возлагал на экономические факторы и формирование чувства вины. В более широком смысле самые серьезные проблемы современного человека, по представлениям Фромма, группируются вокруг этических конфликтов и вокругего привязанностей, основанных на потребности любить и быть любимым. Положительную роль могло бы сыграть социальное одобрение бескорыстия в противовес конкурентности и своекорыстию, порождающим проблемы привязанностей и этики. Привязанности человека всегда являются основой его проблем. Консультант помогает своему клиенту справляться с этими проблемами, совершенствуя его умение вести плодотворную жизнь и иметь привязанности в своем окружении. Связующим звеном человеческих взаимоотношений, по мнению Фромма, выступает зрелая любовь, о чем подробнее пойдет речь в следующих главах этой книги. Александер и Френч [2], будучи приверженцами классических фрейдистских постулатов и методов, модифицировали практику психоаналитической терапии, с тем, чтобы сократить время, необходимое для достижения результатов. Вопрос о том, сколько времени следует затрачивать на клиента, — один из ключевых в профессиональном консультировании. Александер и Френч уменьшают необходимое для психотерапии время, тщательно подбирая психотерапевтов, наилучшим образом соответствующих конкретным потребностям клиента, сохраняя гибкость методов с целью подстройки их под индивидуальный стиль, атакже изменяя временные промежутки между беседами. Они подчеркивают, что психотерапия сводится к «корректированию эмоциональных переживаний», которое достигается благодаря форсированию инсайта и широкому применению методов поддержки. Последняя особенность их подхода затрагивает еще один вопрос консультирования, связанный с эффективностью весьма директивной деятельности психотерапевта и широким применением техники поддержки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.008 с.) |