Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденция 5: объединяющие теоретические построенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для устранения наметившегося разрыва между теорией и практикой, в последние пять лет много усилий посвящалось объединению практики психотерапевтических консультаций с теорией личности и теорией научения. Процесс консультирования не следует рассматривать как своеобразную книгу с рецептами или сборник продиктованных опытом методов. Психотерапевтическое консультирование — это, скорее, приложение системы теории и принципов к специфической ситуации научения во время терапевтической беседы. Некоторые современные и исторические концепции, касающиеся развития, структуры и функционирования личности, а также их отражение в консультациях и психотерапии, рассматриваются в главах 2 и 3. На страницах этой книги мы попытаемся заполнить разрыв между упорядоченной теорией и сумбурной практикой. Этот идеал, впрочем, нелегко реализовать. Отчасти проблема обусловлена трудностями терминологии и перевода таких феноменологических концепций, как трансфер и резистентность, в осмысленные теоретические понятия. Тем не менее консультант должен постоянно стремиться к анализу своих действий и пониманию того, что происходит во время его консультаций. Теория зачастую предоставляет необходимые для этого концептуальные инструменты, хотя общепризнано, что практическая потребность в методах во многих случаях превосходит имеющиеся возможности верифицированного научного знания и концептуальных построений. Осознание психотерапевтическим консультантом своей ответственности перед обществом и забота о благе клиента заставляют его сохранять здравый баланс между скептицизмом и уверенностью в своих методах. Вот что говорит по этому поводу Шобен: «Когда сделана решающая ставка, что часто случается в профессиональной практике, скептицизм по поводу собственных возможностей становится для большинства из нас непозволительной роскошью» [277, р. 252]. Ган и Маклин тоже прибегают к выразительным формулировкам: «Смиренность психотерапевта, сознающего собственное невежество, приобретает непреходящее значение. Впрочем, это должно быть рациональное смирение, объективное признание своей ограниченности перед лицом бесконечной сложности. Оно никогда не должно превращаться в эмоциональное ощущение своего ничтожества, которое ведет к самообвинению, депрессии и панической боязни ответственности за каждого нового клиента. Когда такое происходит, можно считать, что сам консультант созрел для психотерапии» [136, р. 37]. Роджерс [254] точно описывает смешанные чувства психотерапевтического консультанта, когда тот воспринимает себя в качестве субъективно сочувствующего психотерапевта и трезвомыслящего ученого одновременно. Практика консультирования и психотерапии предоставляет богатейшие возможности для выдвижения гипотез и разработки теорий в свете их применимости в реальной жизни. Пепин-ски [232] подчеркивает упомянутую ранее роль консультанта как «ученого-практика». В этой двойственной роли консультант и психотерапевт непрерывно осуществляют процесс наблюдения, умозаключений и оценивания изменений в поведении клиента во время и после консультаций. Роттер следующим образом подытоживает принципиальную ценность теории в работе клинициста: «Это основа для разработки новых инструментов и методов, атакже проверки старых, способ оценки консультационных методов при отсутствии экспериментальных данных, обеспечения логической последовательности в терминологии и предпосылках, анализа новых идей или нетривиальных проблем в практике, средство, помогающее клиницистам обнаружить и разрешить явные противоречия и логическую непоследовательность в экспериментах, концепциях или практике» [260]. Попытки объединения теоретических построений способствовали ослаблению роли научных школ в психотерапевтическом консультировании. Всякий раз, когда пропагандируется ограниченный или односторонний подход к консультациям, готова возникнуть новая школа консультирования. Это не должно отпугивать отдельно взятого ученого-практика от стремления развивать творческую идею или новую теорию. Роджерс [253] отмечает, что сегодня одной из критических проблем для практикующего психолога стал климат в профессиональных кругах, не благоприятствующий теоретическим построениям. Роджерс далее настаивает, что такое отрицательное отношение к теоретизированию обусловлено «настоящим ужасом перед всем новым и нешаблонным» [253, р. 247].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.005 с.) |