Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности при использовании техники молчанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При подготовке психологов-консультантов мы обнаружили, что существует необходимость в обучении толерантной и непринужденной реакции на молчание клиента. Нетренированному терапевту минута молчания кажется часом. У него, соответственно, возникает труднопреодолимое желание прервать размышления клиента. Как полагает Портер [237], одна из ошибок отображения чувств состоит в том, что консультант заканчивает предложения за клиента. Многим клиентам трудно в точности выразить то, что они имеют в виду, не сбившись при этом в поисках слов. Поэтому среди неопытных терапевтов очень распространена такая ошибка — подсказывать клиенту слова или отбирать у клиента инициативу в беседе. Одним из самых трудных аспектов применения техники молчания является сохранение молчания, когда клиент хочет что-то сказать. Впрочем, повышение относительной доли высказываний клиента не обязательно служит признаком более эффективных рабочих взаимоотношений. Карнес и Робинсон [58] проанализировали 353 диалоговых блока в консультационных беседах четырех типов. Они пришли к выводу, что «высокий коэффициент разговорчивости не обязателен для хороших рабочих взаимоотношений, но служит неплохой их гарантией»^, р. 639]. Корреляция между инсайтом и пропорцией разговора в упомянутом исследовании была неубедительной, хотя в случае бесед по поводу учебных навыков инсайты имели тенденцию ассоциироваться с пониженной частотой высказываний клиента. Иными словами, когда консультант в беседах по поводу учебных навыков брался за разъяснения, у клиентов явно было больше проницательности, чем в случаях, когда они больше говорили сами. Что касается психотерапевтических проблем, Карнес и Робинсон выявили, что с инсайтом коррелирует отнюдь не количество высказываний клиентов само по себе. Важнее оказалась относительная доля высказываний клиентов в рамках конкретного консультационного стиля. Другими словами, если консультант хранит молчание и просто позволяет клиенту больше говорить, это не обязательно приведет к большей проницательности. Наиболее выраженная корреляция в упомянутом выше исследовании Кариеса и Робинсона была обнаружена между разговором клиента и мерой возлагаемой на него ответственности за продвижение вперед диалогового блока. Когда клиенты чувствуют, что в первую очередь именно они ответственны за продвижение беседы вперед, они говорят больше. Небезынтересно также отметить, что, как обнаружили Карнес и Робинсон, чем сильнее руководящая роль консультанта, тем меньше говорит клиент. Общие выводы из работы Кариеса и Робинсона таковы, что причинно-следственная связь между желаемым результатом беседы и количеством высказываний клиента оказывается не слишком ясной, и что невозможно, следовательно, использовать количество высказываний клиента как критерий эффективности консультаций.
РУКОВОДСТВО В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ Общие принципы Термин «руководство» употребляется нами в двух значениях. Во время работы с клиентом имеет большое значение, во-первых, насколько консультант опережает или не опережает мышление клиента, а во-вторых, в какой степени консультант направляет мышление и «подталкивает» клиента принять соображения консультанта [57]. Бюгенталь [46] пользуется термином «влияние» (impact), чтобы обозначить воздействие консультанта на клиента и на процесс беседы. Вопросы консультанта, например, будут иметь значительное влияние по сравнению с такими междометиями согласия, как «угу» или «да-да». Молчание будет иметь меньшее влияние, чем руководство. Робинсон употребляет термин «руководство» в ином, но родственном смысле. Робинсон понимает руководство в консультировании как средство при «совместной работе, подобно единой команде, когда высказывания консультанта становятся для клиента указаниями на следующую позицию, которую он теперь готов принять» [247, р. 66]. Кроме того, Робинсон сравнивает руководство с передачей паса на футбольном поле, так что траектория принимающего пас игрока и траектория летящего мяча пересекаются в нужный момент. Все методы можно ранжировать в соответствии с мерой осуществляемого в них руководства, однако в данном разделе мы ограничимся обсуждением руководства вообще, как технического метода в консультировании. Ценность руководства заключается в том, что консультант располагает возможностью оставлять у себя или передавать клиенту разную меру ответственности за ход консультационной беседы, а также стимулировать мышление клиента. Применение руководства При использовании техники руководства рекомендуется использовать три основных принципа. Первый принцип — руководить только в такой степени, в какой клиент может это воспринять при существующих у него в данный момент возможностях и достигнутом уровне понимания. Следует припоминать прошлое, чтобы перекинуть мост к пониманию новой идеи. Робинсон [247] прибегает к сравнению с лестницей, чтобы подчеркнуть, что консультант должен опережать клиента не более, чем на одну ступеньку, то есть оставаться достаточно близко к его потребностям и интересам. Слишком большое опережение клиента консультантом обычно вызывает сильное напряжение системы внешней защиты и порождает сопротивление. Сходным образом, пассивность консультанта может раздражать клиента, полагающего, что консультанту следовало бы взять на себя больше ответственности за ход консультаций. Второй принцип — варьировать активность. Степень инициативы консультанта меняется от темы к теме или в рамках обсуждения, так чтобы это соответствовало темпу и инициативности клиента. Третий принцип — начинать консультационный процесс с малым руководством. Например, начинать консультационный процесс с выстраивания взаимоотношений, причем руководство консультанта свести к минимуму, пока взаимоотношения полностью не установятся. Затем усиливать руководство по мере надобности, предоставляя информацию и интерпретации, полезные для развития инсайта. Недирективное руководство может применяться для того, чтобы помочь клиенту развить выбранные им темы обсуждения. Примеры вопросов: «Не могли бы вы это пояснить?», «Что вы имеете в виду?». Данный тип руководства применяется также в форме общих вопросов, побуждающих к исследованию, таких как: «О чем бы вы хотели поговорить сегодня?», «Что еще мы могли бы вспомнить в этой связи?». Директивное руководство, выделяющее желательные для клиента сферы обсуждения, сходно с исследовательскими методами, рассмотренными в главе 5. Примерами директивного руководства служат такие высказывания: «Расскажите мне побольше о вашем отце», «А что, если нам подробней обсудить принципы обучения?», «Что это, по-вашему, означает?». Обращенные к клиенту вопросы, риторические или смысловые, являются средством перенесения ответственности на клиента. И наоборот, если клиент задает консультанту множество вопросов, это может указывать на нечто большее, нежели желание получить информацию или услышать интерпретацию, это может означать, что так клиент выражает свою потребность переложить ответственность на консультанта. Технические методы интерпретации, рассматриваемые в главе 8, характеризуются различной степенью активности консультанта. Реализуется принцип Робинсона [247], предусматривающий достаточное опережение клиента, чтобы стимулировать его психотерапевтическое развитие. В данную главу, однако, концепция руководства введена, чтобы подчеркнуть, что руководство в какой-то мере всегда присутствует в применяемых консультантом технических методах выстраивания взаимоотношений. Даже молчание является таким методом руководства, поскольку отсутствие вербальной реакции со стороны консультанта заставляет клиента приходить к неким выводам о значении материала, который он только что изложил. Итак, консультант, манипулируя паузами, зачастую влияет на ход беседы.
МЕТОДЫ ПОДБАДРИВАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.103.185 (0.007 с.) |