Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ограниченность методов, основанных на описании истории клиентаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из главных опасностей в методе изучения истории клиента — чрезмерное усиление ответственности консультанта, связанной со сбором многочисленных данных. Клиент полагает, что психотерапевт собирает информацию, на основе которой позд-; нее сформулирует резюме (выводы) для «его случая». Составле- ■" ние истории клиента обычно требует интенсивных расспросов, что зачастую влечет за собой нарастание сопротивления клиен-.;. та и впоследствии может затруднить работу самого пациента. К недостаткам рассматриваемого метода можно отнести по-п тенциальную опасность неверного использования данных, осо-; бенно велика опасность того, что консультант позволит про- 1 явиться своим пристрастиям относительно этого конкретного ■[ случая уже при сборе данных. Более того, может оказаться, что в обзоре истории клиента консультант получил наименее релевантную и наименее надежную информацию. Клиницисты знают о легких искажениях, которые зачастую вносятся клиентом при изложении прошлых событий. Стремление к полному описанию истории клиента имеет еще тот недостаток, что отнимает очень много времени. Отвлекая от задачи серьезного установления взаимоотношений, чрезмерная поглощенность описанием истории способна породить у психотерапевта ложное ощущен ие безопасности, как будто он располагает диагностически и прогностически осмысленными ответами на проблему клиента. Голые факты, по-видимому, обладают непреодолимой притягательностью для некоторых консультантов до такой степени, что педантичный сбор биографических фактов порождает у них иллюзию, будто бы они понимают клиента. Формы описания предыстории Описание истории клиента можно получить разными способами. В консультировании по поводу профориентации обычно требуется хорошо структурированная сводная форма, предназначенная для заполнения ее клиентом и затрагивающая наиболее важные для профориентационного планирования вопросы. В подобных формах предусмотрены: 1) базовая идентифицирующая информация, такая как фамилия, возраст, пол; 2) информация об образовании, в том числе сведения о школьном образовании клиента, его академических успехах и соответствующей деятельности, любимых и нелюбимых предметах, нынешнем учебном статусе и планах; 3) история трудовой деятельности, в том числе места временной и постоянной работы, служба в армии, прошлые и нынешние профессиональные склонности; 4) личные данные, в том числе медицинская история, семейное положение, происхождение в аспекте социально-экономического положения семьи, семейные склонности, увлечения, личные проблемы и профессиональные планы клиента. К этим базовым данным, предоставляемым клиентом и зачастую дополняемым в ходе первой беседы, добавляется информация из школьных аттестатов, профессиональных характеристик, тестовых профильных графиков об интересах, способностях, личных качествах и достижениях. Описание предыстории. При описании истории в свете психотерапевтических проблем может уделяться больше внимания систематическим социальным сведениям, таким как семейная биография, атакже сведениям о межличностных отношениях с родителями, братьями и сестрами, учителями и сверстниками. Эти данные обычно собираются в ходе опроса — нередко так называемым «принимающим сотрудником». Это специалист, обычно встречающийся в клиниках и организациях, который не осуществляет психотерапию, а собирает сведения, определяет желательность и уместность оказания помощи и связывается с местными социальными учреждениями для обмена информацией, в частности, о предыдущих контактах клиента с подобными организациями. Такая практика принята по большей части в многофункциональных клиниках и учреждениях, специализирующихся на работе с детьми. В частной практике, а также в школьных и университетских консультационных службах сведения обычно собирает тот человек, который и ведет консультации. Авторы находят, что интересам клиента наилучшим образом соответствует получение от него информации по определенной схеме и дополнение ее сведениями, сообщенными клиентом в процессе формулировки и проработки своей проблемы. Такая процедура, по-видимому, позволяет уклониться от подводных камней, встречающихся при формальном составлении истории, о чем уже говорилось в данном разделе; тем не менее, она дает консультанту базовые сведения, на основе которых он должен формулировать свои гипотезы и принимать решения о дальнейшем характере взаимоотношений со своим клиентом. При компиляции биографических сведений или составлении отчета для совещания персонала или представителей надзора предпочтительней начинать с самых общих характеристик и постепенно продвигаться к конкретным деталям, которые позволят воссоздать индивидуальный «колорит», присущий «жизненному стилю» данного клиента. Например, изучение случая может начаться с факта, что клиент — белый мужчина двадцати четырех лет, женатый, а после конкретизации характеристик будут выявлены его индивидуальные особенности, например, такая его черта, как глубоко укоренившаяся враждебность в отношении подавляющих женщин. Главный смысл сбора данных об истории клиента — пролить свет на существующие в настоящее время проблемы, на их происхождение, формы в прошлом и на их нынешнее значение. Прошлое для клиентов может иметь разный смысл. Некоторые охотно погружаются в детали, причем даже в детали таких событий, которые только примыкают к травмирующей ситуации. Возможно, эта сосредоточенность на деталях прошлого помогает им избежать ответственности за решение своих проблем в настоящее время. Другие клиенты полагают, что единственный способ понять настоящее — это открыть прошлое; поэтому они чрезмерно занимаются «семейными скелетами». Во избежание таких подводных камней консультант должен меньше придавать значения сбору данных в ходе беседы и использовать такие данныетолько в качестве инструментов для интерпретации клиенту психического материала или в качестве отправной точки для обсуждения и выработки диагноза. Торн [304, р. 87] предложил следующую схему в качестве пособия для системного изучения истории клиента. В эту схему включены основные личностные характеристики, отражающие как типичные, так и индивидуальные черты данного человека, которого мы изучаем. 1. Генетика. Наследственные факторы в той мере, в какой они представлены. 2. Конституция. Биологические параметры организма. 3. Основные психофизиологические функции. Базовые данные психических функций. 4. Темперамент, чувства, эмоции. Аффективно-импульсивные составляющие поведения. 5. Интеллект. Факторы врожденных способностей. 6. Формы мышления. Восприятие, категоризация предметов и принятие решений. 7. Содержание мышления. Идеологический состав. 8. Сознание и внимание. Ориентировка и сенсорика. 9. Рефлексы и формирование привычек. Контекст опыта. 10. Самоконтроль. Волевые функции личности. 11. Установки, настроения и комплексы. «Проявляющее» поведение. 12. Участие в группах, роли и ситуационные детерминанты. 13. Стиль жизни. 14. «Я», «Я»-концепции и развитие эго. 15. Глобальные черты личности. Общие факторы. Иногда требуется более тщательное изучение, если имеющиеся данные отрывочны или ненадежны. Например, в книге Льюиса «Планы психиатрического анализа» [184] рассматриваются детальные планы изучения прошлой и настоящей жизни клиента. Накопленные данные. В большинстве школ и колледжей практикуется накопительная система регистрации, в которой сохраняются основные данные об учащемся по мере их поступления. Первый шаг, который должен сделать консультант, когда студент или учащийся становится его клиентом, — проверить актуальность и надежность уже накопленных данных. Разрозненные сведения из обычного школьного архива порождают труднопреодолимый соблазн поспешных и поверхностных суждений. Примером здесь служит необоснованный вывод об умственных способностях клиента по данным групповых тестов и его академической успеваемости. Еще одна проблема, связанная с накопленной в школе документацией, — это работа с конфиденциальными сведениями. Общее правило, особенно уместное в обстановке школы или колледжа, состоит в том, чтобы хранить конфиденциальную информацию в отдельных труднодоступных файлах, лишь указывая в данных общего учета, что такие файлы существуют. Многие школьные консультанты, например, могли бы засвидетельствовать, как некоторые учащиеся приобретают негативные «ярлыки» в связи с записями об их прошлых проступках. Данные школьного учета могут стать полезным для консультанта инструментом, применяемым в процессе подготовки. Консультант может сформулировать гипотезы относительно имеющихся проблем и заметить несоответствие в данных, например, между результатами тестов Джона и отзывами учителей о его успехах. Такое предварительное ознакомление со сводной информацией о клиенте экономит драгоценное время консультаций. Консультант может выделить потенциальные «проблемные» области, отметив, что родители клиента недавно развелись, и он указывает два адреса и попеременно живет то с одним из родителей, то с другим. Тем не менее, некоторые психотерапевтические консультанты предпочитают начинать с, так сказать, «чистой доски». Они полагают, что не могут доверять накопленным данным учета и даже собственному восприятию этих данных. Они опасаются, что их предвзятость отрицательно скажется на их взаимоотношениях с клиентом. Как и в большинстве других вопросов консультаций, ценность данных учета обусловлена личными предпочтениями консультанта и его аккуратностью и умением ими пользоваться. Журнал терапии. Консультанты и психотерапевты расходятся во мнениях относительно ведения записей о клиенте. Те, кто ведет подробные записи, полагают, что тем самым приобретают больше материаладля терапевтического планирования, интерпретаций и предсказаний. Главные аргументы тех, кто записей не ведет, — возможность несанкционированного доступа к конфиденциальным сведениям и то, что взаимоотношения касаются только консультанта и клиента. Сами авторы придерживаются той позиции, что некоторые записи необходимы. Некоторые общие сведения и краткая сводка обсужденных тем и планов существенны для того, чтобы наметить пути процесса консультации. При большой консультационной нагрузке не так уж трудно перепутать клиентов и забыть существенные факты. Консультант предпочтет — или окажется должен — вести записи для архива или-для отчета, но конфиденциальные материалы следует хранить исключительно в личном архиве консультанта и по прошествии какого-то времени уничтожать. Автобиографии. Собственные отчеты клиентов являются важным средством получения информации с тем, чтобы побудить их задуматься о своих нынешних проблемах в свете индивидуальной истории развития личности. Автобиофафия может быть двух типов. В одном варианте клиенту даются общие указания о темах, которые нужно затронуть, таких как семья, друзья, увлечения и переживаемые в настоящее время чувства. Автобиофафия второго типа пишется в форме свободного рассказа, для которого не задана конкретная тематика. Клиент волен выбирать стиль изложения и содержание по своему желанию. Сочинения. Это еще один пример собственноручного документа, из которого можно извлечь много богатого материала о самовосприятии клиента и его готовности к психотерапевтическим консультациям. В этом методе клиенту предлагается конкретная тема сочинения, например, «Чего я хочу от жизни», «Моя семья», «Что бы я делал на необитаемом острове», «Самый счастливый день в моей жизни». Ниже приведено сжатое изложение сочинения, добровольно написанного клиенткой натему «Чего я хочу от жизни». «Я хочу придерживаться традиции, с честью нести имя семьи. Во-вторых, я хочу добиться успеха. Я хочу, чтобы люди, услышав мое имя, знали, о ком идет речь. Еще я, наверное, хочу завести детей — чтобы они стали продолжателями рода. Я хочу писать, путешествовать, учиться. Дальше, я хочу найти самое себя. Я хочу понять, почему я делаю то, что я делаю, почему я думаю то, что думаю, почему я такая, какая есть. Больше всего я хочу быть счастливой. Не есть ли это совершенство или гармония, к чему стремимся мы, восприимчивые натуры? Тот ли человек Джо, которому я лучше всего подхожу, к которому я лучше всего приспособлена? Идеи, разговоры, письма, размышления, планы, прогулки вдвоем. Вот что меня занимает. Не совершила ли я ошибку, выбирая себе мужа? Или свой путь в жизни? Что я вообще сделала неправильно за всю свою жизнь? Почему я должна ждать? Почему я не могу просто погрузиться в то, к чему стремлюсь, чего хочу, желаю, на что надеюсь? В чем тут, в сущности, проблема со мной и с моими взаимоотношениями с людьми? Правильно ли, что я ощущаю себя неадекватной, или просто я думаю, что я должна быть такой-то и чувствовать то-то. Я хочу добиться, чтобы имя Смитов жило в сердцах людей. Так было, и так может быть снова. Я живое существо, я живу, испытывая эмоции, любовь, ненависть, печаль, счастье. И у меня точно есть честолюбие, но я чувствую, что мое промедление губит мое честолюбие. Я хочу это преодолеть. Я нуждаюсь в руководстве. За этим я к вам и пришла». Подобные документы полны смысла для психотерапевта и клиента. Эта двадцатилетняя женщина трудно входила в психотерапевтические взаимоотношения. Предполагалось, что недостаточная готовность обусловлена, главным образом, амбивалентными чувствами по поводу необходимости отказа от удовлетворяющей ее защиты и необходимости переживать боль, которую она испытывала в отношениях с другими людьми и в связи со своей академической неуспеваемостью, и чувство собственной неадекватности и вины из-за того, что подводит свою семью. Это сочинение предоставило и консультанту, и клиентке возможность поговорить о снижении сопротивления и намечающейся готовности реалистически подойти к своим проблемам. Временная диаграмма. Данный метод соединяет элементы краткой автобиографии и точной хронологии. Клиенту, например, предлагают схематически очертить свою жизнь в значимых аспектах (отношения с отцом, матерью, местоположение «родного дома») по вертикальной оси, точно отмечая десятилетия или даже отдельные годы по горизонтальной оси. Ценность данного инструмента состоит в тех перспективах и контрастах, которые он открывает для клиента, когда тот смотрит на хронологически упорядоченнуюсхемузначимыхлюдей, мести событий всвоей жизни. Предполагается, что процесс такого автобиографического описания сам по себе имеет психотерапевтическое значение. Консультанту тоже легче выявить значимые факторы для дальнейшего анализа, когда он видит перед собой эту панораму жизни своего клиента.
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Концепции и вопросы Диагностика в медицинском смысле слова подразумевает анализ симптомов, установление причин, обобщение наблюдений и классификацию их по укрупненным категориям, наконец, соотнесение конкретных терминов с проявлениями болезни. Психиатрическая или психологическая диагностика — это процесс выяснения причин и обозначения комплексов симптомов специальными терминами, такими как шизофрения, недостаточная готовность или тревожное состояние. Однако в психологии нет однозначных аналогов для таких медицинских понятий как дифтерия или тромбоз, характеризующихся четкой этиологией. При заболеваниях медицинская диагностика обязательно предшествует лечению. Однако в области психологии диагностический процесс имеет несколько смысловых слоев и не столь однозначен, как в медицине. Психологическая диагностика в общем случае подразумевает установление проблемы или состояния клиента в данный момент, выяснение возможных причин затруднений, определение подходящей консультационной техники для решения проблемы и предсказание вероятных итогов консультирования или поведения клиента в дальнейшем. Психодиагностика может означать, прежде всего, описательную классификацию или таксономию проблем, сходную с психиатрической классификацией неврозов, психозов и расстройств структуры характера. Этот процесс часто называют «дифференциальной диагностикой», в ходе которой клиницист старается дифференцировать, отделить одни проявления болезни от других. Разнообразные схемы классификации были предложены для различных типов патологического поведения. Руководство Американской психиатрической ассоциации по типам неврозов, психозов и расстройств структуры характера является стандартным нозологическим (От «нозология» — систематическая классификация и номенклатура заболеваний. — Прим. перев.) справочником для таких патологий [7]. Рассматривая непатологические классификации, применяемые в консультировании, Уильямсон [320] предложил классификацию социологического типа с пятью категориями: «личностные», «учебные», «профессиональные», «финансовые» и «медицинские» проблемы. Бордин [39], пытаясь выявить источник, а не тип затруднений, сформулировал такие пять категорий: отсутствие проблем, недостаток информации, зависимость, внутренний конфликт и тревожность выбора. Пепински [231] предложил сходный набор категорий для студенческих проблем, втом числе: недостаток уверенности, недостаток информации, недостаток умений, зависимость, внутренний конфликт (межличностный, внутриличностный, культуральный) и озабоченность выбором. Робинсон [246] развил простую систему из трех категорий, основанную на темах для обсуждения: проблемы адаптации (эмоциональные и неэмоциональные), усвоение навыков и недостаток зрелости. Диагностическая классификация клиентов необходима, главным образом, для исследования и обсуждения в профессиональной среде, хотя отсутствие основной согласованное- ; ти по измерению личности и личностных проблем в принципе \ затрудняет такое обсуждение. В последнее время мало внима- \ ния уделялось созданию классификации клиентов или их;. проблем с точки зрения причин. Как отмечает Пепински [231], анализ журналов консультаций показывает высокую надеж- [■ ность классификации проблем у клиентов согласно его схе- ' ме, но это оказалось недостаточно полезным при проведении \ консультаций. Диагностические категории могут быть полезны для определенных манипуляций и оказания специфической помощи, такой как корректирующая терапия в случае проблемы медленного чтения, но из-за своей чрезмерной упрощенности они не слишком полезны для консультанта, ставящего перед собой задачу понять индивидуальность клиента. Лаконичные ярлыки, такие как «невротик», мало помогают как самому консультанту, так и клиенту, поскольку имеют тенденцию подгонять индивидуальность под стереотип, который может и не соответствовать психологической динамике конкретного клиента. Если уж такого рода обозначения представляются необходимыми, предпочтительней описательные предложения, а не стандартные термины. Такого рода понимание — всего лишь одна из основ для применения наиболее подходящей техники консультаций или психотерапии. Одна из важнейших проблем создания диагностических категорий состоит в надежности классификации. Одно из исследований Эша [15] показало, что надежность диагностики в терминах патологических категорий удручающе мала, хотя это исследование подверглось суровой критике из-за неадекватности рассматриваемых в нем категорий. В более позднем исследовании достоверности психиатрической классификации Шмидт и Фонда [266] выявили высокую надежность, причем исследовательские методы удовлетворяли обычным стандартам. Принципиальное ограничение для подобных исследований лежит в области семантики, так как для окончательного решения вопроса о надежности диагностики необходимо выработать более логичную классификацию патологий. Второй смысл термина «диагностика» в консультировании сводится к интерпретации полученных данных о клиенте, что иногда называется «структурной диагностикой». Уильямсон [320] употребляет этот термин, подразумевая «повторяющиеся модели», которые помогают объяснить или описать поведение клиента. Диагностика — это предпринимаемый вслед за анализом данных шаг, во время которого консультант выбирает из массива полученных данных релевантные факты, образующие основу для прогноза и планирования дальнейшего хода консультаций или психотерапии. С помощью умозаключений консультант способен раскрыть в имеющихся данных новые смыслы, которые сможет использовать при терапевтическом планировании или непосредственно проинтерпретировать для клиента. Такой рационалистический подход к диагностике предполагает, что поведение подчиняется определенным закономерностям и логически последовательно. Этот подход был создан в первую очередь для консультаций студентов по личным проблемам, сводящимся, главным образом, к вопросам планирования профессиональной деятельности и получения образования. Клопфер [172] подчеркивает, что при диагностическом исследовании важно собирать описательную информацию об используемых защитах, о сильных сторонах личности и благоприятных факторах, а нетолько перцепционные, концептуальные и аффективные признаки патологии. Такая практика соответствует тенденции осуществлять психодиагностику в качестве описательного, а не классификационного процесса. Торн [303], рассматривая проблемы диагностики с еще более выраженной клинической точки зрения, настаивает, что, прежде чем планировать и осуществлять «рациональную терапию», необходимо поставить точный диагноз. В связи с этим он предлагает тщательно выверенную процедуру для «акта вынесения клинического суждения» в психотерапии. При этом Торн в значительной степени полагается на тесты в качестве диагностического средства при консультировании и психотерапии. Торн [304] связывает свое определение понятия личностного диагноза с концепцией личностной интеграции, которая представляет собой динамический процесс организации и унификации бихевиорального поля, а также феноменологическую характеристику, отражающую статус личности с точки зрения ее организованности. Диагностический процесс отчасти состоит в понимании различных уровней организации, существующих в каждый данный момент. При диагностическом исследовании личность анализируется на предмет выявления того, характеризуются ли психобиологические подструктуры полноценностью и поддерживают ли они высшие функции, адекватно ли удовлетворяются глубинные побуждения и интегрированы ли они с требованиями окружающей среды, способна ли личность пользоваться своими индивидуальными ресурсами для решения жизненных задач. Оценивая степень интеграции, диагност рассматривает различные организационные уровни, которые используются личностью при работе со своей жизненной ситуацией, — от простейших биологических процессов (пищеварение, дыхание) и вплоть до комплексного научения и личного стиля жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.99 (0.016 с.) |