Стадия 3 — выражение чувств и разработка проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия 3 — выражение чувств и разработка проблемы



Эта стадия процесса, известная под названием «катарсис», обычно начинается в консультировании довольно рано. Она характеризуется высвобождением чувств, главным образом по­средством речи, хотя это может происходить и через рыдания. Нередко консультационные взаимоотношения впервые предо­ставляют клиенту возможность открыто и свободно выразить свои самые глубокие чувства.

Ценность катарсиса, или «вентилирования»

Так называемое вентилирование чувств имеет свои достоин­ства и недостатки. Одно из достоинств эмоционального катар­сиса заключается в приносимом им чувстве облегчения, разряд­ки сильного физиологического напряжения. Другое достоин­ство связано с ощущением снятия эмоционального напряжения, которое происходит у клиента после катарсиса благодаря вер­бализации материала, ранее резистентно контролируемого и долгое время не воспринимаемого напрямую. Вслед за этим не­редко появляется чувство удовлетворения и некоторая отвага, так как клиент наконец-то может признать существование чувств, которые до сих пор считал чуждыми для себя. Кроме того, он получает ощущение безопасности и освобождения от тяго­стной задачи защищать свои чувства. Осознание этой свободы нередко придает ему смелость впрямую штурмовать стоящую перед ним проблему. Таким образом, у него высвобождается новая созидательная энергия. Раньше эмоциональная энергия клиента была направлена исключительно на самозащиту, и для конструктивного использования ее почти не оставалось. Напри­мер, если клиент обсудил ссору, произошедшую у него с отцом, он зачастую оказывается в большей степени готовым к обсуж­дению других вещей, таких как его собственные агрессивные чувства. И наконец, ценность вербализации заключается в том, что она предотвращает «реализацию» гневных чувств, то есть клиент вместо того чтобы направлять свою агрессию непосредственно на окружающих, склоняется использовать символические сред­ства выражения, речь.

Ограниченность достоинств катарсиса

С катарсисом связано несколько существенных ограниче­ний. Клиент, если допустить его интенсивное «вентилирова­ние», может почувствовать себя так хорошо, что сочтет ненуж­ным докапываться до причин своих затруднений и совершать шаги, необходимые для изменения существующих установок и действий. Некоторое время после консультаций он пребыва­ет в состоянии, которое можно назвать «полетом к здоровью». Тогда он начинает манкировать консультациями, пока его тре­вога снова не доходит до непереносимого уровня. Какая-то тре­вожность, впрочем, необходима. Для хорошей рабочей мотива­ции необходим оптимальный уровень тревожности, речь о котором идет в главе 7, в разделе о методах построения взаимо­отношений.

Если допустить, чтобы клиент долгое время испытывал пал­лиативное облегчение, не работая над приближением инсайт-ной стадии консультирования, то это может привести к закреп­лению его невротических стереотипов. Это все равно что он получал бы каждую неделю эмоциональный транквилизатор, не продвигаясь в сторону лучшего самопонимания. Мы не смогли найти достаточно свидетельств того, что периодические сеансы эмоционального катарсиса имеют большую психотерапевтиче­скую ценность, за исключением краткосрочно поддерживаю­щего эффекта сброса излишнего напряжения. Некоторые виды человеческой деятельности, такие как исповедь в рамках рели­гиозной активности, снимают чувство вины, однако не имеют тенденции вызывать инсайт того уровня, который необходим для личностных изменений.

Прояснение проблем

В типичном случае клиент, обремененный эмоциональны­ми проблемами, высказывает их, только почувствовав, что с консультантом это будет безопасно. Хотя выражение чувств, формулировка проблемы и объяснение причин обращения за помощью нередко перемешиваются другсдругом, в начале про­цесса существует момент, когда консультант помогает клиенту вербализовать суть его проблемы.

Зачастую клиенты приходят с неопределенными жалобами, со смутным ощущением неудовлетворенности, от которого хо­тели бы избавиться. Примеры таковы: затруднения с концент­рацией внимания, ухудшение взаимоотношений в семье, от­сутствие цели в профессиональной сфере, ощущение своей не­адекватности, общей бездарности, а также жалобы на какие-то жизненные обстоятельства, над которыми они невластны. И нередко эти жалобы являются лишь симптомами реальных и глубоких проблем. Консультанты скоро начинают понимать, что проблемы существуют на разных личностных уровнях. Консультант должен поначалу принять от клиента его первое высказывание о том, что тот считает проблемой. Затем, по мере развертывания материала, консультант помогает клиенту уви­деть, что проблема имеет множество граней и имеет достаточно глубокие корни.

Если речь идет именно о консультировании, а не психотера­пии, сосредоточенной на переобучении, тогда консультант дол­жен вполне откровенно обсуждать с клиентом проблему в том ее понимании, которое сложилось у них обоих из высказыва­ний и проявлений чувств клиента. Клиенты с «неорганизован­ным» мышлением зачастую говорят «вокруг да около» и в ре­зультате все больше запутываются, пока консультант не задаст наводящего вопроса: «Так в чем же, собственно, проблема?». Обсуждение проблем в форме вопросов обусловливается той тенденцией к углублению, которая заставляет клиента начать работать над своими скрытыми и явными проблемами. Напри­мер, клиент говорит, что его проблема заключается в ухудше­нии успеваемости, хотя на фундаментальном уровне она сво­дится к вопросу, зачем он вообще учится, и к выявлению под­сознательного ощущения, что вдействительности ему этого делать не хочется.

Цели процесса на стадии 3 сводятся к тому, чтобы помочь кли­енту выразить свои чувства и прояснить свою проблему. Тогда консультант может приступить к формулировке диагностичес­ких гипотез на основе когнитивных и смысловых аспектов ком­муникационного сообщения клиента. Этот процесс диагности­ки описан в следующей главе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.006 с.)