Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Резюме современных психоаналитических взглядовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современные направления психоанализа сводятся к следующему: 1) привлечение внимания к культурным детерминантам поведения; 2) повышенный-интерес к,текущим жизненным обстоятельствам клиента, особенно к его отношениям с близкими, и меньшая озабоченность историей его развития и психологических травм в младенчестве; 3) акцентирование внимания на качестве психотерапевтических взаимоотношений и на восприятии их клиентом; 4) угасание интереса к сексуальным влечениям и аберрациям; перенос внимания на другие потребности и чувства, такие как любовь, враждебность, амбивалентность. Подходы в теории «Я» Теория «Я» в психотерапии и консультировании сравнительно нова. Хотя концепция «Я» была много лет назад выдвинута Юнгом, Макдугаллом и другими, консультационный подход, основанный на этой фундаментальной концепции, не был конкретно сформулирован до появления в 1942 году дискуссионной работы К. Роджерса «Консультирование и психотерапия» [250]. Позиция Роджерса стала известна под названием «недирективная», поскольку противопоставляласьтрадиционным, ориентированным на консультанта, методам психотерапии. Роджерс подчеркивает творческий элемент в той ответственности, которую несет клиент за пересмотр, переосмысление своих проблем и за совершенствование своего «Я». Читатель, знакомый с проблемами классификации психотерапевтических и консультационных теорий, имел возможность заметить мучительные трудности их систематизации. Что же касается нашей классификации, то мы признаем тот факт, что некоторые теории, отнюдь не сходные с другими, тем не менее, попали в общую с ними классификационную категорию. Есть и такие теории, которые можно отнести одновременно к нескольким категориям. Теории «Я» принадлежат самым разным исследователям, иногда причисляющим себя к психоаналитикам. Карен Хорни, например, довольно часто обращается к концепции «Я». Пепински [232] составил краткий исторический обзор, собрав воедино многие параллельные нити, которые образуют современное направление и к которым применяют самые разнообразные эпитеты: «недирективные», «феноменологические», «основанные на теории "Я"», «клиент-центрированные». Читатель сможет найти у Пепински сводное описание трудов многочисленных ученых, которые внесли свой вклад в обширный перечень исследовательских и теоретических текстов, составляющий на данный моментосновулитературы по психологическим консультациям. Общепризнано, что Карл Роджерс [249] собрал наиболее систематизированный свод предпосылок и теоретических построений в области теории «Я», атакже ее приложений в психотерапии и консультировании. В его «клиент-центрированной» терапии выделяется один важный вопрос: какую долю ответственности можно возложить на клиента за поиски решения его проблем, за весь процесс психотерапии? Многое в нижеследующем обзоре взято из тезисов Роджерса. Природа «Я» Структура «Я» — это теоретическая конструкция, восходящая к гештальт-психологии и феноменологической психологии. В типичном случае она формулируется как «динамическая система концепций, ценностей, целей и идеалов индивидуума, предопределяющая, как он должен себя вести» [277, р. 8]. Это устойчивый образ самого себя у индивидуума, лучше всего им описываемый словами «Я», «Себя» и т. д. Для обозначения этой личностной конструкции применяются разнообразные термины, такие как концепция «Я», «образ себя», «Я»-концепция и «Я»-структура. Главным источником этого определения самого себя является непосредственный опыт индивидуума, атакже представления и ценности его родителей, которые встраиваются в структуру на правах непосредственного опыта. В любых вариантах теоретических конструкций такого типа существует серьезная опасность рассматривать «Я» как своего рода гомункулуса, «человечка в человеке», имеющего личностные качества. Следующий соблазн — использовать данную концепцию для универсального объяснения проблем мотивации и деятельности. Роджерс [249] употребляеттермин «Я» в смысле осознания своего существования и функционирования, а не в качестве синонима «организма» или «места, где находится...». Концепция «Я» — это атрибут, приобретаемый в процессе обучения на опыте, она формируется, начиная с момента рождения, и последовательно усложняется вдетстве и юности подобно движению по развертывающейся спирали. Например, одно из самых ранних проявлений своего «Я» — негативистские установки двухлетнего малыша, когда он начинает осознавать, что обладает собственной индивидуальностью с настоятельными и специфическими потребностями и возможностями. Это растущее осознание себя в качестве уникальной личности и есть его «Я»-концепция. Этому «Я» присущи различные субъективные атрибуты в форме «Я такой» (его характер), «Я могу» (его способности), «Я должен или не должен» (его обязанности) и «Я хотел бы стать» (его стремления)^]. Когда индивидуум в своем восприятии самого себя полагает, что его поведение соответствует его образу себя, он в целом испытывает чувство собственной адекватности, безопасности и ценности. Если же его действия расходятся с тем, как он определяет самого себя, он испытывает то, что называют «угрозой», и ощущает свое небезопасное положение, свою неадекватность или никчемность. Если индивидуум не видит никаких альтернатив, он начинает защищаться от этой угрозы или несоответствия какими-то способами, которые обычно называют «защитными механизмами». В качестве примера приведем одного клиента, пришедшего на консультацию в тревожном состоянии. Его первая попытка справиться со своими тревожными чувствами сводится к их отрицанию или искажению их сущности. Клиент описывает свои противоречивые чувства по поводу поступления в колледж, а затем говорит: «Родители твердят мне, что я способен учиться в колледже, и результаты тестов профориентации показывают, что это действительно так. Я хотел бы этого добиться, но, тем не менее, я уверен, что просто не смогу. Я чувствую себя меж двух огней, и на экзаменах я просто цепенею. Я предпочел бы отказаться от всей этой затеи». Далее клиент описывает свое чувство дискомфорта и другие симптомы. Самоопределение этого клиента, его представление о своих способностях и его стремления отчасти можно выразить в таких формулировках: «Я взрослый юноша; я уважаю мнение своих родителей; мне не хватает способностей для того, чтобы учиться в колледже; я хотел бы получить диплом; я хочу, чтобы меня любили и ценили». При этом клиент стоит перед тем фактом, что уже учится в колледже; его родители высказали свое мнение, и клиент к нему прислушивается; тесты показывают, что у него достаточно способностей для учебы. Клиент вполне осознает свою тревогу в связи с этой ситуацией и знает, что тревожность проявляется у него в виде «страха перед экзаменами». Однако он еще не понимает, что столкнулся с угрозой из-за того, что его «Я»-концепция так плохо согласуется с данными реальности. Симптомом является тревога, которая приходит, когда возникает угроза. У клиента есть соблазн отрицать (защитный механизм) конфликт посредством бегства от ситуации. Такой маневр может избавить его от осознания угрозы, но не от самой угрозы. Если консультации или иной жизненный опыт неразорвут эту цепьзащитных реакций, то защитное поведение (волнение на экзаменах, бегство от ситуации) будет, вполне вероятно, повышать его уязвимость перед будущими угрозами и перед чувством вины, тем самым порождая новые искажения восприятия и новые механизмы. Описанная последовательность представляет собой сокращенную схему цепи угроза—защита втеории «Я». Приведенные выше теоретические соображения о защите повторяют изложенное у Хогана [146]. Еще один распространенный пример цепи угроза—тревога-защита— ситуация молодой женщины, испытывающей внутренний конфликт из-за стремлений сделать карьеру и вступить в брак. Если у нее есть любовь, она могла бы поддаться своему стремлению выйти замуж; но это угрожало бы ее профессиональной карьере. Однако, если она хорошо учится и тратит больше времени на учебу, чем на общение со сверстниками, это способствует ее карьерным планам, но составляет серьезную угрозу для матримониальных планов. Предшествующий анализ цепи угроза—защита можно применить и для этой ситуации, где имеются две «Я»-концепции, очевидно плохо совместимые друг сдругом. В данном случае консультант пытается помочь клиентке осознать оба своих стремления и примирить их между собой. Когда индивидуум ведет себя не в соответствии со своей «Я»-концепцией, мы можем сказать, что он плохо адаптирован, в том смысле, что его осознание угрозы, тревожность и вызванный ими уровень защитных реакций высоки. Его концепция самого себя и его опыт, как он его сам воспринимает, расходятся, что показано на диаграмме А рис. 4. Студент из позапрошлого примера, который твердо уверен, что не сможет учиться в, колледже, хотя тем самым отрицает взвешенное мнение своих родителей и объективные результаты тестов, подпадает под эту модель.
Плохая адаптация Воспринятый Опыт J Отрицаемый В Хорошая адаптация Опыт опыт Искаженный опыт опыт Рис. 4. Плохая и хорошая адаптация сточки зрения теории «Я». Иллюстрация из Роджерса [246, р. 526].
И напротив, когда «Я»-концепция индивидуума сравнительно хорошо гармонизуется с его восприятием своего жизненного опыта, и он ощущает, что действует в согласии со своими ценностями, идеалами и прошлым опытом, мы можем назвать его адаптацию хорошей. Если бы студент из нашего примера изменился так, чтобы соответствовать диаграмме В рис. 4, он сказал бы: «Уверен, что смогу с этим справиться. Родители надеются на меня; получаемые мной оценки и результаты тестов подтверждают реалистичность моих планов». Конгруэнтность — это важный термин, применяемый приверженцами теории «Я», особенно Роджерсом. Здесь подразумевается близкое соответствие осознаваемого и опыта. Если клиент осознает, что выражает чувства, которые действительно испытывает, его поведение называют конгруэнтным или интегрированным. Если же клиент осознает, что пытается, например, выразить в коммуникативном акте чувство любви к другому человеку, однако испытывает к нему враждебность, другой участник коммуникативного акта может осознать, что это коммуникативное сообщение ложно. Более того, другой участник коммуникативного акта зачастую осознает, что в основе ложной коммуникации лежат мотивируемые подсознанием защитные реакции клиента. Эта иллюстрация указывает на явную несогласованность между опытом и его восприятием, поскольку то, что клиент осознает, и то, что он действительно чувствует, — две разные вещи. Такое состояние иллюстрирует также природу защитных механизмов с точки зрен и я теори и «Я». Еще одним примером несогласованности служит скучающий гость, который уверяет, что весело проводит время. В данном слу-<;. чае гость осознает несогласованность между реальным ощуще-i J" нием скуки и желанием быть вежливым. Роджерс сказал бы, что 'Ь это разновидность несогласованного поведения, которое являет- j. ся скорее маскировочным, а не защитным, так как гость осозна- ■ ет, что его коммуникативное сообщение не согласовано с его ре- \ альным ощущением скуки. Главное следствие для консультирования из этой теории согласованности сводится, по-видимому, к тому, что задачей для консультанта становится проблема, как помочь клиенту мужественно воспринять несогласованность между тем, что он осознает, и тем, что он испытывает на опыте, чтобы коммуникативное сообщение о его реальном опыте полностью им осознавалось и не было искажено защитными механизмами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.01 с.) |