Стадия 6 — процесс «проработки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия 6 — процесс «проработки»



Важная концепция при выработке понимания — это процесс, зачастую именуемый «проработкой»1. В данном контексте этот термин подразумевает осознание смысла прошлого опыта и про­шлых чувств наряду с нынешними чувствами — вплоть до той окончательной точки понимания своего «Я», в которой нам над­лежит усматривать инсайт в некоем расширенном смысле сло­ва. На стадии проработки клиент приобретает рациональное понимание своих чувств и проблем, ведущее его к углубленно­му созидательному пониманию на стадии 7. Главный метод для осуществления этого шага — техника интерпретаций, рассмат­риваемая в главе 9.

Параллельно рациональному пониманию идет процесс под названием «десенсибилизация», то есть снижение эмоциональ­ной интенсивности, ранее характеризующей данное пережи­вание. Благодаря повторному переживанию прошлого опыта с помощью его речевого воспроизведения снимаются тревога и душевная боль. Вследствие этого клиент способен встроить прошлый опыт в свою нынешнюю организационную структу­ру восприятия, с тем чтобы рассматривать его как часть себя. Посредством процесса проработки клиент перемещает психи­ческий материал с глубинных уровней личности на уровень эго-системы.

Для стадии проработки иногда характерно сочетание инди­видуальной и групповой психотерапии. Групповые тренинги ифаютрольлабораторных опытов, указывающих клиенту на его типичные защитные маневры, неадекватность свойств его эго-системы и его навыков общения, на неэффективность его ме­неджмента подсознательных побуждений, возникающих в ядре личности. Результатом зачастую становится качественный ска­чок в виде улучшенного осознания реальных чувств системы «Я», на которые клиент теперь в состоянии опираться в своих более плодотворных отношениях с окружающими.

Мы разработали следующую схему-диафамму для изображе­ния некоторых критических точек на средних стадиях процес­са, в частности, на стадии проработки. На рис. 11 можно уви­деть, что психотерапия в каком-то смысле аналогична спуску в

Завершение психотерапии

Начало психотерапии

Критическая точка 2

1 Происхождение термина «проработка» связывают с именем Фрейда. Исходно этот термин означал успешное преодоление сети сопротивления.

Рис. 11. Критические точки в процессе психотерапии

 

глубокий колодец. Вертикальная ось соответствует глубине по-фужения входе процесса. По горизонтальной оси отложены вре­менные стадии процесса.

По поводу рис. 11 следует отметить, что клиент, после того как сформулирует свою проблему и избавится во взаимоотношениях от начальной скованности, как правило, достигает критичес­кой точки / на стадии 3. В этот момент он пофужается в более подробное исследование своих чувств, что может оказаться не так уж приятно. В точке /он совсем не ощущает безопасности, комфорта и сомневается, оправдаетли результат те психические страдания, которые он начинает испытывать. Эта точка назва­на «критической», потому что для многих клиентов она стано­вится заключительной точкой в консультациях. Опытные пси­хотерапевты рассматривают критическую точку / в качестве момента, когда клиенту становится хуже перед тем как должно стать лучше. Если это явление удастся объяснить клиенту и если он сможет продержаться в течение этого периода, обычно он в состоянии преодолеть критическую точку Л Далее, именно в этой точке методы поддержки и интерпретации процесса, рас­сматриваемые в следующих главах, ослабляют защиту клиента и позволяют ему чувствовать себя комфортнее, так что он может набраться смелости, чтобы пуститься в свое психологическое путешествие. Уайт, описывая сходное явление в психоанализе, отмечал:

«В той мере, в какой пациентом владеет тревога, он может быть уподо­блен испуганному ребенку. В одиночку он не выдержал бы угроз, однако в компании психоаналитика он осмеливается взглянуть им в лицо и наконец-то приблизиться к ним. Пациент становится немного смелее, потому что в этой авантюре он не одинок. В таком появлении смелости — суть его ко­рректирующего эмоционального опыта» [316, р. 333].

Уайт дальше сравнивает эти эмоционально болезненные ис­следования с состоянием траура:

«Сталкиваясь с фактом утраты, индивидуум может решиться на попытк-у всеобъемлющего забвения; но эта попытка обречена на провал. Каждое живое напоминание об ушедшем близком человеке будет в первую очередь вызывать новый приступ боли и взывать о новой попытке забвения. Как указывает Линдерман, существует «труд горя», который должен быть выполнен, и он требует времени. Точно так же в психоанализе невроза каждое новое напоминание о патогенном конфликте снова его активи­зирует, взывая о новом облегчении с помощью защитных механизмов. К счастью, после каждого такого случая труд становится несколько легче» [316, р. 333].

Критическая точка 2 на рис. 11 достигается на стадии 4, когда клиент далеко заходит в выражении чувств. Нередко он вдруг осознает неадекватность своей защитной системы. Она больше не создает для него уютной безопасности от присту­пов его глубинных чувств вины, ненависти и страха. Кроме того, предшествующая вербализация приоткрыла дверь для многих других чувств, которые до сих пор были надежно вы­теснены. Относительно этого момента Шнайдман заметил, что подсознание подобно подвалу, полному кошек, только и ждущих, чтобы выскочить. Когда всплывает и воспринима­ется слишком много подсознательных желаний, импульсов, запретов и мыслей о прошлом, это можно приравнять к тому, что дверь подвала распахнулась, и кошки выскочили наружу. Такое событие может привести к тяжелой травме или даже психической катастрофе. Психотерапевт должен контроли­ровать взаимоотношения, чтобы клиент приоткрывал дверь слегка, выпуская по одной кошке за раз для ее изучения и приручения. На дальнейших сеансах можно будет «приручать следующих кошек».

Необходимо отметить еще одно обстоятельство: при осуществ­лении кратковременной психотерапии следует опасаться обост­рения психотического процесса на данной стадии. В этот крити­ческий момент зарождающиеся психозы вполне могут стать яв­ными. Тем не менее, следует подчеркнуть, что подавляющее бол ьши нство кл иентов и меют систему защиты, достаточ но адек­ватно предохраняющую их от психотических расстройств.

Цели процесса на стадии 6

Фактически в этой «донной» фазе процесса проработки на стадии 6 происходит следующее: 1) прояснение и признание нынешних эмоциональных затруднений; 2) рациональное пони­мание исторических корней испытываемых проблем и чувств; 3) решение проблем в терминах связи прошлых и нынешних событий и в терминах взаимоотношений между клиентом и пси­хотерапевтом. Переживания должны подвергнуться проработ­ке во всех трех этих сферах, прежде чем можно будет сказать, что они «ассимилированы», или, пользуясь выражением Лин-дермана, что выполнен «труд горя». В этом смысле в психотера­пии не существует «устаревшего» материала; материал всегда наготове, ожидая своей новой проработки. Чтобы проиллюст­рировать, что подразумевается под «проработкой» эмоциональ­ного содержания, рассказывают историю о слепцах и слоне. В этой притче каждый из слепцов пытается описать, на что по­хож слон, ощупывая лишь определенную его часть. Они не смо­гут получить полное представление о слоне, пока не сравнят свои впечатления. Сходным образом, каждый конфликт должен быть проработан во многих ракурсах и описан с помощью различной терминологии.

После тщательного исследования прошлых переживаний и нынешних чувств на стадии 6 клиент зачастую испытыва­ет ощущение полного благополучия и душевного подъема. Он, может быть, даже испробовал какие-то новые виды по­ведения в ходе проработки своей проблемы и добился неко­торого успеха. Все это происходит в критической точке 3. Именно в этот момент клиенты хотят преждевременно пре­кратить психотерапию, полагая, что уже все в порядке, и они больше не нуждаются в услугах психотерапевта. Хотя есть своя логика в утверждении, что процесс психотерапии дол­жен прекращаться при появлении у клиента такого ощущения, психотерапевту следует приложить все усилия, чтобы опре­делить, действительно л и это надлежащий момент для останов­ки, или это только момент, когда клиенту захотелось уйти. Пси­хотерапевт может открыто проинтерпретировать эту ситуацию для клиента, с тем чтобы тот не ушел как раз тогда, когда все готово для достижения и консолидации наибольших личност­ных приобретений на стадии 7 — стадии развития инсайта.

Строго говоря, клиентов не следует подвергать психотерапии дольше, чем они этого хотят; однако самые большие личностные приобретения зачастую могут быть упущены из-за преждевремен­ного оптимизма, возникшего у клиента после первого проблеска успеха. Обычно клиент подвергается психотерапии до того мо­мента, когда он должен будет активно сделать что-нибудь в связи со своей проблемой.

Этап проработки плавно перетекает в стадии инсайта и ак­тивных действий. Если клиент получает значительное облегче­ние благодаря своим новым чувствам и интеллектуальному по­ниманию своей проблемы, это еще далеко не все. Критические вопросы таковы: действует ли он на основе своих новых чувств, нового восприятия и нового понимания? Испробовал ли он но­вые виды поведения?

Стадия 7развитие инсайта

Как уже отмечалось в данной главе, консультирование или психотерапия без достижения инсайта имеют сомнительную ценность. Критерием эффективности здесь служит достижение инсайта — нового понимания себя и других — наряду с после­дующими позитивными действиями, основанными на этом ин-сайте.

Концепция инсайта имеет богатую историю. Буквально это слово означает «всмотреться», «прозреть», «проникнуться». В гештальт-психологии данный термин используется для опи­сания неожиданной перцептивной реорганизации, ведущей кот-крытию или крешению проблемы. Примером служит экспери­мент Келера [176], в котором шимпанзе вдруг открывает для себя, как скомбинировать разные палочки и стопки ящиков, чтобы, наконец, достать желанный банан. Инсайт в консультировании и психотерапии характеризуется такими внезапными «Ага!» и «Так вот в чем дело!», когда значимые детали выделяются на об­щем фоне.

Мы, однако, предпочитаем ограничить употребление терми­на «инсайт» следующим его значением: это глубокое понимание и изменившееся восприятие взаимосвязей между разрозненны­ми элементами своей личности, благодаря чему индивидуум спо­собен действовать более позитивным образом с точки зрения целостной системы «Я». Возникает более глубокое осознание того, что объективно и субъективно происходит внутри и вне личности, осознание на уровнях эго-системы и системы «Я». Клиент замечает взаимосвязи, которых раньше не видел. Этот процесс «прозрения» может быть медленным и незаметным, а может быть и внезапным, как в гештальт-психологии — стреми­тельной реорганизацией перцептивного поля. Этот тип инсайта характеризуется всеобъемлющими переживаниями, включаю­щими в себя многие модальности знаний и чувств.

Достижение подобного рода инсайта зачастую требует настоль­ко полного понимания событий своей жизни, насколько это во­обще возможно. В предыдущей главе мы проследили историю жизни индивидуума, отмечая в ней разнообразные стадии и зада­чи развития. Мы предполагали, что на всех этих стадиях жизни каждый индивидуум приобретает опыт, который ассимилируется и интегрируется, формируя личность. На ранних стадиях жизни, например, в возрасте от 5 до 7 лет, определенные эмоциональные переживания весьма интенсивны. Они имеюттакой характер, что глубоко вытесняются и нередко вообще не ассимилируются влич-ности. Стадия проработки открывает эти переживания для осо­знания.

Психотерапевтический процесс ориентирован на то, чтобы достичь инсайта относительно этих ранних переживаний по­средством процедуры, именуемой «воспроизведением опыта» прошлых событий. Эти события заново интерпретируются, рас­сматриваются в новом свете, так, чтобы уменьшить вызывае­мую ими тревогу и душевную боль. Понимание былых защит­ных схем ведет к новому осознанию свободы и проявлению уве­ренности в себе.

Пока клиент анализирует происшествия своей жизни, од­новременно протекает еще, более фундаментальный, один процесс. Благодаря достижению инсайта клиент приходит к более точному и явно сформулированному определению сво­его «Я», как это описано в главе 2. На основе всего своего опыта в повседневных взаимодействиях и в психотерапии он составляет сводную концепцию своего «истинного Я». Таким образом, инсайт — это не только процесс понимания прошлого и увязывания воедино прежде разрозненных элементов, но и процесс конструирования в системе «Я» текущего представле­ния о своем «истинном Я», таком, которое развивалось многие годы и эволюционирует в нынешних жизненных процессах.

Цели процесса на стадии 7

Для иллюстрации рассмотренного процесса развития инсайта мы извлекли из книги Роджерса [249, р. 135] краткую сводку не­которых перемен в мышлении и чувствах клиента: это переход от симптомов к «Я», от окружения к «Я», от других к «Я», от бессоз­нательного к сознательному, от прошлого к настоящему, от нега­тивных чувств в отношении самого себя и других — к позитив­ным, от многообразия защитных механизмов к снижению защи­ты и лучшему осознанию своих защитных механизмов.

Симондс [300] тоже приводит несколько иллюстраций для некоторых общих разновидностей инсайта, достигаемого клиентом при консультировании и психотерапии.

Примеры таковы: осознание индивидуумом того, что он делает все возможное в данных обстоятельствах, что он не в состоянии контролировать все действующие факторы, что счастье приходит изнутри, а не снаружи, что люди в основе своей дружелюбны, а не враждебны, и что человек должен быть привлекательным, если хочет быть любимым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.016 с.)