Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадия 6 — процесс «проработки»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Важная концепция при выработке понимания — это процесс, зачастую именуемый «проработкой»1. В данном контексте этот термин подразумевает осознание смысла прошлого опыта и прошлых чувств наряду с нынешними чувствами — вплоть до той окончательной точки понимания своего «Я», в которой нам надлежит усматривать инсайт в некоем расширенном смысле слова. На стадии проработки клиент приобретает рациональное понимание своих чувств и проблем, ведущее его к углубленному созидательному пониманию на стадии 7. Главный метод для осуществления этого шага — техника интерпретаций, рассматриваемая в главе 9. Параллельно рациональному пониманию идет процесс под названием «десенсибилизация», то есть снижение эмоциональной интенсивности, ранее характеризующей данное переживание. Благодаря повторному переживанию прошлого опыта с помощью его речевого воспроизведения снимаются тревога и душевная боль. Вследствие этого клиент способен встроить прошлый опыт в свою нынешнюю организационную структуру восприятия, с тем чтобы рассматривать его как часть себя. Посредством процесса проработки клиент перемещает психический материал с глубинных уровней личности на уровень эго-системы. Для стадии проработки иногда характерно сочетание индивидуальной и групповой психотерапии. Групповые тренинги ифаютрольлабораторных опытов, указывающих клиенту на его типичные защитные маневры, неадекватность свойств его эго-системы и его навыков общения, на неэффективность его менеджмента подсознательных побуждений, возникающих в ядре личности. Результатом зачастую становится качественный скачок в виде улучшенного осознания реальных чувств системы «Я», на которые клиент теперь в состоянии опираться в своих более плодотворных отношениях с окружающими. Мы разработали следующую схему-диафамму для изображения некоторых критических точек на средних стадиях процесса, в частности, на стадии проработки. На рис. 11 можно увидеть, что психотерапия в каком-то смысле аналогична спуску в Завершение психотерапии Начало психотерапии Критическая точка 2 1 Происхождение термина «проработка» связывают с именем Фрейда. Исходно этот термин означал успешное преодоление сети сопротивления. Рис. 11. Критические точки в процессе психотерапии
глубокий колодец. Вертикальная ось соответствует глубине по-фужения входе процесса. По горизонтальной оси отложены временные стадии процесса. По поводу рис. 11 следует отметить, что клиент, после того как сформулирует свою проблему и избавится во взаимоотношениях от начальной скованности, как правило, достигает критической точки / на стадии 3. В этот момент он пофужается в более подробное исследование своих чувств, что может оказаться не так уж приятно. В точке /он совсем не ощущает безопасности, комфорта и сомневается, оправдаетли результат те психические страдания, которые он начинает испытывать. Эта точка названа «критической», потому что для многих клиентов она становится заключительной точкой в консультациях. Опытные психотерапевты рассматривают критическую точку / в качестве момента, когда клиенту становится хуже перед тем как должно стать лучше. Если это явление удастся объяснить клиенту и если он сможет продержаться в течение этого периода, обычно он в состоянии преодолеть критическую точку Л Далее, именно в этой точке методы поддержки и интерпретации процесса, рассматриваемые в следующих главах, ослабляют защиту клиента и позволяют ему чувствовать себя комфортнее, так что он может набраться смелости, чтобы пуститься в свое психологическое путешествие. Уайт, описывая сходное явление в психоанализе, отмечал: «В той мере, в какой пациентом владеет тревога, он может быть уподоблен испуганному ребенку. В одиночку он не выдержал бы угроз, однако в компании психоаналитика он осмеливается взглянуть им в лицо и наконец-то приблизиться к ним. Пациент становится немного смелее, потому что в этой авантюре он не одинок. В таком появлении смелости — суть его корректирующего эмоционального опыта» [316, р. 333]. Уайт дальше сравнивает эти эмоционально болезненные исследования с состоянием траура: «Сталкиваясь с фактом утраты, индивидуум может решиться на попытк-у всеобъемлющего забвения; но эта попытка обречена на провал. Каждое живое напоминание об ушедшем близком человеке будет в первую очередь вызывать новый приступ боли и взывать о новой попытке забвения. Как указывает Линдерман, существует «труд горя», который должен быть выполнен, и он требует времени. Точно так же в психоанализе невроза каждое новое напоминание о патогенном конфликте снова его активизирует, взывая о новом облегчении с помощью защитных механизмов. К счастью, после каждого такого случая труд становится несколько легче» [316, р. 333]. Критическая точка 2 на рис. 11 достигается на стадии 4, когда клиент далеко заходит в выражении чувств. Нередко он вдруг осознает неадекватность своей защитной системы. Она больше не создает для него уютной безопасности от приступов его глубинных чувств вины, ненависти и страха. Кроме того, предшествующая вербализация приоткрыла дверь для многих других чувств, которые до сих пор были надежно вытеснены. Относительно этого момента Шнайдман заметил, что подсознание подобно подвалу, полному кошек, только и ждущих, чтобы выскочить. Когда всплывает и воспринимается слишком много подсознательных желаний, импульсов, запретов и мыслей о прошлом, это можно приравнять к тому, что дверь подвала распахнулась, и кошки выскочили наружу. Такое событие может привести к тяжелой травме или даже психической катастрофе. Психотерапевт должен контролировать взаимоотношения, чтобы клиент приоткрывал дверь слегка, выпуская по одной кошке за раз для ее изучения и приручения. На дальнейших сеансах можно будет «приручать следующих кошек». Необходимо отметить еще одно обстоятельство: при осуществлении кратковременной психотерапии следует опасаться обострения психотического процесса на данной стадии. В этот критический момент зарождающиеся психозы вполне могут стать явными. Тем не менее, следует подчеркнуть, что подавляющее бол ьши нство кл иентов и меют систему защиты, достаточ но адекватно предохраняющую их от психотических расстройств. Цели процесса на стадии 6 Фактически в этой «донной» фазе процесса проработки на стадии 6 происходит следующее: 1) прояснение и признание нынешних эмоциональных затруднений; 2) рациональное понимание исторических корней испытываемых проблем и чувств; 3) решение проблем в терминах связи прошлых и нынешних событий и в терминах взаимоотношений между клиентом и психотерапевтом. Переживания должны подвергнуться проработке во всех трех этих сферах, прежде чем можно будет сказать, что они «ассимилированы», или, пользуясь выражением Лин-дермана, что выполнен «труд горя». В этом смысле в психотерапии не существует «устаревшего» материала; материал всегда наготове, ожидая своей новой проработки. Чтобы проиллюстрировать, что подразумевается под «проработкой» эмоционального содержания, рассказывают историю о слепцах и слоне. В этой притче каждый из слепцов пытается описать, на что похож слон, ощупывая лишь определенную его часть. Они не смогут получить полное представление о слоне, пока не сравнят свои впечатления. Сходным образом, каждый конфликт должен быть проработан во многих ракурсах и описан с помощью различной терминологии. После тщательного исследования прошлых переживаний и нынешних чувств на стадии 6 клиент зачастую испытывает ощущение полного благополучия и душевного подъема. Он, может быть, даже испробовал какие-то новые виды поведения в ходе проработки своей проблемы и добился некоторого успеха. Все это происходит в критической точке 3. Именно в этот момент клиенты хотят преждевременно прекратить психотерапию, полагая, что уже все в порядке, и они больше не нуждаются в услугах психотерапевта. Хотя есть своя логика в утверждении, что процесс психотерапии должен прекращаться при появлении у клиента такого ощущения, психотерапевту следует приложить все усилия, чтобы определить, действительно л и это надлежащий момент для остановки, или это только момент, когда клиенту захотелось уйти. Психотерапевт может открыто проинтерпретировать эту ситуацию для клиента, с тем чтобы тот не ушел как раз тогда, когда все готово для достижения и консолидации наибольших личностных приобретений на стадии 7 — стадии развития инсайта. Строго говоря, клиентов не следует подвергать психотерапии дольше, чем они этого хотят; однако самые большие личностные приобретения зачастую могут быть упущены из-за преждевременного оптимизма, возникшего у клиента после первого проблеска успеха. Обычно клиент подвергается психотерапии до того момента, когда он должен будет активно сделать что-нибудь в связи со своей проблемой. Этап проработки плавно перетекает в стадии инсайта и активных действий. Если клиент получает значительное облегчение благодаря своим новым чувствам и интеллектуальному пониманию своей проблемы, это еще далеко не все. Критические вопросы таковы: действует ли он на основе своих новых чувств, нового восприятия и нового понимания? Испробовал ли он новые виды поведения? Стадия 7 — развитие инсайта Как уже отмечалось в данной главе, консультирование или психотерапия без достижения инсайта имеют сомнительную ценность. Критерием эффективности здесь служит достижение инсайта — нового понимания себя и других — наряду с последующими позитивными действиями, основанными на этом ин-сайте. Концепция инсайта имеет богатую историю. Буквально это слово означает «всмотреться», «прозреть», «проникнуться». В гештальт-психологии данный термин используется для описания неожиданной перцептивной реорганизации, ведущей кот-крытию или крешению проблемы. Примером служит эксперимент Келера [176], в котором шимпанзе вдруг открывает для себя, как скомбинировать разные палочки и стопки ящиков, чтобы, наконец, достать желанный банан. Инсайт в консультировании и психотерапии характеризуется такими внезапными «Ага!» и «Так вот в чем дело!», когда значимые детали выделяются на общем фоне. Мы, однако, предпочитаем ограничить употребление термина «инсайт» следующим его значением: это глубокое понимание и изменившееся восприятие взаимосвязей между разрозненными элементами своей личности, благодаря чему индивидуум способен действовать более позитивным образом с точки зрения целостной системы «Я». Возникает более глубокое осознание того, что объективно и субъективно происходит внутри и вне личности, осознание на уровнях эго-системы и системы «Я». Клиент замечает взаимосвязи, которых раньше не видел. Этот процесс «прозрения» может быть медленным и незаметным, а может быть и внезапным, как в гештальт-психологии — стремительной реорганизацией перцептивного поля. Этот тип инсайта характеризуется всеобъемлющими переживаниями, включающими в себя многие модальности знаний и чувств. Достижение подобного рода инсайта зачастую требует настолько полного понимания событий своей жизни, насколько это вообще возможно. В предыдущей главе мы проследили историю жизни индивидуума, отмечая в ней разнообразные стадии и задачи развития. Мы предполагали, что на всех этих стадиях жизни каждый индивидуум приобретает опыт, который ассимилируется и интегрируется, формируя личность. На ранних стадиях жизни, например, в возрасте от 5 до 7 лет, определенные эмоциональные переживания весьма интенсивны. Они имеюттакой характер, что глубоко вытесняются и нередко вообще не ассимилируются влич-ности. Стадия проработки открывает эти переживания для осознания. Психотерапевтический процесс ориентирован на то, чтобы достичь инсайта относительно этих ранних переживаний посредством процедуры, именуемой «воспроизведением опыта» прошлых событий. Эти события заново интерпретируются, рассматриваются в новом свете, так, чтобы уменьшить вызываемую ими тревогу и душевную боль. Понимание былых защитных схем ведет к новому осознанию свободы и проявлению уверенности в себе. Пока клиент анализирует происшествия своей жизни, одновременно протекает еще, более фундаментальный, один процесс. Благодаря достижению инсайта клиент приходит к более точному и явно сформулированному определению своего «Я», как это описано в главе 2. На основе всего своего опыта в повседневных взаимодействиях и в психотерапии он составляет сводную концепцию своего «истинного Я». Таким образом, инсайт — это не только процесс понимания прошлого и увязывания воедино прежде разрозненных элементов, но и процесс конструирования в системе «Я» текущего представления о своем «истинном Я», таком, которое развивалось многие годы и эволюционирует в нынешних жизненных процессах. Цели процесса на стадии 7 Для иллюстрации рассмотренного процесса развития инсайта мы извлекли из книги Роджерса [249, р. 135] краткую сводку некоторых перемен в мышлении и чувствах клиента: это переход от симптомов к «Я», от окружения к «Я», от других к «Я», от бессознательного к сознательному, от прошлого к настоящему, от негативных чувств в отношении самого себя и других — к позитивным, от многообразия защитных механизмов к снижению защиты и лучшему осознанию своих защитных механизмов. Симондс [300] тоже приводит несколько иллюстраций для некоторых общих разновидностей инсайта, достигаемого клиентом при консультировании и психотерапии. Примеры таковы: осознание индивидуумом того, что он делает все возможное в данных обстоятельствах, что он не в состоянии контролировать все действующие факторы, что счастье приходит изнутри, а не снаружи, что люди в основе своей дружелюбны, а не враждебны, и что человек должен быть привлекательным, если хочет быть любимым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.014 с.) |