Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение методов подбадривания

Поиск

Одобрительные или согласные замечания являются одним из способов подбадривания. Их назначение — создать у клиента некоторое ощущение безопасности в отношении выражаемых им представлений или чувств. Одобрение замечаний клиента имеет также свойство оказывать подкрепляющее действие. Вот пример диалога:

Кл.: Похоже, люди обижаются, когда их критикуют или говорят, что они не правы.

Коне: Совершенно верно; очень интересное наблюдение и хорошее правило для межличностных отношений.

Такая техника заходит дальше, чем принятие, фактически, это согласие с клиентом. Хотя и подбадривающая в целом, она может быть рискованной, так как клиент, возможно, почувст­вует, что не в состоянии изменить свои взгляды, не признав их ошибочность. Тогда техника подбадривания окажет неблагопри­ятное действие, закрепляя ригидность мышления клиента.

Консультант, указывающий, что возможен другой образ мыс­лей и поведения, формирует у своего клиента ожидания успеха. Например, консультант уверяет клиента, что тот сможет изме­ниться и что консультации могут стать эффективным средст­вом, помогающим ему измениться.

Предикция результатов — встречающееся у Келли [165] выра­жение, которое относится к предсказанию последствий терапии или консультирования на ближайшие несколько дней. Избегая масштабных предсказаний, консультант делает ограниченный прогноз о том, какие чувства клиент, вероятно, будет испыты­вать в период до следующего сеанса. Например: «Мы поговори­ли о ваших проблемах в более интенсивном режиме. Вероятно, в следующие несколько дней вы будете чувствовать себя довольно уныло и дискомфортно. Не тревожьтесь, потому что это нормаль­ная составляющая процесса. Вы сможете это преодолеть».

Постдикция результатов — это родственная техника подба­дривания, также рассматриваемая у Келли. Пример: «По моим предположениям, в последние несколько дней вам пришлось труднее, чем обычно. В прошлый раз мы затронули многие бо­лезненные темы, что могло расстраивать вас на протяжении этой недели. Я прав?». Еще один пример: «Возможно, наш прошлый сеанс вывел вас из равновесия; однако это нормальная состав­ляющая процесса». Эффект подбадривания подобных выска­зываний обусловлен созданием у клиента ощущения, что кон­сультант считает его поведение вполне осмысленным и даже спо­собен его предсказать.

Атмосфера беседы имеет свойство оказывать подбадриваю­щее действие. Как мы уже указывали при обсуждении методов поддержки, принятие, структурные ограничения, внимание, ду­шевная теплота и внешние проявления дружелюбия со сторо­ны консультанта оказывают сильное подбадривающее дейст­вие. Особенно это верно в отношении детей, чье поведение зачастую может радикально измениться благодаря подбадри-. вающему действию эмоциональной поддержки. Итак, удовле­творение специфических эмоциональных потребностей клиен­та является одним из ключевых приложений техники подбад­ривания.

Фактическое подбадривание можно применять для клиента, который считает свой случай уникальным. Когда он узнает, что многие люди страдают от тех же самых проблем, его испу­ганное замешательство проходит. В близкой связи здесь нахо­дятся и заверения в том, что его проблема имеет решение и что причина его затруднений известна. Так, человек в состоянии переносить тревожность и беспокоящие его симптомы, когда знает, что они, скорее всего, являются преходящими реакция­ми на его основную проблему. Он способен также воспринять j подбадривание по поводу того, что в его силах добиться кон- ^ кретных целей, например: успешно учиться, выработать план 1 профессионального роста, улучшить свои оценки или спасти > свой брак.

Нередко полезно подбадривание консультантом клиента в том плане, что ему не следует стыдиться, испытывать чувство вины или тревожиться по поводу своих проблем. Клиент смо­жет почувствовать, что к его проблемам следует подходить не с морализаторских позиций, а как к личностным проблемам, предполагающим объективные способы решения.

Заверения в том, что к клиенту будут применены лучшие из известных науке методов помощи, зачастую могут послужить для консультанта успешным средством снижения тревожности кли­ента по поводу эффективности терапии. Сообщение клиенту диагностических и прогностических заключений, коль скоро они благоприятны, является очень убедительной формой под­бадривания.

Восстановление защиты — это еще один психотерапевтичес­кий метод «первой помощи». Допустим, клиент использует за­щиту в виде яростного сарказма, чтобы урегулировать свою враждебность. В ходе консультаций клиент начинает понимать неадекватность своих экстрапунитивных тенденций, но он еще не проработал их в достаточной степени. Тогда у него начинаются мучительные головные боли, мигрени, которые можно расценить как проявления интропунитивной враждебности. Для клиента будет лучше, если ему «вернуть» прежние защитные механизмы, поощряя его выражать свою враждебность, — последствия в со­циальном плане окажутся менее тяжелы, чем при подавлении враждебности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.44 (0.006 с.)