Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие процедурные соображения относительно групповой терапииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обычно, когда клиент обращается за психотерапевтической помощью, терапевт сначала общается с ним индивидуально, то есть основательно знакомится с ним, прежде чем включить в группу. Группа подбирается так, чтобы удовлетворить потребности как клиента, так и самой группы. Затем клиент может продолжать индивидуально встречаться с психотерапевтом раз в неделю и еженедельно же посещать занятия в своей группе. Частота индивидуальных сеансов может далее снижаться, в зависимости от ситуации и от характера проблем. Подбор членов группы Характеристики участников. Один из первых вопросов, которые обычно возникают, — «Кто должен входить в группу?». Долгое время консультанты и психотерапевты полагали, что членов группы следует подбирать в соответствии с диагностическими категориями проблем. Джоэл [156] настаивает, что проблемы и динамика должны быть более-менее сходными, однако о диагностических категориях лучше забыть. Уиндер [321] считает, что членов группы по мере возможности следует подбирать так, чтобы их характеристики были достаточно однородными. Это мнение разделяет и Коффей [ 62]. Коэн [64] считает, что следует предпринимать расчетливую попытку обеспечить в составе каждой фуппы разнообразие типов личности, то есть включить в нее, например, одного-двух прямолинейных или афессивных людей, несколько человек со зрелым и стабильным типом личности и несколько депрессивных, тревожных участников. В своих экспериментах по фуппированию для психотерапии Глатцер [125] обнаружил, что для оптимального професса терапии существенное значение имело продуманное разнообразие типов участников. Паудермейкер и Франк [240] в своих исследованиях пришли к выводу, что, за исключением алкоголизма, ни одна из характеристик, обычно учитываемых при подборе группы, — возраст, интеллектуальное развитие, образование, семейное положение, клинический диагноз — не имеетзначения сама по себе. Черты сходства и различия по любому из этих параметров могут быть важны для конкретной фуппы при определенных обстоятельствах, однако их значение можно понять только в свете их связи стеми вопросами, которыми вданный момент заняты клиенты. Бах [18] утверждает, что подбор отдельных участников становится действительно осмысленным только при учете факторов фупповои динамики в той конкретной фуппе,для которой отбираются кандидаты. Бах выдвинул теорию фуппирования, которую он называет «теория нуклеарного расширения». При этом фуппа начинается с двух-трех участников, а затем расширяется в соответствии с потребностями этих конкретных людей в идентификации и подобии. В вопросе подбора состава фуппы мы склонны присоединиться к точке зрения Баха. Типы ролей в групповой терапии. Основополагающее значение для решения вопросов подбора имеет концепция «ролевых вакансий» в фуппе. Большинство фупповых психотерапевтов полагает, что в фуппе должен соблюдаться баланс ролей. Некоторые из многих возможных ролей, требующихся для разнородной фуппы, приводятся ниже. 1. Отцовская фигура или «строгий родитель». 2. Материнская фигура или «мать-наседка». 3. Сексуальный объект или «душечка». 4. Участник, стимулирующий или облегчающий обсуждение. 5. «Душевно понимающий» участник. 6. Подросток или «хулиганистый» участник. 7. Третейский судья или «соглашатель». 8. Религиозный, «самоправедный» или морализирующий участник. 9. «Бес-искуситель», Дон-Жуан или «бабник». 10. «Сноб». 11. «Хорошая жена». 12. «Плохая жена». 13. «Хороший муж». 14. «Плохой муж». 15. «Директор» или «VIP-участник». ь 16. «Женоненавистник». 17. «Мужененавистница». 18. «Мужеподобная женщина». 19. «Женоподобный мужчина». 20. «Ученый эрудит» или «профессор». 21. «Рабочий». 22. «Кастрирующая женщина». Итак, включение клиента в конкретную группу отчасти обусловлено имеющимися в фуппе ролевыми вакансиями. Остальные соображения при включении в фуппу связаны с индивидуальными потребностями клиента. Включение в фуп-пу зачастую происходит, когда ожидается, что новый участник идентифицируется с остальными, почувствует близость к ним. Предполагаемая враждебность по отношению к фуппе тоже может быть критерием для включения. Пол и возраст участников. Чаще всего фуппа состоит из представителей разных полов, если нет серьезной причины для того, чтобы ее состав был однополым. Однополые группы иногда встречаются в школах или больницах, где проводится политика тендерной сефегации. Если считать, что ситуации групповой психотерапии или коллективных консультаций необходимо рассматривать с точки зрения феномена переноса, то, как указывает Славсон [283], разнополая группа предпочтительнее для проработки проблем в терапевтическом аспекте. Как утверждает Славсон, на определенных стадиях терапевтического процесса у клиента возникают желания либидного типа, направленные на психотерапевта в качестве фигуры, замещающей родителей. Этот перенос можетбыть переориентирован, перенесен на членов группы, которые похожи на родителей. Что касается возрастного состава группы, Джоэл [156] полагает, что разнородные группы лучше. Те, кто старше, предоставляют лучшие возможности для переноса и идентификации тем, кто моложе, и vice versa. Бах [18], придерживающийся в вопросе подбора своих групп принципа разнородности, утверждает, что лучше не смешивать слишком молодых людей, имеющих мало сексуального и социального опыта, с более опытными взрослыми. И наоборот, в учебных заведениях опытные взрослые люди будут входить в состав группы реже, так как их сравнительно мало в контингенте школ и колледжей. Критерии для исключения членов из группы. При подборе определенных членов для группы Хоббс [145] обнаружил, что существует несколько разновидностей людей, способных прервать или затормозить продвижение группы к цели: 1) психологически изощренные личности, которые жестоко по отношению к другим людям используют свое знание психодинамики; 2) чрезвычайно агрессивные, враждебные люди, которые разрушают атмосферу приязни и свободы, необходимую для успеха работы группы; 3) люди, которые постоянно находятся в близком контакте друг с другом вне групповых занятий. Бах использует четыре личностных критерия для исключения членов из группы [18, р. 18-22]: 1) недостаточный контакт с реальностью; 2) культурно табуированные или противозаконные крайности поведения; 3) доминантность характера, делающая его носителя хроническим монополистом в беседе; 4) люди с психопатической защитой и импульсивностью. Количество участников группы. При организации терапевтической группы для консультаций или психотерапии обычно возникает вопрос, сколько человек в нее включить. Размер группы важен, поскольку может оказаться барьером для эффективной коммуникации. Предполагаемое минимальное количество членов социально эффективной ячейки — от трех до пяти. Максимум составит от десяти до двенадцати человек. Причем групповые психотерапевты, как правило, соглашаются с тем, что оптимальное количество — восемь человек. Лойзер [187, р. 11 — 12], например, перечисляет несколько достоинств, которые считает характерными для психотерапевтической группы численностью от четырех до восьми участников. 1. Группа достаточно велика, чтобы смягчить либидные чувства до безопасной и легко поддающейся контролю концентрации. 2. Группа достаточно велика, чтобы обеспечить разнообразие возможностей внутригруппового переноса, удовлетворяющих потребности каждого пациента в каждый данный момент. 3. Группа достаточно велика, чтобы избежать сильных позитивных и негативных полюсов реакции в диадах (группы из двух участников) и в триадах (группы из трех участников), и поэтому более устойчива. Она не может быть разрушена одним человеком и даже двумя. 4. Группа достаточно велика, чтобы обеспечить разнородность и многообразие психодинамических типов, тем самым способствуя процессам групповых взаимодействий. 5. Группа достаточно велика, чтобы обеспечить возможности выражения в смягченной и удобной для работы манере. 6. Сдругой стороны, группадостаточно мала, чтобы оставаться для психотерапевта управляемой при минимуме руководства и контроля с его стороны. Психотерапевт может сохранить некритический, бесконтрольный и пассивный аспекты своей роли, которые необходимы для успешной терапии. 7. Группа достаточно мала, чтобы действовать без строгих и многочисленных правил и установлений. Помимо нескольких самых простых установлений, определяющих время и место занятий и тому подобное, требуется вводить лишь очень немного правил. 8. Группадостаточно мала, чтобы обеспечить для каждого члена разумную долю уделяемого ему внимания и времени, однако достаточно велика, чтобы избавиться от напряжения разговора лицом к лицу. Пассивный человек может оставаться малозаметным, пока его уверенность в себе не возрастет; а до тех пор от него не потребуется играть активную роль. Хоббс [145] и Джоэл [156] утверждают, что более интенсивное взаимодействие достигается, когда группа не слишком велика, так как обсуждение, управляемое изнутри самой группы, способно развиваться более эффективно. Такого рода обсуждения весьма желательны, потому что руководство изнутри группы предпочтительней руководства психотерапевта для контроля над монополистами и для активизации скромных участников. Описанные ниже «методы общения после сеанса», в сущности, и представляют собой такое обсуждение, которое осуществляется наиболее эффективно, когда количество участников мало.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.168 (0.011 с.) |