Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Консультирование родителей подростковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первичная цель консультирования родителей заключается в том, чтобы вместе помочь ребенку канализировать его чувства в форме конструктивных действий. Часто родители успокаиваются, узнав о том, что «бунтарское» поведение является необходимой составной частью процесса взросления. Как мы упоминали в главе 2, эта фаза развития может протекать менее болезненно для родителей и подростков в том случае, если осознание в процессе достигается раньше, чем развивается серьезное непонимание. Родителям следует понимать, что подросток пытается адаптироваться своим собственным индивидуальным способом. Соответственно, было бы неразумно заставлять молодежь действовать по поведенческим образцам взрослых, более того, им следует разрешить взрослеть своим собственным индивидуальным способом. Родителям, для того чтобы понимать своего ребенка, необходимо иметь общую картину развития изнутри, а не навязанное извне развитие. Барух[21] говорит о том, что родителям необходимо дать подростку три вещи: понимание, практическую сексуальную информацию и помощь в становлении в качестве независимой личности. Понимание затруднено без принятия, как было определено в главе 6. Подростку должно быть разрешено безбоязненно выра-жатьсвои чувства, ародителям необходимо пытаться принятьего право на возражение. Эта точка зрения может быть очень опасной для родителя, который считает, что родитель не может понимать детских чувств, если ребенок не понимает своих собственных переживаний. Этот недостаток осознания со стороны родителей является одной из причин, по которой необходимо включение родителя в процесс терапии вместе с подростком. В то время как родитель учится проговаривать свои настоящие чувства со своим ребенком, он учится лучше понимать себя и ребенка. Родители могут быть уверены втом, что подросток нуждается в их помощи, для того чтобы научиться выражать свои чувства и контролировать действия. Барух [21, р. 69] предлагает пять способов канализации этих негативных чувств в социально приемлемых действиях: 1) вербализация обиды; 2) записывание негативных чувств; 3) рисование картинок неприятных людей; 4) живопись, моделирование и игра на сцене; 5) занятие играми, как например, теннис, гольф, шашки, шахматы, для того чтобы отработать в них семейные «баталии» или отношения со сверстниками. Для того чтобы понять подростка, родители должны реально понимать, что детские представления и прошлые чувства заставляют его действовать тем способом, которым он это делает. Причиной неприятных действий являются негативные чувства, источники которых могут лежать в раннем детстве. Эти чувства — не только результат реальных событий, но они также связаны с фантазиями ребенка по поводу того, что могло бы произойти. Эти фантазии также играют роль в воображаемой подростком по отношению к нему позиции родителя [21]. Если ребенок в ранний период своей жизни ощущал недостаток любви, доверия или чувства принадлежности, он будет стремиться найти это в подростковый период или у него возникнут сложности в общении со сверстниками. Терапия с подростком должна освобождать основные детские переживания, которые являются причиной нездоровых действий в подростковый период. Необходимо рассказать родителям о том, как они могут помочь своему ребенку избегать опасного поведения. Это может быть осуществлено двумя способами. Во-первых, родитель может прогнозировать определенные интересы и обеспечить возможности для необходимой активности, структурируя окружающую среду. Занятия спортом, туризм, рыбалка и охота являются тому примерами. Во-вторых, можно научить родителей принимать негативные переживания подростка и вербализи-ровать их в споре с родителями. Подростку будет проще принять свои негативные переживания в том случае, если их сможет принять и родитель, это избавит подростка от чувства вины. Часто родители выражают недовольство: «Как насчет меня? Я тоже имею чувства». Их необходимо убедить в том, что им также иногда необходимо выражать чувства. Они могут выразить гнев, а впоследствии, если они будут чувствовать сожаление по этому поводу, искренне раскаяться. Обычно для родителя является открытием, что подросток понимает и принимает ситуацию, когда узнает, что у родителя тоже могут быть свои проблемы. Де-идеа-лизация родителей проходит долгий путь к построению раппорта между родителем и ребенком и уважению тинэиджером чувств родителей. Родителям необходимо убедиться в том, что ограничения поведения подростка все еще необходимы. Подросток может принять необходимость следующих определенных привычек и правил. Барух предлагает три причины для ограничений, которые могут быть понятны подростку: «Это важно для здоровья и безопасности. Это важно для защиты имущества. Это общественно приемлемо, а также важно для соблюдения закона и порядка» [21, р. 11]. Динамика взаимодействия между родителями и подростком Сточки зрения терапии, задача заключается втом, чтобы обеспечить подростку то количество свободы, с которым он в состоянии справиться. Даже если терапевт и осуществляет подобные попытки, возникаютопределенныетрудности. Приведенные ниже механизмы, описанные преимущественно Уикесом [318, р. 90], наводят на мысль о невротических способах, посредством которых родители контролируют или используют подростка. 1. Использование любви как подавляющей и удерживающей силы для удовлетворения личностной потребности того родителя, который «разочарован в других человеческих отношениях и выливает все вырвавшиеся эмоции на ребенка, а также питает себя любовью ребенка». 2. Взваливание на ребенка груза благодарности и чувствадол-га как поведения, за которое он может получить поощрение. 3. Обращение с подростком как с эмоциональной игрушкой. Это не позволяет ребенку достигнуть полной зрелости. 4. Пролонгирование периода своей собственной молодости за ее реальные пределы. «Дочери всегдалишь маленькие девочки; сын начинает брать на себя роль юного любовника» [318, р. 90]. 5. Сверхстрогость и авторитарность родителя, которые не позволяют ребенку выйти из роли подчиненного. 6. Излишняя слабость и готовность уступить со стороны отца, атакже неспособность принять отцовскую ответственность. «Это может только внушать неуважение со стороны сына; для подростка проблема достижения свободы становится слишком легкой для решения, а его пренебрежительная позиция переносится на все трудности жизни. Слабый и уступчивый сын, имеющий по-*;; добную идентификацию, может быть ориентирован на неудачу»,; как это происходило с его отцом. Он склонен представлять само-' идентификацию с отцом как оправдание собственной неготовности для встречи с жизнью» [318, р. 99]. 7. Если мать выступает как строгий родитель, она олицетворяет собою не только любовь, но и авторитет. Для сына такая ситуация затрудняет процесс отделения от матери и обретения собственной независимости. Теперь он может бояться власти женщи -ны, а также может сдаться и потерять свою мужскую позицию. Более того, он способен полностью порвать связь и постоянно недооценивать женщину, пытаясь, таким образом, не допустить власти с ее стороны. 8. Подозрительное и неразумное поведение со стороны матери по отношению к отцу может создать подобное неосознанное отношение к мужчинам со стороны дочери. 9. Сохранение у отца несоответствующей позиции может привести к появлению у дочери подобных несоответствующих ожиданий по отношению к мужчинам вообще. Например, если он слишком привязан к ней, существует опасность, что дочь окажется неспособной разрушить близкую связь с отцом для того, чтобы выйти замуж. Она пройдет через жизнь, надеясь найти образ своего отца в предполагаемом муже. Если он слишком доминирует, то дочь может отвергнуть его излишне настойчивыетребования и отвергнуть его самого. «Она часто подозрительна по отношению к мужчинам и к тем требованиям, которые они к ней предъявляют. Она чувствует сексуальные мотивы там, где их нет, или если они и существуют, то она отказывается видеть их нормальное проявление во взрослой жизни» [318, р. 106]. И напротив, безразличное и пренебрежительное в роли отца может являться причиной чувства унижения и мотивировать дочь отправиться на поиски суррогата отца, который даст ей отцовскую привязанность, чего ей так не хватает. Другие девочки могут чувствовать ненависть и возмущение по отношению к отцу. Испытывая недостаток самодисциплины, являющейся частью развития, девушка раздираема внутренним конфликтом между бунтарской агрессивностью и желанием смирения. В этом и заключается работа терапевта — до конца прояснять динамику паттернов (таких, как перечисленные выше) и помещать их в перспективу детской и родительской жизни таким образом, чтобы оба могли более четко видеть то, как они действуют. Все навыки консультирования, описанные в предыдущих разделах книги, необходимы для того, чтобы хорошо выполнять подобную работу. Техники дисциплинирована Далее обсуждаются техники дисциплинирования применительно к детям. Этот раздел включен по той причине, что зачастую консультанту необходимо представить рабочую философию дисциплины для родителей или учителей. Разбираются конфликтные ситуации, которые включают в себя проблему дисциплины, как общую задачу родителей и учителей. Дисциплинарные методы. Здесь выделяют две большие группы методов. Одна характеризуется как внешний, авторитарный или контролирующий тип. Другая характерна тем, что является внутренней, самоналагаемой и более позитивной. О последнем типе чаще говорится как о самодисциплине, когда внутренние инте-риоризированные ценности ребенка являются руководящим принципом. Дисциплина действия воплощает идею поощрения и наказания и все еще является методом, который приемлем и практикуется многими родителями. Выражения: «Пощадить розгу — ребенка испортить» и «Ребенка должно быть видно, но не слышно» являются типичным примером домостроевских фраз, которые отражают эту позицию. Метод контроля посредством действия включает в себя множество разнообразных техник. Для достижения контроля над поведением используются вербальное наказание, неприятное сравнение, изоляция, лишение привилегий и физическое наказание. Подлинным эффектом наказания является подавление поведения или репрессия чувств. Наказание является причиной тревожности и ведет к возникновению невротических проявлений, характерных для подавления. Наказание часто пробуждает ненависть в наказывающем, и вместе с вытеснением контрагрессии часто пробуждается чувство вины, результатом которого является потребность в дальнейшем (добавочном) наказании. Наконец, часто наказание пробуждает чувство незащищенности и неадекватности. Наказанный ребенок воспринимает себя как согрешившего (лишившегося благосклонности со стороны наказывающего), что ведет к чувству незащищенности. Ребенка вынуждают думать о себе как о плохом, неумелом и не представляющем ценности; в результате он часто действует в пределах этого образа себя. Метод контроля через действие подразумевает, что наказание ведет к исправлению. Однако в действительности изучение криминальной среды привело к заключению о том, что наказание не предотвращает и не сдерживает антисоциаль-, ное поведение. Зачастую оно может только поощрять разру^ шающее начало. Эллис [90] указывает, что наказание как! дисциплина действительно фокусируется на прошлом опыте и пренебрегает фактом того, что все важные вопросы для людей, которые оступились, звучат так: «Как я намерен изменить мои способы и допустить меньше ошибок в будущем?». Он указывает, что причинами антисоциальных действий являются, главным образом, глупость преступника, его невежество или эмоциональные нарушения. Человечество долго накапливало опыт, указывающий, что осуждение или наказание таких людей не способствует их изменению к лучшему, а лишь усугубляет неблагоприятные для них условия. История человека, имеющего эмоциональные нарушения, часто показывает, что он встал на этот путь по причине неприятия, отверженности, осуждения или наказания. Нагромождение на него множества подобных вещей после того, как он совершил правонарушение, едвали сделаетего более законопослушным. По причине все большего распространения знания основ психологии, многие родители обнаруживают, что упомянутые выше дисциплинарные методы их не устраивают. Они хотят, чтобы их дети вели себя социально приемлемыми способами, наиболее благоприятными для их физического и ментального здоровья. Кроме того, они не уверены в том, каким образом достичь такого поведения. Родители терпят неудачу, осознавая, что их требования уважения и послушания часто являются результатом их собственной незащищенности. У них нет внутренней силы для того, чтобы осознать, что враждебность, выражаемая детьми в разумных пределах, действительно необходима для эмоционального роста. Дисциплина, ориентированная на чувства, в большей степени преследует цели развития самоконтроля, чем достижение послушания. Для того чтобы достичь дисциплины изнутри, предлагается подход, рассматривающий проблему дисциплины с точки зрения отношений. Этот метод объединяет три основных принципа. Причинами неадекватных действий являются чувства или потребности, существующие на бессознательном уровне. Эти действия — просто результат подобных неосознанных переживаний. Если ребенок чувствует безопасность, адекватность и собственную значимость, существует меньше шансов того, что у него возникнут проблемы с дисциплиной. Рефлексия чувств и их принятие удовлетворяют потребность ребенка в понимании. Ориентированный на чувства подход не может быть сведен к набору правил, которым нужно следовать и которые, если их нарушить, потребуют наказания. Для дисциплины в данном случае более важны отношения и чувства. Человек, который является дисциплинированным, должен восприниматься как человеческое существо со своими чувствами, а не как автомат. Учитель или родитель, которому удается регулировать отношения и чувства, в той же мере добьется успеха и в решении проблем дисциплины. Если эмоциональный климат теплый и принимающий, то ребенок будет спокоен, чувствуя безопасность, даже если родители проявляют твердость при установлении границ дозволенного в соответствии с уровнем развития ребенка. Ориентированный на чувства подход к дисциплине требует разделения отношений и действий и разделения личности ребенка и его поведения. Это может быть показано на следующем примере: родитель может быть недоволен действиями ребенка, но чувства родителя по отношению к ребенку как к личности (дружественность, принятие, любовь, одобрение) при этом не меняются. Эта идея более подробно обсуждается ниже. Теория дисциплинарного консультирования Кто бы ни осуществлял воспитание ребенка, он может делать это в терминах поступков или в терминах чувств. Консультант (или родитель) и ученик (или ребенок) действуют в континууме, существующем между этими двумя способами поведения (рис. 28). Центральная линия, идущая сверху вниз, может быть описана как континуум, включающий действия, которые можно заметить, просто наблюдая за ребенком (верх рис. 28), и лежащие в основе этих действий чувства, скрытые от глаз наблюдателя (низ рис. 28). Ребенок, которого приучают к дисциплине, будет демонстрировать консультанту или учителю поведение, которое где-то попадает в континуум отношения-действия. За основу берется правило: консультант или родитель реагирует на ребенка в точке, соответствующей поведению ребенка. Например, если ребенок обсуждает чувства, консультант отражает чувства (тот же уровень), но если ребенок перемещается в сферу действий, тогда консультант должен реагировать на них на этом же уровне. Ниже даны примеры того, как этот принцип может работать в ситуации дисциплинарного консультирования в условиях школы. Ситуация /. Только отношения. Ученик приходит к консультанту и начинает выражать недовольство в отношении своего преподавателя и общего подхода к делу. Эта деятельность находится в зоне влияния чувств ученика и представляет только чувства ученика или его отношение к этому предмету. Следовательно, консультант реагирует в соответствии с зоной влияния своих собственных чувств. Коне: Из жизненного опыта мы знаем о том, что нехорошо обсуждать окружающих нас людей. С другой стороны, всем нам необходимо место, где мы могли бы изредка выпустить пар. Ты можешь делать это здесь, если хочешь. Кл.: Иногда я чувствую, что схожу с ума в этой школе, которую хочу взорвать к чертовой бабушке. Они позволяют парню лишь работу и Рис. 28. Модель дисциплинарного консультирования
рабство, а что это дает? Другой парень приходит и получает все, что хочет, потому что поддакивает учителю. (Чистое чувство.) Заметьте, что одно отношение встретилось с другим отношением. Пока клиент остается в поле отношений, терапевт может продолжать работу. Ситуация 2. Перед тем, как совершится действие. Кл.: Я чувствую, что схожу с ума в этой школе, я думаю дождаться, когда ее закончу, и тогда я перебью все окна в этом проклятом месте. (Выражение чувств и обдумывание действия.) Коне: Ну, я вижу, ты чувствуешь это очень остро. Давай посмотрим, что случится, если ты разобьешь окно... Теперь ученик перемещается из зоны чувств в зону поступков. Так, в дополнение к выражению чувств, он действительно обсуждал действие, вытекающее из его чувств. В этой точке консультант также имеет право вступить в зону действий. Действие, которое он выбрал в этой точке, — структурирование последствий предполагаемых поступков. После структурирования для консультанта было бы полезным продолжить рефлексию чувства, наблюдая изменение в формулировке желаний клиента, если таковое произойдет. Ситуация 3. Поступок совершен и может последовать наказание. Если ученик приводит аргументы, почему он «ругал» учителя, это событие находится в зоне действий. Однако в этом случае было бы неплохо прореагировать на чувства ученика, начиная с «хороших» или «плохих» его действий, говорящих самих за себя без большого количества знаний о ситуации. Важно не обидеть ученика или других участников ситуации. Вседозволенность в этой точке невозможна, так как школьник может продолжить вести себя в соответствии со своим «катарсисом», который ему необходим до того, как он сможет разумно проанализировать ситуацию. Кл.: Я был отправлен к вам, потому что нахамил мистеру Джонису. Коне: Предположим, ты расскажешь мне об этом. Ты чувствуешь, что поступил справедливо? Ситуация 4. Поступок был совершен и требует наказания. Если в обязанности консультанта в учебном заведении входит наложение дисциплинарных взысканий, для него, тем не менее, остается возможность лично не осуждать клиента. Если ученик совершил судебно наказуемый проступок, консультант может удержаться от выражения морального осуждения. Коне: Ребята, я позвал вас сюда, потому что хочу обсудить с вами ситуацию с выбитыми окнами в спортзале. Кто-нибудь хочет высказаться по этому поводу? Я не могу помочь вам, но, тем не менее, кто хочет поговорить об этом? (Здесь он дает мальчикам возможность выразить свои чувства.) Коне: Ну, ребята, из того, что вы сказали, я сделал вывод, что вы чувствуете, что не вы одни за это отвечаете. С другой стороны, правила, которые применяются здесь, точно такие же, как и в баскетбольной игре, когда судья свистит и назначает фол. Как вы думаете, справедливо было бы назначить штрафной в этом случае? В ситуациях такого рода ученики могли бы обсудить свое отношение к наказанию, которое наложено не консультантом, а учебным заведением, если обсуждение действительно ведет к расширению границ опыта в отношении ответственности перед самим собой. Другими словами, наказание может быть осуществлено за пределами взаимоотношений учеников и консультанта. Следующие правила предлагаются в качестве обобщения изложенной теории дисциплины. 1. Отделение чувств от поступков. Сам человек, как личность, не подлежит осуждению, даже если его действия должны быть осуждены. В дисциплинарном консультировании вышеизложенный принцип является одним из самых важных. Отделение ребенка от совершаемых им действий дает консультанту возможность принимать его на изначально дружественных основаниях. Ребенок знает, что он любим таким, какой он есть, но что его действия неприемлемы и нуждаются в положительных изменениях. Действия являются результатом чувств (неприятия или враждебности). Для того чтобы изменить действия, нужно понимать чувства и разумно управлять ими. 2. Получение предварительной информации. Необходимо собрать информацию о ребенке для того, чтобы понять, имеете ли вы дело с нормальным или невротичным ребенком. При наличии нарушений действия могут рассматриваться как симптомы более глубоких эмоциональных расстройств, вероятными источниками которых могут быть излишняя критичность со стороны взрослых, отвержение, обвинение или наказывание. Произвольное на-лагание наказания в таких случаях приведет лишь к возникновению серьезных нарушений у ребенка. 3. Принятие и отражение детских чувств. Создание таких условий, в которых ребенок может позволить себе «вскипеть», «выпустить пар» или в безопасной форме дать волю своим враждебным чувствам, которые он пытался подавлять. 4. Если требуется наказание, позвольте ребенку высказаться по поводу того, что он думает относительно справедливости и разумности наказания. Опытные консультанты говорят о том, что обычно ребенок советует применить по отношению к себе более строгое наказание, чем то, которое было бы наложено взрослым в подобных случаях. 5. Если ребенок должен быть наказан, нужно провести различие между ролью консультанта и ролью семьи или учебного заведения. Убедитесь в том, что ребенок представляет себе, что нарушение правил ведет к наказанию. Помогите ему понять, что правила созданы для всех, и им нужно подчиняться точно так же, как и правила игры в баскетбол обязательны для всех игроков. 6. Работайте с ребенком над вопросами дисциплины как над «совместной проблемой». Дайте ему понять, что это не только его проблема, но и ваша общая. Эта техника предлагает идею разделения проблемы между учеником и консультантом, причем они оба могут исследовать проблему и вместе над ней работать, рассматривая ее как бы со стороны. Предполагается, что проблема, которая рассматривается извне, с точки зрения стороннего наблюдателя, удерживаетребенка от перевода ситуации дисципли-нирования в межличностный конфликт. 7. На деструктивные и опасные действия должны быть наложены ограничения. Разрешите выражать чувства, а затем помогите ребенку направить запретную активность в другое русло. Это основная формуладля динамического подхода к проблемам дисциплины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные проблемы консультирования и психотерапии детей, атакже подростков и родителей сконцентрированы вокруг вопросов эффективной коммуникации, управления чувствами зависимости, работы со всей семьей и помощи клиенту в осознании необходимости этой помощи. Игра признается одним из лучших терапевтических средств для работы с детьм.и младшего возраста. Основная цель индивидуальной и групповой терапии — помощь ребенку в развитии силы эго для того, чтобы он мог справиться с теми требованиями, которые предъявляют ему окружающие, атак-же со своим собственным внутренним напряжением. Консультирование родителей включает в себя широкий спектр проблем, общих для развития детей, в частности, проблем сексуального характера, одиночества, чрезмерной агрессивности, неразрешенной зависимости. Подростковый период так же имеет свою характерную, присущую только этому возрасту, проблематику. К ней, в частности, относятся проблемы профессионального выбора, расширения границ сексуального опыта, взаимодействия с родителями и сверстниками. Проблемы дисциплины часто смешиваются с проблемами влияния консультанта. Главной задачей здесь является акцентирование обсуждения на чувствах, а не на поступках, что поможет ребенку развить самоконтроль вместо подчинения внешнему контролю.
Глава 14 Консультирование в образовательной,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.169 (0.015 с.) |