Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы проведения консультирования подростковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации: - установление контакта с подростком; - запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации; - диагностическая беседа: поиск причин трудностей; - интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка; - реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей. Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств. Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное – с использованием метода «анализа чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку – сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее. Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия, например, с помощью методики «Кот в сапогах». Каждый конкретный подросток вносит собственные коррективы в процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком [6]. Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Однако при этом необходимо, чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее. Необходимо помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности во всех основных жизненных сферах. Это возможно с использованием метода «Чужие рассказы». Консультант рассказывает или читает родителям протоколы бесед с другими подростками, имеющими «похожие трудности», предлагает взглянуть на трудности глазами этих подростков и обсудить возможные ошибки их родителей [6]. Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить. Содержание консультативной работы с подростками и старшеклассниками В первой главе была дана общая характеристика консультативной работы школьного психолога с педагогами и родителями по проблемам обучения и психического развития школьников. В данной главе предлагаются практические рекомендации по организации индивидуального консультирования в рамках деятельности школьной психологической службы по реализации возрастно-психологического подхода в консультировании. Таким образом, с позиции возрастно-психологического подхода решение проблем развития, обучения и воспитания ребенка может быть успешным только под углом зрения содержания и закономерностей определенного возрастного этапа, на котором находится ребенок. Принципами консультативной работы психолога, работающего в рамках возрастно-психологического подхода, являются следующие положения. 1. Принцип добровольности. 2. Принцип конфиденциальности. 3. Принцип соблюдения интересов ребенка. 4. Принцип уважения личности клиента. 5. Принцип ответственности психолога. 6. Принцип анализа подтекста. 7. Принцип стереоскопичности диагноза. 8. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития ребенка. 9. Принцип системности. 10. Принцип коррекционной направленности диагностики. 11. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка. Консультирование подростков и старшеклассников, а также их родителей и педагогов имеет свою специфику по сравнению с консультативной деятельностью психолога по проблемам младших школьников. Она определяется рядом обстоятельств. С одной стороны — с так называемой «кризисностью» подросткового возраста, расширяющимся диапазоном проблем, встающих перед подростками и старшеклассниками в решении ими новых жизненных задач. С другой стороны, как это уже отмечалось ранее, теперь сам школьник впервые становится клиентом — субъектом обращения за психологической помощью. При этом он может даже не ставить в известность об этом родителей. Известный сегодня по работе с подростками отечественный психолог А.Г.Лидере выделяет следующие ориентиры в консультировании подростков (Там же.) 1. Возрастной психолог-консультант в своей деятельности всегда исходит из психологических нормативных задач возраста. 2. В случае консультирования родителей по проблеме подростка необходимо посмотреть на предъявленную проблему глазами ребенка. 3.При консультировании диады родитель — подросток вступают в действие многие рекомендации и особенности, характерные и для консультирования супружеской пары в семейном консультировании. 4. При консультировании родителей детей подросткового возраста особым образом срабатывает такой принцип возрастно-психологического консультирования, как анализ случая через призму целостного жизненного пути личности, так как сегодняшние проблемы подростка часто являются отдаленным следствием проблем предыдущих возрастов. 5. В работе с подростками психологу приходится уделять больше внимания зарождающейся сексуальности подростка, так как задача половой идентификации является одной из центральных для подросткового возраста. Как построить свою работу психологу в случае запроса родителей или педагогов по поводу проблем ребенка? Здесь можно предложить общую схему этапов консультирования, разработанную на кафедре возрастной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.) (табл. 51). В случае запроса самого школьника параллельно со сбором информации о нем из других источников мы начинаем свою работу с самим подростком с беседы. В работе с учителями психолог должен получить информацию обо всех ведущих психических свойствах личности подростка, о встающих перед ним трудностях, о положительных и отрицательных моментах его жизни. Учитель же часто в своей свободной характеристике ученика описывает некоторые особенности его поведения и успеваемость. Следует помнить, что оценки личностных свойств детей педагогами порой оказываются недостаточно полными, а иногда ошибочными и предвзятыми. В связи с этим оценки педагога необходимо воспринимать с определенной степенью вероятности. В беседе с учителем следует всегда выяснить, какие факты подтверждают его выводы (это, собственно, относится и к работе с другими участниками консультативного процесса — родителями, администрацией школы и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 6808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.01 с.) |