Специфика консультирования подростков. Принципы построения консультационного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика консультирования подростков. Принципы построения консультационного процесса.



Подростковый возраст.

Наиболее трудные для общения с подростками области для общения:

1. Интимность (знакомство с людьми противоположного пола; общение с людьми любого пола);

2. Уверенность (умение постоять за свои права: драки и конфликты – это неумение постоять за свои права);

3. Пребывание в центре внимания (выступление перед публикой, разговор, интервью);

4. Адекватное поведение в незнакомой или неформальной обстановке;

5. Страх провала или отвержения, связанные с понижением или нарушением самооценки;

6. Столкновение со стрессом, агрессией и другими негативными проявлениями.

В результате в беседе с клиентом необходимо выделить наличие наиболее важных конфликтов или противоречий, которые могут быть между:

1) Стилем воспитания и реальными потребностями подростка;

2) Выполнением всех работ за ребенка с детства и требованием от него самостоятельности в подростковом возрасте;

3) Требованием взрослых уважения к себе и отказом в этом подростку;

4) Постоянными упреками в неблаговидных поступках, как проявлением проекции родителями собственных нежелательных качеств на подростка и отсутствием реальной помощи ему;

5) Использование любого проступка как предлога для конфликта вместо обсуждения;

6) Несоответствием уровня притязаний подростка и его реальными возможностями.

Многие из этих проблем решаются в процессе групповой работы. Вообще с ними можно проводить и индивидуальные работы и групповые, но некоторые отказываются от групповых, а некоторые от индивидуальных. Вся работа направлена на выработку необходимых навыков поведения в определенных ситуаций.

Принципы работы с подростками:

1. Обучение отдельным психологическим понятиям, необходимым для успешной социализации (общение, характер, личность, воля, темперамент). В ходе дальнейшей работы должны проводится психодиагностика и анализ основных личностных характеристик;

2. В любой программе должен быть использован блок разминок (психодиагностических разминок). Снятие эмоциональных зажимов, спонтанности поведения и другое;

3. Установление различного по степени сложности вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом, когнитивном уровне с использованием игровых методов;

4. Распознавание, анализ и моделирование эмоциональных состояний в разных ролевых ситуациях с использованием технических и дидактических средств (видеоролики, фрагменты из фильмов);

5. Обучение обратной связи через вербальные и невербальные упражнения;

6. Проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения адекватному поведению в конфликтных обстоятельствах во многих сферах социальной жизни;

7. Анализ различных ситуаций и обучение адекватному поведению в семейных подсистемах;

8. Использование различных упражнений на развитие когнитивных структур и логики мышления;

9. Использование домашних заданий на закрепление полученных навыков для переноса в микросреду и освоение ряда психотехнических приемов.

Принципы работы консультанта с подростками:

1) Принятие подростка таким, какой он есть;

2) Использование на протяжении всего курса работы положительного подкрепления и выявление позитивных сторон личности подростка;

3) Работа с подростком в ролевой позиции ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ;

4) Эталонное поведение (умение воспроизводить все игры, быть образцом мужского или женского пола);

5) Обязательно в конце занятия должно быть проведено обобщение всего происходящего на занятиях. Анализ должен делать не только подросток, но и консультант (на него ложится основная нагрузка, он обобщает);

6) Поиск и предоставление информации для работы с проблемной ситуацией;

7) Использование подсказки, различных приемов и игровых средств для стимуляции спонтанной активности.

ПОДРОСТКИ.

В подростковом возрасте дети обращаются самостоятельно на консультирование, либо же родители, но наравне. Т.к. психологическая помощь осуществляется по запросу подростка, то диагностика теряет свою значимость. Консультирование родителей подростка тоже имеет большое знание, т.к. проблемы связаны с отделением ребенка от семьи и развитие самостоятельности подростка.

Особенности подросткового возраста при определении проблемных областей:

1. Повышенная агрессивность;

2. Приоритет мнения сверстников;

3. Вредные привычки;

4. Существенная динамика в развитии самосознания:

- Агрессивность;

- Тревожность;

- Трудность в общении;

- Суицидальные наклонности;

- Признание их внешности и самого факта взросления (особое значении придают внешности, снижается самоуважение к себе);

- Сравнивают себя с другими.

Искажение или депривация одного или нескольких звеньев самосознания, что может привести к суицидальному поведению. Значимыми становятся факты взросления и изменения внешности подростка. Все внешние недостатки видят окружающие люди, и это негативно влияет на подростка. Происходит снижение самоуважения, сравнение себя с другими, фрагментарное представление о себе. Притязание на телесное представление тесно связано с сексуальным представлением о себе.

С возрастом это проходит, подростки не видят уже отдельные элементы своей внешности, а полную картину своей внешности. Но есть такие подростки, которые оставляют фрагментарное восприятие себя, что необходимо учитывать - актуализируется сексуальность.

5. Факт собственного взросления.

Подростки доказывают всем факт своего взросления, они ориентированы на активное отстаивание своих прав. Доказывают это родителям, близким и самому себе. С одной стороны они отстаивают свои права, а с другой они боятся их использовать. У них появляется внутренний страх. Много прав – много обязанностей, но обязанности выполнять подростки не хотят. В целях полноценного развития подростки должны иметь право на наличие своего личностного пространства. Своё пространство подростки помечают (плакаты, определённая обстановка в комнате и т.д.). может быть депривация прав подростка путём лишения его личного пространства, постоянный контроль за состоянием комнаты подростка, контроль за порядком в комнате.

В процессе консультации необходимо доносить до родителей, что подросткам реально необходимо свое пространство.

Если подростки не метят свою территорию, то можно предположить, что в семье происходит депривация прав подростка.

Обособленность и желание уединится от родителей – это норма. Родителям надо помочь принять эту мысль и не держать подростка на привязи, а дать свободу деятельности.

6. Меняется отношение к запретам.

Запреты игнорируются и скорее наоборот, нарушаются специально. Это следствие чувства взросления. По мнению подростка, следовать запретам – это значит быть маленьким, а нарушать их – это значит быть взрослым.

Важно консультанту избегать родительской лексики (глаголов «должен» и глаголов повелительного наклонения).

Консультирование подростков основываются на применении методов разговор и беседа. Игра не занимает ведущего места, т.к. это уже подростки, а не младшие школьники. При этом особое значение приобретают такие аспекты взаимоотношения по К. Рождерсу с подростком, как полное принятие, умение консультанта проявлять эмпатию и быть с ним конгруэнтным - и все это по отношению к подростку. Подростки очень хорошо чувствуют фальшь. Естественная реакция на это – агрессия и защита.

Консультирование подростков осуществляется по общепринятой схеме:

1. Установление контакта с подростком;

2. Запрос подростка (описание трудностей, отношений к себе и т.д.);

3. Диагностическая беседа;

4. Интерпретация (словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных трудностях подростках);

5. Реоринтация - совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта с подростком. С помощью вербальных и невербальных средств. Представляет некоторые трудности для некоторых консультантов. Здесь нельзя спешить. Необходимо максимально потратить время для установления контакта.

Запрос подростка. Необходимо дать возможность подростку самостоятельно описать свою проблему, самому составить запрос. Можно ему в этом помочь с помощью вопросов и наводящих фраз. Наблюдается затруднение вербализации у подростков. Подростки часто высказывают желанные представления о себе.

Диагностическая беседа. Для эффективности беседу можно проводить с применением проективных методик (рисунок семьи, несуществующее животное, придумать сказку по данному началу, ранние воспоминания). Цель – определение проблемы и необходимо найти причину трудностей подростка.

Интерпретация. После беседы. Самый трудный этап, т.к. требует от консультанта предоставить гипотезу так, чтобы её мог понять подросток. Безопасным для ребенка будет не прямое сообщение гипотезы, а косвенное (например, с помощью метода «анализ чужих проблем»). Это позволяет консультанту опереться на активность подростка, а подростку самому определить проблему и глубину её.

Реоринтация. Предлагается, прежде всего, не способ выхода из ситуации, а находится направление, конструктивное русло обучающего воздействия (методика «Кот в сапогах»: вспоминается сказка и затем предлагается ряд вопросов типа, как можно взглянуть на эту проблему, как найти пользу и т.д.). Можно использовать так же ролевые игры (проиграть новый способ действования во время консультирования). Очень важно научить подростка способам релаксации. Можно предложить выполнить тесты, которые он сам же и проверит (дать ключ), чтобы он сам посмотрел и исправил свои ошибки. Искренность консультанта с подростком.

Консультирование родителей подростков. Консультант не должен всё полностью рассказывать родителям о работе с подростком. В присутствии одного из родителей ребенок подросткового возраста может не все сказать. А если родитель пришел один, то им очень аккуратно необходимо сообщать информацию об их ребенке (принцип конфиденциальности). На провокации не поддаваться, можно провести просвещение о ребенке, но лишь, в общем, дать рекомендации, как себя вести с подростком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 3547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.009 с.)