Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные научные исследования в области консультативной психологии. Основная проблематика психологического консультирования.

Поиск

 

Довольно тупой вопрос…и кроме как вот етого говна на у мничего не приходит

1. Консультирование тревожных клиентов

2. Консультирование при реакциях страха и фобиях

3. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов

4. Особенности консультирования "немотивированных" клиентов

5. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования

6. Консультирование при переживании вины

7. Особенности консультирования плачущих клиентов

8. Консультирование истерических личностей

9. Консультирование обсессивных личностей

10. Консультирование при параноидальных расстройствах

11. Консультирование шизоидных личностей

12. Консультирование асоциальных личностей

13. Консультирование при алкоголизме

14. Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами

15. Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями

16. Консультирование при переживании утраты

17. Особенности беседы с умирающим человеком

18. Консультирование при сексуальных проблемах

 

Анализ многочисленной, практически необозримой литературы по пробле+

матике “counseling” показывает, что нет буквально ни одной области чело+

веческой (личной и общественной) жизни, в которой человек оставался бы

без психологической помощи.

Самый общий контент+анализ доступных нам источников, а также впечат+

ления от совместной работы с американскими и европейскими коллегами

позволяют выделить следующие главные области применения науки и ис+

кусства психологической помощи.

1. Психическое (и духовное) развитие ребенка. Специальными проблемами

здесь становятся: психологическая помощь ребенку в преодолении эдипо+

ва комплекса; удовлетворение эмоциональных запросов в обретении лич+

ностной идентичности в процессах культурного, этнического и этического

самоопределения; психологическая помощь в избегании эмоциональных

травм при осознании неизбежности смерти либо в случае действительной

потери родителей и близких родственников; содействие в выработке

устойчивых ценностных и моральных норм, особенно в критический пери+

од развития, и другое.

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка. Главное направ+

ление работы в данной области — помощь в преодолении кризиса психо+

логического отделения от родителей и идентификация подростка с други+

ми значимыми лицами. По существу, психолог+консультант и психотера+

певт сталкиваются здесь со всем возможным спектром проблем подростко+

вого возраста — чувством неполноценности, осознанием ограниченных

возможностей родителей, сексуальными проблемами, борьбой за личный и

социальный статус, процессами трансформации инфантильного религиоз+

ного сознания и т.п.

3. Брак и семья. Институт супружества остается одной из наиболее насы+

щенных сфер деятельности психологов+консультантов и семейных психо+

терапевтов. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы,

отношения в семье — привычные проблемы в этой области. Уже ставшие

привычными 50% разводов с небольшими вариациями в первых браках в

дополнение к традиционным проблемам добрачного консультирования,

обычной семейной и супружеской психотерапии в последние десятилетия

выдвигают на одно из важных мест проблематику психологической помо+

щи разведенным, незамужним и неженатым, равно как и консультирование

и психологическую поддержку при заключении повторных браков. Причем

Психологическая помощь: теория и практика 18

в США, например, к этому прибавляются проблемы при заключении брака

между лицами разных конфессий.

4. Проблематика психического и личностного здоровья. Традиционная пре+

вентивная и текущая помощь при психических и соматических заболева+

ниях, при душевных и духовных страданиях, связанных с расстройствами

настроения, алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфлик+

тами, пограничными состояниями и т.п.

5. Отдельной и глубоко разработанной областью психологического вспомо+

ществования является такая важная и почти совершенно отсутствующая у

нас сфера деятельности, как психологическая помощь умирающему и пси+

хотерапия горя. В американской психотерапии только последних лет мож+

но насчитать более 700 работ, освещающих эту, одну из сложнейших, про+

блем психологической помощи*.

6. Проблемы пожилого возраста. Выработка адекватного ему миросозерца+

ния, удовлетворение эмоциональных запросов пожилых людей, отклик на

возникающие религиозные проблемы, регулярный патронаж и помощь в

организации соответствующего стиля и способа жизни — все это обычный

круг забот психологического попечения на Западе.

7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки — давно

уже освоенные области работы, где проблемы личности, общения, психи+

ческого состояния, а также духовности представляют собой настолько же

привычные, насколько и требующие постоянного усилия проблемы.

8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях: внезап+

ная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви, рабо+

ты и т.п.

9. Школьное консультирование, охватывающее проблемы отношений учи+

теля и учащихся, учащихся между собой, вопросы отношений с родителя+

ми, проблемы школьной успеваемости, развитие способностей, отклонения

в поведении и т.п.

10. Профессиональное консультирование, включающее в себя как общую

ориентировку в выборе той или иной профессии, так и частные вопросы:

как составить “резюме”, как и где получить вторую профессию, где найти

работу по своим возможностям и т.п.

11. Психологическая помощь, относящаяся к кросскультурной проблемати+

ке: барьеры в адаптации, преодоление этнических предрассудков и стерео+

типов у эмигрантов, наконец, самостоятельная проблема подготовки кон+

*В силу особой сложности данная проблематика является преимущественно сферой деятель+

ности религиозных (в частности, христианских) психотерапевтов и священнослужителей

(см.: раздел 2, глава 4. 5).

19 Смысл и специфика психологической помощи

сультантов для работы с этническими меньшинствами, исключающая опас+

ность отношения профессионала к клиенту не как к личности, а как к

представителю этноса или расы.

12. Управленческое консультирование (консультирование в организаци+

ях). Возникший в 1970+е годы, к настоящему времени данный вид социаль+

но+психологической помощи обладает широким спектром возможностей,

включающих помощь в принятии управленческих решений, тренинг ком+

муникативных навыков, отслеживание и разрешение конфликтов, работа с

персоналом и т.п.

При этом нельзя не отметить любопытное обстоятельство, касающееся раз+

вития психологической помощи в тех или иных странах в зависимости от

уровня экономического развития и качества жизни. Так, в развитых стра+

нах Европы и Америки, где после Второй мировой войны материальные

проблемы существования в целом были разрешены, широкое распростра+

нение получила так называемая гуманистическая парадигма, в пределах

которой отстаивались и служили рабочим материалом в практике психоло+

гической помощи экзистенциальные ценности и понятия: встреча, выбор,

подлинность, самореализация, бытие. А основной акцент приходился и

приходится на уникальность, ценность и безусловную значимость личнос+

ти, личностного бытия, что, собственно говоря, и находится в центре про+

блематики психологической помощи.

В странах же третьего мира и бывшего “социалистического лагеря” упор де+

лался не столько на личность, сколько на социальные и социально+психоло+

гические аспекты бытия, так как ученые ясно осознавали пагубное воздей+

ствие патологического общества на человека, в котором обычная позиция

личности — это позиция жертвы (см.: Бондаренко А. Ф., с. 33—34).

Показательным в этом смысле является направление, созданное в 1960+е

годы в Бразилии психоаналитиком Норберто Кеппе, работавшим вначале в

Вене вместе с В. Франклом, названное им “интегральным психоанализом”.

Отличительная черта этого направления — упор на исследование патоло+

гии общества развивающихся стран, порождающего специфические лично+

стные проблемы. Отсюда такие названия работ, как “Социопатология”, “Па+

тология власти”, “Освобождение через осознание” и их просветительский

пафос*.

В этих работах — как “у них”, так и “у нас” — понятие “психологическая

помощь” усиливается до смысловой нагрузки понятия “психотерапия”, и

речь идет уже не об отдельной личности или семье, а о целых социальных

*Весьма отрезвляющей для автора этих строк стала обусловленная открытием работ Н. Кеп+

пе и его последователей рефлексия по поводу психологических проблем, порождаемых

постсоветским обществом, и осознание в связи с этим как объективных причин названия

собственной книги “Социальная психотерапия личности”, — так и подлинного местополо+

жения нашего общества в пространстве современной цивилизации.

Психологическая помощь: теория и практика 20

группах, предприятиях, общинах, без психотерапии которых, — в перспек+

тиве и в сущности — невозможно вести речь о психологической помощи

личности, которая иначе будет ничем иным, как паллиативом.


 

 

9. Методология, теория и практика в психологическом консультировании. (тут так много дохера, что просто ужас какой-то…как ето все говно прочитать то!)

Методологические основы психологического консультирования

Методологические основы психологического консультирования связаны с проблемой выбора и принятия консультантом той или иной психологической модели человека, движущих сил и механизмов развития психического. Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования. Обобщая накопленные факты, делая более понятными сложные явления хаотичного, дезорганизованного внутреннего мира клиента, она открывает широкую перспективу понимания его проблемы. Теория помогает формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие эту проблему и указывающие эффективные методы ее разрешения. С накоплением опыта каждый психолог создает, “конструирует” свою собственную теорию, которая, отражая индивидуальный опыт взаимодействия с клиентами, опирается на уже известные теоретические ориентации и направления.

Характеристика возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, учитывает следующие основания для их выделения:

- общепсихологическое понимание личности и движущих сил ее развития;

- детерминация психологических проблем человека.

Так, по первому основанию выделяются следующие основные направления1:

1. Глубинная психология. К нему относятся психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), трансактный анализ (Э. Берн) и др.

2. Бихевиоральное направление включает социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эллис) и др.

3. Гуманистическое направление представлено гештальттерапией (Р. Перлз), личностно-центрированной терапией (К. Роджерс), логотерапией (В. Франкл), психодрамой (Морено).

Описание каждого направления будет представлять собой краткую аннотацию, позволяющую выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента.

Глубинная психология (психодинамическое направление). Сегодня психодинамическая теория, созданная 3. Фрейдом, существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха и др. Популярные сегодня транзактный анализ Э. Берна, гештальттерапия Р. Перлза, биоэнергетика А. Лоуэна родились на основе работы их авторов в классической теории З. Фрейда.

Как известно, концепция бессознательного - основной пункт теории 3. Фрейда. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои бессознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.

Эта теория предполагает, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются в раннем детстве и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Содержание стереотипов во многом определяется содержанием и динамикой периодов, реализующих различные задачи личностного развития, и кризисами, через которые проходит человек. То есть жизнь человека в этом смысле определяется его прошлым.

Психолог, работающий с клиентом, должен выделить содержание кризисов, способствующих возникновению проблем. Осознание истоков проблем самим клиентом ставится в центр всей работы, а ключевым моментом в этом процессе выступает инсайт как момент для начала личностного изменения. Кроме этого, консультант выделяет преобладающие эмоциональные и поведенческие стереотипы, характеризующие адаптивную активность человека к социальному окружению, устанавливает их связь друг с другом и с прошлым опытом человека. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.

Защитные механизмы – это совокупность бессознательных психических процессов, которые призваны защищать Я от угроз со стороны реальности (в детстве) или со стороны влечений и сверх-Я. В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для подавления сексуального и агрессивного инстинктов и сохранения, тем самым, энергетического баланса между внешними (социальными) и внутренними (бессознательными) силами. Преимущества и отрицательные стороны различных защитных механизмов представлены в таблице (см. табл. 2)1.

Важными механизмами самозащиты являются также:

- фиксация (задержка на одной стороне развития);

- регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития);

- перенос бессознательных переживаний в физическую сферу

(например, в головную боль);

- провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнаружить чувства, на которые неспособен сам провоцирующий, например, выказать гнев или любовь);

- интроекция (символическая интернализация, т.е. включение в себя человека или образа);

- интеллектуализация (преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств);

- компенсация (бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков);

- отрицание (отвержение мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне).

В процессе беседы психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следующие приемы:

1. Анализ символов повседневности, например направленная ассоциация клиента на заданное слово.

2. “Фрейдовская ошибка” - это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают его подсознательные чувства. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок.

3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.

4. Анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения. Сопротивление - психоаналитический термин, обозначающий закрытость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами. Сопротивление означает своеобразную оппозицию клиента, его силы, противодействующие процессу и процедурам психоанализа. Сопротивление проявляется по-разному: клиент может молчать, его ответы однозначны, сухи и невыразительны, он может избегать определенной темы, опаздывает на встречу и т.п. Анализ сопротивления помогает выяснить действительные истоки проблем клиента.

5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос (трансфер) - психоаналитический термин, обозначающий особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и. клиентом, характеризующееся перенесением в процесс психоаналитического взаимодействия эмоционального опыта пациента, в частности проекцию на консультанта черт личности другого (значимого) человека. Перенос может быть положительным (чувство симпатии и привязанности) и отрицательным (чувство дискомфорта от общения с психологом).

Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Контрперенос (контртрансфер) - психоаналитический термин, обозначающий перенос на пациента собственного эмоционального опыта психотерапевта. Обратный перенос - это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиенту. Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами - составная часть работы практического психолога любого направления. Возможность для целеустремленной работы в аналитической ситуации возникает при условии создания особого климата рабочего (терапевтического) альянса. Терапевтический альянс - психоаналитический термин, обозначающий оптимальные, лишенные невротичности, разумные, десексуализированные взаимоотношения между консультантом и клиентом, основанные на доверии клиента к психоаналитическому процессу.

Итак, свободное ассоциирование - основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию. Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем длительного систематического обучения. Психоанализ является сложным методом, требующим солидной подготовки психолога. Бессистемное использование психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает “дикий” психоанализ, который не приносит клиенту облегчения.

Бихевиоральное направление в психологическом консультировании. Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера. Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, сформировать у него оптимальные поведенческие навыки. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии:

1) отношение психолога и клиента (психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой);

2) определение проблемы через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения - перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. При этом психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос: “Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент?”;

3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента;

4) установление социально важных целей для клиента. Психолог совместно с клиентом выбирает и вырабатывает достижение для него целей, предполагающих конкретный план действий на будущее.

Психолог-бихевиорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.

В поведенческой коррекции используются методы, условно относимые к трем основным группам.

А) Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и (или) замену ее новой. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного для клиента воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, либо, наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно доставляющей удовольствие (например, при избавлении от вредных привычек).

Другим вариантом контробусловливания является парадоксальное (для клиента) сочетание с приятной или неприятной ситуацией не конкретного воздействия, а состояния. Например, человека обучают расслаблению, а затем ему, находящемуся в этом состоянии, предъявляют ситуацию, обычно вызывающую минимальную тревогу (а, следовательно, напряжение); когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к более стрессогенным ситуациям, предъявляя их в порядке нарастания силы негативных воздействий.

Б) Наряду с контробусловливанием выделяют оперантные методы, базирующиеся на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе этих методов лежит система наград, которые получает клиент за те действия, которые терапевт считает желательными, вследствие чего, согласно идеям Скиннера, вероятность такого поведения возрастает. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград (в данном случае клиент сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных).

В) Наконец, к третьей группе методов относятся те, что опираются на взгляды социобихевиористов. Согласно последним, человек научается через наблюдение. Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее. Например, если ребенок боится собак, то терапевт демонстрирует ему собственное бесстрашное общение с собаками (или чье-то другое), скажем, подходя к собаке и гладя ее.

В бихевиоральном консультировании широко используются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни. Это стратегии предотвращения рецидивов. Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов, задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом. Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях.

Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств; выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят следующим образом:

1. Выбор подходящего поведения. Описание его в деталях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Стратегия предупреждения рецидивов. Стратегия состоит в том, что клиент фиксирует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением оптимальному поведению и его

использованию в трудных ситуациях. Далее анализируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведения. Обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на временный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва.

4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждается вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения.

5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.

6. Стратегия предсказания последствий первого рецидива направлена на описание в деталях первого рецидива - людей, мест, времени, возможного эмоционального состояния.

Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.

Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом, А. Маслоу. Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Действуя в мире, человек должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента, основанный на стремлении к максимальной самоактуализации. Задача психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. Работа с миром клиента требует от психолога соблюдения некоторых условий, способствующих процессу позитивных изменений.

1. Психолог должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они идут вразрез с его установками.

2. Необходима эмпатия, стремление видеть мир глазами клиента.

3. Аутентичность терапевта, отказ от маски “профессионала”.

4. Психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно выполнять лишь функции зеркала, отражающего мысли и чувства клиента, и формулировать их по-новому. Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение. Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и техник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии:

- восприятие “здесь и теперь”;

- директивность;

- речевые изменения;

- метод пустого кресла: беседа с частью своего “Я”;

- диалог “верхней собаки” - авторитарной, директивной, и “нижней собаки” - пассивной, с чувством вины, ищущей прощения;

- фиксированное ощущение;

- работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники логотерапии:

- перемены отношения;

- парадоксальные намерения; переключение;

- метод убеждений (призыва);

- сократовский диалог.

Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.

Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога - это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью - составной частью его профессиональной позиции. Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.254 (0.018 с.)