Основные проблемы и тенденции развития социальной психологии 60-70-х годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы и тенденции развития социальной психологии 60-70-х годов



 

Печатается по изданию: Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории /Под ред. А.В. Брушлинского. - М.: Изд. "Институт психологии РАН", 1997. - С. 407-418. Абульханова-Славская Ксения Андреевна, доктор философских наук, профессор, специалист в области теории психологии личности.

 

Поршнев явился одним из энтузиастов возрождения социальной психологии в 60-е годы и преодолел множество цензурных трудностей при издании книги "Социальная психология и история", которая была написана тремя годами ранее. Эта работа сочетала требуемую идеологичность (поскольку целая глава была посвящена ленинским идеям и разработкам) с обращением к мировой науке, генетической психологии и, наконец, истории, чем задала определенный контекст введения в проблемы социальной психологии. Поршневым были выделены основные характеристики социальной психологии как науки, образующие ее много раз впоследствии отмечаемую асимметрию: то, что социальная психология изучает психологию (установки, интересы и т. д.) общностей, которые, в конечном итоге, создаются в результате некоторого взаимодействия, взаимоотношений в них, с одной стороны; но, с другой стороны, она исследует общность (в смысле сходства и даже тождества) психологии людей, не объединенных в какую-либо общность, но проживающих на одной территории, относящихся к одному социальному слою и т. д. Одной из основных теоретических идей книги явилась проблема категоризации, которую он несколько расширил, включив в нее не только антитезу "мы"-"они", но и проблему "я" и "мы", хотя и рассмотрел ее в духе наивного понимания коллективизма и "обособления личности в обществе".

Одним из основоположников отечественной социальной психологии в научном и организационном отношении явился Е.С. Кузьмин. В 1962 году в Ленинградском университете организуется первая в стране лаборатория социальной психологии, а в 1968 г.-кафедра под его руководством. В книге "Социальная психология" состоялось представление (как теперь говорят "презентация") социальной психологии: был проведен анализ ее исторического становления и современного состояния (в СССР и за рубежом). Кузьмин дает свое определение социальной психологии, связывая ее предмет-в основном-с общением и отмечая одновременно многообразие и сложность ее объектов исследования, в число которых он включает цели, организационные структуры и динамику групп и коллективов, особенности оценочных суждений, лидерства и руководства, а также диспозиционные структуры, отношения и ценностные ориентации, роли личности, восприятие и понимание людьми друг друга. К предмету социальной психологии он относит так называемые массовые явления-классовые и национальные психологические особенности, нравы, обычаи, привычки, подражание, внушение и другие психологические феномены массы, толпы. Впоследствие категоризация предмета психологии была осуществлена в подобных единицах: социальная психология личности, общение (включающее и социальную перцепцию и социальное познание), психология малых и больших групп.

Кузьминым были, наконец, соотнесены ставшее абстрактным понятие социальной детерминации и понятие общественных отношений как микро- и макроусловий, непосредственной среды и контактов. "Совершенно очевидно,-писал он,-что во взаимоотношениях микро- и макроусловий, непосредственных и опосредованных влияний решающее значение имеют макроусловия и опосредованные влияния. Однако, специфика микро- и непосредственной сферы общения накладывает свой узор, определяет конкретную инструментовку и механизм формирования социально-психологических явлений на уровне личности и малых групп". Кузьмин дал детальный и особенно ценный в тот период анализ основных направлений развития отечественной социальной психологии конца XIX-начала XX века, концепций Бехтерева, Беляева, Залужного, Вагнера, Артемова, Рейснера, Войтоловского и др., восстановив тем самым сокровищницу истории отечественной социально-психологической мысли.

Кузьмин и авторский коллектив раскрыли и соотношение социальной психологии с другими науками (психологией и социологией), показав роль для социальной психологии исследований социологов, фактически ее изучавших, и дали ряд определений ее понятий: социальной психологии личности (Ядов), групп и коллективов (Обозов, Русалинова), а также показали чрезвычайно важную для последующего развития социальной психологии модель совместной деятельности [там же, с. 125 и далее]. Авторы этого коллективного труда стали родоначальниками отдельных направлений в социальной психологии: Свенцицкий-социально-психологических проблем управления, Обозов-общения и т. д.

Говоря об "имплицитном" периоде развития социальной психологии, датируя его началом (первым пятилетием) 60-ых годов, мы также имеем в виду появление на русском языке книги Дж. Морено "Социометрия", которая вызвала, с одной стороны, критику, с другой-напротив, практическое применение социометрии, связанное с попытками определить сферу приложения социометрии и условия ее применения. Так, с публикацией первых эмпирических результатов изучения социометрическими методами взаимоотношений школьников выступил Я.Л. Коломинский совместно с А.И. Розовым уже в 1962 г. Дискуссии в этом направлении состоялись на II съезде Общества психологов и, как отмечает Коломинский, период расцвета данного метода пришелся на пятилетие между II и III съездами, после чего, с одной стороны, появились монографические публикации исследований, проведенных преимущественно этим методом, с другой-начались поиски новых методов социально-психологического исследования.

Ленинградское направление исследований, связанное с именем Кузьмина, было по своему характеру теоретико-эмпирическим и включало в себя три основных проблемы: 1) исследование взаимоотношений в группах-бригадах и специально-взаимоотношений между мастером и учащимися ПТУ (Русалинова, В.Н.Келасьев), 2) характерных черт советского рабочего и 3) изучение восприятия людьми друг друга (непосредственное общение) (Бодалев, Куницына). Иными словами, были охвачены две основные модели, составляющие предмет социально-психологического исследования: группа и особенности психологии, связанные с взаимодействием, и слой, класс и т. д. и особенности его психологии, и кроме этого развернуто первое в стране исследование общения и восприятия людьми друг друга, выросшее в оригинальное для отечественной науки направление. Причем исследовались как реальные коллективы-бригады, так и группы, работающие в лабораторных условиях. Для первого исследования был разработан оригинальный метод "наблюдения значимых ситуаций" (Кузьмин), для второго-прибор "гомеостат", который позволяет изучать эффективность совместных действий малых групп. Последнее направление и его методическое обеспечение первоначально развернул Ф.Д.Горбов, который совместно с сотрудниками раскрыл, каковы условия сработанности и эффективности в работе малых групп: психофизиологическая совместимость, наличие паритетных тактик, положительный характер психических установок, общность интересов и потребностей и отсутствие выраженных эгоцентрических устремлений. Результаты этих самых первых эмпирических исследований были доложены уже на II съезде Общества психологов, а впоследствии составили основу закрытых исследований в области подготовки космонавтов. Для изучения взаимоотношений использовался социометрический метод.

В реальных коллективах исследовалась зависимость между уровнем отношений и эффективностью деятельности, а позднее-влияние взаимоотношений на дисциплину, на отношение к работе членов бригады (причем, по мере развития данного направления для получения более достоверных результатов численность обследуемых бригад постоянно увеличивалась). Изучение эффективности малых групп привело к построению уровневой концепции взаимоотношений, установлению решающей роли именно тех из них, которые связаны с процессом производства и, которые, в свою очередь, влияют на укрепление дисциплины, рост инициативы, удовлетворенности трудом, ведут к осознанию ценности своего коллектива. Самый высокий уровень взаимоотношений был определен Кузьминым как "наиболее рациональное и гармоничное сочетание официальной структуры с теплотой и близостью межличностных отношений". Исследования Бодалева, Русалиновой и В.Н.Шубкина показали, что развитие взаимоотношений и сплоченность-как новый качественный социально-психологический признак коллектива-зависит от характера взаимного восприятия и понимания людьми друг друга. Были получены первые характеристики роли руководителя в коллективе, связанные с оптимальным характером отношений ответственной зависимости. Предложена классификация формальных и неформальных групп и дано определение коллектива, включающее: общественно значимые цели, пространственное объединение со своими органами управления, временную устойчивость, известную завершенность функции, выявлена "сложная неформальная динамика и структура групп, отношения ответственной зависимости (формальная структура группы)". Таким образом, это первое социально-психологическое направление исследований было комплексным, обращенным к группам (которые включены в трудовую производственную деятельность), многоаспектным, давшим основные-отличные в от зарубежных стратегий -комплексные методы исследования и наметившим его направления.

Этому же направлению принадлежит приоритет в постановке проблемы социальной психологии личности. Кроме глубокого анализа взглядов зарубежных психологов, Кузьмин сразу опирается на отечественные теории установки Узнадзе и отношений К. Мясищева, давая основное определение социальной психологии личности через характеристику взаимоотношений, а затем дополняя ее гностическими характеристиками (восприятия, понимания и оценки) и мотивационными, под которыми он прежде всего имеет в виду выбор профессии и отношение к труду, ставшее предметом исследований в лаборатории (официально открытой в 1963 году).

К тому же ленинградскому направлению исследований и исследователей принадлежит Парыгин, наиболее полно представивший социальную психологию как науку об общественной психологии, соотнесший свои взгляды с точками зрения других социальных психологов и социологов (в частности, с точкой зрения А.К.Уледова, определяющего социальную психологию как массовое сознание), разработавший ее структуру, основные направления исследований, проблемы их интерпретации. Определение общественной психологии он связал и с массовым, и с групповым, и с индивидуальным уровнями и формами сознания. По его мнению, предметом социальной психологии являются как особенности групповой, коллективной и массовой психологии, проявляющиеся в совокупной деятельности людей, их совместном поведении, переживаниях и способах психологического общения друг с другом, так и особенности поведения и психического состояния индивида в группе, коллективе и массе. Существенным в подходе Парыгина явилось то, что под социальными формами деятельности он имел в виду и духовную, и материальную, и экономическую, и политическую деятельность, а вместо так называемых прикладных проблем психологии (рекомендации и частные внедрения), выделил так называемую праксиологию, связанную с приложением теории к различным конкретным формам социальных отношений. Тем самым он в определенной мере предвосхитил развитие в дальнейшем таких направлений социальной психологии, как политическая и правовая. Кроме того, что было существенным для того времени, Парыгин выявил не только зависимость социально-психологических явлений и общественной психологии от общественных отношений, но и их обратную зависимость. Рассматривая, как и Кузьмин, в составе предмета социальной психологии социальную психологию личности, он указывает на ее качество как объекта и субъекта общественных отношений.

Таким образом, теоретико-эмпирические исследования, выполненные под руководством Кузьмина, теоретические работы Парыгина, концепция личности Ядова, связавшая общепсихологическую и социально-психологическую характеристики личности в одной модели, идущие от общей теории личности взгляды Ковалева, акцентировавшего в социальной психологии понятие "взаимовлияния", прочитанный им курс лекций по социальной психологии закрепили официально статус социальной психологии как науки. <...>

Особенности ученических и студенческих групп начали изучать в своей лаборатории в 1963-64 г.г. курские психологи- Уманский и А.С. Чернышев. Курское направление социально-психологических исследований, в основном направленное не на трудовые производственные, а на юношеские студенческие коллективы, возглавляемое Уманским, заняло особое место в первый период развития психологии на основе разработки лабораторных и более того сложных аппаратурных методов изучения контактных групп и их лидеров-организаторов. Однако обращает на себя внимание то, что в курских исследованиях в центре внимания были параметры группы, которые являются обычно предметом общепсихологического исследования-речь, эмоциональные отношения (Лутошкин). Развивая далее методику гомеостата, разработанную Горбовым, курские исследователи сконструировали "Групповой сенсомоторный интегратор", из названия которого очевидно, на каком уровне и в каких категориях фиксировались согласование, координация членов контактной группы, совместимость группы, некоторые аспекты лидерства, а позднее-осуществлялось изучение роли организатора в стрессовых, конфликтных и других состояниях групповой психодинамики (В.Я.Подорога).

Для моделирования группового решения задачи и изучения при этом эмоционального и делового настроя использовалась конструкция "Арка" (Чернышев). "Групповой ритмограф" был нацелен на изучение динамики эмоциональных состояний в контактной группе (Лутошкин) посредством ритмографической записи психомоторных реакций-ритмограммы. Наконец, для специального изучения групповых, волевых усилий был сконструирован "Групповой волюнтограф" (Л.И.Акатов), дозволяющий моделировать групповое волевое усилие, общегрупповой результат и усилие организатора группы при варьировании различных условий (изоляции членов группы друг от друга, в условиях получения или отсутствия обратной информации о результатах, в условиях соревнования и т. д.). Для изучения мотивации группового действия создан прибор "Эстакада" (Уманский, Е.И.Тимощук, Крикунов, Чернышев), который позволил фиксировать вклад каждого участника в общегрупповой результат и последний как таковой, что при сопоставлении с социометрическими данными и разными композициями пространственного размещения около прибора позволило с значительной степенью достоверности выявить лидеров-организаторов в этом виде деятельности.

Из приведенных данных очевидно, что предметом исследования явилось не типичное, устойчивое взаимодействие членов группы, которое связано с выполнением трудовой деятельности, а по разному основанию подобранные группы, изученные в определенный промежуток времени в своих, можно сказать, социально-психологических состояниях и способе текущего взаимодействия, взаимоотношений. Тем не менее эти данные оказались чрезвычайно существенными для понимания сущности и возможных структур временных групп, а также для снятия "микрослоя" эмоциональных и других механизмов взаимодействия, которые другими методами уловить невозможно.

Обобщая эти исследования, Уманский считает, что они были исследованиями контактной группы в совместной деятельности, которая требует организаторских усилий, а также особенностей общения "между членами в группах, отличающихся по уровню своего развития, в условиях моделирования трех форм организации совместной деятельности (совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей". Эта классификация совместной деятельности по формам взаимодействия в ней вошла в социальную психологию под именем Уманского.

Развитие теоретико-эмпирического направления исследований в Москве связано с созданием академического Института психологии и в нем-сектора социальной психологии под руководством Шороховой. Одновременно центром социально-психологических исследований являлось соответствующее подразделение в Московском государственном университете, возглавляемое Андреевой, а также лаборатория социальной психологии в Академии общественных наук при ЦК КПСС, руководимая Дуледовым. Работая в разных научно-исследовательских и учебных заведениях, Петровский создает свою исследовательскую группу и репрезентирует одно из ярких и популярных социально-психологических направлений. Кроме этих ведущих центров и целых исследовательских направлений в Москве начинает расти число "независимых" психологов, работающих в различных учреждениях и начинающих группироваться вокруг организованного в Институте психологии РАН методологического семинара по социальной психологии.

Принципиальную роль в развитии социальной психологии 60-70 годов сыграли сформулированный Ломовым системный подход и включение общения в число методологических принципов психологии. Социальная психология перестала рассматриваться как одно из направлений психологической науки, а выступила как важнейшая составляющая системы психологических знаний, в которой центральное место заняли принцип детерминации психических явлений, личностный принцип, а также принципы общения и деятельности. Вводя общение в число основных категорий и социальной и общей психологии, Ломов сформулировал философско-методологическое основание, которое позволяет определить его специфику. Если деятельность осуществляется в системе "субъект-объект", то общение предъявляется в системе отношений "субъект-субъект". Это определение ограничило роль категории деятельности, которая начала превращаться в основной объяснительный принцип психологии, с одной стороны. С другой-показало, что "мир" человека, о котором писал Рубинштейн еще в 50-ые годы, не состоит исключительно из предметов, а включает в себя людей и человеческие отношения между ними. Ломов отметил, что за исключением Ковалева и Мясищева, которые изучали проблемы формирования личности в коллективе, проблеме общения вообще не уделялось внимания. Он доказал невозможность растворять общение в деятельности и рассматривать его по той же схеме, что и деятельность. <...> Так, Ломов совершенно справедливо заметил, что десятилетиями психология изучала только индивидуальные формы деятельности и практически не исследовала совместную деятельность. Этой критикой ограниченности общепсихологического подхода к деятельности он привлекает внимание к социально-психологическим исследованиям групповой, коллективной деятельности (которые, как выше отмечалось, уже были к тому времени проведены).

Конкретизируя понятие общения, он одновременно раскрывает целый ряд его аспектов, функций: взаимодействие, обмен (представлениями, установками и т. д.) (можно заметить попутно, что позднее П.Н.Шихирев попытался доказать со ссылкой на тексты Маркса, что общение и есть ни что иное, как обмен, и в этом, на наш взгляд, опять пошел по пути ограничения функций общения); наконец, Ломов выделяет информационную функцию общения и систему средств опосредованного общения. Он показал ограниченность понимания общения только как процесса передачи информации и воздействия одного человека на другого, подчеркнув его специфику именно как взаимодействия. Наконец, принципиальную роль в последующем развитии социальной психологии сыграло введение им понятия "совокупного субъекта" и определение его специфических качеств как общности людей.

Системно-уровневый подход сыграл особую роль в способе соотнесения и связи разных социально-психологических явлений, сущностей и образований; личность, группа, общество рассматривались уже как связанные не только горизонтальными, но и вертикальными связями. Это позволило глубже понять роль общественных отношений, которая считалась основной социально-психологической детерминантой и группы, и личности. <...>

 

А.Л. Журавлев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.221 (0.017 с.)