Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии



 

Печатается по изданию: Журавлев А.Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии // Психология совместной деятельности малых групп и организаций. - М: Изд-во "Социум"; Институт психологии РАН, 2001. - С.120-135.

Журавлев Анатолий Лактионович, доктор психологических наук, профессор, специалист в области социальной психологии.

 

Введение

За последние 40 лет в нашей стране выполнено большое число психологических исследований по проблеме совместной деятельности, которые внесли определенный вклад в становление соответствующей концепции, ставшей одной из наиболее распространенных в психологии групп и коллективов, особенно трудовых коллективов. Данная проблема формулировалась по-разному не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследователями. С ее формулированием связаны прежде всего такие термины как: "групповая активность", "групповая деятельность", "групповое взаимодействие", "коллективная деятельность", "совместная деятельность" и т.п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор сохраняется в центре внимания исследователей, в первую очередь, социальных психологов, психологов труда и управления.

Цель данной работы - проанализировать, во-первых, развитие исследований совместной деятельности, а во-вторых, теоретические возможности (потенциалы) психологической концепции совместной деятельности Наличие именно таких потенциалов, а не только ее практическая значимость, во многом объясняет устойчивый интерес психологов к разработке этой проблемы.

Исследования совместной деятельности

в отечественной психологии в 60-70-е годы XX века

Состояние исследований в 60-е годы. Проблема совместной деятельности непосредственно стала разрабатываться в нашей стране в первой половине 60-х годов. Результаты некоторых исследований, выполненных в эти годы, подробно были опубликованы позднее. Не только внутреннее развитие самой социальной психологии привело к постановке данной проблемы; но прежде всего она была вызвана практическими потребностями. Причем зарождались эти исследования независимо друг от друга в трех важных сферах практики того периода.

Во-первых, интенсивное развитие авиации и особенно космонавтики в те годы (готовящиеся групповые полеты в космос) поставили перед психологами практическую задачу комплектования малых групп (экипажей) для эффективного выполнения совместной деятельности в необычных условиях обитания человека. Это направление исследований хорошо известно трудами таких специалистов как Ф.Д Горбов и М.А. Новиков. В различных научных центрах изучалось влияние многочисленных психологических факторов на показатели совместной деятельности, причем преимущественно в лабораторных условиях (Н.Н. Обозов, В.В. Медведев и др.).

Фактически в тот же период, во-вторых, была поставлена практическая задача подготовки (обучения и воспитания) молодежных (школьных и студенческих) лидеров первичных учебных, а позднее, учебно-производственных и других коллективов. Очень скоро выяснилось, что отбор и подготовка лидеров может осуществляться только через их включение в процесс организации совместной деятельности группы. В начале 60-х годов это направление исследований было связано прежде всего с Курским госпединститутом и такими именами как Л.И. Уманский и А.С. Чернышев.

В-третьих, в это же время начинает выполняться работа социальных психологов Ленинградского госуниверситета на промышленных предприятиях города и области. Эти исследования проводились в первичных и вторичных трудовых коллективах (бригадах. отделах, участках, цехах) и были направлены на изучение таких психологических феноменов, как отношение к труду и удовлетворенность трудом, межличностные отношения и лидерство в коллективе, взаимоотношения с руководителями и т.д. Цель этих исследований заключалась в оптимизации отношений и повышении эффективности совместной трудовой деятельности коллективов. Данное направление наиболее интенсивно разрабатывалось под руководством Б.Г. Ананьева и ЕС. Кузьмина Н В. Голубевой, Н.Н. Обозовым, А.А Русалиновой. А.Л. Свенцицкнм. Э С Чугуновой и др. В тот же период времени в секторе психологии Института философии АН СССР под руководством К.К. Платонова и Е.В, Шороховой были выполнены конкретные исследования в реальных трудовых группах. Хотя основным объектом этих исследований была личность рабочего, под руководством К.К. Платонова были получены полезные данные о роли трудовых групп в реализации потенциалов личности в групповой деятельности. То есть не столько на теоретическом, сколько на эмпирическом уровне исследования фактически была реализована концептуальная триада "личность - коллектив - деятельность", которая позднее стала осмысливаться одним из важнейших теоретических положений психологии коллектива.

Характеризуя в целом этот период исследований (60-е годы), можно выделить следующие его особенности:

а) высокая степень детерминированности исследований совместной деятельности практическими потребностями и социальным заказом;

б) доминирование эмпирических и экспериментальных (лабораторных) исследований совместной деятельности позволило качественно улучшить их методическое оснащение, а разработанные в 60-е годы аппаратурные методики "гомеостат" (Ф.Д. Горбов, М.А. Новиков), "сенсомоторный интегратор" (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев), "арка" (А.С. Чернышев), "кибернометр" (Н.Н. Обозов), а также многие другие бланковые методики и шкалы стали классическими и до сих пор используются социальными психологами;

в) были подробно изучены, хотя и отдельно взятые, но принципиально важные социально-психологические феномены, включенные в процесс совместной деятельности и оказывающие влияние на ее результаты: совместимость, сработанность, организованность малых групп, удовлетворенность трудовой деятельностью и коллективом, межличностные отношения в группе, психологические типы лидерства, взаимоотношения с руководством и т.д.

Состояние исследований в 70-е годы. Интенсивные эмпирические и научно-практические исследования совместной деятельности естественным образом привели к накоплению данных и необходимости их теоретического обобщения. Острая потребность в этом возникла на рубеже 60-70-х годов, а в 70-е годы появилось много интересных теоретических разработок, которые внесли существенный вклад в становление концепции совместной деятельности. Остановимся только на основных теоретических направлениях исследования этого периода.

Под руководством К.К. Платонова была разработана оригинальная психологическая теория групп и коллективов, принципиальная роль в которой отводится целям и мотивам совместной деятельности групп. В его понимании, коллективами могут быть названы только такие группы, которые объединяются "общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества".

Под руководством А.В. Петровского была разработана социально-психологическая теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе и в более широком смысле групповой активности. В его понимании, все социально-психологические феномены в группе детерминируются (опосредствуются) содержанием совместной деятельности, но при этом главным предметом исследования в социальной психологии коллектива являются межличностные отношения (А.В. Петровский, В.В. Шпалинский).

Разрабатывая методологические проблемы социально-психологического исследования и развивая марксистские традиции в социально-психологическом знании, Г.М. Андреева и А.В. Петровский сформулировали наиболее общий объяснительный принцип деятельности в социальной психологии: конкретные социально-психологические феномены (и, прежде всего, групповые) могут быть поняты и объяснены, исходя из анализа содержания деятельности, которую выполняет личность или группа. Наиболее успешно принцип деятельности был реализован позднее во многих исследованиях социальной перцепции, межличностных отношений и общения, выполненных их учениками (А.И. Донцов, А.П. Дульчевская, А.У. Хараш).

Обобщая многочисленные данные групповых экспериментов, Н.Н. Обозов разработал теоретическую модель (схему) регуляции совместной деятельности, которая включала три основных блока факторов: условия деятельности (например: характер задач, время совместной работы, уровень взаимосвязанности членов группы и т.д.), уровни проявления личностных характеристик (особенно мотивации и направленности), а также степень подобия или различий участников совместной деятельности по личностным характеристикам (ценностным ориентациям, установкам, мотивации и т.п..

Важный вклад в теоретическое осмысление проблемы совместной деятельности внесли результаты исследований, выполненных под руководством Б.Ф. Ломова и посвященных анализу изменений различных познавательных процессов (сенсорно-перцептивых, мнемических, мыслительных и др.), вызванных переходом от индивидуального к групповому (совместному) выполнению деятельности. Было убедительно показано, что многие характеристики познавательных процессов трансформируются в условиях совместной деятельности. Аналогичные исследования выполнялись под руководством Н.Н. Обозова, В.Ф. Рубахина, Е.В. Шороховой и др.

На рубеже 60-70-х годов и особенно в 70-е годы интенсивно исследовались различные психологические феномены в группе, выполняющей совместную деятельность, например: организованность (А. С. Чернышев), ее эмоционально-психологические состояния (А.Н. Лутошкин), групповое волевое усилие (Л.И. Акатов), мотивация групповой деятельности (Е.И. Тимощук), сработанность (Н.Н. Обозов). Особое место в этот период занимают исследования Л.И.Уманского, посвященные различным формам организации совместной деятельности и сохраняющие свою актуальность до сих пор.

Давая обобщенную оценку второму периоду (70-м годам) исследований совместной деятельности, можно отметить следующее:

а) в результате интенсивного теоретического анализа места и роли совместной деятельности в объяснении групповых психологических феноменов был определен ее статус как ведущего фактора, детерминирующего эти феномены (другими словами: ей придан статус детерминирующей среды и условий существования групповых феноменов);

б) исследования совместной деятельности значительно расширили свои границы по объектам: изучалась операторская (Б.Ф. Ломов, Б.А. Душков), учебная (Т.А. Матис, В.В. Рубцов), изобретательская (Ч.М. Гаджиев), управленческая (Е.А. Дорощенко) и другие виды совместной деятельности (педагогическая, спортивная, научная);

в) доминирующее внимание к теоретическому анализу и обобщающим схемам в некоторой степени увело исследователей от непосредственного изучения собственно совместной деятельности (что было характерно для 60-х годов; к изучению феноменов группы, на которые она оказывает влияние. Например, общения. социальной перцепции, межличностных отношений, лидерства, социально-психологического климата, стиля руководства, адаптации в группе:

г) характерно доминирование структурного подхода в исследовании совместной деятельности, причем основные компоненты психологической структуры индивидуальной деятельности рассматриваются как общие и используются для анализа структуры совместной деятельности (цели, мотивы, действия, результаты и т.п.). Наиболее последовательно структурный подход был реализован в работах Б.Ф. Ломова, Е.И. Головахи и др.

 

Исследования совместной деятельности

в отечественной психологии в 80-90-е годы XX века

Состояние исследований в 80-е годы. В эти годы интенсивно продолжались как конкретные эмпирические (включая экспериментальные), так и теоретические исследования различных видов совместной деятельности. Наиболее крупными направлениями исследований можно выделить следующие:

В Институте психологии АН СССР и Московском госуниверситете впервые были разработаны и выполнены специальные программы исследования проблемы совместной деятельности. То есть, принципиально изменился научный статус данной проблемы: совместная деятельность стала самостоятельным объектом социально-психологического исследования, а не рассматривалась только как детерминирующая среда (Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова) В этом смысле произошел, хотя и на новом уровне, некоторый возврат к исследовательским парадигмам 60-х годов. "Границы совместной деятельности были описаны через совокупность основных ее признаков, по сравнению с индивидуальной" (А.Л. Журавлев, 1999).

Во многом именно реализация крупных исследовательских программ сопровождалась глубоким анализом результатов исследований совместной активности ("joint activity") в зарубежной социальной психологии (Г.М. Андреева. А И. Донцов, Р.С Немов. С.К. Рощин, В.А. Соснин, П.Н. Шихирев и др.), а также тщательным поиском и изучением того опыта исследований совместной деятельности, который был накоплен в истории отечественной социальной психологии, психологии различных видов труда, психологии управления и т.д. (В.Г. Казаков, О.Г Носкова К.К. Платонов, Е.В. Шорохова и др.)

Было обосновано теоретическое положение о том, что совместная деятельность является системообразующим признаком коллектива (или главным основанием формирования и сохранения его целостности). То есть. совместная деятельность стала рассматриваться уже не только как фактор, определяющий психологию группы, и не только как среда существования групповой психологии. но и как собственно психологический феномен коллектива (А.И. Донцов, А.Л. Журавлев).

И в теоретических схемах, и в конкретных исследованиях совместная деятельность стала рассматриваться уже не только как социально-психологическая проблема, а комплексная, в которой тесно "переплетались" как различные психологические, так и экономические, организационные и социальные феномены (А.Л. Журавлев, А.И. Китов). В значительной степени такому развитию в понимании проблемы совместной деятельности способствовали исследования психологии первичных трудовых коллективов (бригад) в условиях организационно-управленческих нововведений. Было убедительно показано взаимное влияние новых форм организации коллективного труда и психологических характеристик совместной деятельности. Исследования были выполнены в Институте психологии АН СССР и Ленинградском госуниверситете.

На рубеже 70-80-х годов К.А. Абульхановой, А.И. Донцовым, А.Л. Журавлевым, А.С. Чернышевым и др. разрабатывалось понятие "коллективного субъекта деятельности" (или "субъекта совместной деятельности") и тем самым подчеркивалась не пассивная, а активная сущность коллектива по отношению к выполняемой им совместной деятельности. Эти исследования внесли принципиальные изменения в представления о детерминации совместной деятельности коллектива: не только содержание совместной деятельности определяет групповые психологические феномены (это подробно разрабатывалось в 70-е годы), но и социально-психологические свойства, процессы и состояния коллектива существенно влияют на характеристики совместной деятельности, могут в разной степени ее трансформировать. В этот период был сформулирован обобщенный принцип субъекта в исследовании совместной деятельности.

Структурный подход к анализу совместной деятельности был дополнен так называемым динамическим (или процессуальным), позволяющим выделить не столько общие, сколько отличительные характеристики совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Сущность данного подхода заключается в предположении о том, что совместная деятельность развертывается в различных групповых процессах, определенная совокупность и последовательность которых позволяет описывать психологические особенности содержания и разных форм организации совместной деятельности (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова). Динамическая концепция совместной деятельности разрабатывалась в Институте психологии АН СССР и в 80-е, и в 90-е годы.

Оценивая в целом исследования совместной деятельности в 80-е годы, можно выделить самое главное:

а) проблеме совместной деятельности посвящены специальные исследовательские программы, оптимально сочетающие теоретические, эмпирические (и экспериментальные) и практические методы ее анализа:

б) совместная деятельность фактически стала комплексной проблемой: наряду с психологическим, выделились функционально-технологический и организационно-управленческий аспекты ее изучения;

в) сформулирован принцип коллективного субъекта в исследовании совместной деятельности, тем самым расширились представления о детерминации совместной деятельности и групповой психологии в целом;

г) наиболее типичными стали исследования совместной деятельности трудовых коллективов в условиях технико-технологических и организационно-управленческих нововведений (техническая реконструкция предприятий и реорганизация форм коллективного труда).

Состояние исследований в 90-е годы. Чем ближе к нам время, тем сложнее его оценивать, тем не менее выделим основные тенденции.

Наиболее интенсивно стали изучаться некоторые новые для социальной психологии виды совместной деятельности, например: политической (Е.В. Егорова, С.К. Рощин, Т.Н. Ушакова и др.). экономической, предпринимательской (В.П. Поздняков,, А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова), которые ранее не исследовались в контексте совместной деятельности. Тем самым произошло значительное расширение области исследования совместной деятельности по объектам. Расширение области исследований произошло и по предмету, что, может быть, даже важнее первого. Если ранее исследования концентрировались вокруг совместной деятельности первичных групп и коллективов, то в 90-е годы, наряду с традиционными исследованиями совместной деятельности, имеющей четко очерченные "границы", стал изучаться также более общий социально-психологический феномен совместности (А.Л. Журавлев), характеризующий и межличностное взаимодействие, и малые группы, и межгрупповое взаимодействие, и самые разные другие общности.

Это стало необходимым потому, что содержание понятия "совместная деятельность" становилось "узким" и недостаточным для описания и тем более объяснения результатов исследований, например: семьи (В.П. Левкович), жизнедеятельности малых групп в экстремальных условиях (Е.В. Журавлева, С.В. Сарычев, В.А. Хащенко, А.С. Чернышев), адаптации людей, длительно проживающих на радиоактивно загрязненных территориях (М.И. Бобнева, А.Л. Журавлев, Ю.А. Лунев, В.П. Позняков, А.С. Чернышев) и т.д., где более адекватно было использовать понятия "совместная жизнедеятельность" и "совместность".

В 90-е годы стало возможным и необходимым изучать совместную деятельность, в первую очередь трудовую, в условиях радикальных социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе и связанных, прежде всего, с изменениями форм собственности на предприятиях и в организациях. В результате таких изменений появились и стали изучаться в том числе и новые коллективные субъекты, но не только и нередко не столько совместной трудовой деятельности, сколько совместной собственности, совместного хозяйствования (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков) на предприятиях с новыми, негосударственными формами, собственности.

 

Заключение

Интерес социальных психологов к проблеме совместной деятельности объясняется многими причинами, основными среди которых являются, во-первых, большой теоретический потенциал психологической концепции совместной деятельности, а во-вторых, очевидная практическая значимость разработки данной проблемы.

1. Та социальная психология, которую в истории данной отрасли науки условно называют "психологической" социальной психологией (в отличие от "социологической") и которая представлена такими крупными специалистами как К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский. К.К. Платонов. Л.И. Уманский, Е.В. Шорохова и др., формировалась, прежде всего на основе общей психологической теории деятельности, поэтому естественно, что понятие "совместная деятельность" вошло одним из важнейших элементов системы социально-психологических понятий. Анализ развития исследований совместной деятельности показал, что, начиная с рубежа 50-60-х годов XX века, эти исследования сыграли заметную роль в процессе возрождения отечественной социальной психологии в целом. Можно утверждать, что развитие психологической концепции совместной деятельности является неотъемлемой, существенной (атрибутивной) характеристикой состояния социальной психологии в России периода ее возрождения в 60-е годы - начале 70-х годов и последующего интенсивного развития, вплоть до настоящего времени.

2. Совместная деятельность является таким целостным феноменом, в котором концентрируются и интегрируются основные социально-психологические явления. Ее исследование, по нашему мнению, стало фактическим переходом от анализа "парциальных явлений (общения, межличностных отношений, лидерства и т.д.), а, следовательно; от "парциальной" социальной психологии, к изучению целостных образований (совместной деятельности), а, следовательно, к становлению "интегральной" социальной психологии. Именно в совместной деятельности наиболее полно представлена взаимосвязь и взаимозависимость (через взаимодействие и взаимоотношение) основных психологических феноменов и понятий: личности, группы и деятельности, образующих "вершины теоретического треугольника", его стороны при этом обозначают взаимодействия и взаимоотношения, а плоскость треугольника совместную деятельность.

3. Концепция совместной деятельность представляет собой удачную теоретическую схему, наиболее полно объясняющую психологию именно устойчивых трудовых коллективов, включающих взрослых его членов. Несколько меньшая "нагрузка" на совместную деятельность может быть отведена в объяснении психологии искусственно создаваемых (лабораторных) групп, а также учебных, детских, временно существующих коллективов. Поэтому теоретический потенциал концепции совместной деятельности наиболее успешно реализуется в прикладных отраслях, например: социальной психологии различных видов труда, управления, экономической психологии, имеющих дело с трудовыми группами в естественных условиях их жизнедеятельности.

4. Показательным, по нашему мнению, является то, что в наиболее интенсивно формировавшихся в последние десятилетия научно-практических направлениях исследования групповых явлений активно использовались (осознанно или неосознанно) важнейшие элементы (понятия) концепции совместной деятельности, такие как: "взаимодействие", "группа как субъект", "коллективный субъект", "групповая деятельность" и т.п. К таким направлениям относятся, например, исследования групповой психотерапевтической практики, групповых форм обучения и профессиональной подготовки с использованием различных видов группового тренинга, деловых игр, организационно-деятельностных игр и т.п.; комплектования трудовых групп, формирования управленческих команд, взаимодействия оргконсультанта и организатора совместной трудовой деятельности (управленца) и др. Во многом именно эти научно-практические направления исследований актуализировали теоретическую разработку психологических проблем коллективного (группового) субъекта разных форм активности: деятельности, общения, отношений, поведения, различных форм взаимодействия и т.п..

5. Перспективными направлениями развития концепции совместной деятельности в настоящее время, по нашему мнению, являются следующие.

Во-первых, будет продолжаться естественный процесс теоретического и особенно эмпирического накопления данных, полученных в рамках этой концепции, и постепенного ее "наполнения" конкретным" содержанием, т.к. в настоящее время концепция совместной деятельности "оформлена" в достаточно общем плане. Интенсивность накопления новых данных в первую очередь будет зависеть от реальных возможностей данной концепции (как и любой другой) объяснять новые социально-психологические феномены, описываемые в конкретных исследованиях.

Во-вторых, ближайший период будет характеризоваться более интенсивным исследованием пограничных (или смежных) проблем социальной психологии и таких общественных наук как экономическая (экономическая психология), политологическая (политическая психология), юридическая (юридическая психология), историческая (историческая психология), наука управления (организационная психология и психология управления) и т.п. Этот процесс неизбежно будет касаться и дальнейшего развития концепции совместной деятельности, а именно: будет продолжено изучение взаимосвязей социально-психологических переменных с экономическими, политическими; правовыми, историческими, организационно-управленческими и др. Феномен "контекста" или "фона", на котором реализуется совместная деятельность, становится принципиальным в понимании социально-психологических явлений в группах. Таким "фоном" исследования совместной деятельности становятся различного рода социальные изменения в обществе ("инновационный фон"), проявляющиеся, в том числе, на уровне психологии первичного коллектива и его совместной деятельности, особенно трудовой. Следовательно, исследование психологических закономерностей совместной деятельности в изменяющихся социальных условиях - бесспорно, перспективное направление. При этом частным, но очень важным вопросом является изучение психологических особенностей совместной деятельности, вызванных социальными изменениями разного содержания, например: экономическими, организационно управленческими, административно-правовыми, этнокультурными, политическими и др.

В-третьих, существует большая потребность в разработке таких социально-психологических методик (скорее, программ), которые бы позволяли исследовать сложные интегральные феномены совместной деятельности, не "разрезая" их на такие составляющие, в которых теряется качество совместности. Переход от изучения парциальных к интегральным социально-психологическим феноменам пока произошел только на теоретическом, а не конкретном эмпирическом уровне. Для достижения этого будет необходимо использовать прежде всего возможности комплексного подхода в социально-психологическом исследовании, а также существенно продвинуться в разработке методических приемов изучения взаимодействия как стержневого психологического процесса совместной деятельности.

 

 

Раздел II

Проблемы психологии общения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.041 с.)