![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компоненты психологической готовности к обучению в школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшая проблема, которая встает к концу дошкольного возраста, — это проблема готовности ребенка к школьному обу-
Степень готовности к школьному обучению — это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б.Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни, а значит, к принятию положения школьника. Новый уровень самосознания выражается в новой внутренней позиции ребенка — важнейшем новообразовании дошкольного возраста. Являясь итогом психического развития на протяжении первых семи лет жизни, она обеспечивает переход к новому образу жизни, а также характеризует личность ребенка, определяет его поведение и деятельность, систему отношений к окружающему миру, людям и самому себе (Л.И.Божович). Новая внутренняя позиция школьника возникает к семи годам. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Внутренняя позиция включает следующие составляющие. Во-первых, это отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к естественному и необходимому событию в жизни, когда ребенок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения. Во-вторых, он проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, предпочитая уроки грамоты и счета занятиям дошкольного типа (рисованию, пению и пр.). В-третьих, ребенок отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения, когда предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, положительно относится к дисциплине, предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки достижений (отметки) другим видам поощрения (сладостям, подаркам). В-четвертых, он признает авторитет учителя (Т. А. Неж-нова). Становление внутренней позиции школьника проходит в три этапа. На первом этапе появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет лишь внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. На втором этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные, аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника — третий этап — включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к семи годам. Таким образом, внутренняя позиция школьника — это субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция выступает показателем готовности ребенка к новой социальной позиции ученика, когда образ жизни школьника осознается ребенком как адекватный путь к взрослости. К компонентам готовности относятся интеллектуальная, личностная (в том числе мотивационная и волевая), социально-коммуникативная. В школе ребенок переходит к систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Поэтому важный компонент готовности связан с развитием познавательной сферы ребенка. Подчеркнем, что знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе. Значительно более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему. На какие же моменты следует обратить внимание? Прежде всего на особенности знаково-символиче-ской функции сознания и на способность ребенка к замещению, в частности к наглядно-пространственному моделированию (Л. А. Венгер). Замещение — это начало пути, который приводит к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закрепленной в системе знаков: устной и письменной речи, математических символах, нотных записях и пр. Умение использовать образные заместители перестраивает психические процессы дошкольника, позволяя ему в умственном плане строить представления о предметах, явлениях и применять их при решении разнообразных умственных задач. В отличие от дошкольника, школьник стоит перед необходимостью приобретать систему знаний по определенной программе, составленной в соответствии с требованиями самой науки, а не следовать только своим интересам, желаниям и потребностям. Чтобы воспринять и запомнить учебный материал, ребенок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность (Л. И. Божо-вич). Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.
Цель школьного обучения состоит в усвоении знаний. Поэтому успешность учебной деятельности обеспечивается также ярко выраженными познавательными интересами, привлекательностью для ребенка умственного труда. В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформирован-ность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни (например, следить за своим поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.). За выполнением правил и их осознанием лежит система отношений между ребенком и взрослым. Произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А.Н.Леонтьев), когда они выполняются без контроля взрослого. Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность. В сфере деятельности и общения к главным составляющим готовности к школьному обучению относятся формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослогр. Учебная задача отличается от практической, житейской результатом. При решении учебной задачи ребенок приходит к иному результату — изменениям в самом себе. А объектом учебной задачи выступает способ действия (Д. Б. Эльконин). Поэтому и решение ее направлено на освоение способов действий. Следовательно, чтобы успешно учиться, ребенок должен понимать условный смысл учебной задачи, осознавать, что задание выполняется не для того, чтобы получить практический результат, а чему-то научиться. Рассматривать материал задачи ребенок должен не как описание житейской ситуации, а как средство научиться общему способу решения задач вообще. Как тут не вспомнить всем известного Буратино, который, выслушав задачу о том, что у него в кармане было два яблока, а некто взял у него одно, на вопрос: «Сколько осталось яблок?» — ответил следующим образом: «Два. Я не отдам же некту яблоки, хоть он дерись!» Налицо непонимание условности учебного задания и подмена содержания задачи обыденной ситуацией. Для того чтобы научиться решать учебные задачи, ребенок должен обращать внимание на способы выполнения действий. Он должен понимать, что приобретает знания для использования в будущей деятельности, «впрок». Умение учиться у взрослого определяется внеситуативно-личностным, контекстным общением (Е.Е.Кравцова). Оно характеризуется непривязанностью к какой-либо наличной ситуации, когда ребенок способен действовать не под влиянием сиюминутных ситуативных побуждений, а с учетом задающих контекст ситуации моментов — установок, правил, условий и т.п. Причем ребенок понимает позицию взрослого как учителя и условность его требований. Только такое отношение к взрослому помогает ребенку принять и успешно решить учебную задачу. Произвольность в общении начинает складываться в три — шесть лет и в шесть—семь лет интенсивно развивается. Она обнаруживается, например, в ситуации известной детской игры «"Да" и "нет" не говорите», которая содержит одно правило: отвечая на вопросы, нельзя употреблять слова «да» и «нет». Для того чтобы правильно построить ответы на провокационные вопросы типа: ты посещаешь детский сад? Ты любишь ходить к врачу? Коровы летают? Трава бывает белая? Тебя зовут (неправильное имя)? и т.п., дети должны увидеть условность позиции взрослого, понять двойной смысл его вопросов. Эффективность обучения ребенка-дошкольника зависит от формы его общения со взрослым. В ситуативно-деловой форме общения взрослый выступает как партнер по игре в любой, даже учебной, ситуации. Поэтому дети не могут сосредоточиться на словах взрослого, принять и удержать его задачу. Дети легко отвлекаются, переключаются на посторонние предметы и почти не реагируют на замечания взрослого. При внеситуативно-познавательной форме общения у ребенка обострена потребность в признании и уважении взрослого, которая при обучении проявляется в повышенной чувствительности к замечаниям. Детей привлекают только те задачи, которые получаются легко и вызывают одобрение взрослого. На порицание взрослого дети реагируют аффектами, обидами и отказом от деятельности. При внеситуативно-личностном общении ярко проявляются внимание к взрослому, умение слушать и понимать его слова.
Определенный уровень произвольности, контекстности общения складывается и в общении со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается кооперативно-соревновательный тип общения. Дети принимают и удерживают задачу, задающую контекст их совместной деятельности, у них появляется соревновательное отношение к партнеру как к противнику по совместной игре (Е.Е.Кравцова). Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П.Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность. Итак, к концу дошкольного возраста появляется системное новообразование — новая внутренняя позиция школьника, выражающая новый уровень самосознания ребенка и проявляющаяся в его стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Структуру психологической готовности к обучению в школе составляют следующие центральные компоненты: в познавательной сфере — знаково-символическа функция сознания и способность к замещению, произвольност психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать, познавательные интересы; в личностной сфере — широкие социальные мотивы учения, произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества; в сфере деятельности и общения — умение принимать условность ситуации, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность в соответствии с правилами, заданными взрослым и коллективным характером обучения. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. 2. В чем проявляется готовность ребенка к школьному обучению в познавательной сфере? 3. Опишите готовность ребенка к обучению в школе в личностной сфере. 4. Опишите готовность ребенка к школьному обучению в сфере деятельности и общения. Литература Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Кризис развития ребенка семи лет. — М., 2003. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н.Леонтьева, А. В.Запорожца. — М., 1995. Венгер Л. А., Ветер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М., 1994. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб., 2004. Коломинский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М., 2001. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей //Дошкольное воспитание. — 1989. — № 3.
Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997. Аверин В. А. Психология детей и подростков. — СПб., 1998. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М., 2000. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М., 2005. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. — М., 2004. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения. — Минск, 1997. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М., 1988. Волков Б. С, Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии. — М., 1991. Волков Б. С, Волкова Н.В. Детская психология: логические схемы. — М., 2003. Дошкольник / под ред. А.Г.Хрипковой. — М., 1976. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995. Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка (Серия «Психологическая энциклопедия»). — СПб., 2002. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. — СПб., 2004. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М., 2001. Люблинская А. А. Детская психология. — М., 1971. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. — М., 1972. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1988. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1997. Мухина В. С. Детская психология. — М., 1999. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. — СПб., 2002. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. — М., 2005. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. — М., 1988. Природа ребенка в зеркале автобиографии / под ред. Б. М. Бим-Бада и О. Е. Кошелевой. — М., 1998. Психология детства в художественной литературе XIX — XX веков: хрестоматия-практикум / сост. Г.А.Урунтаева. — М., 2001. Психология дошкольника: библиографический указатель. 1917—1998 / сост. Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина, М.Ю.Двоеглазова. — М., 2000. Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А Урунтаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2001. Психология человека от рождения до смерти: полный курс психологии развития / под ред. А.А. Реана. — СПб., 2003. — (Серия «Психологические энциклопедии»). Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т 1- М 1999.-Т. 2. Сапогова Е. Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. — М., 2004. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М., 2001. Слободчиков В. И, Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М., 2000. Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М., 2003. Хрестоматия по детской психологии / ред. и сост. Г. В. Бурменская — М., 1996. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 2004.
Абстрагирование — мыслительная операция, состоящая в выделении определенных признаков объекта при отвлечении от остальных, несущественных. Автономная речь — один из ранних этапов развития детской речи, характеризующийся своеобразием фонетической, грамматической и смысловой стороны. Активность — стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию. Акцентирование — операция воображения, состоящая в подчеркивании определенных частей, свойств, качеств, признаков в знакомом образе, в результате чего получается новый образ. Анализ — мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части. Анализ продуктов деятельности — метод психологического исследования, предполагающий изучение продуктов деятельности ребенка, таких, как рисунки, конструкции, сказки и т. п. Антропоморфизация — операция воображения, состоящая в одушевлении предметов и явлений окружающего мира. Беседа — метод психологического исследования, предполагающий получение информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Ведущая деятельность — деятельность, определяющая характер психического развития и возникновение важнейших психических новообразований на том или ином этапе онтогенеза. Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых. Волевое действие — преднамеренное, осознанное, связанное с преодолением трудностей действие. Его структуру составляют постановка цели, принятие решения, планирование исполнения, преодоление препятствий, сличение достигнутого результата с предполагаемым и его оценка. Внутренняя речь — вид речи, обеспечивающей процессы мышления и саморегуляции поведения, производная форма от внешней речи. Волевое усилие — психическое напряжение, мобилизующее внутренние ресурсы человека для преодоления препятствий. Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия. Воображение — психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте. Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на все стороны личности ребенка с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, умственных способностей. Воспоминание — процесс восстановления прошлого опыта. Восприятие — психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств. Воспроизведение — процесс памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту объекты, мысли, образы, чувства, движения. Воссоздающее воображение — вид воображения, предполагающий создание образа на основе описания. Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по психическому строению, произвольные по способу осуществления. Гиперболизация — операция воображения, состоящая в преувеличении или преуменьшении определенных сторон знакомого объекта, в результате чего получается новый образ. Двигательная память — память на движения и действия. Деятельность — активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. Забывание — утрата информации из памяти или невозможность ее восстановить. Запоминание — процесс памяти, состоящий в фиксации и удержании новой информации. Знаково-символическая функция сознания — возможность использовать какой-либо объект в качестве заместителя другого. Зона ближайшего развития — область еще не созревших, но созревающих психических процессов, которые определяют возможности и перспективу развития ребенка. Игровая деятельность — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в которой они в специфической форме воспроизводят действия и отношения между *взрослыми. Импульсивность — особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Индивидуальность — неповторимое, уникальное своеобразие психики и личности каждого человека, проявляющееся в чертах темперамента, характера, способностей, интеллекта и др. Интеллектуальная готовность к школьному обучению — один из компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов.
Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности. Классификация — мыслительная операция, состоящая в объединении объектов в группы по определенным признакам. Коммуникативное умение — освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое. Комплекс оживления — специфическая реакция младенца на обраще ние к нему взрослого, включающая эмоционально-двигательную актив ность и вокализацию. Конструирование — один из видов продуктивной деятельности до школьника, предполагающий создание конструкций из того или иног материала по предлагаемому образцу, по условиям или по собственному замыслу. Контекстная речь — речь, достаточно полно описывающая ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия Концентрация внимания — степень углубления в деятельность при от влечении от всего остального. Культура наблюдения — качество восприятия, характеризующее возмож ность поставить цель, спланировать и руководить процессом восприятия Личность — устойчивая система социально значимых черт, характери зующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения Логическая память — вид памяти, предполагающий усвоение матери ала, опирающееся на его осмысление. Манипулирование — нецеленаправленные действия с объектами, н учитывающие их специфику (назначение). Механическая память — вид памяти, предполагающий усвоение ма териала без его осмысления. Мнемические приемы — действия, которые применяются для управ ления своей памятью. Мнемические средства — идеальные или материальные объекты, пред назначенные для облегчения протекания процессов памяти. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворение" потребности. Мотивировка — словесное объяснение своего действия или поступка. Мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами. Мышление неразрывно связано с речью. С его помощью происходит открытие существенно нового. Мышление начинается в практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы. Наблюдение — метод психологического исследования, состоящий в систематическом, планомерном, целенаправленном восприятии каких-либо психических явлений, сторон психического развития. Навык — частично автоматизированное действие, сформированное в результате многократных повторений и упражнений. Наглядно-действенное мышление — вид мышления, протекающий в наглядно-воспринимаемой ситуации и осуществляемый с помощью внешних практических действий. Наглядно-образное мышление — вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы. Непроизвольная память — вид памяти, не требующий при запоминании волевых усилий и сознательной мнемической цели. Новая внутренняя позиция школьника — возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью. Нравственное развитие — процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения. Нравственные качества — постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам. Нравственные, моральные чувства — высшие чувства, переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам. Нравственные нормы — общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности. Обобщение — мыслительная операция, состоящая в выделении общих существенных признаков предметов и явлений. Образная память — память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители. Обучение — процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Общение — взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата. Объем памяти — количество объектов, которые человек запоминает (воспроизводит) за единицу времени. Объяснительная речь — речь, помогающая ясно и отчетливо представить какой-либо предмет, явление, правило, действие. Онтогенез (в психологии) — процесс формирования основных структур психики индивида на протяжении детства в условиях воспитания и обучения. Опосредованная память — вид памяти, предполагающий опору на внешние или внутренние мнемические средства. Опосредованное воображение — вид воображения, предполагающий создание образа с опорой на внешние или внутренние средства. Орудийные действия — действия, предполагающие воздействие предметом-орудием на предмет-цель. Ощущение — психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Переключение внимания — переход от одного объекта (вида деятельности) к другому. Перцептивные действия — действия, сознательно направляемые на обследование объектов. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого. Потребность — источник активности субъекта, нужда в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития. Предметная деятельность — ведущий вид деятельности ребенка в раннем детстве, направленный на усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Предметные действия — общественно выработанные способы употребления предметов. Привычка — автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. Припоминание — сознательный поиск информации в памяти. Продуктивная деятельность — виды деятельности, направленные на создание материального продукта (рисование, конструирование и др.). Произвольная память — вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения. Произвольное действие — действие, совершаемое в соответствии с заранее поставленной целью. Произвольность поведения — способность отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с заранее поставленной целью. Психика — форма активного отражения субъектом объективного мира, возникающая в процессе взаимодействия с этим миром и осуществляющая регуляцию его поведения и деятельности. Психическое развитие — процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Психологическая готовность к школьному обучению — комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов — мышления, восприятия, памяти, воображения); личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми). Психологическая защита — регулятивная система личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Распределение внимания — способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности. Рассеянность внимания — неспособность к сосредоточению, что проявляется в частых и длительных отвлечениях от предмета или деятельности. Речевая деятельность — процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения. Самоконтроль — способность сдерживать и подавлять примитивные побуждения и эмоции и подчинять их отдаленным или более высоким и достойным целям. Самооценка — оценка личностью себя (своей внешности, способностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания. Самосознание — осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям. Самоутверждение — стремление к реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение. Сензитивные периоды — в психическом развитии периоды особой чувствительности и наиболее благоприятного сочетания условий для развития определенных психических свойств и качеств. Сенсомоторный образ — зрительно-двигательный образ действия или предмета. Сенсорные эталоны — исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов. Синтез — мыслительная операция, состоящая в мысленном соединении различных частей или сторон объекта в единое целое. Ситуативные желания — желания, мотивы поведения, возникающие в данной конкретной наглядной ситуации «здесь и сейчас». Склонность — устойчивое положительное отношение к определенной деятельности, стремление ею заниматься. Словесно-логическое мышление — вид мышления, в котором решение задач опирается на установление отношений между понятиями. Соотносящие действия — действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей. Соподчинение мотивов (иерархия мотивов) — определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие. Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим социальным миром, отраженная в его переживаниях. Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка человеком других людей. Социометрический эксперимент — метод психологии, позволяющий определить структуру межличностных отношений в малой группе. Способности — индивидуально-типологические особенности человека, обеспечивающие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Сравнение — мыслительная операция, состоящая в сопоставлении объектов с целью установления их сходства и различия. Суждение — логическая форма мышления, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их признаками, свойствами.
Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Темперамент — совокупность индивидуально-психологических свойств человека, характеризующих его со стороны динамических особенностей. Тесты — метод психологического исследования, представляющий собой краткие стандартизированные испытания в целях оценки уровня тех или иных психологических качеств. Трудовая деятельность — вид деятельности, направленной на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно-полезного продукта. Узнавание — процесс памяти, состоящий в опознании воспринимаемого объекта как уже известного в прошлом опыте. Умозаключение — логическая форма мышления, вывод, получаемый путем сопоставления фактов или су
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.017 с.) |