Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компоненты психологической готовности к обучению в школе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 51 из 51 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшая проблема, которая встает к концу дошкольного возраста, — это проблема готовности ребенка к школьному обу- чению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается определенный уровень психического развития, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Готовность к школе обусловлена сфор-мированностью личности, уровнем развития познавательных процессов и деятельности ребенка. Степень готовности к школьному обучению — это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка (Д.Б.Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни, а значит, к принятию положения школьника. Новый уровень самосознания выражается в новой внутренней позиции ребенка — важнейшем новообразовании дошкольного возраста. Являясь итогом психического развития на протяжении первых семи лет жизни, она обеспечивает переход к новому образу жизни, а также характеризует личность ребенка, определяет его поведение и деятельность, систему отношений к окружающему миру, людям и самому себе (Л.И.Божович). Новая внутренняя позиция школьника возникает к семи годам. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Внутренняя позиция включает следующие составляющие. Во-первых, это отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к естественному и необходимому событию в жизни, когда ребенок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения. Во-вторых, он проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, предпочитая уроки грамоты и счета занятиям дошкольного типа (рисованию, пению и пр.). В-третьих, ребенок отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения, когда предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, положительно относится к дисциплине, предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки достижений (отметки) другим видам поощрения (сладостям, подаркам). В-четвертых, он признает авторитет учителя (Т. А. Неж-нова). Становление внутренней позиции школьника проходит в три этапа. На первом этапе появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет лишь внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. На втором этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные, аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника — третий этап — включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к семи годам. Таким образом, внутренняя позиция школьника — это субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция выступает показателем готовности ребенка к новой социальной позиции ученика, когда образ жизни школьника осознается ребенком как адекватный путь к взрослости. К компонентам готовности относятся интеллектуальная, личностная (в том числе мотивационная и волевая), социально-коммуникативная. В школе ребенок переходит к систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Поэтому важный компонент готовности связан с развитием познавательной сферы ребенка. Подчеркнем, что знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе. Значительно более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему. На какие же моменты следует обратить внимание? Прежде всего на особенности знаково-символиче-ской функции сознания и на способность ребенка к замещению, в частности к наглядно-пространственному моделированию (Л. А. Венгер). Замещение — это начало пути, который приводит к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закрепленной в системе знаков: устной и письменной речи, математических символах, нотных записях и пр. Умение использовать образные заместители перестраивает психические процессы дошкольника, позволяя ему в умственном плане строить представления о предметах, явлениях и применять их при решении разнообразных умственных задач. В отличие от дошкольника, школьник стоит перед необходимостью приобретать систему знаний по определенной программе, составленной в соответствии с требованиями самой науки, а не следовать только своим интересам, желаниям и потребностям. Чтобы воспринять и запомнить учебный материал, ребенок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность (Л. И. Божо-вич). Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью. Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к семи годам ребенок должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в предмете стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Это различение возможно в том случае, если у ребенка развито умение дифференцированно воспринимать объекты действительности, не только видеть их внешние признаки, но и понимать внутреннюю сущность; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы, обобщать, анализировать и сравнивать; если ребенок преодолел эгоцентризм, представляет, что собственная точка зрения не является единственной. Цель школьного обучения состоит в усвоении знаний. Поэтому успешность учебной деятельности обеспечивается также ярко выраженными познавательными интересами, привлекательностью для ребенка умственного труда. В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформирован-ность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни (например, следить за своим поведением на уроке и перемене, не шуметь, не отвлекаться, не мешать другим и пр.). За выполнением правил и их осознанием лежит система отношений между ребенком и взрослым. Произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А.Н.Леонтьев), когда они выполняются без контроля взрослого. Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность. В сфере деятельности и общения к главным составляющим готовности к школьному обучению относятся формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослогр. Учебная задача отличается от практической, житейской результатом. При решении учебной задачи ребенок приходит к иному результату — изменениям в самом себе. А объектом учебной задачи выступает способ действия (Д. Б. Эльконин). Поэтому и решение ее направлено на освоение способов действий. Следовательно, чтобы успешно учиться, ребенок должен понимать условный смысл учебной задачи, осознавать, что задание выполняется не для того, чтобы получить практический результат, а чему-то научиться. Рассматривать материал задачи ребенок должен не как описание житейской ситуации, а как средство научиться общему способу решения задач вообще. Как тут не вспомнить всем известного Буратино, который, выслушав задачу о том, что у него в кармане было два яблока, а некто взял у него одно, на вопрос: «Сколько осталось яблок?» — ответил следующим образом: «Два. Я не отдам же некту яблоки, хоть он дерись!» Налицо непонимание условности учебного задания и подмена содержания задачи обыденной ситуацией. Для того чтобы научиться решать учебные задачи, ребенок должен обращать внимание на способы выполнения действий. Он должен понимать, что приобретает знания для использования в будущей деятельности, «впрок». Умение учиться у взрослого определяется внеситуативно-личностным, контекстным общением (Е.Е.Кравцова). Оно характеризуется непривязанностью к какой-либо наличной ситуации, когда ребенок способен действовать не под влиянием сиюминутных ситуативных побуждений, а с учетом задающих контекст ситуации моментов — установок, правил, условий и т.п. Причем ребенок понимает позицию взрослого как учителя и условность его требований. Только такое отношение к взрослому помогает ребенку принять и успешно решить учебную задачу. Произвольность в общении начинает складываться в три — шесть лет и в шесть—семь лет интенсивно развивается. Она обнаруживается, например, в ситуации известной детской игры «"Да" и "нет" не говорите», которая содержит одно правило: отвечая на вопросы, нельзя употреблять слова «да» и «нет». Для того чтобы правильно построить ответы на провокационные вопросы типа: ты посещаешь детский сад? Ты любишь ходить к врачу? Коровы летают? Трава бывает белая? Тебя зовут (неправильное имя)? и т.п., дети должны увидеть условность позиции взрослого, понять двойной смысл его вопросов. Эффективность обучения ребенка-дошкольника зависит от формы его общения со взрослым. В ситуативно-деловой форме общения взрослый выступает как партнер по игре в любой, даже учебной, ситуации. Поэтому дети не могут сосредоточиться на словах взрослого, принять и удержать его задачу. Дети легко отвлекаются, переключаются на посторонние предметы и почти не реагируют на замечания взрослого. При внеситуативно-познавательной форме общения у ребенка обострена потребность в признании и уважении взрослого, которая при обучении проявляется в повышенной чувствительности к замечаниям. Детей привлекают только те задачи, которые получаются легко и вызывают одобрение взрослого. На порицание взрослого дети реагируют аффектами, обидами и отказом от деятельности. При внеситуативно-личностном общении ярко проявляются внимание к взрослому, умение слушать и понимать его слова. Дошкольники, хорошо владея вербальными средствами, сосредоточиваются на задаче, длительно удерживают ее, не переключаясь на посторонние предметы и действия, следуют инструкции. К поощрениям и порицаниям взрослого относятся адекватно. Порицания побуждают их изменить решение, искать более правильный способ решения задачи. Поощрения придают уверенность. Определенный уровень произвольности, контекстности общения складывается и в общении со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается кооперативно-соревновательный тип общения. Дети принимают и удерживают задачу, задающую контекст их совместной деятельности, у них появляется соревновательное отношение к партнеру как к противнику по совместной игре (Е.Е.Кравцова). Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П.Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная «необучаемость», когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность. Итак, к концу дошкольного возраста появляется системное новообразование — новая внутренняя позиция школьника, выражающая новый уровень самосознания ребенка и проявляющаяся в его стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Структуру психологической готовности к обучению в школе составляют следующие центральные компоненты: в познавательной сфере — знаково-символическа функция сознания и способность к замещению, произвольност психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать, познавательные интересы; в личностной сфере — широкие социальные мотивы учения, произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества; в сфере деятельности и общения — умение принимать условность ситуации, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность в соответствии с правилами, заданными взрослым и коллективным характером обучения. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. 2. В чем проявляется готовность ребенка к школьному обучению в познавательной сфере? 3. Опишите готовность ребенка к обучению в школе в личностной сфере. 4. Опишите готовность ребенка к школьному обучению в сфере деятельности и общения. Литература Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Кризис развития ребенка семи лет. — М., 2003. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н.Леонтьева, А. В.Запорожца. — М., 1995. Венгер Л. А., Ветер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М., 1994. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб., 2004. Коломинский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М., 2001. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей //Дошкольное воспитание. — 1989. — № 3. ЛИТЕРАТУРА Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997. Аверин В. А. Психология детей и подростков. — СПб., 1998. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М., 2000. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М., 2005. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. — М., 2004. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения. — Минск, 1997. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М., 1988. Волков Б. С, Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии. — М., 1991. Волков Б. С, Волкова Н.В. Детская психология: логические схемы. — М., 2003. Дошкольник / под ред. А.Г.Хрипковой. — М., 1976. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995. Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка (Серия «Психологическая энциклопедия»). — СПб., 2002. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. — СПб., 2004. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М., 2001. Люблинская А. А. Детская психология. — М., 1971. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. — М., 1972. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1988. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1997. Мухина В. С. Детская психология. — М., 1999. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. — СПб., 2002. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. — М., 2005. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. — М., 1988. Природа ребенка в зеркале автобиографии / под ред. Б. М. Бим-Бада и О. Е. Кошелевой. — М., 1998. Психология детства в художественной литературе XIX — XX веков: хрестоматия-практикум / сост. Г.А.Урунтаева. — М., 2001. Психология дошкольника: библиографический указатель. 1917—1998 / сост. Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина, М.Ю.Двоеглазова. — М., 2000. Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А Урунтаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2001. Психология человека от рождения до смерти: полный курс психологии развития / под ред. А.А. Реана. — СПб., 2003. — (Серия «Психологические энциклопедии»). Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т 1- М 1999.-Т. 2. Сапогова Е. Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. — М., 2004. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М., 2001. Слободчиков В. И, Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М., 2000. Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М., 2003. Хрестоматия по детской психологии / ред. и сост. Г. В. Бурменская — М., 1996. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 2004. СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Абстрагирование — мыслительная операция, состоящая в выделении определенных признаков объекта при отвлечении от остальных, несущественных. Автономная речь — один из ранних этапов развития детской речи, характеризующийся своеобразием фонетической, грамматической и смысловой стороны. Активность — стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию. Акцентирование — операция воображения, состоящая в подчеркивании определенных частей, свойств, качеств, признаков в знакомом образе, в результате чего получается новый образ. Анализ — мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части. Анализ продуктов деятельности — метод психологического исследования, предполагающий изучение продуктов деятельности ребенка, таких, как рисунки, конструкции, сказки и т. п. Антропоморфизация — операция воображения, состоящая в одушевлении предметов и явлений окружающего мира. Беседа — метод психологического исследования, предполагающий получение информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Ведущая деятельность — деятельность, определяющая характер психического развития и возникновение важнейших психических новообразований на том или ином этапе онтогенеза. Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых. Волевое действие — преднамеренное, осознанное, связанное с преодолением трудностей действие. Его структуру составляют постановка цели, принятие решения, планирование исполнения, преодоление препятствий, сличение достигнутого результата с предполагаемым и его оценка. Внутренняя речь — вид речи, обеспечивающей процессы мышления и саморегуляции поведения, производная форма от внешней речи. Волевое усилие — психическое напряжение, мобилизующее внутренние ресурсы человека для преодоления препятствий. Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия. Воображение — психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте. Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на все стороны личности ребенка с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, умственных способностей. Воспоминание — процесс восстановления прошлого опыта. Восприятие — психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств. Воспроизведение — процесс памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту объекты, мысли, образы, чувства, движения. Воссоздающее воображение — вид воображения, предполагающий создание образа на основе описания. Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по психическому строению, произвольные по способу осуществления. Гиперболизация — операция воображения, состоящая в преувеличении или преуменьшении определенных сторон знакомого объекта, в результате чего получается новый образ. Двигательная память — память на движения и действия. Деятельность — активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. Забывание — утрата информации из памяти или невозможность ее восстановить. Запоминание — процесс памяти, состоящий в фиксации и удержании новой информации. Знаково-символическая функция сознания — возможность использовать какой-либо объект в качестве заместителя другого. Зона ближайшего развития — область еще не созревших, но созревающих психических процессов, которые определяют возможности и перспективу развития ребенка. Игровая деятельность — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в которой они в специфической форме воспроизводят действия и отношения между *взрослыми. Импульсивность — особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Индивидуальность — неповторимое, уникальное своеобразие психики и личности каждого человека, проявляющееся в чертах темперамента, характера, способностей, интеллекта и др. Интеллектуальная готовность к школьному обучению — один из компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов. Интеллектуальные чувства — чувства, возникающие и развивающиеся в процессе познавательной деятельности (удивление, сомнение, радость познания). Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности. Классификация — мыслительная операция, состоящая в объединении объектов в группы по определенным признакам. Коммуникативное умение — освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое. Комплекс оживления — специфическая реакция младенца на обраще ние к нему взрослого, включающая эмоционально-двигательную актив ность и вокализацию. Конструирование — один из видов продуктивной деятельности до школьника, предполагающий создание конструкций из того или иног материала по предлагаемому образцу, по условиям или по собственному замыслу. Контекстная речь — речь, достаточно полно описывающая ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия Концентрация внимания — степень углубления в деятельность при от влечении от всего остального. Культура наблюдения — качество восприятия, характеризующее возмож ность поставить цель, спланировать и руководить процессом восприятия Личность — устойчивая система социально значимых черт, характери зующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения Логическая память — вид памяти, предполагающий усвоение матери ала, опирающееся на его осмысление. Манипулирование — нецеленаправленные действия с объектами, н учитывающие их специфику (назначение). Механическая память — вид памяти, предполагающий усвоение ма териала без его осмысления. Мнемические приемы — действия, которые применяются для управ ления своей памятью. Мнемические средства — идеальные или материальные объекты, пред назначенные для облегчения протекания процессов памяти. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворение" потребности. Мотивировка — словесное объяснение своего действия или поступка. Мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами. Мышление неразрывно связано с речью. С его помощью происходит открытие существенно нового. Мышление начинается в практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы. Наблюдение — метод психологического исследования, состоящий в систематическом, планомерном, целенаправленном восприятии каких-либо психических явлений, сторон психического развития. Навык — частично автоматизированное действие, сформированное в результате многократных повторений и упражнений. Наглядно-действенное мышление — вид мышления, протекающий в наглядно-воспринимаемой ситуации и осуществляемый с помощью внешних практических действий. Наглядно-образное мышление — вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы. Непроизвольная память — вид памяти, не требующий при запоминании волевых усилий и сознательной мнемической цели. Новая внутренняя позиция школьника — возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью. Нравственное развитие — процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения. Нравственные качества — постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам. Нравственные, моральные чувства — высшие чувства, переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам. Нравственные нормы — общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности. Обобщение — мыслительная операция, состоящая в выделении общих существенных признаков предметов и явлений. Образная память — память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители. Обучение — процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Общение — взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата. Объем памяти — количество объектов, которые человек запоминает (воспроизводит) за единицу времени. Объяснительная речь — речь, помогающая ясно и отчетливо представить какой-либо предмет, явление, правило, действие. Онтогенез (в психологии) — процесс формирования основных структур психики индивида на протяжении детства в условиях воспитания и обучения. Опосредованная память — вид памяти, предполагающий опору на внешние или внутренние мнемические средства. Опосредованное воображение — вид воображения, предполагающий создание образа с опорой на внешние или внутренние средства. Орудийные действия — действия, предполагающие воздействие предметом-орудием на предмет-цель. Ощущение — психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Память — психический познавательный процесс, состоящий в запе-чатлении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего прошлого опыта. Переключение внимания — переход от одного объекта (вида деятельности) к другому. Перцептивные действия — действия, сознательно направляемые на обследование объектов. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого. Потребность — источник активности субъекта, нужда в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития. Предметная деятельность — ведущий вид деятельности ребенка в раннем детстве, направленный на усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Предметные действия — общественно выработанные способы употребления предметов. Привычка — автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. Припоминание — сознательный поиск информации в памяти. Продуктивная деятельность — виды деятельности, направленные на создание материального продукта (рисование, конструирование и др.). Произвольная память — вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения. Произвольное действие — действие, совершаемое в соответствии с заранее поставленной целью. Произвольность поведения — способность отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с заранее поставленной целью. Психика — форма активного отражения субъектом объективного мира, возникающая в процессе взаимодействия с этим миром и осуществляющая регуляцию его поведения и деятельности. Психическое развитие — процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Психологическая готовность к школьному обучению — комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов — мышления, восприятия, памяти, воображения); личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми). Психологическая защита — регулятивная система личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Распределение внимания — способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности. Рассеянность внимания — неспособность к сосредоточению, что проявляется в частых и длительных отвлечениях от предмета или деятельности. Речевая деятельность — процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения. Самоконтроль — способность сдерживать и подавлять примитивные побуждения и эмоции и подчинять их отдаленным или более высоким и достойным целям. Самооценка — оценка личностью себя (своей внешности, способностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания. Самосознание — осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям. Самоутверждение — стремление к реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение. Сензитивные периоды — в психическом развитии периоды особой чувствительности и наиболее благоприятного сочетания условий для развития определенных психических свойств и качеств. Сенсомоторный образ — зрительно-двигательный образ действия или предмета. Сенсорные эталоны — исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов. Синтез — мыслительная операция, состоящая в мысленном соединении различных частей или сторон объекта в единое целое. Ситуативные желания — желания, мотивы поведения, возникающие в данной конкретной наглядной ситуации «здесь и сейчас». Склонность — устойчивое положительное отношение к определенной деятельности, стремление ею заниматься. Словесно-логическое мышление — вид мышления, в котором решение задач опирается на установление отношений между понятиями. Соотносящие действия — действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей. Соподчинение мотивов (иерархия мотивов) — определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие. Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим социальным миром, отраженная в его переживаниях. Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка человеком других людей. Социометрический эксперимент — метод психологии, позволяющий определить структуру межличностных отношений в малой группе. Способности — индивидуально-типологические особенности человека, обеспечивающие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Сравнение — мыслительная операция, состоящая в сопоставлении объектов с целью установления их сходства и различия. Суждение — логическая форма мышления, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их признаками, свойствами. Творческое воображение — вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта. Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Темперамент — совокупность индивидуально-психологических свойств человека, характеризующих его со стороны динамических особенностей. Тесты — метод психологического исследования, представляющий собой краткие стандартизированные испытания в целях оценки уровня тех или иных психологических качеств. Трудовая деятельность — вид деятельности, направленной на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно-полезного продукта. Узнавание — процесс памяти, состоящий в опознании воспринимаемого объекта как уже известного в прошлом опыте. Умозаключение — логическая форма мышления, вывод, получаемый путем сопоставления фактов или су
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.021 с.) |