Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С разными типами темперамента

Поиск

Указанные выше особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравно­вешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего на­строения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реа­гируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмо-


ции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом тем­перамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и на­строения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвини­ков характерна высокая работоспособность, они долго могут за­ниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко пере­ходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают дея­тельность, связанную с двигательной активностью. Навыки фор­мируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Санг­виника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлека­ются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражи­тели, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в пере­ключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисцип­линировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, не­выразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кро­потливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необхо­димо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть в оди­ночку и в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные — и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке,


болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режи­ма дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение таких детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним при­спосабливаются, и сами дети-флегматики плохо сходятся с дру­гими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них ха­рактерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышен­ной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ре­бенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавли­вать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движе­ния и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в но­вой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособ­ность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном от­дыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень ти­хая, невыразительная.

Учет свойств темперамента

в воспитательно-образовательной работе

С дошкольниками

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-ти­пологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например: у сангвиника — распыленности, раз­бросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативно­сти, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика — застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы спо­собствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполне­ния им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить нача­тое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на по­лезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке.


В воспитании холерика особенно необходим систематический конт­роль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, ка­чеством и полнотой выполнения заданий и требований взросло­го. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их са­молюбие.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, добро­желательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быст­рой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддержи­вать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их си­лах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегча­ет выполнение действий и заданий, способствует выработке по­ложительных привычек поведения.

В особой заботе воспитателя нуждаются две группы детей — медлительные и сверхподвижные. Первые характеризуются тем, что очень долго выполняют режимные процессы, задерживая ос­тальных; с неохотой берутся за новое дело, с трудом включаются в подвижные игры и физические упражнения, при этом постоянно нарушают правила, неверно реагируют или слишком сконцент-рированны, поэтому не слышат указаний, нередко рассеянны. Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвиж­ность нервных процессов может быть снижена. Тренировка процес­са торможения протекает по таким правилам (М.М.Кольцова):

— вхождение в работу требует запаса времени, спешка тормо­зит инертного ребенка;

— в требованиях и указаниях используется только спокойный, ровный тон, ведь медлительность — свойство темперамента, по­этому малыш действует не назло, а просто иначе не может;

— любая нагрузка дается на положительном эмоциональном фоне, включает элемент игры.

Повышенная активность сверхподвижных детей определяется протеканием нервных процессов. Но от воспитания зависит, в какое русло она будет направлена и в какой степени проявится: как дезор­ганизующая или способствующая успешному развитию личности.

Возможны два варианта воспитания такого ребенка (Е. Агаева). Первый предполагает, что малыша одергивают, наказывают за непоседливость, специально дают задания, требующие чрезмер­ной усидчивости: «Пусть привыкает». Но объективно ребенок вы­полнить их не может и, выражая протест, намеренно игнорирует указания взрослых, всевозможными способами стремится избе­жать выполнения их требований. Его нервная система перевоз­буждается. А в результате еще больше повышается двигательная активность.

Второй вариант предполагает ровное и спокойное общение педагога с детьми. Взрослые сводят количество запретов до мини-


мума, но требуют их неукоснительного выполнения, поручения дают кратковременные, постепенно удлиняя их, заполняют вре­мя ребенка самыми разнообразными делами. При таких условиях усидчивость, а значит, и качество работы повышаются. Взрослые предлагают малышу такие виды деятельности, в которых находит применение его подвижность и живость, спортивные игры, уп­ражнения, но в то же время регулируют нагрузку, чтобы избежать переутомления. Несомненно, второй вариант воспитания сверх­подвижных детей очень трудоемкий. Но лишь при его использова­нии достигаются положительные результаты.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее вари­анты, выделенные Т.И.Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создает­ся фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избе­гают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что по­добная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует до­полнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирова­ние у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особен­ности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в ре­зультате выработки у него навыков и привычек. Основные требо­вания при использовании этого варианта — постепенность, по­следовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные тре­бования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не яв­ляется недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенно­стей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляют­ся в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хоро­ших свойств темперамента. Например, для меланхолика характе­рен повышенный уровень тревожности, который связан с высо­кой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обус­ловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети


долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоцио­нальная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воз­действие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, вли­яние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффек­тивно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспи­тательно-образовательного процесса на основе своеобразия ин­дивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выра­жается в соотношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а дру­гие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — разме­ренность. Например, ребенок затрудняется сразу воспроизвести ус­военный материал, а делает это успешно спустя 20—60 мин. По­этому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Между тем следует дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, тогда материал не забудется.

Для взрослого очень важно учитывать индивидуально-типоло­гические особенности саморегуляции деятельности и поведения детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на от­бор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стре­мятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие из­бегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие от­казываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвиж­ные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуля­ции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, т.е. формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому пре­одолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

Тактика предвосхищения, ожидания возможного поведения ребенка предполагает не работу с последствиями, а предупрежде­ние нежелательных проявлений. Так, воспитатель, зная об эмоцио-


нальной возбудимости, повышенной двигательной активности ребенка, должен заранее продумать, в какое русло ее направить, или, зная о замедленном темпе действий, предоставить ребенку дополнительное время для завершения деятельности.

Подчеркнем, что главный принцип учета индивидуально-ти­пологических особенностей состоит в переходе от «приспособле­ния» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправ­ления динамикой поведения и деятельности.

Вопросы и задания

1. Как проявляется темперамент в поведении и деятельности ребенка?

2. Опишите особенности свойств темперамента у детей дошкольного возраста.

3. Охарактеризуйте типичного сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика.

4. Какие особенности каждого типа темперамента важно знать воспи­тателю детского сада и как их учитывать в своей работе?

Литература

Гаспарова Е. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание. —

1990. - № 4.

Кагальняк А. О. О связи характера и темперамента // Дошкольное вос­питание. — 1974. — № 8.

Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей // Вопросы психологии. — 1995. — № 6.

Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер // До­школьное воспитание. — 1965. — № 2.

Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 5.

Чудновский В. Э. О специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — М., 1967. — Т. V.

Широкова Л. Дети с разным типом высшей нервной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 12; 1977. — № 1.


Глава 20

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.174.32 (0.015 с.)