Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

Поиск

Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рож­дения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отно­шения. Игрушка для ребенка — предмет забавы, развлечения, ра­дости, и в то же время она — важнейшее средство психического развития дошкольника.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей — погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызвать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мими­кой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрос­лый общается с младенцем.

Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают не­произвольное внимание малыша. Он рассматривает их, улыбается человеку, в руках которого находится игрушка, а затем погре­мушка становится привлекательной сама по себе, как предмет, с которым можно действовать. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигатель­ная координация, и младенец начинает совершать с погремуш­кой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, броса­ет. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познако­мить его с игрушками, разными по цвету и форме.

К концу первого года жизни младенец, действуя с погремуш­ками, устанавливает первые причинно-следственные связи: те­перь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук.

Озвученные музыкальные игрушки привлекают ребенка на про­тяжении всего дошкольного детства. Он с удовольствием играет с колокольчиками, погремушками, барабанами, детскими гармош­ками. По мере взросления игровые действия с такими игрушками усложняются. Дошкольника уже привлекают не звуки сами по себе, он стремится извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музы­кальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок под­чиняет ритму свои движения, у него совершенствуются музыкаль­ный слух, чувство ритма.

С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в


обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, т. е. заключают в себе способ их использования. К дидактическим от­носятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания. Именно взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и т.д. Поэто­му особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сен­сорные эталоны. В действиях с дидактическими игрушками созда­ются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают ре­зультативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у малыша эстетические переживания.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необхо­димы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообраз­ные виды игр: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сфе­ру применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.

Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Ма­лыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыс­лями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, переда­вая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной при­влекательности для малыша игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравствен­ный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных пережива­ний, формируются нравственные качества.

Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и де­вочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия. 116


Пример. Дети рассказывают о своих игрушках.

Маша К. (7 лет): У моих игрушек есть имена. Обезьянка Чи-Чи, бегемот Гоша, черепашка Мотя. Медвежонка так и зовут — Миша. А бе­лочку зовут... забыла... Туфелька ее зовут. Больше всего я люблю играть с Барби, потому что у нее коленки сгибаются. Я ее одеваю, переодеваю. У нее скоро день рождения.

Саша П. (5 лет): У меня есть грузовик с прицепом. Машинки разные тоже. Машинки маленькие, в них настоящие люди не поместятся. Только игрушки. Самые любимые — машины «Москвич» и «Порш». Я их катаю... собаку катаю. У меня еще есть медвежонок. Это мама подарила.

Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряже­ние, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Неслучайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие иг­рушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью.

Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и пр.) — это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом; например, малыш насыпает ло­паткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошколь­ном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открыва­ют для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают по­знавательные вопросы (почему крутятся колеса?), стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки используются при постановке спек­таклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными черта­ми в соответствии с их внешним видом. Часто театрализованные игрушки представляют любимых персонажей сказок. Они вызыва­ют у детей желание вспомнить и проиграть их содержание. Выпол­нение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует раз­витие театрально-речевых способностей.

Спортивно-моторные игрушки способствуют не только форми­рованию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку со­здаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью.


 


Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позво­ляет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки-самоделки — это своеобразный способ само­выражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно инте­ресны малышу.

Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, по­ложительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, раз­вивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Подчеркнем, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Особенности развития игровой деятельности в дошкольном воз­расте:

— игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

— ребенок осваивает разные виды игры;

— с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы социаль­ной действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Вопросы и задания

1. Опишите этапы развития игры в раннем детстве.

2. Какие предпосылки сюжетно-ролевой игры складываются в раннем детстве?

3. Что такое «сюжет» и «содержание игры»? Как изменяются сюжет и содержание игры на протяжении дошкольного возраста?

4. В чем состоит социальная природа сюжетно-ролевой игры?

5. Дайте характеристику компонентов ролевой игры.

6. Какова специфика реальных взаимоотношений детей в игре?

7. Охарактеризуйте специфику разных видов игровой деятельности до­школьника.

8. Какова роль игрушки в психическом развитии?

9. Дайте характеристику игровой деятельности как ведущей в до­школьном возрасте. Какие новообразования складываются в игре? Как игра влияет на психическое развитие?

Литература

Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошколь­ное воспитание. — 1987. — № 7.

Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. — М., 1988.


 


Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: в 2 т. — М., 1983. — Т. 1.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в дет­
ском саду. — М., 1997.,.

Мухина В. С. Игрушка как средство психологического развития реоен-ка // Вопросы психологии. - 1988. — № 2.

Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогическии аспект/ под ред Н.Н.Поддъякова, Н. Я. Михайленко. - М., 1987.

Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. запорож­ца А.П.Усовой. — М., 1966.

Репина Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения // Дошкольное воспитание. — 1984. — № 2.

Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1978.


Глава 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.008 с.)