Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие игры в младенчестве и раннем детствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Игра — особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. К.Д.Ушин-ский, характеризуя решающее влияние окружающей действительности на детскую игру, отмечал: «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни — отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но тем не менее поражающее верностью своих подробностей. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки....Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни». Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф. А. Фрадкина, Н.Я.Михайлен-ко, 3.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина и др.). Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, т.е. в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность. Игре с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. На первом действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игрушку. Ко второму малыш переходит тогда, когда сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат, ударяют одним о другой, чтобы услышать звук, и пр.). Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в вероятностном характере результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные предметно-игровые действия характерны для ребенка от 5 —6 мес. до 1 года 6 мес. Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат — не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры. На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Под- черкнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий. В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни: например, за купанием куклы следует укладывание спать. Так в играх появляется «роль в действии», в которой действия связаны между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих отношений. Как правило, в центре таких действий стоит кукла, являющаяся заместителем человека. Ребенок выполняет функцию мамы, парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» — отвечает: «Я Юля (Лена, Андрю-ша)». Дети по предложению педагога, родителей начинают называть себя именем взрослого, чьи действия производят, тем самым сравнивая свои действия с действиями взрослого и находя между ними сходство. Зачатки роли появляются между 2,5 и 3 годами, когда ребенок называет куклу именем действующего лица и говорит от этого лица. В сюжетно-отобразительной игре действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Впервые замещение одного предмета другим возникает, когда необходимо дополнить привычную ситуацию действия отсутствующим в данный момент предметом. Тогда ребенок называет воображаемую пищу, поднося ко рту куклы тарелку: «Это суп. Это кисель», или начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей конфетой, подносит к ее рту свой кулачок и говорит: «Это конфета». Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Так, становится возможным перенос действия, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Ребенок научился самостоятельно причесываться гребешком и теперь начинает причесывать гребешком куклу, медведя, обезьянку. В другом случае ребенок может осуществлять такое же действие, но с предметом-заместителем, когда причесывает себя, куклу, медведя, но не гребешком, а палочкой. Так происходит обобщение действий и отделение схемы действия от предмета. Переходу предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает игровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю». Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые, направляя их не на реальный, а на воображаемый результат. В отличие от игрового действия, практические, например с предметами обихода, дидактическими игрушками, преследуют достижение реального результата — сам надел кол- готки, обул сапожки, собрал пирамидку, матрешку. Действия с сюжетно-образными игрушками, которые передают в обобщенной, художественной форме образы людей, животных, предметы игрового обихода и пр., имеют реальный характер, а результат в них достигается мнимый, когда ребенок кормит зайца, укладывает мишку спать. Еще одно отличие игровых действий от практических состоит в том, что в игровом можно не совершать все необходимые для достижения результата операции. Игровое действие освобождается от операционально-технической стороны, свойственной практическим, и направляется на сознательную цель. Достижение этой цели может расходиться со способом ее достижения в практическом действии, например, малыш кладет в кастрюльку кубики и говорит, что варит суп. Предметы в игровом действии приобретают для ребенка особый смысл, поэтому кубики превращаются в овощи для супа, а палочка — в ложку. Так создается воображаемая ситуация. Условность ситуации дает возможность ребенку действовать не с реальными предметами, а с их заместителями, символами, позволяющими мыслить обобщенно, а не конкретно, как в практическом действии. Таким образом, игровые действия — это действия со значением, свободные от операционально-технической стороны и имеющие изобразительный характер. Замещение в игре появляется под влиянием обучающего воздействия взрослого и на первых порах носит подражательный характер, когда ребенок использует только те предметы, которые показал взрослый. В освоении замещений важная роль принадлежит слову. Вначале перенос действия ребенок осуществляет на невербальном уровне и правильно его назвать не может. Постепенно осознание появляется после совершения действия. К концу третьего года замещение оказывается связанным с замыслом игры. Так, собираясь кормить куклу, ребенок ищет подходящие для этого предметы. Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки: — ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы,-заместители в соответствии с их игровым значением; — усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей; — действия обобщаются и отделяются от предмета; — ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого; — происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый. Развитие сюжета игр исследовали Н. Я. Михайленко, Н. С. Пан-тина. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Например, мама варит обед, накрывает на стол, моет посуду. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую ситуацию роли через последовательный обмен действиями. Здесь возможны три варианта действий. Первый предполагает два фиксированных персонажа, один из которых — объект действия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных действий, включенных в общую ситуацию, например машинист и пассажиры. В третьем персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает. К концу третьего года жизни наблюдаются сюжеты, в которых наряду с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами. Например, отношения руководства и подчинения в игре «детский сад», когда воспитатель ведет занятие, а дети слушают. Или сочетание руководства и подчинения с равноправным обменом действиями, когда в этой же игре на смену воспитателю приходит музыкальный руководитель, затем детей забирают родители. На третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по внеигровому поводу — места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляются интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто-то из детей мешает ему играть или отнимает игрушку. Малыш протестует против вмешательства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими достижениями в игре (красиво нарядил куклу). Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединяются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата. Особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте: — формируются первые игровые умения; — складывается способность ставить и решать игровые задачи; — начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх; — формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.217 (0.008 с.) |