Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Особенности обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитиемСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2 часа
Цель: Научить студентов определять цели, задачи, принципы и содержание коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте, осуществлять перспективное и индивидуальное планирование коррекционных занятий. План проведение занятия 1. Подготовка и обучение грамоте в системе коррекционной работы. Разнообразиеподходов к содержанию работы по обучению грамоте детей, имеющих аномалии развития. 2. Общие и специфические тенденции в подходах к обучению грамоте детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. 3. Задачи и содержание работы по подготовке детей с ФФН к обучению грамоте. 4. Соответствие между коррекцией речевого дефекта и обучением чтению и письму. 5. Специфические особенности усвоения детьми с ФФН предлагаемого материала. 6. Методические приёмы, обеспечивающие успешное овладение детьми навыками чтения и письма наряду с коррекцией речевых дефектов. Содержание знаний, умений и навыков на разных этапах обучения. 7. Задачи подготовительного периода. 8. Особенности введения буквенных обозначений звуков. Особенности букварного периода.
Задания для самостоятельной работы. 1. Составление и анализ конспектов занятий по обучению грамоте. 2. Конспектирование литературы. 3. Составление таблицы «Сравнительный анализ методик обучения грамоте». Рекомендуемая литература: 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. 3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 4. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978. С.10-16, 21-52, 86-113. 5. Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2. 6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985. 7. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978. 8. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995. 9. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей ФФН). – М., 1998. 10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с. 11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992. 12. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с. 13. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М.: Просвещение, 1978. 14. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФН (седьмой год жизни). – М.: Просвещение, 1986. 15. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997. 16. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000. 17. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. 18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993. 19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999. 20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989. 21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. 22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993. 23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981. 24. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. Раздел II. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи Тема 6. Общее недоразвитие речи 2 часа Цель: сформировать представления об общем недоразвитии речи, о механизмах формирования данного нарушения. Углубить знания о дифференциальной диагностике ОНР и сходных состояний. План проведение занятия 1. Теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР). 2. Клинические виды ОНР. Этиология. Периодизация ОНР. 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. 4. Характеристика речевых симптомов: · нарушения звукопроизношения, · нарушения фонематического слуха, · недоразвитие грамматического строя речи, · недоразвитие связной речи, · вторичные нарушения письменной речи. 5. Характеристика неречевых симптомов: · неврологические нарушения, · психопатологические нарушения. 6. Дифференциальная диагностика ОНР со сходными нарушениями: · ОНР и нарушения слуха. · ОНР и ранний детский аутизм. · ОНР и олигофрения.
Задания для самостоятельной работы. 1. Составить схему «Структура дефекта у детей с ОНР». 2. Составить таблицу «Сходные и отличительные признаки ОНР и сходных состояний». 3. Конспектирование литературы.
Рекомендуемая литература: 1. Волкова Л.С. и др. Логопедия. – М.: Просвещение, 1995. 2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985. 4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. 5. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. 6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992. 7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с. 8. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968. 9. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973. 10. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997. 11. Федоренко Л.П., Фомичева Н.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -–М., 1984. 12. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989. 13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. 14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. 15. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958. 16. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.
Тема 7. Методика коррекционно-педагогической работы в группах дошкольников с ОНР 2 часа Цель: дать знания о системе коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи, научить определять содержание направлений коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта при ОНР. План проведение занятия 1. Характеристика основных принципов коррекционной работы: · принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; · онтогенетический принцип (учёт закономерностей развития детской речи в норме); · принцип системности в работе; · принцип дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения; · принцип связи речи с другими сторонами психического развития. 2. Основные направления логопедической работы: · развитие высших психических функций; · развитие общей, мелкой, артикуляторной моторики; · развитие импрессивной стороны речи; · развитие фонематического слуха (восприятия, представлений, анализа и синтеза); · развитие экспрессивной стороны речи: коррекция грамматического строя речи, развитие лексической подсистемы языка, коррекция звукопроизношения, коррекция нарушений слоговой структуры слова, развитие связной речи; · подготовка к обучению грамоте. 3. Содержание этапов формирования речи при её недоразвитии.
Задания для самостоятельной работы. 1. Составить перспективное планирование на I период первого года обучения (второго года обучения) детей с ОНР. 2. Составить индивидуальные планы работы с дошкольниками с ОНР. 3. Составить таблицу «особенности логопедической работы при I, II, III и IV уровне ОНР». 4. Составить конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. 5. Составить конспект логопедического занятия по развитию связной речи. 6. Составить конспект логопедического занятия по формированию произношения.
Рекомендуемая литература: 1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. 2. Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2. 3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985. 4. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995. 5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с. 6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992. 7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.. 8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. 9. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997. 10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000. 11. Федоренко Л.П., Фомичева Н.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -–М., 1984. 12. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. 13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993. 14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993. 15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989. 16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. 17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. 18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993. 19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981. 20. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958. 21. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. 22. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия\ у детей дошкольного возраста// Сенсорное восприятие дошкольников/Под ред. Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. С.213-227. Дополнительная литература 1. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб, 1996. 2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998. 3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983. 4. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988. 5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991. 6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.007 с.) |