![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Особенности обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
2 часа
Цель: Научить студентов определять цели, задачи, принципы и содержание коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте, осуществлять перспективное и индивидуальное планирование коррекционных занятий. План проведение занятия 1. Подготовка и обучение грамоте в системе коррекционной работы. Разнообразиеподходов к содержанию работы по обучению грамоте детей, имеющих аномалии развития. 2. Общие и специфические тенденции в подходах к обучению грамоте детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. 3. Задачи и содержание работы по подготовке детей с ФФН к обучению грамоте. 4. Соответствие между коррекцией речевого дефекта и обучением чтению и письму. 5. Специфические особенности усвоения детьми с ФФН предлагаемого материала. 6. Методические приёмы, обеспечивающие успешное овладение детьми навыками чтения и письма наряду с коррекцией речевых дефектов. Содержание знаний, умений и навыков на разных этапах обучения. 7. Задачи подготовительного периода. 8. Особенности введения буквенных обозначений звуков. Особенности букварного периода.
Задания для самостоятельной работы. 1. Составление и анализ конспектов занятий по обучению грамоте. 2. Конспектирование литературы. 3. Составление таблицы «Сравнительный анализ методик обучения грамоте». Рекомендуемая литература: 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. 3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 4. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978. С.10-16, 21-52, 86-113. 5. Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2. 6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985. 7. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978. 8. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995. 9. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей ФФН). – М., 1998. 10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.
11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992. 12. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с. 13. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М.: Просвещение, 1978. 14. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФН (седьмой год жизни). – М.: Просвещение, 1986. 15. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997. 16. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000. 17. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. 18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993. 19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999. 20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989. 21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. 22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993. 23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981. 24. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. Раздел II. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи Тема 6. Общее недоразвитие речи 2 часа Цель: сформировать представления об общем недоразвитии речи, о механизмах формирования данного нарушения. Углубить знания о дифференциальной диагностике ОНР и сходных состояний. План проведение занятия 1. Теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР). 2. Клинические виды ОНР. Этиология. Периодизация ОНР. 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. 4. Характеристика речевых симптомов: · нарушения звукопроизношения, · нарушения фонематического слуха,
· недоразвитие грамматического строя речи, · недоразвитие связной речи, · вторичные нарушения письменной речи. 5. Характеристика неречевых симптомов: · неврологические нарушения, · психопатологические нарушения. 6. Дифференциальная диагностика ОНР со сходными нарушениями: · ОНР и нарушения слуха. · ОНР и ранний детский аутизм. · ОНР и олигофрения.
Задания для самостоятельной работы. 1. Составить схему «Структура дефекта у детей с ОНР». 2. Составить таблицу «Сходные и отличительные признаки ОНР и сходных состояний». 3. Конспектирование литературы.
Рекомендуемая литература: 1. Волкова Л.С. и др. Логопедия. – М.: Просвещение, 1995. 2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985. 4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. 5. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. 6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992. 7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с. 8. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968. 9. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973. 10. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997. 11. Федоренко Л.П., Фомичева Н.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -–М., 1984. 12. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989. 13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. 14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. 15. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958. 16. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.
Тема 7. Методика коррекционно-педагогической работы в группах дошкольников с ОНР 2 часа Цель: дать знания о системе коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи, научить определять содержание направлений коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта при ОНР. План проведение занятия 1. Характеристика основных принципов коррекционной работы: · принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; · онтогенетический принцип (учёт закономерностей развития детской речи в норме); · принцип системности в работе; · принцип дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения; · принцип связи речи с другими сторонами психического развития. 2. Основные направления логопедической работы: · развитие высших психических функций; · развитие общей, мелкой, артикуляторной моторики; · развитие импрессивной стороны речи; · развитие фонематического слуха (восприятия, представлений, анализа и синтеза); · развитие экспрессивной стороны речи: коррекция грамматического строя речи, развитие лексической подсистемы языка, коррекция звукопроизношения, коррекция нарушений слоговой структуры слова, развитие связной речи; · подготовка к обучению грамоте. 3. Содержание этапов формирования речи при её недоразвитии.
Задания для самостоятельной работы. 1. Составить перспективное планирование на I период первого года обучения (второго года обучения) детей с ОНР. 2. Составить индивидуальные планы работы с дошкольниками с ОНР. 3. Составить таблицу «особенности логопедической работы при I, II, III и IV уровне ОНР». 4. Составить конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. 5. Составить конспект логопедического занятия по развитию связной речи. 6. Составить конспект логопедического занятия по формированию произношения.
Рекомендуемая литература: 1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. 2. Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2. 3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985. 4. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995. 5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с. 6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992. 7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.. 8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. 9. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997. 10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000. 11. Федоренко Л.П., Фомичева Н.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -–М., 1984. 12. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. 13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993. 14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993. 15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989. 16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. 17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. 18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993.
19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981. 20. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958. 21. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. 22. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия\ у детей дошкольного возраста// Сенсорное восприятие дошкольников/Под ред. Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. С.213-227. Дополнительная литература 1. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб, 1996. 2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998. 3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983. 4. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988. 5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991. 6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.29 (0.023 с.) |