Тема 5. Особенности обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Особенности обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием



2 часа

 

Цель:Научить студентов определять цели, задачи, принципы и содержание коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте, осуществлять перспективное и индивидуальное планирование коррекционных занятий.

План проведение занятия

1. Подготовка и обучение грамоте в системе коррекционной работы. Разнообразиеподходов к содержанию работы по обучению грамоте детей, имеющих аномалии развития.

2. Общие и специфические тенденции в подходах к обучению грамоте детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью.

3. Задачи и содержание работы по подготовке детей с ФФН к обучению грамоте.

4. Соответствие между коррекцией речевого дефекта и обучением чтению и письму.

5. Специфические особенности усвоения детьми с ФФН предлагаемого материала.

6. Методические приёмы, обеспечивающие успешное овладение детьми навыками чтения и письма наряду с коррекцией речевых дефектов. Содержание знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.

7. Задачи подготовительного периода.

8. Особенности введения буквенных обозначений звуков. Особенности букварного периода.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Составление и анализ конспектов занятий по обучению грамоте.

2. Конспектирование литературы.

3. Составление таблицы «Сравнительный анализ методик обучения грамоте».

Рекомендуемая литература:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

4. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978. С.10-16, 21-52, 86-113.

5. Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2.

6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.

7. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

8. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995.

9. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей ФФН). – М., 1998.

10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.

11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992.

12. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.

13. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М.: Просвещение, 1978.

14. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФН (седьмой год жизни). – М.: Просвещение, 1986.

15. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.

16. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000.

17. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.

19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989.

21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993.

23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

24. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

Раздел II. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи

Тема 6. Общее недоразвитие речи

2 часа

Цель: сформировать представления об общем недоразвитии речи, о механизмах формирования данного нарушения. Углубить знания о дифференциальной диагностике ОНР и сходных состояний.

План проведение занятия

1. Теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР).

2. Клинические виды ОНР. Этиология. Периодизация ОНР.

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.

4. Характеристика речевых симптомов:

· нарушения звукопроизношения,

· нарушения фонематического слуха,

· недоразвитие грамматического строя речи,

· недоразвитие связной речи,

· вторичные нарушения письменной речи.

5. Характеристика неречевых симптомов:

· неврологические нарушения,

· психопатологические нарушения.

6. Дифференциальная диагностика ОНР со сходными нарушениями:

· ОНР и нарушения слуха.

· ОНР и ранний детский аутизм.

· ОНР и олигофрения.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Составить схему «Структура дефекта у детей с ОНР».

2. Составить таблицу «Сходные и отличительные признаки ОНР и сходных состояний».

3. Конспектирование литературы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Волкова Л.С. и др. Логопедия. – М.: Просвещение, 1995.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.

4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.

5. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998.

6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992.

7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.

8. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.

9. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.

10. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.

11. Федоренко Л.П., Фомичева Н.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -–М., 1984.

12. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989.

13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

15. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958.

16. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

 

Тема 7. Методика коррекционно-педагогической работы в группах дошкольников с ОНР

2 часа

Цель:дать знания о системе коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи, научить определять содержание направлений коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта при ОНР.

План проведение занятия

1. Характеристика основных принципов коррекционной работы:

· принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

· онтогенетический принцип (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

· принцип системности в работе;

· принцип дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

· принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

2. Основные направления логопедической работы:

· развитие высших психических функций;

· развитие общей, мелкой, артикуляторной моторики;

· развитие импрессивной стороны речи;

· развитие фонематического слуха (восприятия, представлений, анализа и синтеза);

· развитие экспрессивной стороны речи: коррекция грамматического строя речи, развитие лексической подсистемы языка, коррекция звукопроизношения, коррекция нарушений слоговой структуры слова, развитие связной речи;

· подготовка к обучению грамоте.

3. Содержание этапов формирования речи при её недоразвитии.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Составить перспективное планирование на I период первого года обучения (второго года обучения) детей с ОНР.

2. Составить индивидуальные планы работы с дошкольниками с ОНР.

3. Составить таблицу «особенности логопедической работы при I, II, III и IV уровне ОНР».

4. Составить конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка.

5. Составить конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

6. Составить конспект логопедического занятия по формированию произношения.

 

Рекомендуемая литература:

1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

2. Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1987. Вып.2.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.. 1985.

4. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб., 1995.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.

6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1992.

7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с..

8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.

9. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 1997.

10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: Детсво-пресс, 2000.

11. Федоренко Л.П., Фомичева Н.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -–М., 1984.

12. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по развитию речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.

14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.

15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1989.

16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.А. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа детского сада). – М., 1993.

19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

20. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1958.

21. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

22. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия\ у детей дошкольного возраста// Сенсорное восприятие дошкольников/Под ред. Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1963. С.213-227.

Дополнительная литература

1. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб, 1996.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.

4. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1988.

5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.014 с.)