Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения чтению в период обучения грамоте

Поиск

 

1. Приемы, обеспечивающие усвоение букв.

2. Способы формирования позиционного чтения.

3. Приемы обучения чтению разных типов слогов, слов.

4. Организация чтения предложений и текста.

 

Дополнительная литература

1. Бордачова А.Я. Дидактические игры на уроках обучения грамоте // Начальная школа. 1988. №8. С42.

2. Кирюшкин В.А. Подвижная азбука и раздвижные слоги на уроках обучения грамоте // Начальная школа. 1985. №3. С.33.

3. Зайнуллина Ф.Ф. “Ожившие человечки” из “Моей любимой азбуки”// Начальная школа: плюс-минус. 2001. №1. С.50-54.

4. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1976.

5. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1987.

6. Леонович Е.Н. Средство для обучения элементарному чтению // Начальная школа. 1990. №23.

7. Нефедова Л.К., Рейс Г.А. Некоторые приемы работы с неадаптированными текстами букваря // НШ. 1983. №1983. №9. С.20.

8. Сидорова Л.А. Пометы, помогающие чтению // НШ. 1989. №10. С.113.

9. Соловейчик М.С. Хорошо ли мы учим детей читать // Начальная школа. 1988. №1. С.15.

10. Цукерман Г.А. Игровые приемы обучения чтению // НШ. 1985. №5. С.28.

11. Кифоренко Н.Н. Роль иллюстративного материала “Азбуки” в обучении грамоте // НШ. 1989. №6. С.27.

12.Сыромицкая В.П. Работа с букварной иллюстрацией на уроках обучения грамоте // НШ. 1988. №6. С.18.

13. Шанько А.Ф. “Лента букв” и работа с ней // НШ. 1986. №8. С.45.

14. Волина В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 (или: Её же. Учимся играя.– М., 1994.).

15. Назарова Л.К., Фонин Д. Обучение чтению прямого слога // Начальная школа. 1985. №6. С.16.

16. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. М., 1993. С.218-250.

17. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои любимые пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под ред. Е.В. Бунеевой. М., 2002.

18. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней школы / Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2001.

 

Методические рекомендации

По вопросу 1 см.: [Нечаева Н.В. и др. Букварь], источники [8], [17], [19]. Сделать выписки, зарисовки для методической копилки.

Подготовить фрагменты уроков с использованием наглядности (“ленты букв”, обобщающих таблиц и т.п.)

По вопросу 2 см. [4-7], [18], [19]; [Эльконин Д.Б. Букварь]; [Климанова Л.Ф. и др. АБВГДейка. Азбука первоклассника. М., 1995]. Сделайте выписки для методической копилки. Подготовьте фрагменты уроков с использованием игровых приемов и наглядности.

По вопросу 3 см.: [1-5], [7-9], [11-13], [16-19], выпишите игровые приемы чтения, проанализируйте страницы “Русской азбуки” (авт. В.Г. Горецкий и др.), “Букварь” (авт. Н.В. Нечаева и др.) с точки зрения возможных вариантов организации чтения слов в столбиках), подготовьте фрагмент урока по странице учебника.

По вопросу 4 см.: [1-3], [10], [14-15]. Проанализируйте страницы учебников, обдумайте возможности использования иллюстраций при работе с текстом. Подготовьте фрагмент урока, учитывая этапы работы над текстом для его осознанного восприятия.

 

Практическое занятие №4

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

 

1. Работа по развитию произносительной стороны устной речи.

2. Развитие лексического уровня речи:

· обогащение словарного запаса первоклассников;

· работа по уточнению значения многозначных слов, омонимов, синонимов и устойчивых сочетаний;

· активизация словаря;

· устранение нелитературных слов.

3. Развитие грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи. Условия развития речи.

5. Работа над культурой речевого общения.

 

Литература

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1986. С.63-67.

2. Львов М.Р. Методика развития речи школьников. М., 1985. С.28.

3. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С. 67-74.

4. М.С. Соловейчик. Русский язык: Теория и практика обучения. М., 1994.

 

Дополнительная литература

1. Агейкина З.А., Забелина Б.Н. Работа над интонацией на уроках обучения грамоте // НШ. 1983. №10.

2. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период // НШ. 1994. №8. С.14.

3. Бетенькова Н.А. Дидактический материал к урокам обучения грамоте как средство развития речи и навыков чтения // НШ. 1985. №6. С.54.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981. С.14-110.

5. Вижанкова Т.И. Обогащение словаря первоклассников синонимами // НШ. 1985. №8. С.47.

6. Гуро-Фролова В.Г. Работа над средствами выразительности речи // НШ. 1991. №2. С. 22-24.

7. Кирюшкин В.А., Махнакова О.В. Толковый словарик к новому букварю // НШ. 1988. №1. С.15.

8. Кифоренко Н.Н. Роль иллюстративного материала «Азбуки» в обучении грамоте // НШ. 1989. №6. С.17-20.

9. Корепина Л. Использование иллюстративного материала букваря для развития речи первоклассников // НШ. 1986. №6. С.20.

10. Локтионова И.Ю. Предварительное знакомство первоклассников с некоторыми лингвистическими понятиями // НШ. 1990. №10. С.17.

11. Cоловейчик М.С. К тайнам слова. Работа над словом как лексической единицей // НШ. 1994. №8. С.22-26.

12. Львова м. Игрушка – источник связного высказывания первоклассника // НШ. 1988. №2.

13. Нефедова Н.А., Рейс Т. Некоторые приемы работы с неадаптированными художественными текстами букваря // НШ. 1984. №9. С.20.

13. Сыромицкая В.П. Работа с букварной иллюстрацией на уроках обучения грамоте // Н.Ш. 1986. №6. С.18.

14. Ткаченко Л.Б. Работа с омонимами и многозначными словами // НШ. 1991. №6. С.11.

15. Федосова Н.А. Развитие речи на основе сюжетных картинок букваря // НШ. 1985. №6. С.27.

16. Ядрихинская Т.Н. Обучение построению связных высказываний в начальных классах // НШ. 1987. №3.

17. Полякова Э.И. Уроки обучения грамоте: Пособие для учителя. Сыктывкар, 2001.

18. Липницкая И.А. Некоторые приемы ТРИЗа на уроках обучения грамоте // Начальная школа. 1999. №1.

Методические рекомендации

В составе творческой группы определите систему обучения грамоте, по которой вы будете изучать предложенную тему (631 группа – в обязательном порядке учебники Э.И. Поляковой «Азбука»).

1. Познакомьтесь с несколькими литературными источниками по вопросам практического занятия, проанализируйте учебник по обучению грамоте:

· выделите страницы учебника, на основе которых возможна работа по усвоению средств выразительности устной речи;

· по одному из тематических разворотов определите тематику работы по развитию речи, составьте словарь, выделите основные направления словарной работы, подготовьте фрагмент урока «Словарная работа».

· на основе страниц букваря или азбуки представьте материал для развития грамматического строя речи, связной речи, культуры речевого поведения;

· подготовьте фрагмент урока «Развитие связной речи» (на основе сюжетных картинок, сюжетной иллюстрации, речевой ситуации, по тексту учебника).

 

Практическое занятие №5

Методика проведения урока чтения
на основном этапе обучения грамоте

1. Основные типы уроков чтения в период обучения грамоте.

2. Структура и содержание урока введения нового звука и буквы.

1) Подготовка учащихся к знакомству с новым материалом, повторение пройденного.

2) Ознакомление с новым звуком.

3) Ознакомление с новой буквой.

4) Обучение чтению с новой буквой.

5) Работа по развитию речи учащихся.

3. Основные требования к уроку чтения в период обучения грамоте.

 

Литература

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

2. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000.

Дополнительная литература

3. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы / Под ред. Н.Ф. Виноградовой и Л.Е. Журовой. М., 1998. С.118-140.

4. Горецкий В.Г. Уроки обучения грамоте. М.,

5. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте. М., 1996. С.72-74.

6. Чтение и письмо по системе Б.Б. Эльконина. М., 1993. С.218-250.

7. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои любимые пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под ред Е.В. Бунеевой. М., 2002.

8. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методическое пособие к комплекту «Азбука первоклассника»: Пособие для учителя. Сыктывкар, 2001.

9. Полякова Э.И. Уроки обучения грамоте. Сыктывкар, 2001.

10. Дидактический материал к урокам чтения в период обучения грамоте / Сост. Э.И. Полякова. Сыктывкар, 1991.

11. Дидактический материал при обучении грамоте: Учебное пособие для учителей начальных классов / Сост. Э.И. Полякова. Сыктывкар, 1997.

12. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В. Волина. М., 1991.

13. Попова А.И. Обучение и развитие младших школьников // Начальная школа. 1993. №5. С.17 (Буква «Г»).

14. Гурова О.А. Урок обучения грамоте // Начальная школа. 1998. №3. С.127 (Буква «Х»).

15. Менская М.А. Конспект урока обучения грамоте // Начальная школа. 2001. №7. С.25.

16. Пушкарёва Р.А. Роль сюжетной игры в период обучения грамоте // Начальная школа. 2001. №12. С.27 (Буква «Ф»).

17. Хованская Е.Г. Обучение грамоте по системе Л.В. Занкова // Начальная школа. 1998. №10. С.65.

18. Кутырева Н.И. Практическая реализация дидактической системы Л.В. Занкова // Начальная школа. 1999. №3 (Буква «Л»).

Методические указания

При составлении конспекта урока следует продумать:

- компоненты учебной деятельности;

- соответствие структуры урока чтения его типу и этапу обучения грамоте;

- тематическое единство урока;

- приёмы активизации познавательной деятельности учащихся;

- реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач;

- разнообразие приёмов аналитико-синтетической работы;

- методику ознакомления с новым звуком (звуками);

- упражнения на развитие фонематического слуха;

- методику знакомства с новой буквой, приёмы усвоения графического образа буквы;

- содержание работы на этапе первичного закрепления;

- приёмы работы с тестом;

- методику работы над развитием речи.

Каждый студент должен выбрать учебно-методический комплект по обучению грамоте и разработать урок введения новой буквы с учётом основных требований к уроку.

 

Практическое занятие № 6

Методика обучения письму

1. Подготовка к обучению письму.

1) Усвоение гигиенических норм письма.

2) Развитие психофизиологических механизмов.

3) Усвоение элементов букв.

1. Формирование графических навыков и элементов каллиграфии.

Усвоение зрительного образа буквы.

Формирование зрительно-двигательного образа буквы.

Элементы каллиграфии.

Отработка соединений.

2. Работа над словом и предложением.

1) Упражнения для овладения нормами графики.

2) Изучение нескольких орфографических правил.

Знакомство с признаками орфограмм.

Развитие пунктуационной зоркости первоклассников.

2. Разновидности упражнений на уроках письма.

 

Литература

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

2. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000.

3. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков в начальных классах. М., 1983.

Дополнительная литература

1. Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников» // Начальная школа. 1998. №8. С.9.

2. Агаркова Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Начальная школа. 1992. №2. С.62.

3. Беляева Н.П. Обучение комментированию в период обучения грамоте // НШ. 1983. №11.

4. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы / Под ред. Н.Ф. Виноградовой и Л.Е. Журовой. М., 1998. С.118-140.

5. Горецкий В.Г. Уроки обучения грамоте. М., 1989.

6. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте. М., 1996. С.72-74.

7. Илюхина В. А. Письмо с «секретом» // Начальная школа. 1995. №6. С.60.

8. Илюхина В. А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо с «секретом» // Начальная школа. 1999. №10. С.37.

9. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. М., 1993. С.218-250.

10. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои любимые пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под ред. Е.В. Бунеевой. М., 2002.

11. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте // Начальная школа. 1990. №7.

12. Кузьменко Н.С. Формирование у первоклассников орфографической зоркости // Начальная школа. 1983. №10.

 

Методические рекомендации

1. По первому вопросу на основе изучения указанной выше литературы, методических рекомендаций для учителя по выбранной системе проанализировать первую часть прописей (анализ в составе творческой группы) и прокомментировать методику использования выделенных материалов.

Содержание страниц прописей на подготовительном этапе:

· иллюстративный материал для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц руки, зрительного восприятия, координации движений руки;

· специфика разлиновки тетради, материал для развития ориентации учащихся в пространстве листа прописи, в рабочей и вспомогательной строке;

· материал для усвоения гигиенических правил;

· материал для развития графических навыков, отработки основных элементов букв и их соединений;

· материал для развития речи и мышления.

2. По 2-3 вопросам проанализировать содержание страниц прописей на основном этапе и прокомментировать методику работы:

· характер подготовительных упражнений;

· материал для запоминания зрительного образа букв;

· материал для усвоения двигательного образа букв, алгоритма письма;

· материал для усвоения соединений букв;

· материал для усвоения слогового принципа графики, организации грамматико-орфографических наблюдений;

· характер упражнений и заданий на развитие речи и мышления.

3. По третьему вопросу на основе знакомства с литературой 6, 14, 15 подготовить сообщения и подобрать примеры из прописей (в составе той же группы).

 

 

Практическое занятие №7

Методика проведения уроков письма
на разных этапах обучения грамоте

 

1. Задачи, структура и содержание уроков письма на подготовительном этапе обучения грамоте.

2. Задачи, структура и содержание уроков письма на основном этапе обучения грамоте.

1) Структурно-содержательные особенности урока обучения письму новой буквы.

2) Особенности уроков закрепления графических умений и навыков.

3. Виды упражнений на уроках письма и методика их проведения. Методика обучения списыванию с доски и прописи.

 

 

Литература

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

2. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000.

3. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. М., 1993. С.218-250.

4. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков в начальных классах. М., 1983.

Дополнительная литература

1. Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников» // Начальная школа. 1998. №8. С.9.

2. Агаркова Н.Г Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Начальная школа. 1992. №2. С.62.

3. Беляева Н.П. Обучение комментированию в период обучения грамоте // НШ. 1983. №11.

4. Безруких М.М. Обучение письму. М., 1997.

5. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы / Под ред. Н.Ф. Виноградовой и Л.Е. Журовой. М., 1998. С.118-140.

6. Горецкий В.Г. Уроки обучения грамоте. М., 1989.

7. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте. М., 1996. С.72-74.

8. Илюхина В.А. Письмо с «секретом» // Начальная школа. 1995. №6. С.60.

9. Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо с «секретом» // Начальная школа. 1999. №10. С.37.

10. Кузьменко Н.С. Формирование у первоклассников орфографической зоркости // Начальная школа. 1983. №10.

11. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои любимые пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под ред. Е.В. Бунеевой. М., 2002.

12. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте // Начальная школа. 1990. №7.

 

Методические указания

1. Разработать конспект урока введения новой буквы по одной из моделей системы начального образования как продолжение урока чтения.

При составлении конспекта урока следует продумать:

1) Эффективные приёмы подготовки к письму.

2) Приёмы анализа буквы.

3) Комментирование буквы – письмо буквы на доске с пояснением последовательности выполняемых действий.

4) Организацию работы по предупреждению ошибок.

5) Эффективные приёмы письма букв, их соединения, слов и предложений в прописи и на доске.

6) Развитие навыков самоконтроля и самопроверки.

7) Активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе письма.

8) Соблюдение гигиены письма.

9)Использование наглядности, игровых приёмов.

10) Организацию работы по развитию речи и мышления.

 

Практическое занятие №8

Индивидуальный и дифференцированный подход
в период обучения грамоте

 

1. Диагностика подготовленности детей к обучению чтению и письму.

2. Организация работы по исправлению недостатков произношения.

3. Индивидуально-дифференцированная работа на уроках чтения.

4. Индивидуально-дифференцированная работа на уроках письма. Специфика работы с леворукими детьми.

5. Организация работы по предупреждению и исправлению недостатков произношения.

 

Литература

1. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие / Сост. Т.П. Сальникова. М., 2000. С.89-90, 100-101

2. Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учить? М., 1994.

3. Безруких М.М. Обучение письму. М., 1997.

4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.,1991.

5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула, 1997.

6. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. М., 1994.

7. Беседы с учителем. Методика работы / Под ред. Л.Е. Журовой. М. 2001.

8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.

9. Журова Л.Е. и др. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению грамоте и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей // Начальная школа. 1999. №11. С.70 (конспектирование).

10. Князева М.Г., Безруких М.М. Методика определения леворукости у младших школьников // Начальная школа. 1987. №6. С.17.

11. Кузнецова М.И. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом // Начальная школа. 1995. №11. С.14 (конспектирование).

12. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

13. Мартьянова Л.Р. Один из способов проверки знаний и умений у учащихся-шестилеток в подготовительный период обучения грамоте // Начальная школа. 1987. №7. С.32.

14. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки // Начальная школа. 1994. №8. С.12.

15. Морозова Л.В. Зрительное восприятие и школьные трудности // Начальная школа. 1994. №8. С.9.

16. Нечаева Н.В. Обучение грамоте читающих и нечитающих детей. М., 1999.

17. Новикова Л.Н. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения // Начальная школа. 2002. №1. С.73.

18. Роганова Н.Ф. Дифференцированные задания для учащихся (из опыта работы в классах компенсирующего обучения) // Начальная школа. 1994. №9. С.43.

19. Симановский А.Е. Подготовка ребенка к освоению чтения и письма // Начальная школа. 1994. №3. С.27.

20. Сукач Л.М. Упражнения по исправлению недостатков произношения и предупреждению нарушений чтения и письма // Начальная школа. 1982. №9.

21. Федосова Н.А. Охрана здоровья леворуких детей // Начальная школа. 1987. №2. С.2.

22. Чумакова Т.И. Индивидуально-дифференцированная работа на уроках чтения в букварный период // Начальная школа. 1983. №7. С.44.

23. Шульга М.М. Читай, играй, рисуй. М., 1995.

24. Юрова Е.В. Коррекция устной речи: Начальная школа. М., 1998.

25. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа. 1994. №4. С.11.

26. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников // Начальная школа. 1990. №6.

27. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребёнка к школе // Начальная школа. 2000. №12. С.17.

28. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения // Начальная школа. 2002. №1. С.73.

29. Бетенькова Н.М. Дидактический материал к урокам обучения грамоте как средство развития речи и навыков чтения // Начальная школа. 1985. №6.

30. Чумакова Т.И. Индивидуально-дифференцированная работа на уроках чтения в букврный период // Начальная школа. 1983. №7. С.44.

31. Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей // Начальная школа. 1987. №12. С.23.

 

Методические указания

1. Изучить методику проверки готовности детей к обучению грамоте:

· проверка умения читать;

· проверка уровня подготовленности к обучению письму, ведущей руки ребенка;

· проверка фонематического слуха;

· проверка речевого развития.

2. Для иллюстрации организации индивидуально-дифференцированной работы подобрать:

· задания для детей с разной техникой чтения;

· с разным уровнем психофизиологического развития (для уроков письма);

· дидактический материал для «звуковой зарядки» и исправления недостатков произношения.

 

Практическое занятие №9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.142 (0.011 с.)