ТОП 10:

Текст как основное речеведческое понятие в начальных классах. Формирование умений связной речи



1. Знакомство с понятием «текст». Осознание требований к тексту.

1) предварительные наблюдения над признаками текста в период обучения грамоте;

2) введение понятия «текст».

2. Текстовые умения. Виды упражнений для формирования текстовых умений.

3. Типы речи и работа над ними.

Дополнительная литература

1. Демичева В. Текст-модель и работа с ним на уроках русского языка // Начальная школа. 1994. №11. С.35.

2. Климова С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка // Начальная школа. 1995. №7. С.7.

3. Соловейчик М.С. Формирование умений связной речи // Начальная школа. 1982. №7. С.25.

4. Фёдорова Л.Н. Работа с деформированным текстом // Начальная школа. 1991. №10. С.67.

5. Санина Л.Д. Работа над связностью текста (3 класс) // Начальная школа. 1986. №10. С.47.

Методические рекомендации

1. Выясните, с какими признаками текста знакомятся младшие школьники на уроках русского языка и детской риторики.

2. Подберите дидактический материал (см. учебные пособия) и разработайте фрагменты уроков (п.1.1, 2.2, 4). См. методические рекомендации, основную литературу.

3) Подберите примеры упражнений на развитие умений связной речи, покажите методику их применения.

 

Практическое занятие №3

Методика обучения изложению

 

1. Изложения, их виды, требования к текстам и организации работы.

2. Виды изложений и методика их изложения:

1) подробное изложение;

2) выборочное изложение;

3) сжатое изложение;

4) творческое изложение.

3. Условия повышения эффективности изложений.

Дополнительная литература

1. Закожурникова М.И. Сочинение и изложение в начальных классах. М., 1964.

2. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М.: Просвещение, 1984.

3. Морозова И.Д. Выборочное изложение // Начальная школа. 1980. №5. С.20.

4. Данилова И.Г. Изложение с языковым разбором текста // Начальная школа. 1980. №6. С.9.

5. Львова М.И. Обучение сжатому изложению // Начальная школа. 1979. №12.

6. Карманова Т.В. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. 1980. №5. С.20.

7. Полухина Е.А. Активное слушание в обучении изложению // Начальная школа. 2002. №2. С.23.

8. Соловейчик М.С. Как повысить эффективность изложений? // Начальная школа. 1993. №1. С.29.

9. Яковлева В.И. Сборник изложений в начальных классах. М., 1978.

 

Методические рекомендации

По первому вопросу см. основную [1-5, 10].

По второмувопросу подготовьте реферативные сообщения и на конкретных примерах покажите особенности работы над изложениями разных видов.

1) проанализируйте текст для изложения в учебнике русского языка или в сборнике В.И. Яковлевой: тип речи, содержание, структура, стиль, средства выразительности речи, орфография, пунктуация.

2) проанализируйте ход урока обучающего изложения, обратите внимание на следующие компоненты:

1. Постановка учебной цели.

2. Подготовка к восприятию текста.

3. Восприятие текста.

4. Анализ текста:

а) содержательный анализ;

б) структурный анализ, работа над планом;

в) языковой анализ текста;

г) орфографическая подготовка.

5. Повторное восприятие текста.

6. Запись текста изложения.

7. Самопроверка, редактирование.

По третьему вопросу см. статью М.С. Соловейчик.

 

Практическое занятие №4

Методика обучения сочинению

 

1. Виды и жанры устных и письменных сочинений.

2. Процесс работы над сочинением.

3. Методика обучения сочинению: а) по наблюдению; б) на основе личного опыта; в) по картине и серии картин; г) по литературным источникам.

4. Условия успешности работы по развитию связной речи младших школьников.

 

Литература

1. Антонова Л.Г., Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. Тула; М., 2002.

2.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Архипова Г.М. Работа по картине А.А. Пластова «Первый снег» на уроках чтения и русского языка в 3 классе // Начальная школа. 1987. №12.

4. Архипова Е.В. Уроки развития речи в начальной школе: Книга для учителя. Рязань, 1999.

5. Афонина Г.Н. Уроки развития речи: Пособие для учителя. М., 2001.

5. Балашова Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. 1998. №10 (описание кошки).

6. Балашова Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию по картине Юона «Конец зимы. Полдень» // Начальная школа. 1996. №2.

7. Белеутова Е.А. Работа над сочинением по картине А. Пластова «Первый снег» // Начальная школа. 1980. №10.

8. Борищук Н.К. Составление связных рассказов по иллюстрации учебника // Начальная школа. 1986. №9.

9. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников // Начальная школа. 1990. №5.

10. Ветров Ю.П., Ветрова Н.В. Использование рассказов в картинках на уроках русского языка // Начальная школа. 1991. №1.

11. Гуськова Т.В. Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. 1981. №9.

12. Жиденко В.Д. Работа над сочинением на тему «Весна» // Начальная школа. 1981. №3.

13. Козлова Н.И. Развитие литературного творчества у младших школьников // Начальная школа. 1981. №9.

14. Коровина М.И. Подготовка сочинений по наблюдениям // Начальная школа. 1982. №9.

15. Купров Д.Н. Образно-эмоциональное описание предмета // Начальная школа. 1986. № 2.

16. Лобановская З.Д. Подготовка третьеклассников к сочинению по картине // Начальная школа. 1978. №5.

17. Львов М.Р. Работа над сочинением в начальных классах. М., 1971.

18. Львова М.Е. Игрушка – источник связного высказывания первоклассника // Начальная школа. 1988. №2.

19. Майская Н.Я. Методические рекомендации к написанию сочинений // Начальная школа. 2001. №9.

20. Маркова Н.Я. Как я готовлю третьеклассников к сочинению «Листопад» // Начальная школа. 1981. №9.

21. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей. М., 1994.

22. Роляк Л.Н. Учимся писать сочинение по картине // Начальная школа. 2001. №5.

23.Сергеева Н.В. О работе над сочинением на свободную тему в 3 классе // Начальная школа. 1977. №8.

24. Соловейчик М.С. Пишут ли в школе сочинения и как писать их в школе // Начальная школа. 1996. №12.

25. Тупицына Т.С. Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения // Начальная школа. 1994. №12 (сочинение-отзыв).

26.Уроки развития связной речи в начальной школе: Пособие для студентов / Сост. Г.С. Щёголева. СПб: Спецлит, 2000.

27. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. М., 1983.

28. Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. М., 1976.

Методические рекомендации

1. Подготовить классификацию сочинений.

2. Выявить особенности работы над сочинением в системе Л.В. Занкова (см.: Нечаева. 1994).

3.Подготовить реферативные сообщения по предложенным видам сочинений, описать подготовительную работу, ход урока развития речи по конкретным темам.

4. Разработать фрагменты уроков обучающего сочинения (по картине и серии картин – с использованием репродукции картины или иллюстративного материала учебников).

 

Практическое занятие №5

Анализ и оценка детских творческих работ.
Обучение младших школьников контролю за своей речью

1. Требования к речи.

2. Обучение младших школьников самоконтролю.

1) условия успешности самопроверки;

2) последовательность действий и способы внесения исправлений.

3. Методика обучения редактированию высказываний.

4. Проверка, анализ и оценка детских письменных работ.

1) требования к организации анализа детских творческих работ;

2) этапы процесса обучения;

3) вопрос об оценивании детских творческих работ.

 

Методические задачи

1. По первому вопросу см. работы М.Р. Львова.

2. По второму вопросу см. методические пособия под редакцией М.С. Соловейчик.

Потренируйтесь в анализе детских работ. Отметьте в них не только недочёты, но и достоинства в выборе языковых средств.

1) Ранняя осень в лесу

Пришла в лес осень. Пожелтели берёзы, покраснели осины. Падают листья, как парашютисты. Красиво! Много загадок в осеннем лесу. Где-то растёт грибок, где-то ещё цветёт цветок. Надо просто быть наблюдательным. Вон рыжик, а рядом – сыроежка. Зашумели на ветру деревья. И посыпал золотой кленовый дождь. А красавица рябина стоит с поспевшими плодами, которые являются кормом для птиц. Постепенно дни становятся короче. Засыпает осенний лес.

2) Мы ходили в лес на экскурсию. Наступила золотая пора года. Под ногами шуршат цветные вороха опавшей листвы. Кругом шорох и шелест. По лесу будто расхаживает и пугает зайцев таинственный невидимка. Облетает яркий наряд деревьев. Животные тоже меняют осенью окраску шерсти: зайцы, лисицы, белки и другие. Всё напоминает, что наступила осень. Листья засыпали грибы, но я нашла немного рыжиков, подосиновиков и подберёзовиков, когда мы с семьёй гуляли по осеннему лесу. Ветер-листобой разметал по полянам опавший лист. Шумными коврами устланы лесные тропинки лесов. Веет рыжая метель. Это осень золотая. Кто её не рад! Весело играя, мы встретили лесной осенний листопад.

1. Отметьте в приведённом ниже сочинении часть, не относящуюся к теме. Составьте задание на редактирование для учащихся 3 или 4 класса. Укажите цель работы и её место в системе обучения. Сформулируйте конечный вывод, который должен быть сделан детьми.

Как мы делали ледяную горку

Промелькнула осень. Наступили холода. А вот и закружились в воздухе пушистые снежинки. Снега становилось всё больше и больше. Пышные шапки накрыли пни, камни, деревья.

Ребятам на улице раздолье. В воскресенье мы играли в снежки, катались на лыжах. А кто-то предложил построить ледяную горку. И мы принялись за дело. Стали из снега вырезать лопатой кирпичи и складывать один на другой. Складывали, пока не получилась большая гора. С одной стороны мы вырубили ступеньки, а другую засыпали снегом, плотно притоптали и полили водой. Когда вода замёрзла, получилась отличная горка. Мы стали кататься. Нам было весело и радостно.

2. В связи с написанием сочинения на тему «Золотая осень» учитель предложил третьеклассникам для критического анализа такой текст.

3.

Золотая осень

Наступила красавица осень. Летят с деревьев жёлтые и красные листья. Чаще льёт дождь. Улетели птицы. Дни стали короче и холоднее. С полей убрали хлеб. Идёт посадка озимых. Замёрзли озёра.

Охарактеризуёте цель работы, этап подготовки сочинения, систему вопросов, сформулируйте вывод.

 

Лабораторное занятие №1

Урок обучающего изложения

1. Повторение материала к занятию №3.

2. Посещение (или просмотр видеозаписи) урока, его стенографирование и анализ урока по схеме:

1) Вид изложения. Задачи урока, их реализация.

2) Целесообразность выбора текста, вида изложения, их соответствие задачам урока, возможностям учащихся.

3) Мотивация деятельности учащихся.

4) Особенности организации восприятия исходного текста. Работа над содержанием текста.

5) Организация работы над структурой текста, взаимосвязью его частей.

6) Наблюдения над языком произведения, их эффективность и целесообразность.

7) Приёмы предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок, объём и содержание языкового материала.

8) Наличие дополнительных заданий, их уместность.

9) Обучение учащихся самопроверке, умению совершенствовать написанное.

10) Характер взаимоотношений учителя и учащихся, уровень самостоятельности и речевой активности учащихся.

3. Анализ 2-3 работ учащихся.

 

Лабораторное занятие №2

Урок обучающего сочинения

 

1. Повторение материала к занятию № 4-5.

2. Посещение (просмотр видеозаписи) и анализ урока по схеме:

1) Вид, жанр, стиль речи, тема сочинения, целесообразность их выбора учителем. Задачи, их реализация в ходе урока.

2) Мотивация речевой деятельности учащихся.

3) Работа над темой, основной мыслью сочинения.

4) Накопление речевого материала и его систематизация.

5) Составление плана и формирование умения пользоваться планом при подготовке и написании сочинения.

6) Языковая подготовка текста сочинения. Предупреждение речевых ошибок.

7) Предупреждение орфографических ошибок.

8) Организация самостоятельной работы учащихся над сочинением и его совершенствованием.

9) Особенности речи учителя, его взаимоотношений с детьми.

3. Анализ 2-3 работ учащихся.

 

Контрольная работа: Проектирование уроков изложения и сочинения.

 

Коллоквиум







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.16.123 (0.024 с.)