Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи у детей с ОНР

Поиск

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, A.M. Бородич и дру­гими. "Связная речь, — подчеркивал Ф.А. Сохин, — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выра­жены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладе­нии родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя". По тому как дети строят свои вы­сказывания можно судить об уровне их речевого развития.

По мнению профессора А.В. Текучева, под связной речью следу­ет понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) пред­ставляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое са­мостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как од­ну из разновидностей связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму рече­вой деятельности. Она носит характер последовательного системати­ческого развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реак­ций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной' передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторон­ний характер высказывания, произвольность, обусловленность со­держания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, раз­вернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, за­ранее задано и предварительно планируется.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуатив­ная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает •полностью содержания мысли в речевых формах. В контекстной речи ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации с опорой только на языковые средства.

Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дет­ском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной ре­чи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоя­тельному использованию ребенком отдельных слов И синтаксиче­ских конструкций.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием дея­тельности и общения.

На первом году жизни в процессе непосредственного эмоцио­нального общения со взрослым закладываются основы будущей связ­ной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начи­нает развиваться активная речь детей.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. По­степенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понима­ние речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный за­пас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалоги­ческой формой речи.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосред­ственного практического опыта. Главной особенностью является воз­никновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксиче­ская структура рассказов, увеличивается количество сложносочинен­ных и сложноподчиненных предложений.

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Огра­ниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической по­следовательности событий, пропускают отдельные звенья, "теряют" действующих лиц.

Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подме­няется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по пла­ну, данному логопедом.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим тру­дом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затрудне­ния в определении замысла рассказа, последовательном развитии вы­бранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает перво­степенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, само­стоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоя­тельно определять содержание своего высказывания.

Л.Н. Ефименкова делает попытку систематизировать приемы ра­боты по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа де­лится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи — основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обу­чать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творче­скому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рас­сказа на основе личного опыта.

В.П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих овладение детей навыками монологической речи в следующих формах: составление высказыва­ний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

Т.А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у де­тей с ОНР использует вспомогательные средства, такие как нагляд­ность и моделирование плана высказывания. Упражнения располага­ются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и "свертыванием" плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:

— пересказ рассказа по наглядному действию;

— рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;

— пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

— пересказ рассказа по серии сюжетных картин;

— составление рассказа по серии сюжетных картин;

— пересказ рассказа по сюжетной картине;

— рассказ по сюжетной картине.

Особенностью данной системы работы является то, что последо­вательно применяя этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смы­словыми высказываниями.

В специальной литературе недостаточно полно отражено содержа­ние коррекционно-педагогической работы по обучению старших до­школьников умениям и навыкам построения связного высказывания с элементами творчества, особенно придумывание рассказов, сказок.

При оценке готовности к творчеству детей учитываются сле­дующие моменты:

— правильно ли передается замысел, тема;

— какова степень точности в обрисовке персонажей;

-— какова самостоятельность и логическая последовательность изложения;

— какие используются художественные средства, характерные для сказок;

— использование выразительности голоса' (смысловых пауз, уда­рений, интонационной окраски).

Для выявления возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при их выполнении детям предлагаются следующие задания:

1. Составить рассказ о каком-либо случае с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где изображены дети с кор­зинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ, используя подсказ­ку, кого еще можно увидеть в лесу, если внимательно понаблюдать.

2. Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картин­ку). Задание имело целью выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при состав­лении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концов­ку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейст­вом ежей.

3. Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки, (исенью вернулись из жарких стран зимующие птицы — скворцы, воробьи, соловьи. В лесу дети слушали песни певчих птиц — соловьев, жаво­ронков, воробьев, галок). После исправления смысловых ошибок со­ставить предложения, заменив слово "летают" другими, более харак­терными для разных птиц словами: кружат, мелькают ласточки; суе­тятся, вьются воробьи; проносятся стрижи.

4. Пересказать короткий текст. Для оценки возможностей пере­сказ мы использовали рассказ Л.Н. Толстого "Катя и Маша". Предла­гали следующие варианты творческих заданий:

— придумать продолжение событий;

— инсценировать рассказ;

— ввести новые персонажи.

5. Составить рассказ-описание любимой игрушки или той игруш­ки, какую хочешь получить в день рождения.

Чаще всего дети испытывают затруднения в составлении развер­нутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда за­трудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы состав­ляют с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

При пересказе короткого текста дети не всегда полностью пони­мают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавля­ют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудня­ются в выборе необходимого слова.

Описательный рассказ беден, страдает повторами; не использует­ся предложенный план; описание сводится к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета.

Основные направления коррекционной работы по обучению де­тей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творче­ства в подготовительной группе во время второго года обучения:

1. Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второсте­пенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко.)

2. Восстановление различного рода деформированных предложе­ний, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматиче­ских формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (Ли­са... в густом лесу.); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

3. Составление предложений по "живым картинкам" (предметные картинки вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закре­пить в речи многие предлоги, употребление предложно-падежных конструкций (Петух, забор — Петух взлетел на забор. Петух пере­летел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забо­ром и т. д.)

4. Восстановление предложений со смысловой деформацией (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)

5. Отбор слов из названных логопедом и составление с ними предложения (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собст­венное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец.

В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосоче­таний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли.

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразви­тием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности из­ложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впе­чатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения дейст­вующих лиц. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рас­сказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормаль­но говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чув­ства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Рассмотрим вопрос формирования описательно-повествователь­ной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития на примере обучения рассказыванию по сюжетной картинке и серии по­следовательных сюжетных картинок со зрительной опорой на гото­вый сюжет (по опорным словам). Виды работ мы представили в при­лагаемой схеме (см. Приложение).

Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет мы начина­ли с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявляли картинки, где главным дейст­вующим лицом является человек, ребенок или взрослый. (Мальчик умывается. Девочка моет посуду. Папа ремонтирует машинку. Мама вяжет. Бабушка лежит на диване. Дедушка читает газету.) После не­скольких занятий, когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложения, предъявляем картинки, где действия совер­шают животные. (Кошка играет с клубком. Собака лает на кошку.)

Для следующего усложнения подбираем картинки с неодушев­ленными предметами. (Мяч укатился в речку. Чайник стоит на столе.) Действия на картинках связаны, в основном, с обиходной ситуацией, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4-5 занятий начинают справляться с предложенным заданием: точно называть изображенное на картинке действие. И мы переходим к обучению составлению предложений по картинкам, где изображено два и больше действий. (Девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду. Мальчик и девочка лепят снежную бабу, еще один мальчик катает снежные комки.) Здесь необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты начала и конца.

Проделанная работа позволяет перейти к следующему виду заня­тий, а именно: составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и того же действующего лица (ребенок, взрос­лый, животное, неодушевленный предмет). Детям предлагается уста­новить последовательность действий на картинках и составить по данной серии рассказ. Серии сюжетных картинок помогают детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой по­следующей картинке, способствуют уточнению имеющихся у детей представлений, понятий, обогащают их новыми сведениями, учат в логической последовательности излагать увиденное.

Логопед может прибегнуть сначала к вопросам, помогающим ус­тановить последовательность событий, а то и предложить свой обра­зец рассказа.

Уже на самых первых этапах обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок можно предлагать детям решать определенные творческие задачи, например, предложить рассказать отработанную на предыдущем занятии серию без предъявления 1-2 картинок, включить себя в разряд действующих лиц или вообще рассказать от первого лица, сделав себя главным участником изображенных собы­тий, затем предложить группе детей (по количеству участников) инсценировать данную серию. Попробовать придумать диалоги, можно ввести дополнительных участников, дополнительные дейст­вия. (Например, серия "Петя и волки". Дети вводят других героев — друзей, которые предлагают мальчику остаться в поселке, хотят проводить его через лес, подождать взрослых, обратиться за помо­щью к охотникам и т. д.)

Более сложным видом инсценировки серии может служить пан­томима. Этот вид работы всегда вызывает у детей трудности, так как воображение действий с предметами без их оречевления доступно не всем детям.

Еще одним из творческих видов работ над серией последователь­ных картинок является составление детьми рассказов, аналогичных предложенным сериям. После предварительного разбора и составле­ния рассказа по данной серии (например, "Синички" из 3-х картинок, где девочка зимой предложила синичкам чай за столом на кухне), ло­гопед или воспитатели проводят краткую беседу о том, как необхо­димо зимой подкармливать птиц и предлагают затем детям составить небольшой рассказ о том, как можно устроить кормушку для зимую­щих птиц.

Целесообразно на заключительном этапе работы над каждой се­рией последовательных сюжетных картинок предлагать детям выде­лять главную мысль в рассказе. Умение выделить главную мысль в рассказе формируется у детей с определенным трудом, поэтому по­мощь взрослых в виде умело поставленных вопросов подводит их к правильному ответу. Помощь взрослых уменьшается по мере овла­дения детьми навыком составления рассказа по серии сюжетных картинок. Постепенно ребенок переходит от сюжетной канвы к раз­вернутому последовательному рассказу, используя предыдущий опыт. Такая работа подводит детей к умению пересказывать услы­шанные тексты.

Параллельно с работой по формированию умения составлять рас­сказы по картинке и серии последовательных картинок можно уже с первых занятий готовить детей к выполнению этих видов работ без зрительной опоры на готовый сюжет.

Эта работа начинается с подбора глагольного словаря к опреде­ленному существительному. Детям предлагается назвать предмет, нарисованный на картинке, а затем вспомнить, придумать, назвать, что этот предмет умеет или может совершить (например, кошка — спит, мяукает, царапает и т. д.), т. е. ответить на вопросы: что дела­ет? или что умеет делать? После такой предварительной работы дети легко справляются с составлением предложений по предметным картинкам.

В первую очередь используется детский опыт, поэтому начинаем с предметных картинок с изображением детей, затем с изображением взрослых, позже добавляются картинки, на которых нарисованы зна­комые животные, а в последнюю очередь используются картинки с изображением неодушевленных предметов, но знакомых детям.

По' мере овладения детьми навыком составления предложений по предметной картинке она заменяется словом. (Составьте предложение про кошку.) Предложения детей преимущественно нераспространен­ные. (Кошка бегает. Кошка мяукает. Кошку гладят. Кошку кормят.) Возникает необходимость учить детей распространять предложения второстепенными членами, для чего ставится обязательное условие: сказать про кошку, какая она (словарь прилагательных), или где это было (кошка лежала на диване), или почему это случилось (кошка захотела есть и утащила кусок колбасы со стола). Эта как бы наработ­ка определенных речевых шаблонов подводит детей к составлению описательного рассказа о данном предмете.

Такая работа проводится систематически в рамках каждой изу­чаемой лексической темы. ("Овощи", "Фрукты", Животные" и др.)

Переходя к новой лексической группе, логопед и воспитатели помогают детям наводящими вопросами, как бы программируя рас­сказ, напоминая, что надо сказать о предмете. Постепенно роль взрос­лых уменьшается, дети переходят к самостоятельному описанию предмета. После того, как у детей сформировался навык составления предложений по одной предметной картинке, переходим к обучению составления предложений и рассказов по двум или нескольким пред­метным картинкам. В данной работе используется фланелеграф и вы­резанные по контуру предметы. Использование таких фигурок позво­ляет моделировать на фланелеграфе различные варианты действий в пространстве, что позволяет детям развивать фантазию, творческое воображение, что является прообразом рассказа. (Например, контур­ные картинки: Кошка по забору подкрадывается к птичке. Кошка за­бралась на забор. Кошка хочет залезть в гнездо к птичке.)

По мере овладения навыком составления рассказа по опорным словам детям предлагаются слова, сюжетно менее связанные, напри­мер: "мальчик, трамвай, бабушка" или "девочка, арбуз, кухня".

Количество опорных слов уменьшается постепенно, и дети долж­ны уже составить предложение, а затем и рассказ только по одному опорному слову. (Расскажи о кошке. Составь рассказ про кошку.)

Логопед и воспитатели стараются меньше помогать в построении рассказа, призывая детей привлекать фантазию, свои знания об этих предметах.

Описанная система работы по обучению рассказыванию по кар­тинке, серии сюжетных картинок позволяет детям значительно уточ­нить, расширить запас речевых категорий (лексических, грамматиче­ских), используемых в повседневной жизни, и в определенной степе­ни подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.

Далее предлагались более сложные задания:

1. Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку).

2. Придумать начало рассказа. Этот вид работы вызывает наи­большие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявле­ние двух-трех образцов рассказов на одну и ту же тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для облегчения задания к текстам подбирались предметные картинки, которые могли бы помочь словесной характеристике вводимых персонажей.

3. Придумать сказку по предложенному сюжету.

М. Кольцова считает, что сказки, сочиненные детьми дошкольно­го возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас: "Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума". Успех коррекционной работы на этом этапе во многом определяется созданием естественной речевой среды. Правильно организованная учебно-речевая деятель­ность является лишь одним из путей формирования мотивации.

Остановимся подробнее над описанием формирования умений придумывать сказки.

Выбор темы сказки и ее сюжета является важным методическим моментом обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вы­зывать у детей желание придумывать сказку с четким композицион­ным построением с включением в нее элементарных описаний. Пред­лагаемый сюжет должен учитывать уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту. Необходимо, чтобы сюжет соответствовал активизации воображения, затрагивал нравственные и эстетические чувства, служил углублению интереса к речевой дея­тельности.

Вызвав интерес к сюжету, приступаем к его конкретизации. Так, придумывая сказку о Новогоднем балу в лесу, мы планировали разви­тие сюжета, обдумывали внешний вид, мимику, жесты, походку, го­лоса, поступки главных действующих героев, диалоги, характер сказ­ки. Старались обращать внимание на главное, не упуская из вида де­тали и подробности. Необходимо побуждать детей к тому, чтобы они передавали содержание сказки понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли внести замечания, дополнения, уточнения, проявляя к товарищам доброжелательное, заинтересован­ное отношение, ощущать радость совместного творчества.

Сказки, придуманные детьми, мы оформляли таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты сказок за­писывались взрослыми на листах определенного формата (альбомный лист), дети сами иллюстрировали свои сказки или их эпизоды рисун­ками, из этих листов изготавливались книжки по лексическим темам: "Овощи", "Фрукты", "Домашние и дикие животные", "Игрушки". Де­ти с удовольствием рассматривали эти книжки, вспоминали и рас­сматривали понравившиеся сказки, обменивались впечатлениями, просили воспитателей почитать ту или иную сказку. Подобная работа активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей, создает возможность реализовать влияние художественного образа на развитие словесного творчества детей. Другим видом работы над сочиненными сказками является дра­матизация, инсценировка. В процессе инсценировки сказки с исполь­зованием кукол, элементов костюмов активизируется словарь детей по определенной теме, развивается творческая фантазия детей, развива­ется просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка.

Прием совместных действий используется нами в начальном пе­риоде обучения рассказыванию, иногда в моменты усложнения, при выдвижении новых требований, при постановке новых речевых зада­ний. В дальнейшей работе помогают вопросы по содержанию приду­мываемой сказки, опора на сравнительные характеристики персона­жей, голосовые реакции, личное отношение к изображенному сюжету или героям сказки, и т.д.

Приведем пример планирования работы по придумыванию сказ­ки "Как зайчонок торопился на Новогоднюю елку".

1. Воспитатель по заданию логопеда повторяет с детьми названия диких животных наших лесов, составляя рассказы-описания лисы, зайца, волка, белки, лося с использованием глагольной лексики: под­крадывается, выслеживает, петляет, ломится через кусты и т. д.

Необходимый для описания повадок, характеров диких животных словарь прилагательных: юркая, проворная, неуклюжий, свирепый и т.д. также повторяется воспитательницей. Вспомнить необходимо и загадки, и пословицы, и поговорки по данной теме, например: Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь).

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

Колючий недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж).

Хвост пушистый, Мех золотистый,

В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось).

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк).

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

У страха глаза велики.

Шила в мешке не утаишь.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга — ищи, а найдешь — береги.

Труслив, как заяц.

Хитрый, как лиса.

Свирепый, как волк.

Маленький, да удаленький.

2. На следующий день на индивидуальных занятиях с логопедом дети пересказывают рассказ со зрительной опорой "Как медведь сам себя напугал" (Н. Сладкое).

3. Во второй половине дня дети с воспитательницей придумыва­ют диалоги для действующих лиц этого рассказа, выясняют, что рас­сказ становится сказкой, стараются придумать для получившейся сказки зачин и концовку.

4. На следующем занятии логопеда дети придумывают сказку «Как зайчонок торопился на Новогоднюю елку». Детям предлагается определить характер сказки, кто из действующих персонажей будет чинить препятствия зайчонку, кто будет ему помогать, как добро, в конце концов, победит зло, как зайчонок простит хитрого лисенка, свирепого волчонка и попросит Деда Мороза дать и им подарки и пригласить их в общий дружный хоровод.

5. В один из вечеров или на занятии по изобразительной деятель­ности дети иллюстрируют сказку своими рисунками.

6. Работа над сказкой заканчивается изготовлением книжки.

7. Дети получают задание рассказать сказку родителям, бабуш­кам, дедушкам, братьям, сестрам.

8. Сказку предлагается инсценировать.

9. Показ инсценировки сказки детям младшей группы.

10. Использование материала отработанной сказки в представле­ниях кукольного театра.

Предложенная система работы по составлению продолжения сказки или сказки с опорой на рисунки, предварительно прочитанные тексты, способствует успешному формированию навыков самостоя­тельного рассказывания с элементами творчества.

Исходя из принципа комплексного подхода к преодолению обще­го недоразвития речи у детей, мы предлагаем активно включать педа­гогов ДОУ и родителей в процесс, используя карточки-задания с тек­стами литературных произведений для закрепления изучаемого мате­риала.

Предложенные приемы способствуют повышению уровня рече­вого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку как к учебному предмету, закреплению навыков самостоятельной ра­боты, сравнения и обобщения, формированию умений вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью, мотивированно­стью и произвольностью поведения и психических процессов. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.012 с.)