Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика детей с общим недоразвитием↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят как составная часть в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии таких детей, в коррекции и компенсации их дефекта, в подготовке к школе. Успех ранней коррекции речевого дефекта ребенка дошкольного возраста зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, работающего в детском саду, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных Особенностей. Эти качества учителя-логопеда формируются в процессе его обучения на дефектологическом факультете и определяются уровнем усвоения теоретических знаний и практических навыков по курсу логопедии. Значительная роль в формировании профессиональных качеств будущего логопеда принадлежит педагогической практике. Педагогическая практика в детском саду для детей с нарушениями речи проводится у студентов дефектологических факультетов на пятом курсе. Она начинается с непосредственного общения Знакомство со структурой специального детского сада, принципами отбора и комплектования логопедических групп является неотъемлемым элементом педагогической практики. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. Студенты учатся планировать фронтальные занятия, определять их содержание в зависимости от периода и задач обучения, отбирать лексический материал, методические приемы, виды работ, оформлять дидактические игры с учетом возраста детей и структуры речевого нарушения. Особое место в практике занимает индивидуальная работа с детьми, имеющими сложный дефект. На протяжении всей педпрактики студенты оформляют необходимую документацию: индивидуальные тетради детей, тетрадь для вечерней логопедической работы воспитателя, конспекты фронтальных занятий, планируют индивидуальные виды работ. Они принимают активное участие в проведении всех воспитательных мероприятий, оформлении стендов для родителей. В пособии освещаются основные этапы логопедической работы с детьми 6 и 7 года жизни в группах с ОНР; приведены психолого-педагогические характеристики детей, методические приемы их обследования; раскрываются содержание логопедических занятий, принципы их организации. По каждому разделу рекомендуется примерный речевой материал, который в процессе педагогической 'практики студенты смогут использовать. Предлагаемое пособие не исчерпывает всего содержания логопедических занятий, которые должны быть разнообразными, живыми, занимательными. Оно поможет студенту определить основные направления коррекционной работы. Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Девитька аблудилась лесу. Глядит домик. Селя а большой тул Упаля. Босей медедь сел. Влезя а дугой. Недобно. Влезя а мали-кий тулик. Помаля. Пать сля комнату. Болсая коват недобна. Исо ковать пахая. Лезя а маликую. Холосая коват. Аснуля. Пасли вед-меди у — у—у. Девитька паснулась, безаля. Рассказ-описание мало доступен для детей, которые обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребенок перечисляет: у ней колесы есть, кабина, матоль, люль, литяг (рычаг), педали, фали, кудов (кузов), чтоб глюз возить. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы Таким образом, экспрессивная речь детей, со всеми указанными особенностями, может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений и т. п. Вне специального внимания к их речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не общаются со сверстниками, не обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает недостаточную коммуникативную направленность их речи. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной. В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р. Е., 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Например, детям предлагается выполнить аппликацию: наклеить на бумагу макет домика (крыша — красного цвета, стена — квадратная, желтая) и рядом елочку из трех зеленых треугольников. На столе перед детьми разложены пять зеленых треугольников, несколько треугольников и квадратов разных цветов. Как правило, дети выполняют такое задание частично: наклеивают домик из деталей других цветов, а елочку—из всех имеющихся треугольников зеленого цвета, не придерживаясь точно инструкции. Подобные явления характерны для основной категории описываемых детей. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления. Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают 6т нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией*. Однако, нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими патологическими формами аномалий. Чрезвычайно важной и во многом еще не совсем решенной Проблемой является отграничение детей с ОНР и сохранным интеллектом от детей с первичным интеллектуальным дефектом. Эго осложняется тем, что умственное недоразвитие часто также сопровождается речевой патологией, которая имеет ряд специфических проявлений. У умственно отсталых детей также, как у детей с ОНР, отмечается позднее появление активной речи, но отличие состоит в том, что понимание речи окружающих наступает несколько позже, чем у детей с алалией. Отмечается также большой временной интервал между появлением первых слов и последующим пополнением словарного запаса. На ранних этапах развития наблюдается появление штампов, персеверации, эхолалии; на более высоких ступенях речевого развития отсутствуют словотворчество и звуковые поиски. Мимико-жестикулярное общение умственно отсталых детей отличается-примитивностью и малой дифференцированностью. Несмотря на частые проявления* речевой расторможенности умст- _________________________ * Имеются в виду дети, у которых в структуре ОНР выраженным является дизартрический синдром.
венно отсталые дети не испытывают потребности в направленном речевом общении, не избирательны в контакте и часто не критичны к своему дефекту. При сравнительно благополучном овладении элементами фонетической стороны речи у умственно отсталых детей смысловая сторона речи развивается крайне медленно, не достигая нормы даже при успешном освоении средств языка. У детей с первичным недоразвитием речи в более ранние сроки появляются понимание речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру. Диагностическим признаком для отграничения их от умственно отсталых детей является диссоциация речевого и психического развития. Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает развитие их речи. Их отличает также критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи безусловно тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию интеллекта. Однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов. Тщательный анализ речевых навыков ребенка требуется в тех случаях, когда необходимо отграничить проявление ОНР от замедленного темпа речевого развития. Замедленный тип речевого развития в большинстве случаев обусловлен негрубой родовой травмой, длительными соматическими заболеваниями в раннем детстве. В анамнезе не содержится обычно данных о грубых нарушениях центральной нервной системы, что обеспечивает большую сохранность моторных функций, психических реакций, поведения ребенка в целом. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание прежде всего обратимая динамика речевой недостаточности. У детей с задержкой речевого развития сам характер речевых ошибок менее специфичен. Преобладают ошибки типа смещения продуктивной и непродуктивной форм множественного числа (сту-лы, листы), наблюдается унификация окончаний родительного падежа множественного числа (карандашов, птичков, деревов). У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям более младшего возраста в процессе овладения речью. Несмотря на отдельные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики) речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения. У таких детей более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что, в конечном итоге, позволяет при ранней логопедической помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу. Глава П. ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития. В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности. При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка. I. Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей, изучение специальной документации и беседа с ребенком. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект. II. Дифференцировочный этап, включающий обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха и интеллекта. III. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием. IV. Тщательное обследование компонентов языковой системы, в итоге которого обосновывается логопедическое заключение. V. Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания. В беседе с родителями следует выяснить следующее: 1. Когда появилось гуление (голосовые реакции в первые 2—3 месяца), лепет? 2. Когда ребенок начал понимать слова или фразы (повороты в сторону называемого предмета или выполнение называемого взрослым действия)? 3. Когда появились первые слова и каков временной интервал между их произнесением? Общеизвестно, что ребенок в этом возрасте обычно воспринимает недифференцированные комплексы и на любое звукосочетание, имеющее сходное ритмико-интонационное оформление, реагирует как на речевое обращение. Находясь на дофонемной стадии развития речи, ребенок начинает понимать первые слова и фразы в их элементарной предметной соотнесенности. Такой период «пассивных» накоплений предшествует возникновению активной речи. Известно, что в норме у ребенка в возрасте 1 года произносимых слов в 4—5 раз меньше, чем слов пассивной речи. У детей с отклонением в речевом развитии время появления первых слов обычно задерживается до 2,5—3 лет, но в то же время происходит накопление пассивного словаря. Разница в объеме между количеством произносимых слов и пассивным словарем у детей с первичной речевой патологией (за исключением редких случаев сенсорной алалии) сохраняется без специального обучения длительное время. В норме ребенок к концу 3-го года произносит более 1000 слов. В процессе беседы также выясняется, когда появились двуслов-ные и многословные предложения, особенности их грамматического оформления, не прерывалось ли речевое развитие? (Если да, то по какой причине, насколько в речевом плане активен ребенок, стремится ли он к установлению контактов с окружающими? Важно отметить, в каком возрасте обнаружено отставание в развитии его речи и каковы особенности естественной речевой среды. Анализ документации (выписка из истории развития; заключение специалистов—отоларинголога, невропатолога; характеристика воспитателя, логопеда и др.) дает представление о физическом и интеллектуальном развитии ребенка, о возможных причинах отклонений в формировании его речи, о поведении на занятиях и во внеучебное время, об усвоении программы детского сада по всем видам учебной деятельности, особенностях общения со сверстниками в детском саду. Важно также выявить факты, характеризующие поведение ребенка на занятиях, устойчивость и целенаправленность его внимания, интересы и склонности. Обследование дошкольников начинается с беседы. Ее цель — выявить общий кругозор ребенка, возможности связного высказывания. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок (однословными или фразовыми), насколько они развернуты, правильны или по содержанию, как ребенок оформляет отдельные слова и предложения (грамматически и фонетически). При выявлении особенностей речевого недоразвития дошкольников в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае ослабляется контроль над речью. Приводим перечень вопросов для беседы. Как твое имя, фамилия? Расскажи о своей семье: сколько человек в твоей семье? Кто работает? Кто учится? Расскажи, где ты живешь? Назови свой адрес. С кем ты дружишь (во дворе, в детском саду)? В какие игры ты играешь с друзьями? Как ты помогаешь дома? Как ты провел свой выходной день? Если ребенок отвечает на каждый вопрос одним словом, то можно задавать дополнительные вопросы таким образом, чтобы ребенок дал полный развернутый ответ. Обследование интеллекта В процессе беседы с ребенком логопед уже получает первое впечатление о его общем кругозоре. Если возникают сомнения в интеллектуальном развитии ребенка, то можно предложить ряд специальных заданий на определение уровня развития его мыслительной деятельности. Наиболее распространенным является выполнение задания на выделение 4 лишнего предмета. При этом сначала предлагаются более простые дифференцировки, затем даются задания посложнее (пальто, шуба, платье, машина; шапка, панама, фуражка, платье; зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленый горох, красный помидор). Важным моментом является выявление навыка счета и счетных операций в соответствии с программой детского сада общего типа. Широко используются при обследовании интеллекта разрезные картинки (на 2, 3, 4 части), «почтовый ящик» (составленный по принципу таблицы Сегена). Интересно для детей в занимательной форме провести игру «Бывает— не бывает», когда ребенок должен ответить (а если сможет, и объяснить) правдоподобность ряда ситуаций. Например: Можно летом слепить снеговика? Может ли заяц догнать волка? Может ли мальчик кататься на лошади? Может ли мышка съесть кошку? Полезно ребенку предложить задание на умение сравнивать предметы, выделять общее и отличное в них. Полученные данные также дополняют представление об его интеллектуальном развитии. (Сравни: солнце и лампу; куклу и ребенка; летающую птицу и самолет; цветок в горшке и наклеенную аппликацию). Все описанные выше задания дети пятилетнего возраста выполняют достаточно свободно. Обследование слуха При обследовании слуха необходимо проверить, как ребенок слышит шепот и разговорную речь (имеется в виду громкость звучания). Ребенка ставят спиной к логопеду на расстоянии 5—6 м. Логопед делает полный выдох и шепотом называет слова, которые ребенок должен повторить. В первую очередь предлагаются такие слова, как школа, чайник, машина, чемодан и т. д. В случае возникшего затруднеия логопед повторяет эти слова на расстоянии 4 м, а затем 3 м. В речевой карте необходимо указать, на каком расстоянии ребенок воспринимает шепот. Речевая карта 1. Дата поступления ребенка в группу______________________________________________________ 2. Фамилия, идея____________________ _________3. Возраст_________________________________ 4. Домашний адрес__________________________5. Откуда поступил______________________________ 6. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность: Отец ________________________________________________________________________________ 7. Анамнез: от какой беременности по счету? ______________________________________________ Как протекали беременность и роды?_____________________________________________________ Когда закричал? _______________________________________ Как протекало физическое развитие: стал держать головку _______________ _____________сидеть ________________________________ вставать___________________ _____________ходить _____________________________________ Какие заболевания перенес от года?_____________________ _______________________________ Речевое развитие ребенка: гуление____________________лепет __________________________________ первые слова _______________ ___________речь фразой__________________________________ Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Как быстро наращивался словарный запас? _________________ _______________________________ 8. Слух________ ________9. Зрение_____________________ 10. Интеллект________________________ 11. Речевая среда и социальные условия _____________________ _______________________________ Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия?_______________________________ их результативность_________________________________________________________________ Как сам ребенок относится к речевому дефекту?___________________________________________ 12. Общее звучание речи: темп____________ голос,____________ разборчивость___________________ дыхание_______________________________. 13. Обследование артикуляционного аппарата: подвижность языка,___________ __________________прикус_________________________________ строение нёба_____________________ ___________ зубов __________________________________ состояние подъязычной уздечки________ ___________губы___________________________________ 14. Состояние общей моторики (координированносгь движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок?)______________________________________________________ 15. Общее развитие ребенка а) разговорно-описательная беседа: Как тебя зовут? ___________________ __________________ _______________________________ Сколько тебе лет? _________________________ __________________________________________
Где ты живешь?___________________________________________________________________ Как зовут маму?___________________________ ________________________________________ Есть ли у тебя друзья? _____________________ ________________________________________ б) счет прямой ______________ _________обратный______________________________________ в) геометрические формы: квадрат,______ __прямоугольник__________________________________ г) основные цвета____________ __________оттеночные _____________________________________ д) классификация предметов___________________________ _____________________________ е) выделение четвертого лишнего ______________________ _____________________________ ж) ориентация во времени_________________в пространстве____________________________ з) способность к логическому мышлению _______________________________________________ 16. Обследование понимания речи: а) выполнение инструкций_____________________________ _____________________________ б) понимание значения предлогов ______________________ _____________________________ в) понимание числа,_______ ___________рода,___________ падежа ______________________ 17. Обследование связной речи: а) составление рассказа по картинке_____________________ _____________________________ б) доставление рассказа по серии картин _________________ _____________________________ в) пересказ__________________________________________________________________________ г) рассказ-описание или рассказ по представлению_________ _____________________________ 18 Обследование грамматического строя: а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа: мост _____________________ _______________дом ___________________________________ стул _____________________ _______________пчела____________________________________ ведро_____________________________________ухо_______________________________________ воробей ___________________________________утенок___________________________________ б) образование уменьшительно-ласкательной формы: дом____________ ________елка____ ______________ Женя_ ______________________________ стул___________ _________гриб____ ______________ Костя_________________________________ в) префиксальное словообразование: шел_________________ летел______________________________ г) согласование прилагательных с существительными: синий шар__________ __ ____________красный флажок__________________________________ синяя машина__________ ___________красное солнышко_________________________________ синее платье_________________________красная звезда _________________________________
д) согласование существительных с числительными: ___1___ ___ 2___ ___ 3 ___ ухо ____________ ____________ ___________________________ _____________________________ помидор ______________________ ___________________________ _____________________________ стул___________________________ ____________________________ ______________________________ ручка_________________________ ___________________________ ____________________________ е) предложно-падежные формы: ______________________ _______________________________ 19. Состояние словаря 1. Предметный словарь: а) объяснение значения слов: холодильник________________ _________________ пылесос__ _______________________________ б) показ и называние частей предметов: Чайник: донышко_____________ __________________Стул: сиденье ________________________________ носик_____________ ____________________спинка ___ _______________________________ крышка______________________________________ножки______________________________________ в) уровень обобщений: Свитер, платье, шорты, юбка, колготки____________________ _______________________________ Сапоги, туфли, тапочки, валенки __________________________________________________________ Блюдце, сковорода, ложка, тарелка_________________________ _____________________________ Помидор, репа, морковь, капуста___________________________________________________________ Яблоко, персик, груша, лимон_____________________________ _____________________________ Кошка, собака, волк, еж_________________________________________________________________ Голубь, утка, воробей____________________________________________________________________ Шкаф, стол, кресло, тумбочка___________________________________________________________ Автобус, электричка, трамвай, самолет____________________________________________________ 2. Словарь признаков: а) подбор прилагательных к существительным: лимон — какой?,.______ ________платье — какое?_______________ лиса — какая?_________________ б) подбор антонимов широкий.____________ ________длинный___ __________________высокий________________________ веселый____________ ________светлый____ ___________________________ больной__________________________ прямой ,____________ __________сухой___ ______________________холодный_____________________ в) образование прилагательных от имен существительных Ручка из пластмассы,___________ _________сумка из кожи____ ______________________________ Матрешка из дерева____________ _________стакан из стекла___ _____________________________ Сок из клюквы __________________________шуба из меха __________________________________
г) образование притяжательных прилагательных Чей хвост?____________ _____________Чей дом?_____________ _____________________________ 3. Глагольный словарь: повар______________________учительница_______________________врач_________________________ почтальон____________________________________ б) кто как голос подает? кошка_______________________собака__________________________гусь__________________________ утка_________________________петух__________________________мышь_________________________ корова_______________________лягушка________________________свинья________________________ 20. Звукопроизношение. Гласные: А ________ У ________ О ________ Ы________ Согласные: С ________ СЬ________ 3____________________ ЗЬ Ц __________ Ч ________ Щ________ Ш ________ Ж ________ Л __________ ЛЬ________ Р _________ РЬ________ Йот_______ Г __________ К _______ X ________ Б _________ П _________ Д __________ Т _________ Н_________ М_________ 21. Фонематический слух. а) дифференциация звуков: С—3__________ С—Ш _______ Ш—Ж _______ Ж—3 _______ Ш—Щ_________ Ш—СЬ ________ Д—С ______ Ц—ТЬ_______ Ч—С__________ Ч—ТЬ ________ Ч—Ц ______ Ч—Ш _______ Щ-Ж___________Л—Р__________ Д—Б ______ Т-Д _________ К-Х _________ К—Г___________Ы—И ____________________ б) повторение: та—да—та ______________________________________________________________ да—та—та ______________________________________________________________ ка—га—га ______________________________________________________________ в) повторение: кот—год—кот __________________________________________________________ том—дом—ком _________________________________________________________ 22. Анализ звукового состава слова а) выделение первого звука в слове: Алик_______________________утка____________________город_____________________________ Оля________________________эхо_____________________волк______________________________ Ира________________________окна____________________банка_____________________________ б) выделение последнего звука в слове: пух________________луна_________________кот_______________шары__________________ сок________________мука_________________руки______________нос___________________ 23. Произношение слов сложного слогового состава строительство_________________________велосипед____________________________________ милиционер___________________________аквариум_____________________________________ 24. Повторение предложений: типа 25 Логопедическое заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Глава III. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ) Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями, путем использования поэтапной системы формирования речи. Коррекционная система обучения и воспитания детей с ОНР 5—7 лет разработана в лаборатории логопедии НИИ дефектологии и на кафедре логопедии МГОПИ. В основу ее положены следующие принципы: — раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; — развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития; — взаимосвязное формирование фонетйко-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время, развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения; — дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения; — связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности. Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе. Основными задачами коррекционного обучения являются: — практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; — формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия); — подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты; — развитие навыков связной речи. Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях Н' группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Логопед работает с 9 до 13 часов. Воспитатель ежедневно проводит занятия с группой по всем видам учебной деятельности (ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование, физическая культура). Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач. На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий, а также частично и воспитательских, целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. Предусматриваются следующие виды занятий: — занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; — занятия по формированию произношения. Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения. В I периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения — только индивидуально. Bo II периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, а фонетические—1 раз. В III периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, но и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом. В это время фронтальные занятия проводятся 5 раз в неделю: 3 раза — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию правильного звукопроизношения.
Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы: с I подгруппой 9.00—9.20; со II —9.30—9.50. В это время воспитатель проводит занятия с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. С 10.00 до 13.00 логопед проводит индивидуальную работу с детьми, а остальные дети находятся с воспитателем на прогулке до подготовки к обеду (12.30). Примерный режим дня Подъем, утренний туалет, дежурство — 7.30— 8.30 Подготовка к завтраку, завтрак — 8.30— 8.55 Подготовка к занятиям — 8.55— 9.00 Логопедические и коррекционно-воспита- тельные занятия по подгруппам и индиви- дуальные* — 9.00—13.00 Подготовка к прогулке, прогулка —10.00—12.30 Возвращение с прогулки —12.30—12.40 Подготовка к обеду, обед -12.40—13.10 Подготовка ко сну, дневной сон —13.10—15.00 Подъем, полдник, выполнение заданий логопеда —15.00—16.00 Игры, труд. —16.00—16.30 Прогулка —16.30—18.00 Возвращение с прогулки, игры —18.00—18.20 Занятия воспитателя —18.20—18.40 Подготовка к ужину, ужин —18.40—19.10 Спокойные игры —19.10—20.30 Подготовка ко сну, сон —20.20— 7.30 Логопедические занятия Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.02 с.) |