Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С общим недоразвитием речи в личностной сфере↑ Стр 1 из 90Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аленкуц Л.Г., преподаватель (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Адаптация личности как предмет разноуровневых исследований признана интегральным понятием и изучается наукой многопрофильно: как в общебиологическом, так и в социально-психологическом и педагогическом аспектах. Результатом адаптационного процесса является адаптированность (дезадаптированность), которая выражается в способности личности находить психологические механизмы и адекватные формы поведения, необходимые для разрешения внутренних и внешних конфликтов, достигать цели деятельности в условиях меняющейся микросоциальной среды. Школьная адаптация рассматривается как взаимодействие физиологических, социальных и эмоциональных факторов, в результате которого наступает равновесие, соответствие социально-психологического, психофизиологического и личностного статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения [1]. В этой связи имеет значение наличие качеств, характеризующих реальные и потенциальные возможности личности как субъекта адаптационного процесса, т.е. адаптивность (изменчивость) его поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. По обобщенным данным отечественных и зарубежных исследователей от 4 до 25 % семилетних и от 20 до 50 % шестилетних детей не способны при традиционной организации процесса обучения адаптироваться к современным школьным требованиям и успешно освоить программу обучения [2]. Предпринятые психолого-педагогические исследования особенностей проявления общего недоразвития речи (ОНР) у детей и связанных с ним вторичных отклонений в психическом развитии, изучение личностных особенностей этой категории детей позволили сделать вывод о возможности адаптационных нарушений в личностной сфере в начальный период обучения, обусловленных расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Следует подчеркнуть, что в числе детей с особенностями психофизического развития категория детей с нарушением речи является самой многочисленной. Так, в г. Витебске в 2011 г. насчитывалось 5205 детей с особенностями психофизического развития, среди которых с нарушениями речи – 4742 ребенка. Исследование школьной адаптации в личностной сфере проводилось на базе УО «Витебский государственный специальный детский сад № 18 для детей с нарушением речи», детских садов общего типа №№ 16, 65, 100, а также общеобразовательных средних школ №№ 18, 25, 31, 40, гимназии №5 г. Витебска. В эксперименте приняло участие 50 учащихся первых классов с общим недоразвитием речи, выпускников специального детского сада (экспериментальная группа), и 50 учащихся первых классов, которые посещали дошкольные учреждения общего типа и не имели отклонений в речевом развитии (контрольная группа). Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как представителя новой социальной общности (Я – школьник) и представлена в нашем исследовании в виде соответствующих актуальной самооценки и оценки школьной тревожности. Личностная адаптация не имеет единого показателя своей успешности, однако равновесие между ассимиляционными и аккомодационными тенденциями можно считать критерием полноценной адаптации в личностной сфере. Анализ данных, полученных в процессе изучения школьной адаптации в личностной сфере, позволил распределить учащихся первых классов как экспериментальной, так и контрольной групп на 4 группы. Критерием выделения групп служил уровень адаптации по тому или иному показателю (табл. 1). Таблица 1 Школьная адаптация в личностной сфере учащихся первых классов с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием (%)
У учащихся I группы отмечается относительно высокий уровень адаптации в личностной сфере к условиям школьного обучения. Первоклассники, вошедшие в группу с I уровнем адаптации, имеют адекватную самооценку и низкую (менее 25 %) школьную тревожность; у учащихся II группы выявлены незначительно завышенная самооценка и средняя степень выраженности (менее 50 %) школьной тревожности; в III группу вошли дети, имеющие необоснованно завышенную самооценку и достаточно высокую школьную тревожность (более 50 %); наконец, в IV группу мы включили детей, которые продемонстрировали заниженную самооценку и высокую школьную тревожность (более 50 %). Исследование самооценки учащихся опытной и контрольной групп позволяет констатировать тенденцию завышения самооценки детьми с общим недоразвитием речи. Интересен тот факт, что в отличие от испытуемых контрольной группы, где мы наблюдали проявление заниженной самооценки (4 % детей), ни один ребенок с недоразвитием речи не показал неадекватную самооценку в сторону занижения. Как известно, самооценка в данном возрастном периоде формируется на базе оценок окружающих, и прежде всего значимых взрослых (учителей, родителей), оценки результатов собственной учебной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Я-концепция формируется, уточняется и закрепляется во взаимодействии ребенка с другими людьми. Для развития его личности одинаково важно в общении со значимыми взрослыми и сверстниками как стремление к «присвоению» его личностных достижений и ценностей, так и стремление к сохранению индивидуального Я, устойчивости и утверждения собственной оценки себя как личности. По видимому, недостаточная критичность по отношению к себе и своим достижениям, частое игнорирование собственных ошибок, достаточно высокая степень удовлетворенности собой, а также неадекватные оценки со стороны значимых взрослых уравнивают реальное и идеальное представления ребенка о себе, что и является причиной завышенной самооценки. На основе полученных данных, характеризующих школьную тревожность как фактор личностного развития ученика, можно констатировать наличие значимых статистических различий по данному показателю в опытной и контрольной группах. Учащимся первых классов с общим недоразвитием речи характерна невысокая школьная тревожность, а в ряде случаев имеет место нечувствительность к реальному неблагополучию, возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, невысокой самокритичности. Как известно, чрезмерно высокий уровень тревожности, как и чрезмерно низкий являются дезадаптивными реакциями, проявляющимися в общей дезорганизованности учебной деятельности и поведения. Однако, оптимальный уровень тревожности необходим для эффективного приспособления к школьной действительности. Причиной высокой тревожности могут выступать как нарушения детско-родительских отношений (завышенные требования, угрозы, наказания и т.п.), так и нарушения отношений, возникающих в учебной деятельности в процессе общения учителя и ученика (авторитарный стиль общения, необъективная оценочная деятельность, непоследовательность требований и др.). Таким образом, успешность школьной адаптации и характер ее протекания у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием имеют отличительные особенности. Общее недоразвитие речи ребенка дошкольного возраста и связанные с ним отклонения в психофизическом развитии являются определенными предикторами школьной дезадаптации в личностной сфере. Необходимость профилактики и коррекции нарушений школьной адаптации в данной сфере требует создания педагогических условий, способствующих повышению уровня школьной адаптации детей с общим недоразвитием речи.
Список цитированных источников: 1. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван: АН Армянской ССР, 1988. – 236 с. 2. Савина, Н.Н. Организационно-педагогические условия адаптации детей «группы риска» в общеобразовательном учреждении: автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Савина. – Новосибирск, 2000. – 21 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.218 (0.01 с.) |