Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация детей с интеллектуальнойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Бендикова М.Ю., студентка 3 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Акулович А.Н., преподаватель Социализация (от лат. «socialis» – общественный) – это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, знаний, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [1]. Социализация – самое широкое понятие, характеризующее процессы становления личности, которое предполагает переход из одного качественного состояния в другое, усвоение готовых норм и способов социальной жизни, выработку у ребенка (вместе с взрослыми) собственных ценностных ориентаций, своего стиля жизни, что в итоге характеризуется достижением социальной зрелости на определенном возрастном этапе [2]. Проблема социализации детей с интеллектуальной недостаточностью приобрела в последние годы особую актуальность. Это связано с изменениями, которые происходят в обществе и системе образования, повышением значимости личностно-ориентированного подхода в процессе реализации коррекционно-развивающих задач, ориентированностью на социально-личностные аспекты реабилитационной работы и т.д. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: С.Л. Рубинштейн, А.Р. Маллер, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, Н.Н. Малофеев, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Л.М. Шипицина, М.В. Данилина, Н.П. Вайзман и др. Социализация постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. В процессе социальной адаптации формируются приемлемые окружением навыки общения, поведения и деятельность, дающие возможность личности самоутвердиться, реализовать свои потребности и интересы [1]. Социализация проходит в трех сферах: 1) в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация; 2) в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности; 3) в самосознании, сознании понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает «адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинствах и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях [3]. Одной из составляющих процесса социализации является процесс интеграции детей в обучение и общество. Для успешной интеграции в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями необходим перенос акцента с принципа нормализации на другой важный принцип – «качества жизни». Под последним понимается опора на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на права детей с интеллектуальными нарушениями для наиболее полного удовлетворения этих потребностей. Интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной). Социальная интеграция (интеграция в общество) предполагает социальную адаптацию ребенка с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и взаимодействий – прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется. Интеграция в общество людей с интеллектуальной недостаточностью должна включать: 1) воздействие общества и социальной среды на личность с отклонениями в развитии; 2) активное участие в данном процессе самого человека с отклонениями в развитии; 3) совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требовании к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких людей [2]. Передача социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания, обучения, включения в различные виды деятельности и воздействия среды. Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, т.е. общим учебным планом (совместное обучение). Успешность интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью зависит не только от характера и степени имеющихся у них психических нарушений и эффективности, учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той среде, в которую ребенок интегрируется. Социализацию можно рассматривать как относительно регулируемый процесс усвоения и воспроизводства социального опыта, культуры, накопленной обществом. Этот процесс должен быть непрерывным, разнонаправленным, обладать динамическим, опережающим характером. Образовательный процесс социальной направленности осуществляется не только в школе, но и в семье, общественных организациях, трудовом коллективе [4]. Главными составляющими в процессе социализации являются – семья. Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами [1]. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Учеными доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками [3] Своевременная настойчивая работа в семье способствует формированию высших чувств. Отношение окружающих людей к ребенку с интеллектуальной недостаточностью существенно меняется в положительную сторону, когда он хорошо воспитан, проявляет вежливость и уважение к старшим. Любопытство и ненужная жалость может смениться приветливым, одобрительным отношением. Процесс социализации является очень трудоемким, успешность которого может присутствовать только в том случае, если в нем будут принимать участие и семья, и общество, и квалифицированные специалисты. В связи с этим возникает необходимость проведения специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное социально-личностное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью, формирование у них жизненной компетенции.
Список цитированных источников: 1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ». – 2000. – 320 с. 2. Гурина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гурина. – СПб., 2002. – 350 с. 3. Шипицына, Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с. 4. Лауткина, С.В. Основы коррекционной педагогики / С.В. Лауткина – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова». – 2008. – 211 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.013 с.) |