Особенности воспитания детей различных возрастных групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности воспитания детей различных возрастных групп



Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенно­стей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосо-образности, согласно которому обучение и воспитание дол­жны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевременно и после­довательно. Только тогда человеку можно естественно при­вивать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрас­те», — писал Я.А. Коменский.

Учет возрастных особенностей — один из основопола­гающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавлива­ют обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные осо­бенности обязывают правильно решать вопросы отбора и


 




расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Педагоги должны учитывать в учебно-воспитательном процесса такие явления, как акселерацию и децелерацию

в развитии учащихся.

Акселерация (от лат. акселерацио — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое разви­тие в детском и подростковом возрасте. Биологи связы­вают акселерацию с физиологическим созреванием орга­низма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с духовным развитием и социализацией лично­сти. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рас­согласованием процессов физиологического созревания орга­низма и социализацией личности.

физическое * развитие

интеллектуальное

3 развитие

Возраст

Педагогическая интерпретация акселерации До появления акселерации в 50-60-е годы физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансиро­ванным. На рисунке это показывает кривая 1, выражающая общую тенденцию нормального физиологического и соци­ального созревания. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х годов, физиологическое созревание орга­низма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного,


психического, социального развития (кривая 3). Образует­ся несоответствие, которое можно выразить так: тело ра­стет быстрее, чем созревают психические функции, явля­ющиеся основой интеллектальных, социальных, нравствен­ных качеств. К тринадцати-пятнадцати годам у девочек, а к четырнадцати-шестнадцати годам у мальчиков, живу­щих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти до­стигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлет­ворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, социальное развитие отстает и всту­пает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводящее к значительным пси­хологическим перегрузкам, подросток ищет пути его уст­ранения и выбирает такие, которые подсказывает его нео­крепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создавшей немало трудностей как для самих подрсотков, не умеющих совладать с происходящими в них перемена­ми, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитате­лей. Если с чисто техническими проблемами акселерации — обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т.п., еще как-то справились, то в области нравственных послед­ствий акселерации, в первую очередь проявившихся в ши­роком распространении половых контактов среди несовер­шеннолетних со всеми вытекающими отрицательными по­следствиями, проблемы остались.

О темпах акселерации говорят следующие сравнитель­ные данные. За три десятилетия длина тела у подростков увеличилась в среднем на 13-15 сантиметров, а вес — на 10-12 килограммов по сравнению с их сверстниками 50-х годов.

Среди основных причин акселерации назовем: общие. темпы ускорения жизни, улучшение материальных усло­вий, повышение качества питания и медицинского обслу­живания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указыва­ются и другие причины — радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к


ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; умень­шение количества кислорода в атмосфере, что влечет за со­бой расширение грудной клетки, влекущей рост всего орга­низма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплек­сным воздейстием многих факторов,

С середины 80-х годов акселерация во всем мире по­шла на убыль, темпы физиологического развития не­сколько упали.

Младший школьный возраст (6—10 лет). В шестилет­нем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решитель­ными изменениями в его деятельности, общении, отноше­ниях с другими людьми. Ведущей деятельностью стано­вится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с

окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пе­реживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно уве­личивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, бла­годаря чему ребенок овладевает навыком быстрого пись­ма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детско­го организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется не­рвная система, интенсивно развиваются функции боль­ших полушарий головного мозга, усиливается аналити­ческая и синтетическая функция коры. Вес мозга в млад­шем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаи­моотношение процессов возбуждения и торможения: про­цесс торможения становится более сильным, но по-прежне­му преобладает процесс возбуждения, и младшие школьни­ки в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным воз-


растом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зри­тельные — на 80% (А.Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немало­важное значение имеет и расширение сферы общения. Бы­стротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустой­чивостью и неорганизованностью, но в то же время остро­той и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой.«р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, кото­рая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабости анали­за при восприятии отчасти компенсируются ярко выра­женной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целе­направленно слушать и смотреть, развивают наблюдатель­ность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельнос­тью, усложняется и углубляется, становится более анали­зирующим, дифференцирующим, принимает организован­ный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недо­статочно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в про­извольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыс­лит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», —


напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опирать­ся на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — под­нять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выготский, ре­бенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного про­цесса, при изменении содержания и методов обучения, ме­тодики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их ре­чью. Словарный запас нынешних четвероклассников на­считывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излг^гать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справ­ляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник — 6-8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако учени­ки начальной школы не умеют распорядиться своей памя­тью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при за­учивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации, учебного труда.

Становление личности маленького школьнику тки.-.. ходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учи-


телями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему колективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируют­ся навыки общественного поведения (коллективизм, от­ветственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет боль­ше возможности для формирования нравственных ка­честв и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, кото­рым пользуется учитель, создают благоприятные предпо­сылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации лич­ности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанни­ков в разумно организованный, посильный для них произ­водительный труд, значение которого в формировании соци­альных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, ко­торую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых мак­симально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать пре­красный мир чудес и испытания, двигательную актив­ность — все это должно удовлетворяться в разумной, при­носящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Средний школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучени­ем в школе второй ступени (V-IX классы) и характеризу­ется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой пе­рестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризовала психологией полуребен­ка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный


как для самого подростка, так и для окружающих его

людей.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в дли­ну (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, а у девочек — до 6-8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (прибавляют в росте 20-25 см) и девоч­ки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Развитие внутренних органов нерав­номерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и уча­щению сердцебиения. Легочный аппарат подростка разви­вается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 кубических сантиметров. Дыха­ние подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикули­руют, движения их порывисты, плохо координированы.

. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже, с две-надцати-тринадг?ати лет. Половое созревание вносит серь­езные изменения в жизнедеятельность организма, наруша­ет внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие не­рвной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами тор­можения, поэтому для подростков характерна повышен­ная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, плано­мерно и организованно, чем восприятие младшего школь­ника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иног­да, как заметили психологи, поражает своей поверхностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие


окружающей жизни с учебным материалом — характер­ная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школь­ного возраста — его специфическая избирательность: ин­тересные уроки или интересные дела очень увлекают под­ростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непро­извольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможнос­ти отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление стано­вится более систематизированным, последовательным, зре­лым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мыш­лением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Под­росток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спо­рам и возражениям. Средний школьный возраст наибо­лее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблем­ные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сход­ные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, до­казательным рассуждениям. Чаще встречаются предложе­ния со сложной синтаксической структурой, речь стано­вится образной и выразительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравствен­ное и социальное формирование личности. Но мировоззре­ние, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководству­ется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их



легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравствен­ный опыт приобретает подросток, будет складываться его

личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведе­нии подростков играют чувства. Они становятся преднаме­ренными и сильными (у младших школьников импульсив­ные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый воз­раст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрям­ство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Под­ростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

Исследования внутреннего мира подростков показыва­ют, что одна из самых серьезных проблем среднего школь­ного возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действия­ми, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а по­ступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подро­стков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ори­ентированными качествами встречается немало ошибоч­ных, незрелых и даже аморальных представлений. Подро­стки-мальчики склонны выбирать своими кумирами силь­ных, мужественных, смелых людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбой­ники, но и вполне земные местные хулиганы, которых «даже милиция боится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость — подлостью, уважение к себе — насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных цен­ностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Не-


которые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добро­совестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфанти­лизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою бу­дущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного тру­женика перестал быть привлекательным.

Воспитательная работа со школьниками среднего воз­раста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение подростков от учителей, школы, общества. Уче­ник среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведения — все это создает бла­гоприятные условия для самовыражения подростка, отста­ивания значимых для него убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге дол­жно положительным образом сказаться на формировании нравственных и социальных качеств.

Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом воз­расте в основных чертах завершается физическое разви­тие человека: заканчивается рост и окостенение скеле­та, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кро­вяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятель­ность щитовидной железы, вызывающая у подростка



повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст — это период выработки мировоз­зрения, убеждений, характера и жизненного самоопределе­ния. Юность — время самоутверждения, бурного роста са­мосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. «В огне, оживляющем юность, отлива­ется характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня зтого, ни бояться его, ни смотреть на него как на не­что опасное для общества, ни стеснять его свободного го­рения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего каче­ства», — писал К.Д. Ушинский (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. — С. 221.).

У старшеклассников обычно ярко выражено избира­тельное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из са­мых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленно­стью, внимание, — произвольностью и устойчивостью, па­мять — логическим Характером. Мышление старше­классников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Юность — это период расцвета всей умственной дея­тельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяс­нить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственным трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходи­ма для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние,


далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестак­тностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше все­го ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуальные качества. Больше других ценятся жи­вость ума, находчивость, умение остро чувствовать пробле­му, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения. Авторитетом в классе пользуются ученики, имеющие проницательный ум, способные за видимыми фактами находить скрытые причины, предвидеть, строить смелые предположения. Отметим это в связи, что в юно­шеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Кумирами становятся гармонически развитые люди, у которых качества ума удачно сочетаются с физичес­кой развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами. «Примерка» к себе стимулирует процесс само­воспитания, который у многих старшеклассников приобре­тает силу, устойчивость и целенаправленность. i

Нравственные и социальные качества старшеклассни­ков формируются ускоренными темпами. Этому способ­ствует не только сензитивный период нравственной зрело­сти, но и новая обстановка: изменение характера деятель­ности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся моральные поня­тия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрос­лости становится глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры. Любым способом им хочется обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в дан­ный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых.

В юношеском возрасте появляется усиленный инте­рес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет практически решать многие непростые воп­росы. Некоторые педагоги считают, что именно характер



разрешения этических ситуаций служит критерием мо­рального развития личности. В этом возрасте высок инте­рес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности. В последнее время некоторые молодые люди проявляют интерес к религии.

У старшеклассников усиливаются сознательные моти­вы поведения. Важное значение имеет статус (положение), личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и кор­ректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы ко­торых привлекают многих старшеклассников. У молоде­жи усилилось критическое отношение к действительнос­ти, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрослым. Оценка, снисхождение в этом возрасте не

принимаются.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отлича­ются резкой дифференциацией по интересам и намерени­ям, но совпадают в главном — каждый хочет занять дос­тойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. В последние годы произошла переоценка «престижности» профессий, а пере­ход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остроту всегда волновавшего молодежь вопроса. Хорошей профессией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.

( Психологические особенности дошкольного ^

возраста (3-6 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ИГРА, освоение норм поведе­ния и деятельности людей.

— 3-4 года — самоутверждение; возможные реакции: не-\послушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание J


'взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм — восхваляет себя).

ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ро-левые игры);

— 5-6 лет — гармонизация отношений с взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-роле-вые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»;

— Развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,

— Развитие способностей рисования, музыкальных способно­стей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;

— ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;

— Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, ус­воение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроиз­вольных форм к произвольным формам), развитие воли,

— любознательность (в 4-5 лет — «почемучки»);

— развитие воображения (от репродуктивных форм к творчес­ки продуктивному воображению: выполняет познавательно-интел­лектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию)); '

— Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нор­мами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, со­провождает деятельность ребенка, помогает ему планировать дей­ствия в 4-5 лет), затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;

— Развитие понятий (в 3-5 лет слова — как ярлыки, заменя­ющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают су­щественные признаки предметов — конкретные понятия);

— Развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиа­же), постепенный переход к операционному уровню;

— Интерес к половым органам, к рождению детей:

а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года);

б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;

— Формирование инициативности, целеустремленности, ак­тивности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития — формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражению образцам;

— Формирование готовности к школе.

— формирование новообразований:

возникновение первого цельного детского мировоззре­ния попытка осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалисткое мировоззрение — t


все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы — ре- \ зультат деятельности людей — «луну сделали космонавты»);

•возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);

•возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать пре­обладание обдуманных действий над импульсивными, появле­ние чувства долга по отношению к другим людям);

•возникновение произвольного поведения (появляется стрем­ление управлять собой и своими поступками);

•возникновение личного сознания (начало самооценки, начи­нает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хо­роший, злой, добрый и т.п.).

Формирование готовности к школе, которая проявляет­ся не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а готовность к школе есть результат общего психического разви­тия ребенка,комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:

— произвольность поведения — умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрос­лого, подчиняться правилам;

— учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание

идти в школу);

— эмоциональная устойчивость;

— в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, no- | нимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-об­разного мышления, наличие фонематического слуха, способнос­тей к обобщению, рациональный подход к действительности, ло­гическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); — уме­ние использовать в деятельности знаково-символические сред­ства; замещение (употребление заместителей, которые выполня­ют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схе­матизация и моделирование;

— в личностной и социальной сфере — способность к сотруд­ничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрос­лому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий прояв­лять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нор­мы. (Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, ком­пьютерный пакет «Готовность к школе» Улановской Н.И. и др. ме­тодики.


Психологические особенности младшего школьного возраста (6-11 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — УЧЕБА

— перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произ­вольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механичес­кой памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТ­НЫХ ПОНЯТИЙ (Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и состав­ляет основное содержание умственного развития в младшем школь­ном возрасте.)

развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли,научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обу­чаются в определенной степени управлять своим поведением;

— развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность)

— формируется внутренний план действий (ребенок уже мо­жет выполнять действия про себя — умственные действия)

— развитие саморегуляции поведения, воли,

— усвоение умений чтения, письма, арифметических вычис­лений, накопление знаний,

— овладение навыками домашнего труда,

— расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе,

— Игры развивающие занимают второе место после учебы,

— Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки.

— Формируются уверенность в себе, компетентность либо в
случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей,
формируются неверие в свои силы, чувство непоноценности,
фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные не­
врозы», у

Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)

— интенсивное половое созревание и развитие, бурная физи­ологическая перестройка организма;

— неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправля­емость эмоций и настроений;


 




— САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индиви­
дуальности, возможность возникновения конфликтных отношений

с взрослыми;

— ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКА­МИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на ос­нове необходимости «завоевать» признание, расположение и ува­жение сверстников к себе;

— формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;

 

— возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗ-АДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения;

— формирование собственных взглядов, протест против дик­тата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

— отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повы­шенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

— развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоре­тическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстракт­ными понятиями;

 

— самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;

— склонность к риску, агрессивности как приемам самоутвер­ждения;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.096 с.)