Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы гуманистического воспитания

Поиск

В 1984 году вышел в свет весьма популярный до 90-х го­дов учебник «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, в котором в главе «Методы коммунистического воспита­ния» не дается отдельной формулировки «метод воспита­ния», но рассматривается его сущность:

♦ метод воспитания определяется целями и содержа­нием воспитания;

♦ сущность методов воспитания — организация их с помощью деятельности школьников по освоению содержа­ния воспитания для формирования свойств личности, со­ответствующих целям (цели — организовать целенаправ­ленную деятельность школьника);


 




• методы проявляются в организующих целесообраз­
ную деятельность детей и подростков действиях педагогов
и ученических коллективов (организаторы: воспитатели,
ученический коллектив).

В те годы утверждалось, что реализацию методов воспи­тания можно осуществлять (и планировать!) по следующей схеме:

• Поскольку воспитание происходит в деятельности самих школьников, то это внутренний процесс.

• Этот внутренний процесс целенаправляется воспита­телями (всеми школьниками, семьей, педагогами, трудовы­ми коллективами, государственными учреждениями) и ре­ализуется в деятельности школьника в коллективе.

• Методы воспитания становятся методами воздей­ствия коллектива.

• Ученический коллектив целенаправленно руково­дится педагогами.

• Воспитанник участвует в жизни коллектива и сво­им участием осуществляет самовоспитание.

То есть, уже в 80-е годы воспитание рассматривалось как взаимодействие управляющей и управляемой систем на уровне прямой и обратной связи, но занижалась роль семьи и завышалась роль коллектива в воспитании. Ребе­нок по-прежнему воспринимался как объект воспитатель­ного воздействия, а не как субъект воспитания.

В 1988 году Временный научно-исследовательский кол­лектив (ВНИК) опубликовал в августовском номере «Учи­тельской газеты» свое видение воспитания: «...идея совме­стной развивающей деятельности детей и взрослых, скреп­ленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результа­тов этой деятельности».

Появилась и необычная для того времени трактовка методов воспитания:

«Методы воспитанияэто способы организации со­вместной деятельности педагогов и учащихся, направ­ленной на взаимное развитие, совершенствование лично­сти педагога и формирование личности учащихся в со­ответствии с целями воспитания».


Для практической работы педагога больше всего под­ходит следующая классификация методов воспитания:

методы убеждений, с помощью которых формиру­ются взгляды, представления, понятия воспитуемых, про­исходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убежде­ние);

методы упражнений (приручении), с помощью кото­рых организуется деятельность воспитуемых и стимулиру­ются ее позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поруче­ний, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

♦ методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценивание поступков, стимулирование де­ятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегу­ляции их поведения (критика, поощрение, замечания, на­казания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, само­критики).

О важности этой группы методов свидетельствуют выс­казывания многих выдающихся педагогов и мыслителей и народная мудрость, воплощенная в пословицах и пого­ворках. По мнению Эзопа, «лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой». Он же утверждал: «Часто убеждение бывает действеннее, чем сила». А.П. Чехов считал, что кто не может взять лаской, тот не возьмет и силой. Арабская пословица гласит: «Порицание — пода­рок друзей». Древнеиндийский афоризм: «Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы». Античный афоризм «Пример полез­ней наставлений» гласит о важности методов воспитания личным показом.

Методы упражнения

♦ Практическая самостоятельная деятельность уча­щихся, когда идея подается учителем.

♦ Творческий коллективный поиск, неординарность в воспитательном процессе.


 




3. Методы косвенного воздействия на учащихся

Их воспитательная роль скрыта, незаметна. Это опос­редованное влияние на учащихся, их самовоспитание в со­зданных педагогом воспитательных ситуациях риска, по­мощи слабым и др.

Выделяют следующую классификацию методов воспи­тания, учитывающую специфику развития нашего обще­ства (табл. 3).

Таблица 3 Методы воспитания (система А.И. Малащенко)

 

Классифи­кация групп методов по целевой направлен­ности Классификация по отношению к развитию ребенка
  Методы организации жизнедеятельности и общения Методы про­свещения, убеждения и формирова­ния сознания Методы стимулирова­ния общения и деятель­ности
Побуждаю­щие методы Положит, перспекти­ва Пример Педагогическое тре­бование Подражание Создание учебной ситуации Разъяснение Беседа Информиро­вание Пример Похвала Положительная пер­спектива Позитивные стимулы Просьба Побуждение
Методы ори­ентировки и формирова­ния качеств личности Исходное требование Игра Приучение Упражнение КТД Требование-норма Приучение Беседа Убеждение Лекция Диспут Поощрение Награждение Система перспективных линий Ситуация морального успеха Пример
Методы ин­дивидуаль­ной корректи­ровки Требование-норма Коррекция Проектирование успеха Информация Внушение Переубежде­ние Разъяснение Соревнование Индивид.контроль Авторитетное мнение Личная перспектива Воспитывающая ситуа­ция
Методы са­морегуляции, самореали­зации Групповая Коллективная игра Самоконтроль Самоанализ Самовоспи­тание Самонаблю­дение Самоубежде­ние Самообразо­вание Самоконтроль Самоанализ Самокритика Самообязатеяьство

Таким образом, в демократическом обществе, где шко­ла работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания более разнообразны и человечны; они больше рассчитаны на развитие личности ребенок, ее само­реализацию, на положительную перспективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуждение.

Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими следующие.

Ситуация авансирования доверием (А. С. Макаренко) характеризуется тем, что доверие дается авансом еще не­окрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Созда­ются условия для выражения доверия со стороны товари­щей или значимого для ребенка взрослого.

Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Кон-никова) — это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в но­вых условиях, обеспечивающих активное участие каждо­го школьника в жизни коллектива, благодаря чему скла­дывается позиция субъекта, творческого соучастника.

Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, В.А. Кра­ковский). В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М.М. Ящен-ко, В.М. Басова).

Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становит­ся субъектом ситуации. В педагогической практике ситу­ация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллек­тив с другими во время обсуждения перспектив жизни кол­лектива. По отношению к личности педагог создает подоб­ную ситуацию, когда необходимо побудить школьника к са­мосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»). Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполага­ет не только желание быть лучше, но и волевое усилие и,


 



5 Педагогика



Таблица 4

Классификация методов воспитания в зависимости

от степени гуманизации и демократизации общества

(по B.C. Кукушину)

 

Методы Методы Методы гуманистической педагогики
авторитарной православной  
педагогики педагогики  
Информирова- Информирование Исходное требование
ние Пример Пример
Педагогиче- Приручение Создание учебной ситуации
ское требова- Беседа Игра
ние Лекция Приучение
Упражнение Похвала Убеждение
Внушение Осуждение Личный пример
Беседа Личный пример Лекция
Индивидуаль- Одобрение Поощрение
ный контроль Переубеждение Одобрение
Наказание Требование-норма Упражнения
Подражание Подражание КТД
Осуждение Индивид, контроль Коррекция
Принуждение Коррекция Награждение
  Самоконтроль Диспут
  Самоанализ Разъяснение
  Самообразование Беседа
  Самокритика Похвала
  Внушение Соревнование Система перспективных линий Ситуация морального успеха Воспитывающая ситуация Самоконтроль Самоанализ Самонаблюдение Самовоспитание
  * Самообразование Самокритика Самообязательство Самоубеждение Самореализация Педагогическое сотрудничество

как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достижение подтверждается и официаль­ным признанием: призовое место, количество баллов, по­четная грамота и т.п.

Ситуация успеха (О.С. Тазман, В.А. Краковский, А.С. Бел­кин) наиболее широко используется в практике воспита­ния. Создается в том случае, когда нужно поддержать кол­лектив или отдельного школьника, закрепить положитель­ное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть


заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объек­тивность успеха, но в противном случае это вызовет нега­тивные последствия в отношениях. Необходимым услови­ем является желание коллектива или личности достиг­нуть успеха, приложить усилия.

Ситуация творчества (В.А. Краковский). Суть ее за­ключается в создании таких условий, в которых актуали­зируются выдумка, воображение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандарт­ной ситуации.

Опытный педагог может предложить не один десяток и других ситуаций, ведь здесь перечислены наиболее ха­рактерные. К тому же ситуации могут возникать и сти­хийно, независимо от педагога. А методом будут только те ситуации, которые моделируются и управляются педаго­гом. Одни и те же ситуации могут выполнять различные функции: диагностика отношений, формирование отноше­ний и их корректировка. Чтобы ситуация была воспиты­вающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается.

Выбор метода воспитания зависит от многих факторов, но главные из них: цель, возраст ребенка, его психологи­ческие особенности, уровень развития и воспитанности. Л.Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть толь­ко самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Самовоспитание — это не что-то вспо­могательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспиты­вает», — писал В.А. Сухомлинский.

Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамичны во времени. Согласно «Философскому слова­рю», форма — это способ организации и способ существо­вания предмета, процесса явления. Форма воспитательной работы — это способ организации воспитательного процес­са, отражающий внутреннюю связь его элементов и харак­теризующий взаимоотношения педагогов и воспитанников. В педагогической литературе обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

5*

массовая (фронтальная),

• групповая (кружковая),

• индивидуальная.

Встречается и другая классификация — в зависимости от методов воспитательного воздействия:

• словесная (лекции, конференции),

• практическая (экскурсии, конкурсы),

• наглядная (музеи, панно).

Формы воспитательной работы различают и по време­ни воздействия:

• урочные,

• внеурочные (в том числе внешкольные).

Эффективность различных форм воспитательной рабо­ты определяется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога.

К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и все то, что необходимо для воспи­тательных целей. В широком понимании к средствам вос­питания относятся виды деятельности, способствующие формированию личности: учеба, общественнополезный труд, игры, кружковая работа, спортивные занятия, художе­ственная самодеятельность. Выбор средств определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей, склонностями педагога.

Прием воспитания — это составная часть метода. Это лишь звено воспитательного процесса, одноактное дей­ствие. Например, метод поощрения включает такие при­емы: одобрение, похвала, благодарность, награда. А метод убеждения — внушение, разъяснение, беседу. Метод нака­зания может включать такие приемы, как замечание, пре­дупреждение, выговор, строгий выговор.

Прием педагогического воздействия — это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у учащихся возникают новые мысли и чувства, побуждаю­щие их к положительным поступкам и преодолению сво­их недостатков. Эти приемы воспитания можно разделить на две группы.


1. Приемы, корректирующие поведение, воодушевляю­щие учащихся, — радость, благодарность. Это созидающая группа приемов, так как они способствуют развитию новых положительных качеств и подавляют негативные начала в ребенке. Зарождаются новые мысли и чувства, новые мотивы поведения одерживают победу над недостатками и становятся ведущими в поведении учащихся. Это — убеждение, поощрение, внимание, забота, просьба, показ умений, побуждение гуманных чувств,, проявление огорче­ния, моральная поддержка и укрепление веры в силы ре­бенка, доверие, организация успеха в учебе, вовлечение в интересную деятельность, нравственные упражнения, аван­сирование личности и т. п.

2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуж­дая отрицательные чувства ребенка, -г- стыд, раскаяние и др. Даже русская народная мудрость подсказывает жиз­ненность этих приемов: «Детей наказывают стыдом, а не кнутом». Эта группа приемов называется тормозящими, так как они способствуют преодолению негативных ка­честв и расчищают почву для развития положительных. На основе негативных чувств у детей возникает намерение воздержаться от неблаговидных поступков.

Формы воспитания — способы организации воспита­тельного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на до­стижение каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворче­ства, что способствует развитию личности, коллектива, раз­витию внутриколлективных отношений. Мероприятие ре­ализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспита­тельных задач.

В педагогической литературе единого подхода к клас­сификации форм воспитательной работы нет. Наиболее


 




распространенной является классификация организацион­ных форм воспитания в зависимости от того, как органи­зованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая — групповая, индивидуальная. Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной ра­боты, связанный с направлениями воспитательной деятель­ности, например, для организации познавательно-развива­ющей деятельности учащихся более подходят такие фор­мы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, науч­ные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фан­тазеров и т. п. При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспут, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосердия, литературно-музыкальная композиция и т. п. Выбор форм воспитательной работы определяется на ос­нове научных принципов воспитания. Для каждого дет­ского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию фор­мы организации воспитательного процесса, тем он эффек­тивнее. В основе выбора форм воспитательной работы дол­жна находиться педагогическая целесообразность.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.

ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ

Личностный (индивидуальный) подход в воспита­нии — последовательное отношение педагога к воспитан­нику как личности, как ответственному субъекту собствен­ного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стра­тегию взаимодействия. В основе личностного подхода ле­жат глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и


возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании придает первосте­пенную роль тем видам деятельности, которые способству­ют развитию личности. Он привел к разработке новой сис­темы воспитания, основанной на идее единства сознания и деятельности.

Личностно-деятельностный подход к воспитанию оз­начает, что школа должна обеспечить деятельность чело­века, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество пе­дагога и ребенка в процессе воспитания.

Отношенческий подход можно рассматривать как в рамках деятельностного, так и самостоятельно. Он связан с идеями корректировки, с возникающими в совместной де­ятельности и общении детей отношениями, их гуманиза­ции с помощью специально создаваемых ситуаций.

Событийный подход тоже следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы превратить то или иное планируемое меропри­ятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников.

Дифференцированный подход в сфере воспитания — это учет индивидуальных интересов ребят, их «лидерских» возможностей, способностей к реализации организатор­ских функций в коллективе.

Ценностный (аксиологический) подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры — духовной и материальной.

Классовый подход, характерный для социалистическо­го общества, ставит цели и принципы воспитания в зави­симости от социальных классов — имущих или неиму­щих (отсюда и терминология «буржуазное воспитание», «советское воспитание»).

Средовый подход проник в педагогику в последние годы. Его смысл — включение школы в среду с педагогически


 




целесообразной позиции и включения среды в школу, ос­воение ее связи с реализацией поставленных целей. Хотя сама идея средового подхода не нова. Еще К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, а на Западе Дж. Дьюи и П. Натору счита­ли необходимым учитывать и по мере возможности ис­пользовать среду в педагогическом процессе. Средовый подход в воспитании — это интеграция влияний всех вос­питательных инструментов общества в рамках окружаю­щей среды, в результате его может появиться региональ­ная воспитательная система.

Дихотомический подход имеет свои корни в гречес­ком слове «дихотомия», что означает последовательное деление целого на части. Мысль о необходимости его ис­пользования в управлении воспитательным процессом начала осознаваться педагогами только в последнее время, хотя отдельные идеи дихотомии встречались в педагогике давно: событийность и повседневность, эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и др. А.С. Макарен­ко, например, сочетал любовь и суровость по отношению к ребенку. Он утверждал, что ребенок, как и растение, требу­ет не только подкормки, но и обрезки колючек и засохших листьев. Надо быть тонким педагогом, чтобы уловить эту меру, управляя процессом воспитания.

Педагогика"— наука о мере. Видимо, задача педаго­гов — выявить эту меру, чтобы эффективно реализовать ее в рамках воспитательной системы с учетом ее своеобра­зия.

Выделяют методы социально-активного воспитания:

♦ создание учащимися различных материальных и ду­ховных ценностей культуры;

♦ свободный выбор детьми способов и форм культур­ной жизнедеятельности, жизнетворчества;

♦ моральная деятельность, направленная на возрожде­ние национальной культуры.

В соответствии с действующим законом об образова­нии педагог имеет теперь право:

♦ иметь авторскую воспитательную программу;

♦ использовать различные способы коррекции разви­тия детей;


 

• помогать семье в разработке индивидуальной про­граммы воспитания ребенка;

• с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

Ориентация на максимальное благополучие личности ребенка в школе, семье, неформальных группах определя­ет следующие условия гуманистического воспитания, сфор­мулированные Е.В. Бондаревской:

• единство воспитания и жизни детей, организация вос­питания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в школе, семье, социуме;

• открытость воспитательной системы окружающему социуму, участие многих людей в охране и социальной за­щите детей, заботе о материальном и духовном обогаще­нии их деятельности;

• нерегламентированное содержание воспитания, насы­щение его реальными проблемами детской жизни, исполь­зование жизненных и воспитательных ситуаций для про­живания детьми нравственно-ценных эмоциональных со­стояний; приобретение опыта принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу совершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.;

• педагогическое сотрудничество с детскими нефор­мальными объединениями и новыми общественными орга­низациями;

• объединение воспитательных усилий школы и семьи, признание за семьей основного института социализации личности.

Именно школа может создать ту модель гуманистичес­ких отношений, вне которых не может быть полноценно­го развития человека. Для этого необходимо:

• укрепление не только межвозрастных, но и межпо-коленческих связей;

• выход за рамки узкого ролевого общения «учитель-ученик», «педагог-родитель», «начальник-подчиненный»;

• соблюдение «золотого» правила нравственности: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они отно­сились к тебе»;


 




• овладение гуманистическим способом освоения
мира, умением во всем увидеть человека — его труд, от­
ношение к другому человеку, надежды и тревоги, прошлое

и будущее;

• воспитание уважения и терпимости к другим взгля­дам, вере, культуре; сознательное воспитание в себе добро­желательности и миролюбия; отказ от успеха за счет дру­гих людей;

• введение в школьную жизнь элементов практичес­кой конфликтологии как инструмента разрешения проти­воречий, как средства гуманизации человеческих отноше­ний.

Предстоящий XXI век должен быть веком Человека, иначе человеческая цивилизация погибнет. Гарантом это­го может стать школа воспитывающая, школа гуманисти­ческая. Наиболее существенные для гуманизации воспи­тания особенности демократических преобразований свя­заны со следующими инновационными процессами:

• переориентация целей школы с обучения на воспи­тание личности;

• забота о полноценном и всестороннем развитии де­тей в начальной школе;

• дифференциация обучения с учетом потребностей и желания учащихся, учителей и родителей, с учетом особен­ностей детей;

• повышенное педагогическое внимание к интересам

детей;

• сочетание внимания к детям с их диагностикой, кор­рекцией, вариативностью организации жизнедеятельности;

• создание условий для саморегуляции и проявле­ния гражданской активности личности на всех ступенях

обучения.

Практика показывает, что идее гуманистического вос­питания более всего подходят игровые, театрализованные, ситуативно-творческие формы воспитательной работы: уроки-спектакли, уроки-фантазии, уроки-концерты, сборы, ринги, сюжетно-ролевые игры, фольклорные праздники, школьные референдумы, психологические практикумы, открытые микрофоны и т. п.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.7 (0.017 с.)