Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы гуманистического воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1984 году вышел в свет весьма популярный до 90-х годов учебник «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, в котором в главе «Методы коммунистического воспитания» не дается отдельной формулировки «метод воспитания», но рассматривается его сущность: ♦ метод воспитания определяется целями и содержанием воспитания; ♦ сущность методов воспитания — организация их с помощью деятельности школьников по освоению содержания воспитания для формирования свойств личности, соответствующих целям (цели — организовать целенаправленную деятельность школьника);
• методы проявляются в организующих целесообраз В те годы утверждалось, что реализацию методов воспитания можно осуществлять (и планировать!) по следующей схеме: • Поскольку воспитание происходит в деятельности самих школьников, то это внутренний процесс. • Этот внутренний процесс целенаправляется воспитателями (всеми школьниками, семьей, педагогами, трудовыми коллективами, государственными учреждениями) и реализуется в деятельности школьника в коллективе. • Методы воспитания становятся методами воздействия коллектива. • Ученический коллектив целенаправленно руководится педагогами. • Воспитанник участвует в жизни коллектива и своим участием осуществляет самовоспитание. То есть, уже в 80-е годы воспитание рассматривалось как взаимодействие управляющей и управляемой систем на уровне прямой и обратной связи, но занижалась роль семьи и завышалась роль коллектива в воспитании. Ребенок по-прежнему воспринимался как объект воспитательного воздействия, а не как субъект воспитания. В 1988 году Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) опубликовал в августовском номере «Учительской газеты» свое видение воспитания: «...идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности». Появилась и необычная для того времени трактовка методов воспитания: «Методы воспитания — это способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся в соответствии с целями воспитания». Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания: ♦ методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение); ♦ методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются ее позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха); ♦ методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценивание поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики). О важности этой группы методов свидетельствуют высказывания многих выдающихся педагогов и мыслителей и народная мудрость, воплощенная в пословицах и поговорках. По мнению Эзопа, «лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой». Он же утверждал: «Часто убеждение бывает действеннее, чем сила». А.П. Чехов считал, что кто не может взять лаской, тот не возьмет и силой. Арабская пословица гласит: «Порицание — подарок друзей». Древнеиндийский афоризм: «Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы». Античный афоризм «Пример полезней наставлений» гласит о важности методов воспитания личным показом. Методы упражнения ♦ Практическая самостоятельная деятельность учащихся, когда идея подается учителем. ♦ Творческий коллективный поиск, неординарность в воспитательном процессе.
3. Методы косвенного воздействия на учащихся Их воспитательная роль скрыта, незаметна. Это опосредованное влияние на учащихся, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др. Выделяют следующую классификацию методов воспитания, учитывающую специфику развития нашего общества (табл. 3). Таблица 3 Методы воспитания (система А.И. Малащенко)
Таким образом, в демократическом обществе, где школа работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания более разнообразны и человечны; они больше рассчитаны на развитие личности ребенок, ее самореализацию, на положительную перспективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуждение. Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими следующие. Ситуация авансирования доверием (А. С. Макаренко) характеризуется тем, что доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения доверия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого. Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Кон-никова) — это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого школьника в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника. Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, В.А. Краковский). В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М.М. Ящен-ко, В.М. Басова). Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности педагог создает подобную ситуацию, когда необходимо побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»). Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и,
5 Педагогика Таблица 4 Классификация методов воспитания в зависимости от степени гуманизации и демократизации общества (по B.C. Кукушину)
как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достижение подтверждается и официальным признанием: призовое место, количество баллов, почетная грамота и т.п. Ситуация успеха (О.С. Тазман, В.А. Краковский, А.С. Белкин) наиболее широко используется в практике воспитания. Создается в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объективность успеха, но в противном случае это вызовет негативные последствия в отношениях. Необходимым условием является желание коллектива или личности достигнуть успеха, приложить усилия. Ситуация творчества (В.А. Краковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации. Опытный педагог может предложить не один десяток и других ситуаций, ведь здесь перечислены наиболее характерные. К тому же ситуации могут возникать и стихийно, независимо от педагога. А методом будут только те ситуации, которые моделируются и управляются педагогом. Одни и те же ситуации могут выполнять различные функции: диагностика отношений, формирование отношений и их корректировка. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается. Выбор метода воспитания зависит от многих факторов, но главные из них: цель, возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Л.Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», — писал В.А. Сухомлинский. Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамичны во времени. Согласно «Философскому словарю», форма — это способ организации и способ существования предмета, процесса явления. Форма воспитательной работы — это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь его элементов и характеризующий взаимоотношения педагогов и воспитанников. В педагогической литературе обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:
• массовая (фронтальная), • групповая (кружковая), • индивидуальная. Встречается и другая классификация — в зависимости от методов воспитательного воздействия: • словесная (лекции, конференции), • практическая (экскурсии, конкурсы), • наглядная (музеи, панно). Формы воспитательной работы различают и по времени воздействия: • урочные, • внеурочные (в том числе внешкольные). Эффективность различных форм воспитательной работы определяется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога. К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и все то, что необходимо для воспитательных целей. В широком понимании к средствам воспитания относятся виды деятельности, способствующие формированию личности: учеба, общественнополезный труд, игры, кружковая работа, спортивные занятия, художественная самодеятельность. Выбор средств определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей, склонностями педагога. Прием воспитания — это составная часть метода. Это лишь звено воспитательного процесса, одноактное действие. Например, метод поощрения включает такие приемы: одобрение, похвала, благодарность, награда. А метод убеждения — внушение, разъяснение, беседу. Метод наказания может включать такие приемы, как замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор. Прием педагогического воздействия — это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у учащихся возникают новые мысли и чувства, побуждающие их к положительным поступкам и преодолению своих недостатков. Эти приемы воспитания можно разделить на две группы. 1. Приемы, корректирующие поведение, воодушевляющие учащихся, — радость, благодарность. Это созидающая группа приемов, так как они способствуют развитию новых положительных качеств и подавляют негативные начала в ребенке. Зарождаются новые мысли и чувства, новые мотивы поведения одерживают победу над недостатками и становятся ведущими в поведении учащихся. Это — убеждение, поощрение, внимание, забота, просьба, показ умений, побуждение гуманных чувств,, проявление огорчения, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребенка, доверие, организация успеха в учебе, вовлечение в интересную деятельность, нравственные упражнения, авансирование личности и т. п. 2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуждая отрицательные чувства ребенка, -г- стыд, раскаяние и др. Даже русская народная мудрость подсказывает жизненность этих приемов: «Детей наказывают стыдом, а не кнутом». Эта группа приемов называется тормозящими, так как они способствуют преодолению негативных качеств и расчищают почву для развития положительных. На основе негативных чувств у детей возникает намерение воздержаться от неблаговидных поступков. Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей. В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач. В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее
распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая — групповая, индивидуальная. Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п. При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспут, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосердия, литературно-музыкальная композиция и т. п. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность. Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания. ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ Личностный (индивидуальный) подход в воспитании — последовательное отношение педагога к воспитаннику как личности, как ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежат глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы. Деятельностный подход в воспитании придает первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. Он привел к разработке новой системы воспитания, основанной на идее единства сознания и деятельности. Личностно-деятельностный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечить деятельность человека, становление личности. Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания. Отношенческий подход можно рассматривать как в рамках деятельностного, так и самостоятельно. Он связан с идеями корректировки, с возникающими в совместной деятельности и общении детей отношениями, их гуманизации с помощью специально создаваемых ситуаций. Событийный подход тоже следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы превратить то или иное планируемое мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников. Дифференцированный подход в сфере воспитания — это учет индивидуальных интересов ребят, их «лидерских» возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе. Ценностный (аксиологический) подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры — духовной и материальной. Классовый подход, характерный для социалистического общества, ставит цели и принципы воспитания в зависимости от социальных классов — имущих или неимущих (отсюда и терминология «буржуазное воспитание», «советское воспитание»). Средовый подход проник в педагогику в последние годы. Его смысл — включение школы в среду с педагогически
целесообразной позиции и включения среды в школу, освоение ее связи с реализацией поставленных целей. Хотя сама идея средового подхода не нова. Еще К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, а на Западе Дж. Дьюи и П. Натору считали необходимым учитывать и по мере возможности использовать среду в педагогическом процессе. Средовый подход в воспитании — это интеграция влияний всех воспитательных инструментов общества в рамках окружающей среды, в результате его может появиться региональная воспитательная система. Дихотомический подход имеет свои корни в греческом слове «дихотомия», что означает последовательное деление целого на части. Мысль о необходимости его использования в управлении воспитательным процессом начала осознаваться педагогами только в последнее время, хотя отдельные идеи дихотомии встречались в педагогике давно: событийность и повседневность, эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и др. А.С. Макаренко, например, сочетал любовь и суровость по отношению к ребенку. Он утверждал, что ребенок, как и растение, требует не только подкормки, но и обрезки колючек и засохших листьев. Надо быть тонким педагогом, чтобы уловить эту меру, управляя процессом воспитания. Педагогика"— наука о мере. Видимо, задача педагогов — выявить эту меру, чтобы эффективно реализовать ее в рамках воспитательной системы с учетом ее своеобразия. Выделяют методы социально-активного воспитания: ♦ создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры; ♦ свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества; ♦ моральная деятельность, направленная на возрождение национальной культуры. В соответствии с действующим законом об образовании педагог имеет теперь право: ♦ иметь авторскую воспитательную программу; ♦ использовать различные способы коррекции развития детей;
• помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка; • с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания. Ориентация на максимальное благополучие личности ребенка в школе, семье, неформальных группах определяет следующие условия гуманистического воспитания, сформулированные Е.В. Бондаревской: • единство воспитания и жизни детей, организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в школе, семье, социуме; • открытость воспитательной системы окружающему социуму, участие многих людей в охране и социальной защите детей, заботе о материальном и духовном обогащении их деятельности; • нерегламентированное содержание воспитания, насыщение его реальными проблемами детской жизни, использование жизненных и воспитательных ситуаций для проживания детьми нравственно-ценных эмоциональных состояний; приобретение опыта принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу совершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.; • педагогическое сотрудничество с детскими неформальными объединениями и новыми общественными организациями; • объединение воспитательных усилий школы и семьи, признание за семьей основного института социализации личности. Именно школа может создать ту модель гуманистических отношений, вне которых не может быть полноценного развития человека. Для этого необходимо: • укрепление не только межвозрастных, но и межпо-коленческих связей; • выход за рамки узкого ролевого общения «учитель-ученик», «педагог-родитель», «начальник-подчиненный»; • соблюдение «золотого» правила нравственности: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»;
• овладение гуманистическим способом освоения и будущее; • воспитание уважения и терпимости к другим взглядам, вере, культуре; сознательное воспитание в себе доброжелательности и миролюбия; отказ от успеха за счет других людей; • введение в школьную жизнь элементов практической конфликтологии как инструмента разрешения противоречий, как средства гуманизации человеческих отношений. Предстоящий XXI век должен быть веком Человека, иначе человеческая цивилизация погибнет. Гарантом этого может стать школа воспитывающая, школа гуманистическая. Наиболее существенные для гуманизации воспитания особенности демократических преобразований связаны со следующими инновационными процессами: • переориентация целей школы с обучения на воспитание личности; • забота о полноценном и всестороннем развитии детей в начальной школе; • дифференциация обучения с учетом потребностей и желания учащихся, учителей и родителей, с учетом особенностей детей; • повышенное педагогическое внимание к интересам детей; • сочетание внимания к детям с их диагностикой, коррекцией, вариативностью организации жизнедеятельности; • создание условий для саморегуляции и проявления гражданской активности личности на всех ступенях обучения. Практика показывает, что идее гуманистического воспитания более всего подходят игровые, театрализованные, ситуативно-творческие формы воспитательной работы: уроки-спектакли, уроки-фантазии, уроки-концерты, сборы, ринги, сюжетно-ролевые игры, фольклорные праздники, школьные референдумы, психологические практикумы, открытые микрофоны и т. п.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.7 (0.017 с.) |