Организационно-управленческая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-управленческая деятельность



Применительно к учебному процессу управление пред­ставляет собой целенаправленное, систематическое воздей­ствие преподавателя на коллектив учащихся и отдельного студента для достижения заданных результатов обучения.

Управлять — это не подавлять, не навязывать процес­су ход, противоречащий его природе, а наоборот, макси­мально учитывать природу процесса, согласовывать каж­дое воздействие на процесс с его логикой.

Отличительные черты управления учебным процессом заключаются в следующем:


 




сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции;

♦ наличие причинно-следственных связей между уп­равляющей подсистемой (преподаватель) и объектом уп­равления (обучаемый);

♦ динамичность или способность управляемой подси­стемы переходить из одного качественного состояния в другое;

♦ надежность, т. е. способность, системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса;

♦ устойчивость — способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать наме­ченный режим функционирования, несмотря на различ­ные внешние и внутренние возмущения.

Процесс управления выступает одновременно как цик­личный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управ­ления. Управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достиженим поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторя­ется. Цель — действие — результат — новая цель — такова схематичная картина непрерывного управленческо­го процесса. Она применима к научному и учебно-воспи­тательному процессам.

Эффективное управление процессом обучения воз­можно при выполнении определенных требований. Вот они:

1) формирование целей обучения;

2) установление исходного уровня (состояния) управля­емого процесса;

3) разработка программы действий, предусматриваю­щей основные переходные состояния процесса обучения;

4) получение по определенным параметрам информа­ции о состоянии процесса обучения (обратная связь);

5) переработка информации, полученной по каналу об­ратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.


Задача преподавателя в процессе управления заключа­ется в изменении состояния управляемого процесса, дове­дении его до заранее намеченного уровня. Строго говоря, управление процессом обучения предусматривает опреде­ление места каждого участника этого процесса, его функ­ций, прав и обязанностей, создание благоприятных условий для наилучшего выполнения им своих задач.

Управление представляет собой информационный про­цесс, характеризующийся замкнутым циклом передачи сигналов и включающий контроль за поведением объек­та. От управляющего органа (преподаватель) к управляе­мому объекту (студент) поступают по цепи управления сигналы управления, от объекта к регулятору (преподава­тель) цепь передачи должна замыкаться сигналами обратной связи, несущими сведения о фактическом состоянии управ­ляемого объекта. Роль преподавателя заключается в перера­ботке получаемой информации, ее осмыслении и выработке решения по внесению в учебный процесс корректив.

САМОСОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА

Педагог выполняет определенную функцию в обществе. Эта нормативно заданная функциональная определенность педагога в нашей культуре имеет тенденцию даже к упро­щению, к сдвигу от собственно педагогической функции к функции трансляции культуры, передачи деятельности, т. е. к совершенно пассивной воспроизводящей деятельно­сти. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства — радио, телевидение и т. п.). Прав­да, у этого сдвига к сфере культуры (культурологический сдвиг) есть некоторые основания. Педагог действительно является носителем культуры, но он также является (по крайней мере, в лучших своих образцах) и живым образ­цом культуры. А это — очень трудная и, наверное, нераз­решимая задача: быть живым образцом культуры. И та­кое представление о педагоге наиболее выражено в авто­ритарной культуре (наиболее яркий ее образец — средние века). Соответственно и общение так осознающего себя


 




педагога (как образец) оказывается возможным только в авторитарной форме. Современную же европейскую куль­туру называют «синкретической», или диалогической (или коммуникативной): есть много образцов, способов жизни и идей человека, и поэтому основная ценность состоит в диалоге и организации понимания. Центральная тяжесть в синкретической культуре все более падает на индивиду­альность и индивидуальное сознание («Я думаю по-друго­му, но ты думаешь так, и я хочу это понять»). Это принци­пиально демократическая культура. Эти свойства нашей культуры так или иначе отражаются в педагогическом са­мосознании. Педагог теперь не образец, а индивидуаль­ность, личность, которая хочет, чтобы ее поняли, и приме­няет все возможные средства для этого. Но такая личность и сама хочет понимать других тоже как личностей, имею­щих право на собственное слово, мышление. И это последнее как раз и является средством педагогической работы, уп­равления, фактом самосознания.

Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций — обучаю­щей, воспитательной, организаторской и исследователь­ской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими.

Всех вузовских преподавателей можно условно разде­лить на три группы: 1) преподаватели с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего числа); 2) с преобладанием исследовательской направлен­ности (примерно 1/5) и 3) с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (не­многим более 1/3).

Профессионализм преподавателя в педагогической де­ятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций быстро меня­ющейся жизни невозможно. Поэтому одной из важней­ших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.004 с.)