Направления воспитательной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления воспитательной работы



В комплексном воспитательном процессе можно вы­делить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскроем основные направления вос­питательной работы.

Содержание физического воспитания:

♦ совершенствование организма человека (известно, что от физического состояния зависит успешность учебной, про­фессиональной деятельности, счастье всей жизни человека); совершенствование организма предполагает развитие двига­тельной и костно-мышечной систем, нервной системы, муску­латуры для сохранения и укрепления здоровья человека;

♦ просвещение учащихся в вопросах физической куль­туры и личной гигиены;

♦ формирование механизма физического самовоспита­ния, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;

♦ разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;

♦ развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего само­чувствия;

♦ индивидуальная работа с физически одаренными ре­бятами с учетом их интересов и склонностей.

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

♦ развитие интеллекта посредством развития всех по­знавательных функций человека — психических процес­сов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображе­ния, речи;

♦ просвещение учащихся в области наук, деятельнос­ти, общения;

♦ формирование механизма самоорганизации умствен­ной деятельности;

♦ развитие индивидуальных интеллектуальных спо­собностей и познавательных возможностей учащихся;


 




♦ развитие сознания и самосознания учащихся, их
творческого потенциала;

♦ формирование профессионального мышления.
Умственное воспитание осуществляется прежде всего

через образование и обучение.

Содержание нравственного воспитания:

♦ моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;

♦ этическое воспитание — формирование правил хо­рошего тона, культуры поведения и отношений;

♦ патриотическое воспитание — формирование чувства любви и ответственности за свою родину, формирование го­товности прийти на защиту Родины и своего народа;

♦ национальное и интернациональное воспитание — формирование чувства национального достоинства и ува­жения к другим нациям и народам;

♦ политическое воспитание — формирование полити­ческого сознания;

В свою очередь, каждое из этих направлений включает:

♦ формирование духовных начал человека, его стремле­ния к познанию себя и своего места на земле, в космосе;

♦ нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность пра­вил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, к другим людям, к обществу, критерии различия зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);

♦ развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;

♦ воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельность;

♦ формирование не только взглядов и отношений, но и
убеждений человека. Убеждения — это глубокая вера че­
ловека в идеи, взгляды, отношения, требующая реализации
в поведении и поступках человека.

Содержание трудового и профессионального воспита­ния:

♦ формирование потребности в труде, воспитание чело­
века-труженика, способного к созданию материальных и
духовных ценностей для себя и общества;


 

♦ формирование общетрудовых знаний, умений и на­выков, положительного, сознательного и творческого отно­шения к труду;

♦ профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;

♦ развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;

♦ профессиональная ориентация — подготовка моло­дежи к выбору профессии, формирование интереса к ней;

♦ профессиональное образование на основе професси­онально-производственного труда учащихся;

♦ профессионально-правовое воспитание — передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юриди­ческую силу в области трудовых и производственных от­ношений.

Содержание эстетического воспитания:

♦ развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное;

♦ развитие эстетических чувств и эмоций, развитие во­ображения;

♦ эстетическое просвещение учащихся в области ис­кусства, культуры, объектов природы;

♦ индивидуальное эстетическое воспитание, направлен­ное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;

♦ формирование механизма эстетического самообразо­вания;

♦ формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.

ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Начальной структурной единицей общества, заклады­вающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей — еще не


 




семья, она появляется с рождением детей. В воспроизвод­стве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.

Семья — это социально-педагогическая группа лю­дей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Се­мья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образо­вание, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личност­ные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание — это система воспитания и об­разования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здо­ровье детей и родителей, материально-экономическая обес­печенность, социальное положение, уклад жизни, количе­ство членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:

♦ создать максимальные условия для роста и развития

ребенка;

♦ обеспечить социально-экономическую и психологи­ческую защиту ребенка;

♦ передать опыт создания и сохранения семьи, воспи­тания в ней детей и отношения к ставшим;

♦ научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

ф воспитать чувство собственного достоинства, ценно­сти собственного «Я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наибо­лее общие из них:


 

♦ гуманность и милосердие к растущему человеку;

♦ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

♦ открытость и доверительность отношений с детьми;

♦ оптимистичность взаимоотношений в семье;

♦ последовательность в своих требованиях (не требо­вать невозможного);

♦ оказание посильной помощи своему ребенку, готов­ность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком мно­го, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: де­тям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все на­правления. В семье осуществляется физическое, эстетиче­ское, трудовое, умственное и нравственное воспитание де­тей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о при­роде, обществе, производстве, профессиях, технике, форми­руют опыт творческой деятельности, вырабатывают неко­торые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нрав­ственное воспитание. И в первую очередь воспитание та­ких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, от­крытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

В ближайшие годы во многие семьи придет религиоз­ное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодо­леть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном


 




пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи се­мейного воспитания. Именно родители — первые воспи­татели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий вос­питатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это лич­ный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, по­ручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.177.119 (0.034 с.)