Этапы и формы педагогического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и формы педагогического



ПРОЕКТИРОВАНИЯ \

Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, иногда и родителей. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога не менее значимой, чем организационная функция, коммуни­кационная или гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися).

Педагогическое проектирование состоит в том, что со­здается предположительный вариант предстоящей дея­тельности.

Объекты педагогического проектирования:

1. Педагогическая ситуация.

2. Педагогический процесс.

3. Педагогическая система.

Педагогическая ситуация

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках педагогического процесса, а через него — ив рамках педагогической системы (на­пример, предстоящий разговор с учеником, с родителями, с коллегами). Педагогическая ситуация — составная


 



10*



часть педагогического процесса, характеризующая его со­стояние в конкретное время; она всегда конкретна. Педа­гогические ситуации либо возникают, либо создаются на уроке, экзамене, экскурсии и тут же должны разрешиться. Структура педагогической ситуации всегда проста. В нее входят два или несколько субъектов деятельности и спо­собы их взаимодействия. Внешне педагогическая ситуа­ция всегда проста, на самом деле в ней всегда клубок внут­ренней энергии, эмоций. Сложность клубка определяется уровнем внутренней и духовной культуры людей и их вос­питанностью. Педагогические ситуации могут возникать стихийно или заранее планироваться. В любом случае они должны разрешаться обдуманно.

Проектирование педагогического процесса и систе­мы — более сложная, многоступенчатая деятельность.

Педагогический процесс

Проектирование педагогического процесса состоит из трех этапов:

• Моделирование.

• Собственно проектирование.

• Конструирование.

Моделирование

 

 

 

 

1этап Проектирование  
II этап Конструирование
III этап
   

Этапы педагогического проектирования

Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогичес­ких систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.


Педагогическое конструирование (создание конструк­та) — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных усло­виях реальными участниками воспитательных отношений. Дадим краткую характеристику этапам педагогичес­кого проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с ко­торыми далее строятся педагогические -системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, мастер произвдственного обучения поставил цель сформировать у будущих токарей техническое мыш­ление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях урока производственного обучения. Мастер определяет некоторые теоретические основы фор­мирования технического мышления: вспоминает теорию поэтапного формирования умственных действий, основные признаки техническогом ышления, методы его диагности­ки. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленой цели, и мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание уча­щихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педаго­гический процесс.

Следующая ступень проектирования — создание про­екта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использова­ния для преобразования педагогической деятельности. Поскольку в педагогике модель составляется преимуще­ственно мысленно и выполняет функцию установки, по­стольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования — это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкре­тизирует его и приближает к реальным условиям дея­тельности. Конструирование учебной и педагогической де­ятельности — это уже методическая задача.


 




Формы педагогического проектирования — это до­кументы, в которых описывается с разной степенью точ­ности создание и действие педагогических систем, процес­сов или ситуаций.

Остановимся на формах проектирования, которые при­няты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них.

Концепция — это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, тео­ретические исходные принципы построения педагогичес­ких систем или процессов. Как правило, концепция стро­ится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение кон­цепции — изложить теорию в конструктивной, приклад­ной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возмож­ны для практического воплощения в той или иной систе­ме, процессе.

Например, концепция профессионально-технического образования включает изложение общей методологии (ос­новополагающей теории), раскрывающей роль и место профтехобразования в общественно-экономической систе­ме страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполагает описание профессиональ­но-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложе­ние других теоретических положений о непосредственной организации ПТО: его цели, задачи, принципы, направле­ния развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата уп­равления.

Так строятся концепции для школьной, профессио­нально-технической и вузовской систем.

План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы проф-


техучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру.

Педагогическое проектирование есть механизм разра­ботки технологии в педагогической теории и практике. Принципы педагогического проектирования. 1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника подсистем, процес­сов или ситуаций, является главным.

Подчиняйте проектируемые подсистемы, процессы, си­туации реальным потребностям, интересам и возможнос­тям своих воспитанников.

Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими.

Жестко и детально не проектируйте, оставляйте воз­можность для импровизации учащимся и себе.

При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием созда­ваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, про­цессов, ситуаций означает создание их динамичными, гиб­кими, способными по ходу реализации к изменениям, пе­рестройке, усложнению или упрощению.

Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение

цели.

Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых про­ектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допу­стить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточ­ным количеством методов, средств, форм, а также разнообраз­ным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.

Охарактеризуем каждое действие по проектированию педагогического объекта.

1. Анализ объекта проектирования требует, прежде все­го, определить, что именно мы проектируем: систему, про­цесс или ситуацию?


 




Анализ объекта проектирования предполагает прежде всего рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требо­ваний к нему.

2. Теоретическое обеспечение проектирования — это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретичес­ких и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного ре­шения пед ситуаций.

3. Методическое обеспечение проектирования включа­ет создание инструментария проектирования: заготовле­ние схем, образцов документов и т. д. Хорошо иметь не­сколько вариантов каждого документа для выбора наибо­лее удобной и целесообразной структуры.

4. Пространственно-временное обеспечение проектиро­вания связано с тем, что любой проект только тогда полу­чает реальную ценность и способец быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и оп­ределенное пространство.

Реализация проекта зависит от размера учебных пло­щадей, их оборудования, внешнего вида и многого другого.

Временное обеспечение проектирования — это соотно­шение проекта со временем по его объему, т.е. вмещаю­щейся в определенный срок деятельности, по темпу реали­зации, по ритму, последовательности, скорости и т.д.

Каждая педагогическая форма рассчитана на опреде­ленную продолжительность.

5. Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования. Оно пре­доставляет педагогическую технику и средства для осуще­ствления непосредственно самой деятельности по проекти­рованию.

6. Правовое обеспечение проектирования — это созда­ние юридических основ или их учет при разработке дея­тельности учащихся и педагогов в рамках систем, процес-


сов или ситуаций. Ни один педагогический проект не может нарушить конституции страны и республики, зако­нов и указов верховной власти и сферы непосредственно­го управления образования.

7. Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяют­ся все другие свзяи. Это ведущее звено называется си­стемообразующим.

Системообразующий компонент — это тот, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство.

Системообразующую функцию может выполнять по­чти любой компонент педагогических систем, процессов или ситуаций. Чаще всего в такой роли выступают цели воспитания и обучения. В этом случае весь процесс вы­бора и взаимосвязи компонентов направляется на ее до­стижение. Системообразующим компонентом может быть организационная форма обучения, под которую вы­бираются и подстраиваются элементы педагогической системы или процесса.

8. Установление связей и зависимости компонентов яв­ляется центральной процедурой проектирования. Суще­ствует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления.

9. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного пост­роения.

10. Мысленное экспериментирование применения про­
екта — это проигрывание в уме созданного проекта, его са­
мопроверка. Мысленно представляются все особенности
его проявления на практике, особенности его влияния на
участников, последствия этого влияния. Мысленное экспе­
риментирование предполагает предварительную провер­
ку поведения учащихся и педагогов в спроектированной


 




системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата в виде предлагаемого проявления индивидуальных качеств.

11. Экспериментальная оценка проекта — это провер­ка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта.

12. Корректировка проекта совершается после терпели­вого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели про­екта еще раз пересматривают его, редактируют, выправля­ют, обогащают. Все это и есть корректировка.

13. Принятие решения об использовании проекта — завершающее действие проектирования. После него начи­нается его применение на практике.

Проектирование процесса классического урока:

1. Четко сформулированная тема.

2. Цепь урока.

3. Образовательные задачи:

а) дидактические;

б) воспитательные;

в) развивающие.

4. Оборудование (кино, видеофильмы, таблицы, посо­бия).

5. Звуковой ряд.

6. Ход урока (предусматривается сценарий, а также вопросы: по ходу урока). На протяжении урока дети дол­жны сами сделать вывод.

7. Вывод урока.

8. Творческое задание, которое дается детям.

9. Подвести итоги. Спросить у детей, что им понра­вилось, что не понравилось, кто был на уроке самый ак­тивный.

10. Поблагодарить детей за хороший урок.
Сценарий внеурочного мероприятия (школьный ве­
чер).

1. Тема вечера.

2. Девиз — цель.

3. Продуманное оформление.


 

4. Продумать атрибуты.

5. Расписать сценарий вечера.

6. Заключение вечера. Желательно, чтобы каждый уча­стник вечера унес какую-нибудь память, материальный след, хранящий частицу человеческого тепла.

Проектирование процесса «урока— экскурсии».

1. Тема.

2. Необходимое количество времени (младшие клас­сы — 30 минут, старшие классы — 1-1,5 часа).

3. Цель экскурсии.

4. Вид экскурсии.

5. Задачи.

6. Пособия или наглядные средства.

7. Зрительная атрибутика.

8. Сценарий экскурсии. Общая информация (5-8% от всего времени), информация по объектам показа. Далее следует переход непосредственно к объектам.

9. Заключительная информация у последнего'объекта.
Педагогическая система

I. Воспитательный проект. На сегодняшний день еще не выработан стереотип воспитательного проекта школы или колледжа, но существуют рекомендации по структуре воспитательного проекта:

1) Матералы по диагностике социальной среды и выяв­ленные интересы детей и родителей. Характеристики вы­явленных очагов семейно-бытовой культуры. Необходимо протестировать родителей, узнать, чего они ждут от обра­зовательного учреждения. Нужно корректно выявить со­став национальностей и конфессий, т. е. учитель должен выявить для себя особенности общения, воспитания, рели­гии и национальности.

2) Проект массовых деятельностных форм, интересую­щих детей и родителей в предстоящей деятельности, с уче­том регионального компонента, т. е. мероприятия, отража­ющие региональный компонент.

3) Программа совместных дел для школы и населения
обслуживающего социума. Главный принцип — не от
«кружков детям», а от детей к кружкам, клубам, выстав­
кам, всякого рода общественным акциям.


 




4) Открытые связи школы с другими учредениями рай­она, города, области. В воспитательном проекте должна прослеживаться генеральная линия, созвучная с концепци­ей развития учебного заведения.

Центральное звено воспитательного проекта — воспита­ние как жизнетворчество человека культуры (рассчитан на развитие личности). Содержание и принципы деятельности рассчитаны на особенности социума. В воспитательном про­екте должны быть критерии оценки успеха реализации про­екта. Могут быть такие предложения: гимн школы, классов, сценарии мероприятий, которые делают «лицо школы» (кол­лективные дела).

Указанная выше структура воспитательного проекта не является нормативной; она нуждается в дополнитель­ном осмыслении, корректировке и апробации.

II. Проект авторских, модифицированных или адап­тивных программ.

Авторская программа.'

Часть

Пояснительная записка (1-3 страницы), состоит из раз­делов:

1) Как родилась идея курса.

2) Адресность курса (для какой школы, класса).

3) Что положено в основу (типовой или ранее опубли­кованный курс).

4) Что авторского в этой программе.

5) Какова методология курса — философия курса, иде­ология курса (но не политология!), гносеология, т. е. его познавательная ценность.

6) Логика построения курса.

7) Специфика методики преподавания.

8) Оптимальные формы контроля знаний.

9) Критерий оценки знаний.

Часть

Учебно-тематический план (1-2 страницы)

 

№ темы Тема занятий Количество часов
1 2    

Часть

Содержательный аспект программы.

1) Тема 1, формулировка темы (безглагольная форма 1-3 фразы).

2) Расшифровка темы (10-15 фраз).

3) Межпредметные связи (предмет — тема).

4) Звуковой ряд (основной и вспомогательный).

5) Зрительный ряд (все, что будет иллюстрировано).

6) Творческое задание на занятии.'

7) Домашнее задание.

8) Педагогические акценты.

4 Часть

Библиография.

III. Проект концепции развития школы.

Разрабатывается в основном на 5-10 лет, обсуждается и утверждается на педсовете школы, а затем (в идеале) за­щищается на Экспертном совете районо, гороно или в обла­стном министерстве образования. Разработка начинается с диагностики. Необходимо выявить следующие парамет­ры: 1) социальный состав учащихся; 2) индекс интеллек­та; 3) уровень воспитанности детей; 4) готовность педагоги­ческого коллектива к инновациям; 5) готовность родителей к инновационным процессам; 6) изучить образовательное и культурное пространство, в котором находится школа, для налаживания деловых связей.

Структура проекта концепции развития школы

1 Раздел. Характеристика школы и социума.

1.1. Социальный портрет школы. Социальное проис­хождение детей, национальный состав, состав семей, заня­тость родителей и т. д.

1.2. Духовный мир учащихся, IQ, воспитанность, уро­вень тревожности, чем является школа для детей, запросы детей (какие хотели бы что бы были предметы, интерес к предметам).

1.3. Педагогические кадры. Штатное расписание,
квалификационные показатели учителей (категории),


 




укомплектация, адаптивные характеристики педагогов (стаж работы).

1.4. Культурно-образовательное пространство школы.

2 Раздел. Обоснование модели развития. Перечислить
функции будущей школы.

Образовательная. Рекреационная (отдых). Валеологическая (педагогика здоровья). Правовой охраны. Самоакутализация.

3 Раздел. Образовательная школа в будущем.

3.1. Специфика образовательной системы.

3.2. Воспитательная работа.

3.3. Учебная работа школы и региональный компо­нент.

3.4. Когнитивная деятельность педагогов (интеллек­туальная).

3.5. Информационная деятельность.

3.6. Исследовательская работа.

3.7. Методическая работа.

3.8. Креативная деятельность.

 

4 Раздел. Этапы инновационных работ. Диагностический (количество лет). Организационно-подготовительный. Поисковый (около 6-7 лет). Завершающий (около 2 лет).

5 Раздел. Развитие материальной базы школы.

 

6 Раздел. Управление инновациями. Особенности уп­равленческой деятельности.

7 Раздел. Мониторинг развития школы. Перечислить методики и критерии оценки эффективности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.068 с.)