Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы и формы педагогическогоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте ПРОЕКТИРОВАНИЯ \ Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, иногда и родителей. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога не менее значимой, чем организационная функция, коммуникационная или гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися). Педагогическое проектирование состоит в том, что создается предположительный вариант предстоящей деятельности. Объекты педагогического проектирования: 1. Педагогическая ситуация. 2. Педагогический процесс. 3. Педагогическая система. Педагогическая ситуация Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках педагогического процесса, а через него — ив рамках педагогической системы (например, предстоящий разговор с учеником, с родителями, с коллегами). Педагогическая ситуация — составная
10* часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в конкретное время; она всегда конкретна. Педагогические ситуации либо возникают, либо создаются на уроке, экзамене, экскурсии и тут же должны разрешиться. Структура педагогической ситуации всегда проста. В нее входят два или несколько субъектов деятельности и способы их взаимодействия. Внешне педагогическая ситуация всегда проста, на самом деле в ней всегда клубок внутренней энергии, эмоций. Сложность клубка определяется уровнем внутренней и духовной культуры людей и их воспитанностью. Педагогические ситуации могут возникать стихийно или заранее планироваться. В любом случае они должны разрешаться обдуманно. Проектирование педагогического процесса и системы — более сложная, многоступенчатая деятельность. Педагогический процесс Проектирование педагогического процесса состоит из трех этапов: • Моделирование. • Собственно проектирование. • Конструирование. Моделирование
Этапы педагогического проектирования Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические -системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, мастер произвдственного обучения поставил цель сформировать у будущих токарей техническое мышление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях урока производственного обучения. Мастер определяет некоторые теоретические основы формирования технического мышления: вспоминает теорию поэтапного формирования умственных действий, основные признаки техническогом ышления, методы его диагностики. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленой цели, и мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс. Следующая ступень проектирования — создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической деятельности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды. Третий этап проектирования — это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности — это уже методическая задача.
Формы педагогического проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них. Концепция — это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции — изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе. Например, концепция профессионально-технического образования включает изложение общей методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место профтехобразования в общественно-экономической системе страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполагает описание профессионально-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации ПТО: его цели, задачи, принципы, направления развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления. Так строятся концепции для школьной, профессионально-технической и вузовской систем. План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы проф- техучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практике. Принципы педагогического проектирования. 1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника подсистем, процессов или ситуаций, является главным. Подчиняйте проектируемые подсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников. Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими. Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе. При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации. 2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели. Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться. Охарактеризуем каждое действие по проектированию педагогического объекта. 1. Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию?
Анализ объекта проектирования предполагает прежде всего рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. 2. Теоретическое обеспечение проектирования — это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения пед ситуаций. 3. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т. д. Хорошо иметь несколько вариантов каждого документа для выбора наиболее удобной и целесообразной структуры. 4. Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способец быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Реализация проекта зависит от размера учебных площадей, их оборудования, внешнего вида и многого другого. Временное обеспечение проектирования — это соотношение проекта со временем по его объему, т.е. вмещающейся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости и т.д. Каждая педагогическая форма рассчитана на определенную продолжительность. 5. Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования. Оно предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию. 6. Правовое обеспечение проектирования — это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процес- сов или ситуаций. Ни один педагогический проект не может нарушить конституции страны и республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. 7. Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются все другие свзяи. Это ведущее звено называется системообразующим. Системообразующий компонент — это тот, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство. Системообразующую функцию может выполнять почти любой компонент педагогических систем, процессов или ситуаций. Чаще всего в такой роли выступают цели воспитания и обучения. В этом случае весь процесс выбора и взаимосвязи компонентов направляется на ее достижение. Системообразующим компонентом может быть организационная форма обучения, под которую выбираются и подстраиваются элементы педагогической системы или процесса. 8. Установление связей и зависимости компонентов является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления. 9. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения. 10. Мысленное экспериментирование применения про
системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата в виде предлагаемого проявления индивидуальных качеств. 11. Экспериментальная оценка проекта — это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта. 12. Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, обогащают. Все это и есть корректировка. 13. Принятие решения об использовании проекта — завершающее действие проектирования. После него начинается его применение на практике. Проектирование процесса классического урока: 1. Четко сформулированная тема. 2. Цепь урока. 3. Образовательные задачи: а) дидактические; б) воспитательные; в) развивающие. 4. Оборудование (кино, видеофильмы, таблицы, пособия). 5. Звуковой ряд. 6. Ход урока (предусматривается сценарий, а также вопросы: по ходу урока). На протяжении урока дети должны сами сделать вывод. 7. Вывод урока. 8. Творческое задание, которое дается детям. 9. Подвести итоги. Спросить у детей, что им понравилось, что не понравилось, кто был на уроке самый активный. 10. Поблагодарить детей за хороший урок. 1. Тема вечера. 2. Девиз — цель. 3. Продуманное оформление.
4. Продумать атрибуты. 5. Расписать сценарий вечера. 6. Заключение вечера. Желательно, чтобы каждый участник вечера унес какую-нибудь память, материальный след, хранящий частицу человеческого тепла. Проектирование процесса «урока— экскурсии». 1. Тема. 2. Необходимое количество времени (младшие классы — 30 минут, старшие классы — 1-1,5 часа). 3. Цель экскурсии. 4. Вид экскурсии. 5. Задачи. 6. Пособия или наглядные средства. 7. Зрительная атрибутика. 8. Сценарий экскурсии. Общая информация (5-8% от всего времени), информация по объектам показа. Далее следует переход непосредственно к объектам. 9. Заключительная информация у последнего'объекта. I. Воспитательный проект. На сегодняшний день еще не выработан стереотип воспитательного проекта школы или колледжа, но существуют рекомендации по структуре воспитательного проекта: 1) Матералы по диагностике социальной среды и выявленные интересы детей и родителей. Характеристики выявленных очагов семейно-бытовой культуры. Необходимо протестировать родителей, узнать, чего они ждут от образовательного учреждения. Нужно корректно выявить состав национальностей и конфессий, т. е. учитель должен выявить для себя особенности общения, воспитания, религии и национальности. 2) Проект массовых деятельностных форм, интересующих детей и родителей в предстоящей деятельности, с учетом регионального компонента, т. е. мероприятия, отражающие региональный компонент. 3) Программа совместных дел для школы и населения
4) Открытые связи школы с другими учредениями района, города, области. В воспитательном проекте должна прослеживаться генеральная линия, созвучная с концепцией развития учебного заведения. Центральное звено воспитательного проекта — воспитание как жизнетворчество человека культуры (рассчитан на развитие личности). Содержание и принципы деятельности рассчитаны на особенности социума. В воспитательном проекте должны быть критерии оценки успеха реализации проекта. Могут быть такие предложения: гимн школы, классов, сценарии мероприятий, которые делают «лицо школы» (коллективные дела). Указанная выше структура воспитательного проекта не является нормативной; она нуждается в дополнительном осмыслении, корректировке и апробации. II. Проект авторских, модифицированных или адаптивных программ. Авторская программа.' Часть Пояснительная записка (1-3 страницы), состоит из разделов: 1) Как родилась идея курса. 2) Адресность курса (для какой школы, класса). 3) Что положено в основу (типовой или ранее опубликованный курс). 4) Что авторского в этой программе. 5) Какова методология курса — философия курса, идеология курса (но не политология!), гносеология, т. е. его познавательная ценность. 6) Логика построения курса. 7) Специфика методики преподавания. 8) Оптимальные формы контроля знаний. 9) Критерий оценки знаний. Часть Учебно-тематический план (1-2 страницы)
Часть Содержательный аспект программы. 1) Тема 1, формулировка темы (безглагольная форма 1-3 фразы). 2) Расшифровка темы (10-15 фраз). 3) Межпредметные связи (предмет — тема). 4) Звуковой ряд (основной и вспомогательный). 5) Зрительный ряд (все, что будет иллюстрировано). 6) Творческое задание на занятии.' 7) Домашнее задание. 8) Педагогические акценты. 4 Часть Библиография. III. Проект концепции развития школы. Разрабатывается в основном на 5-10 лет, обсуждается и утверждается на педсовете школы, а затем (в идеале) защищается на Экспертном совете районо, гороно или в областном министерстве образования. Разработка начинается с диагностики. Необходимо выявить следующие параметры: 1) социальный состав учащихся; 2) индекс интеллекта; 3) уровень воспитанности детей; 4) готовность педагогического коллектива к инновациям; 5) готовность родителей к инновационным процессам; 6) изучить образовательное и культурное пространство, в котором находится школа, для налаживания деловых связей. Структура проекта концепции развития школы 1 Раздел. Характеристика школы и социума. 1.1. Социальный портрет школы. Социальное происхождение детей, национальный состав, состав семей, занятость родителей и т. д. 1.2. Духовный мир учащихся, IQ, воспитанность, уровень тревожности, чем является школа для детей, запросы детей (какие хотели бы что бы были предметы, интерес к предметам). 1.3. Педагогические кадры. Штатное расписание,
укомплектация, адаптивные характеристики педагогов (стаж работы). 1.4. Культурно-образовательное пространство школы. 2 Раздел. Обоснование модели развития. Перечислить Образовательная. Рекреационная (отдых). Валеологическая (педагогика здоровья). Правовой охраны. Самоакутализация. 3 Раздел. Образовательная школа в будущем. 3.1. Специфика образовательной системы. 3.2. Воспитательная работа. 3.3. Учебная работа школы и региональный компонент. 3.4. Когнитивная деятельность педагогов (интеллектуальная). 3.5. Информационная деятельность. 3.6. Исследовательская работа. 3.7. Методическая работа. 3.8. Креативная деятельность.
4 Раздел. Этапы инновационных работ. Диагностический (количество лет). Организационно-подготовительный. Поисковый (около 6-7 лет). Завершающий (около 2 лет). 5 Раздел. Развитие материальной базы школы.
6 Раздел. Управление инновациями. Особенности управленческой деятельности. 7 Раздел. Мониторинг развития школы. Перечислить методики и критерии оценки эффективности.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.43.27 (0.014 с.) |