Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы педагогического общения

Поиск

Этапы педагогического общения включают: 1) про­гностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагоги­ческой деятельности; 2) начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой; 3) управление общением в развивающимся пе­дагогическом процессе; 4) анализ осуществленной сис­темы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.

Рассмотрим содержательные и процессуальные особен­ности выделенных творческих этапов общения.

Первый этап. В процессе моделирования общения осу­ществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности, соответственно а) педагогическим целям и задачам; б) общей педагогической и нравбтвенно-психологической ситуации в аудитории; в) творческой ин­дивидуальности самого педагога; г) индивидуальным осо­бенностям учащихся; д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.

Все это вместе взятое представляет собой опережаю­щую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения. «Учение — это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», — отмечал В.А. Сухомлинский.

Второй этап. Это начальный период общения, органи­зация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-пси­хологического аспекта педагогической деятельности.

Важнейшими элементами этого этапа являются: а) кон­кретизация спланированной модели общения, б) уточнение условий и структуры предстоящего общения, в) осуществ­ление изначальной стадии непосредственного общения.


 




Преподаватель должен уточнить с первых мгновений об­щее настроение аудитории и возможности работы с помо­щью избранных на предварительном этапе методов работы.

Педагог выступает как инициатор общения, от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать ауру притягательности, ощутить незримые флюиды эмоци­онального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.

Третий этап — управление развивающимся педагогиче­ским процессом. Метод обучения и система общения дол­жны быть адекватны. Только тогда будет эффективна со­вместная работа преподавателя и учащихся.

Следовательно, кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психоло­гических требований к ней. Вот важнейшие из них.

1. Установление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия обучаемыми.

2. Разработка психологически обоснованной партиту­ры лекции, т. е^ использование элементов беседы, ритори­ческих вопросов, ситуаций размышления и т. п., установ­ление определенной логики в чередовании фактов и обоб­щений, ярких примеров и теоретического материала. Оптимальное сочетание таких приемов обеспечивает пси­хологический контакт, а следовательно, — реальное вклю­чение учащихся в процесс познания.

3. Создание через систему психологических средств об­становки коллективного поиска и совместных раздумий, что особенно важно для реализации всех видов проблем­ного обучения, которому необходимы, как никакому друго­му, коммуникативные компоненты.

4. Управление познавательной деятельностью уча­
щихся. Стиль общения снимает психологический барьер
возраста и опыта, способствует организации взаимоотно­
шений на основе увлеченности совместной творческой де­
ятельностью.


 

5. Единство делового и личностного аспектов, обеспечи­вающее не только информационный строй лекции, но и са­мовыражение личности педагога. Оно придает лекции ми­ровоззренческую направленность, повышает эффектив­ность любого вида учебной работы.

6. Целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и учащихся, которая обеспе­чивает настрой учащихся на общение с педагогом и вы­зывает интерес к преподаваемой дисциплине, повышает мотивацию обучения за счет социально-психологических резервов.

Таким образом, целесообразно организованное педаго­гическое общение не только выполняет функции устойчи­вой коммуникации, но и способствует формированию про­грессивной направленности и мировоззренческих позиций.

Четвертый этап. Преподаватель анализирует исполь­зованную им систему общения, уточняет возможные ва­рианты организации общения в данном коллективе, ана­лизирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.

С целью формирования собственного стиля, навыков и умений оптимального педагогического общения в процессе подготовки может быть использован коммуникативный тренинг, решающий две тесно связанные между собой за­дачи: 1) изучение, осмысление и освоение природы, струк­туры и закономерностей педагогического общения; 2) ов­ладение процедурой и «технологией» педагогической ком­муникации, развитие коммуникативных способностей, формирование умений и навыков профессионально-педа­гогического общения, развитие педагогического воображе­ния, интуиции, навыков импровизации, постановки и реше­ния коммуникативных задач. В него входят многообраз­ные задания на действие в типичных ситуациях (зачет, экзамен, семинар), включая специально инсценированные педагогические задачи.


 



13. Педагогика



8.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Процесс общения преподавателя со студентами мо­жет складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимо­понимание, слаженность выполнения учебной деятельно­сти, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конф­ликтов.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способ­ности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сен­сорной остроте», установлению «раппорта» и умению учи­тывать репрезентативную систему собеседника, умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посред­ством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодоле­вать манипуляции и конфликты. Важную роль играет психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерно­стей общения, взаимодействия.

Можно выделить несколько основных стилей руковод­ства учащимися:

автократический (самовластный стиль руковод­ства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

авторитарный (властный стиль руководства) до­пускает возможность для студентов участвовать в обсуж­дении вопросов учебной или коллективной жизни, но ре­шение в конечном счете принимает преподаватель в соот­ветствии со своими установками;

демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится по-


нять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое об­щение «на равных»;

игнорирующий стиль характеризуется тем, что
преподаватель стремится как можно меньше вмешивать­
ся в жизнедеятельность студентов, практически устраня­
ется от руководства ими, ограничиваясь формальным
выполнением обязанностей передачи учебной и админи­
стративной информации;

попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руковод­ства группой студентов либо идет на поводу их желаний;

непоследовательный, алогичный стиль — препода­ватель в зависимости от внешних обстоятельств и собствен­ного эмоционального состояния осуществляет любой из на­званных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педаго­га. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки в большинстве случаев представ­ляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внеш­ние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Исследователи выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по отно­шению к студентам: позитивную и негативную.

Наличие негативной установки преподавателя на того или другого студента можно определить по следующим признакам: преподаватель дает «плохому» студенту мень­ше времени на ответ, чем «хорошему»; не использует на­водящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спе­шит переадресовать вопрос другому студенту или отвеча­ет сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на


 



13*



вопрос, при затруднении задает наводящие вопросы, поощ­ряет улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обра­щается к студенту взглядом в ходе занятия и т. п. Специ­альные исследования показывают, что «плохие» студенты в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем «хоро­шие»; они остро чувствуют необъективность педагога и бо­лезненно переживают ее.

Реализуя свою установку по отношению к «хорошим» и «плохим» студентам, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на студентов, как бы определяя программу их дальнейшего развития.

Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором препо­даватель учитывает индивидуальные особенности сту­дентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким сти­лем, осознанно ставит задачи перед студентами, не про­являет негативных установок, объективен в оценках, раз-носторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личност­ный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, спо­собный к постоянному анализу своего поведения и адек­ватной самооценке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.186 (0.01 с.)