Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические идеи П. П. Бл0нск0г0 и А. С. МакаренкоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Павла Петровича Блонского (1884—1941) часто называют «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и
интересов; разностороннее развитие личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Исследования Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка. Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». В учебнике «Педология» (1936) Блонский дал представление о своебразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения. Блонский выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития мнемической функции, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведения человека. Блонский сформулировал принцип индустриализации — тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением. Блонский — автор первого учебного пособия по педагогике в советской России. Антон Семенович Макаренко (1888—1939) — один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, — этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»). Макаренко смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки, Его педагогические находки — разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — име-
ют значение до сих пор. «...В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко. Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни... а живут и трудятся, мыслят и переживают, и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности». Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников. Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике; этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде. Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются
полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет. Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона. 3.8. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А, СУХОМЛИНСКОГО Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до бесконечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия — «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка. 3.9. ПЕДАГОГИ-НОВАТОРЫ В конце 70-х — начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя — творчество ученика» — таков их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к детям, уважение к личности ребенка с того самого дня, когда он переступил порог школы, — это то, что отличает настоящего учителя.
Издательство «Педагогика» с 1979 года стало выпускать серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, С. И. Лы-сенковой, Ш. Амонашвили. Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Индивидуальный подход Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной, увлеченной и творческой работы. Шаталов борется за избавление детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использует такие приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматривались на уроке, — в результате даже «слабые», но желающие учиться ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы ученики имеют право творчески выбирать любые задания из набора предложенных, находить свои творческие варианты решения, при проверке исправляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценка знаний производится после усвоения темы каждым учеником. Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя — чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей. Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И. П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его «свободной мастерской» собраны всевозможные инструменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника. Существует лишь одно правило: «Научился сам — научи товарища». В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е. И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.
Идеи, предложенные педагогами-новаторами, например, идеи обучения «крупными блоками», идеи опережающего обучения (когда несколько минут на уроке уделяется знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в недалеком будущем) приносят практическую пользу в учебном процессе. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Когда возникла педагогика? 2. Охарактиризуйте влияние философов Сократа, Платона, Аристотеля на развитие педагогики. 3. Что вы знаете о педагогике средних веков и эпохи Возрождения? 4. Почему Яна Коменского считает выдающимся педагогом всех эпох? 5. Как развивалась педагогика в XVIII-XIX веках? 6. Кто внес существенный вклад в становление педагогики в России? 7. Как развивалась педагогика в России в XX веке?
РАЗДЕЛ 4 ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ «Парадигма» (лат. — пример) употребляется как концептуальная модель образования. Существует множество парадигм образования, наиболее распространены пять из них. 1. Традиционалистско-конеервативная (знаниевая парадигма). 2. Феноменологическая (гуманистическая парадигма). 3. Рационалистическая (бихевиористская, поведенческая). 4. Технократическая. 5. Эзотерическая. Каждая парадигма отвечает на вопросы: ради чего воспитывать, для какой цели готовить молодежь, ради чего жить, каким ценностям отдать предпочтение. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют основные парадигмальные модели образования, сравнительную характеристику которых осуществил В.Я. Пили-повский. Многообразие парадигм объясняется различными подходами к главной цели образования, к культуре. 1-й подход. Ценностный (аксиологический). Культура воспринимается как смысл жизни человека, т. е. создание культуры и постижение культуры. 2-й подход. Деятельноетный. Культура трактуется как апробированные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. 3-й подход. Личностный. Культура воплощается в определенном типе личности. Различные подходы к культуре обусловили и различные парадигмы в образовании. Каждая из всех парадигм ставит свои вопросы перед образованием: - функция учебного заведения как социального института; - эффективная система образования; -- вопрос о приоритетах учебного заведения; - общественно значимые цели образования; - какие знания, умения и навыки являются ценными и для кого (т.е. каким должно быть содержание). Парадигмы различаются по целям и по характеру педагогического взаимодействия между учащимся и педагогом. 1. Знаниевая традиционалистская парадигма. При знаниевой парадигме главная цель образования: «Знание, знание, любой ценой». Традиционалистская парадигма имеет в своей основе идею о «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли школы, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации — необходимого многообразия важных знаний, умений и навыков, а также идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. Поэтому содержание школьных программ должно основываться на базовых, основных, выдержавших испытание временем знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида. Это академическое направление, не связывающее школу с жизнью.
Вывод: при знаниевой парадигме главная цель образования — трансляция наиболее существенных элементов цивилизации и культуры из поколения в поколение.
2. Бихевиористская рационалистическая парадигма. Рационалистическая парадигма, наоборот, в центр внимания ставит не содержание, а эффективные способы усвоения учащимися различных видов знаний. В основе рационалистической образовательной парадигмы лежит бихевиористская концепция социальной инженерии Б. Скинера. Цель школы — сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. При этом термином «поведение» обозначаются «все виды реакций, свойственных человеку, — его мысли, чувства и действия» (Р. Тайлер). Эта парадигма рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования оптимального поведения учащегося, т. е. любая школа — это образовательный механизм адаптации к среде обитания. Главный термин: «Школа — это фабрика, для которой учащийся — «сырье». Ведущий принцип образования в этой парадигме — регулирование внешних условий какого-то процесса и реакции на него учащихся, вырабатывающих и приобретающих поведенческий репертуар, т. е. набор способов поведения. Технократизм этой парадигмы определяет необходимость формулировки и детализации целей обучения таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик. Образовательная программа полностью переводится на язык конкретных поведенческих терминов, язык «измеряемых единиц поведения» (Р. Мейджер). Основными методами такого обучения выступают, научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировка. Все обучение должно быть переведено на язык конкретных поведенческих терминов. Например, как звонить по телефону, как говорить с больной матерью, как выкрутиться при незнании ответа на экзамене, т. е. что должны делать учащиеся, чтобы усвоить содержание. Блум рекомендует следующие интеллектуальные операции по химии: знание, понимание, анализ, применение, синтез. Лю- бой раздел химии должен быть усвоен на одном или нескольких уровнях, для этого надо иметь измеряемые единицы измерения. Первым, кто перевел науку на язык поведения, был американский педагог Р. Мейджер. Он считает, что все это обогащает и ученика, и учителя. Если даже все сделает учитель, то на долю ученика останется координация и контроль. А где здесь творчество? Здесь пахцет шаблоном и натаскиванием ученика, отсюда, тем не менее, родилась концепция полного усвоения знаний. Одним из ведущих условий этой концепции является неограниченный срок обучения. Основные фазы: 1. Планирование обучения на основе эталона, в виде набора наблюдаемых (фиксируемых) действий учащегося. 2. Диагностическая фаза. Нужна предварительная диагностика знаний, умений и навыков учащихся. 3. Рецептурная. Предусматривается программирование желаемых результатов обучения, определенных условий и подбор формирующих воздействий. 4. Организационная. Студентам разъясняют, что они должны знать, и проводится диагностический тренинг. 5. Оценка результатов обучения и их сопоставление с первоначальным эталоном. Иногда проводится вторичная диагностика (уровень интеллектуального развития, уровень воспитания).* .. С этой концепцией непрерывного усвоения знаний связана концепция Блума, суть которой состоит в достаточно оптимистическом подходе к студенту. Блум считает, что все ученики могут не только успевать, но и успешно учиться. Оптимальные способности ученика определяются в соответствующих условиях, собственным темпом обучения ученика. Блум выделил следующие категории обучаемых: ♦ малоспособные, около 5% (не усваивают знания при больших сроках обучения); ♦ талантливые, около 5% (учатся в очень высоком темпе); ♦ ббычные, около 90% (способности определяются за Все это легло в основу концепции Блума, согласно которой 95% обучаемых в состоянии усвоить все содержание учебного курса при снятии ограничений на сроки обучения. Особенности концепции полного усвоения знаний учащимися по Блуму: ♦ Фиксация учебных результатов на высоком уровне, обязательном для всех учащихся. В начале нужно провести диагностику знаний. ♦ Различия в учебных результатах будут замечены за пределами этого общего высокого результата. ♦ Учитель должен проникнуться мыслью, что все его ученики могут полностью усвоить необходимое, а задача педагога — организовать учебный процесс. Методика Блума: 1. Точное определение эталона, критерия полного усвоения для всего класса или курса, на основе которого учитель составляет перечень конкретных результатов обучения, которые надо получить в конце. На этой основе составляются тесты. 2. Выделяются учебные единицы, т. е. целостные разделы учебного материала. Затем опять выявляются результаты их усвоения, на основе чего составляются текущие тесты, не влияющие на итоговую оценку. Назначение этих тестов — коррекционное, для учителя. 3. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения. Затем снова тестирование с оценкой полноты усвоения материала по всему курсу. Важно объяснить каждому ученику значение оценки и цели обучения. Категории целей: знание, понимание, применение, анализ, оценивание. Интенсивное развитие способностей слабых и средних учащихся — главный смысл концепции Блума. Знание — это факты, понятия, правила, принципы, идеи, законы, теории, закономерности. Опыт образовательных систем различных стран (Австрия, Бельгия, США и др.) показывает, что бихевиористская парадигма обеспечивает высокие результаты обучения у 70% учащихся. Несомненно, и традиционалистская, и рационалистическая модель обучения обладают своими достоинствами, но ни та, ни другая не ставят в центр внимания ученика как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Этим направлениям в образовании явно не хватает гуманизма, они не ориентированы на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма ставит в центр внимания ученика как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Она ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте. Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воззрений. В ее рамках сосуществуют достаточно разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека; признание развития ребенка (умственного, нравственного, физического, эстетического) главной задачей школы. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов. Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство России после 1991 года не по приказу министерства, а по инициативе учителей на местах. Ядром этой парадигмы является человеческий подход к ученику, подготовка его к жизни и адаптации в обще-, стве. В центре парадигмы — развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Развитие и саморазвитие, самореализация ученика, его творчество, жизнетворчество, субъектность — основа парадигмы. Субъект учитель — субъект ученик, такими являются отношения. Развитие — продвижение учащегося на более высокую ступень в активности и в решении поставленных задач. По Выготскому развитие определяется той мерой помощи, которую нужно оказать ребенку в его обучении. Различают развитие общее (универсальные способности), социальное (одаренность), культурное (высший уровень развития). В гуманитарной образовательной парадигме центром становится не ученик, усваивающий готовое знание, а человек, познающий истину. При этом важна не сама истина, а отношение к ней, ибо считается, что нормальной, однозначной истины не существует. Отношения между педагогами и учащимися выстраиваются на принципах диалога, сотрудничества, полилога, сотворчества, взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции. В свободном субъект-субъектном взаимодействии участники педагогического процесса обмениваются не только знаниями, но и личностными смыслами. Смысловой уровень педагогического процесса ставит в центр внимания индивидуальность, внутренний мир ученика, познание мира путем обмена духовными ценностями. Но есть и еще более высокий уровень взаимодействия человека с миром, который, по мнению И.А. Колесниковой, запечатлен в эзотерической парадигме. Ее суть состоит в отношении к Истине как вечной и неизменной. Истину нельзя познать, утверждают сторонники этой парадигмы, к ней можно только приобщиться в состоянии озарения. Высший смысл педагогической деятельности состоит в освобождении и развитии природных сил ученика для общения с космосом, для выхода в сверхсознание. При этом особенно важна охранительная функция Учителя, осуществляющего нравственную, физическую, психическую подготовку и развитие сущностных сил ученика. В научно-технической, технократической парадигме главной целью выступает передача и усвоение «точного» научного знания, необходимого для совершенствования практики. «Знание — сила», поэтому ценность человека определяется его познавательными возможностями. Человек ценен не сам по себе, а лишь как носитель определен- ного эталонного (усредненного, стандартизированного) знания или поведения. Выбор парадигмы образования определяют бинарные оппозиции: В современных условиях роль педагогической науки, в том числе воспитательной педагогики, неоценимо высока в демократизации и гуманизации общества, школы, семьи. Ученые США, работающие в Национальном Совете по социальным исследованиям, выделили ряд базовых ценностей для включения их в процесс приобщения учащихся к демократическому обществу. Для России, идущей по трудному пути демократизации своей общественной жизни, эти базовые ценности, безусловно, интересны. Участие Для того, чтобы демократическое общество функционировало, все его члены должны принимать активное участие в его жизни. Это означает, что граждане знают проблемы общества и хотят отстаивать свои убеждения. Использование права голоса является делом первостепенной важности и представляет собой наивысшее проявление участия в жизни демократического общества. Сотрудничество В демократическом обществе должно сохраняться соответствующее равновесие между сотрудничающими членами и теми, кто сохраняет индивидуализм. Это может быть равновесие, способствующее гармоничному функционированию социальной группы и в то же время обеспечивающее структуры, которые предоставляют возможность всем членам общества наиболее полно проявить заложенный в них потенциал. Чтобы поощрять сотрудничество учителя могут создавать условия для совместной работы детей, давать специальные уроки по социальным знаниям, вовлекать детей в ролевые игры. Индивидуализм Учащиеся нуждаются в развитии индивидуализма, особенно в младшем возрасте. При демократии индивидуализм должен сочетаться с чувством ответственности перед обществом. Родственное понятие «автономность» предполагает, что личность несет ответственность за свои собственные действия. Личные проекты, отчеты, произведения искусства, музыка, миниспектакли, танцы, которые могут быть продемонстрированы в классе, предоставляют учащимся возможность показать себя и способствуют развитию индивидуальности. Самодисциплина Предполагается, что в демократическом обществе граждане заняты дисциплинированной деятельностью. Оказать детям помощь в формировании чувства ответственности — это одно из самых главных, что может учитель. Истинная дисциплина заключена внутри нас. Предоставляя учащимся возможность действовать по своему усмотрению, учитель в значительной степени поощряет их к такому поведению, которое ведет к самоконтролю. Подавая личный пример, наставники могут показать учащимся, как следить за своими собственными успехами при помощи контрольных листков и таблиц. Терпимость к различиям (толерантность) В свободном обществе необходимо развивать терпимость и понимание различий во мненцях и убеждениях. Это трудная задача, но тем не менее терпимость составляет суть идеалов демократии. Способность понимать других людей, видеть в них проявления гуманности, осознавать основные сходные черты и различия — главное условие, необходимое для развития терпимости. Терпимость связана с чувством искренней доброты к другим. Класс должен быть местом, где с детьми обращаются по-доброму, а они, в свою очередь, с добротой относятся друг к другу, развивая таким образом в себе сочувствие и терпимость. Достоинство В тесной связи с добротой и уважением находится человеческое достоинство. Детям присуще чувство человеческого достоинства, но оно может быть легко разрушено. Дети могут усваивать вежливое и уважительное отношение к другим благодаря участию в самодеятельности, исполнению ролей в учебных играх, в процессе дискуссий, примерами из художественной литературы и из жизни взрослых. Свобода Существование и развитие демократического общества во многом зависит от степени свободы его членов. Для сохранения и развития демократии необходимо подпитывать свободу на индивидуальном и корпоративном уровнях. Даже дети младшего школьного возраста начинают осознавать динамику свободы, когда им предоставляется возможность заниматься по своему выбору какой-либо
деятельностью. Если вы устраиваете в классе контрольную работу, не пишите на доске традиционные 2 варианта для 1 и 2 рядов на партах. Дайте 4-5 вариантов работы, и пусть дети сами выберут любой из них. Доверяйте детям! Дорожите их свободой! Прямота Под прямотой имеются в виду такие понятия, как честность, целостность, полнота. Члены демократического общества должны проявлять прямоту ежедневно. Следует предоставлять детям ежедневную возможность обсуждения со старшими природы этих качеств и учиться на примерах из жизни и классических произведений искусства. Радость В классах должно быть больше радости! Дети испытывают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Восторженность принятия нового материала будет способствовать тому, что они с энтузиазмом подключатся в будущем к демократическим преобразованиям в обществе. Парадигма в педагогике может рассматриваться и в более частном смысле, который помогает конкретизировать достаточно общие понятия. В качестве парадигм традиционной педагогики И.Б. Ко-това и Е.Н. Шиянов рассматривают следующие: - формирующее воспитание, согласно которому ученики целенаправленно присваивают социально заданные и идеологически ориентированные качества; - ученик —• объект педагогических воздействий, а учитель — исполнительный субъект с ограниченной инициативой в рамках директивных указаний управленческих органов; ■*• функциональное взаимодействие в педагогическом процессе, когда каждому из его участников предписываются определенные ролевые обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности;
- внешняя обусловленность поведения и деятельности воспитанника, которая становится основным показателем его дисциплинированности, исполнительности и которая приводит к игнорированию внутреннего мира личности при осуществлении педагогического воздействия; - прямой (императивный) стиль управления деятельностью учащегося, для которого характерно монологизиро-ванное воздействие, пресечение инициативы, творчество воспитанников; - стандартизация образовательного процесса, при которой содержание и технологи обучения ориентированы, главным образом, на возможности среднего ученика и др. Традиционное педагогическое мышление пользуется набором этих и других парадигм в качестве незыблемой основы педагогической деятельности. В основе концепции личностно ориентированного воспитания тоже заложен набор парадигм, отличающихся от традиционной своей гуманистической ориентацией, т. е. направленностью на не-наносящие вреда личности педагогические действия, а также своей вариативностью (подвижностью), подверженностью творческому переосмыслению. В связи с этим научная функция педагогики выступает в качестве предписания и регулятора, имеющего доказуемую основу и определяющего развитие педагогической практики с позиций ценности человеческой личности. 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать
S1 у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятелъностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности ло овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воопитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность сложнейшего процесса. Что следует понимать под закономерностями воспитания? Это понятие означает устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных ре-, зультатов в развитии и формировании личности. 1. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества, что, безусловно, является его существенной закономерностью. 2. Следует указать другую важную закономерность: единство целей, содержания и методов воспитания. 3. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе, что также следует считать одной из закономерностей воспитания. 4. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбия, коллективизма, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Вот почему еще раз подчеркнем, что воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как это представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого, С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников. 5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Указанная закономерность (и это также показано выше) обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без желания или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически не развивает его. И человека, как отмечал Л. В. Занков, нельзя силой заставить впитывать знания, овладевать культурой. Первопричиной активности че |
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.021 с.) |