Психологические закономерности заучивания учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические закономерности заучивания учебного материала



Универсальный компонент любого учениязаучива­ние: совокупность действий обучающегося, направленных на овладение им учебным материалом.

Первое условие заучивания можно сформулировать так: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть вы­делено человеком из всех остальных воспринимаемых сторон внешнего и внутреннего мира. Мало смотретьнадо увидеть, мало слушатьнадо услышать. Учение с установкой «до экзамена» сохраняет знания лишь до вы­хода из экзаменационной аудитории, с установкой на при­близительное заучивание — дает приблизительные зна­ния. Восприятие информации без установки на заучива­ние часто вообще не дает никаких знаний.

Результаты учения определяются не только субъектив­ными факторами (отношение к предмету), но и объектив­ными (свойствами самого заучиваемого материала).

Содержание учебного материала.

Форма учебного материала. Она может быть предметной, образной, речевой и символической. Эффек­тивность избранной формы изложения зависит от двух факторов: 1) от того, соответствует ли он характеру заучи­ваемого материала, 2) насколько учащиеся владеют дан­ным языком и насколько он соответствует их мышлению, например, детям нужно преподнести понятия з предмет­но-действенной форме.

Трудность учебного материала. Трудность заучи­вания нового учебного материала при прочих равных ус­ловиях зависит от его связи с имеющимся у ученика опы­том, знаниями и умениями. Чем больше таких связей, тем материал легче для заучивания, и наоборот (при прочих равных условиях).

Значение, важность учебного материала. Опре­деленные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Они могут быть важны для решения задач, с которыми затем


встретится учащийся. Наконец, они могут быть важны для формирования поведения или определенных черт лично­сти. Значение некоторого материала может быть гности­ческим (познавательным), практическим (деловым), эти­ческим (нравственным), эстетическим (художествен­ным), социальным (общественным), воспитательным (педагогическим).

Следует подчеркнуть, что одного объективного значе­ния учебного материала самого по себе для успешного за­учивания еще недостаточно. Для этого он должен обрести значимость для самого учащегося, т. е. отвечать его потребностям и интересам.

— Осмысленность. Осмысленность зависит от игоэе, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и дей­ствия, необходимые, чтобы понять элементы учебного ма­териала и установить связи между ними. Кроме того, ос­мысленность может иметь разные степени: от смутного по­нимания, что «нечто называется чем-то», до отчетливой реконструкции всех полученных сведений. Сама осмыс­ленность и ее степень зависят от существенных связей между новым учебным материалом и уже имеющимися знаниями, понятиями, умениями ученика.

Заучивание любого материала облегчается по мере по­вышения структурности, т. е. логических, семанти­ческих и синтаксических связей его частей.

Еще один фактор, влияющий на заучивание учебно­го материала, — его объем, т. е. количество входящих в него отдельных элементов. Измерить число элементов учебного материала еще недостаточно: ведь учащийся заучивает не то, что написано в учебнике, а то, что у него получается в результате мыслительной переработки тек­ста и выражения этих результатов в терминах своего опыта. Объем осмысленного учебного материала можно измерить только косвенно, числом новых понятий или действий, которые требуется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.

Следует упомянуть и такой фактор заучивания, как эмоциональные особенности учебного материала


 




привлекательность, способность вызывать определен­ные чувства и переживания. Как показывают исследова­ния, материал, вызывающий сильные положительные чув­ства, заучивается легче, чем безразличный и скучный.

Ход научения регулируется на основе обратной свя­зи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Эф­фективность управления учебной деятельностью в значи­тельной мере зависит от способов и форм осуществле­ния: 1) поисков учащимися правильного ответа и дей­ствий, 2) сигнализации о допущенных ошибках, 3) их исправления, 4) реакции педагога на ошибки.

Для активизации познавательных процессов памя­ти, внимания, мышления важно:

♦ обеспечить проведение занятий в условиях, соответ­ствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процес­сов не может быть высоким); сюда же относится необхо­димость соблюдения студентами режима дня, питания, от­дыха, движения;

♦ давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью? что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии;

♦ соблюдать при использовании наглядных средств нормы яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стре­миться к оптимальному уровню сложности языка учебно­го сообщения;

♦ полностью использовать возможности устной речи как средства управления вниманием и восприятием; гром­кость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются силь­ными ориентирами для слушателя в содержательной сто­роне сообщения;

♦ учитывать возможность прямого управления вос­приятием (в случае затруднения понимания нужно специ­ально обращать внимание на наиболее важные положения, важно показывать, на какую часть таблицы, диаграммы,


графика нужно смотреть и что именно надо увидеть, что­бы не возникло смысловых барьеров;

♦ в умеренных пределах разнообразить изложение, ис­пользовать приемы поддержания и возвращения внима­ния;

♦ учитывать эмоциональный фактор, за счет которо­го производительность интеллектуального труда значи­тельно возрастает;

♦ уделять внимание повторению и-дальнейшей разра­ботке уже известной информации;

♦ использовать наглядный материал, графики, схемы как опору для активизации восприятия и памяти;

 

♦ вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления;

♦ напоминать студентам о важности соблюдения режи­ма дня; так, каждый «недоспанный час против физиоло­гической нормы снижает умственную работоспособность на 10—20%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.007 с.)