Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деловая игра «методы обучения»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 55 из 55 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Игровая ситуация заключается в противопоставлении двух методик преподавания путем раскрытия их сущности и проведения эксперимента с демонстрацией его результата. Суть эксперимента в том, что каждая игровая группа — методическое объединение — готовит изложение нового материала по той методике, сторонником которой она является. Демонстрация результата эксперимента проходит в виде фрагмента урока, который дает председатель каждого методического объединения перед членами ученого совета. Руководитель деловой игры объясняет смысл игры, распределяет роли между участниками игры: председатель ученого совета, члены ученого совета (от 2 до 5 человек), автор методики «Действий и аналогий», автор методики «Обучения проблемной последовательности», студенты (1-3 человека), сторонники «МДА — методическое объединение I», сторонники «методики МПП — методическое объединение 2». Каждому участнику, выполняющему игровую роль, раздается специальная инструкция. Этапы деловой игры «Методы обучения» 1. Вступительное слово руководителя игры, распределение ролей.
2. Выступление председателя ученого совета. 3. Выступление автора методики обучения МДА. 4. Выступление автора методики МПП. 5. Подготовка фрагмента урока по поддерживаемой методике членами методического объединения — сторонниками методики МДА и сторонниками методики МПП. 6. Демонстрация фрагмента изложения учебного материала по поддерживаемой методике — выступление сторонников МДА и выступление с фрагментом урока сторонников МПП. 7. Опрос мнения «студентов», которые обучались по методике МДА и МПП (для «свежего» восприятия учебного материала по второй методике должен быть студент, который не слышал изложения учебного материала по первой методике, а также должен быть студент, который воспринимал изложение учебного материала по обеим методикам). 8. Свободная дискуссия членов методических объединений. 9. Выступление членов ученого совета, в который входят известные педагоги прошлого и современности (члены ученого совета распределяют между собой роли известных педагогов и вначале оценивают предложенные методики обучения с позиции выбранного известного педагога, а затем могут дать и свою собственную оценку достоинств и недостатков методик). 10. Подведение итогов, выявление победителя — авто Выступление председателя ученого совета: «Мы собрались, чтобы обсудить две различные методики изложения нового материала. Они разработаны на основе различных теоретических подходов. Авторы знакомы с методикой друг друга, однако не могут прийти к единому мнению в отношении научной и практической ценности своих методик. Каждый уверен, что прав он и его методика лучше. Для разрешения возникшего разногласия авторы обратились в наш совет. Нам предстоит заслушать обоих авторов, и поскольку критерием истины выступает
практика, надо провести эксперимент, выявить в свободной дискуссии мнения сторон, членов ученого совета, студентов и вынести окончательное решение, отдав одной из методик предпочтение в обучении и развитии творческих способностей учащихся. Итак, предоставляем слово автору методики действий и аналогий». Выступление автора методики МДА — «Действий и аналогий»: «Уважаемые члены ученого совета! Отрицать необходимость формирования творческого мышления у студентов было бы по меньшей мере недальновидно. Однако сразу же возникает ряд вопросов, на которые следует дать прямой ответ. Можем ли мы научить творческому мышлению всех? Каким образом это осуществить? Да и нужно ли учить творческому мышлению? Да, творцы нам нужны. Но не будем обольщаться, что каждого студента мы доведем до уровня творца. Этот социальный заказ пока невыполним. Взаимосвязь между обучением и развитием общеизвестна. Уместно напомнить о том, что умственное развитие связано с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний, на что обращал внимание еще Блонский. «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет голова, тем более она способна рассуждать». Знания — необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретаются знания, т.е. характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных приемов умственной деятельности, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Применение методики действий и аналогий (МДА) обеспечивает формирование умений и навыков, ускоренное и прочное усвоение учебной информации. Программы и учебники почти всех учебных предметов составлены так, что их материал сложен для восприятия, и студенты не могут осуществить самостоятельный поиск знаний. Для решения проблемных ситуаций нужны опорные знания. Они-то и формируются с помощью МДА. МДА основана на предъявлении студентам информации в двух формах: наглядной (схема, плакат, модель) и словесной, т.е. используется опора на зрительный и слуховой анализаторы. Доступность МДА для учащихся можно проиллюстрировать на примере известной всем мясорубки. Следуя МДА, надо выделить в ней, в ее устройстве отдельные части и узлы. В первый узел входят решетка (1), гайка (2), нож (3); во второй — корпус (4), винт (5), рукоятка (6); в третий — винт с подвижной лапкой (7) и неподвижная лапка (8). Когда вы наблюдаете за работой мясорубки и видите, что первый узел режет мясо, второй перемещает его к ножу и продавливает его через решетку, третий крепит весь аппарат к столу, то вы мысленно повторяете эти действия и у вас складывается представление о работе аппарата в целом. Следя за логикой преподавателя, проговаривая про себя и вслух названия отдельных узлов мясорубки, представляя мысленно и выражая словами их действия, учащийся приходит к пониманию конструктивного устройства машины в целом и производимой ею операции. То есть блок-схема МДА следующая: МАШИНА -> УЗЛЫ —» ДЕЙСТВИЯ УЗЛОВ -> ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАШИНЕ (плакат, схема) — механизмы, действия механизмов и операции в целом. В процессе такой целенаправленной работы учащиеся проходят через все важнейшие компоненты усвоения: восприятие, осознание, осмысление. У них формируются память, речь, навыки анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения. Для чего же нужны аналогии? Чтобы наполнить формируемое понятие образным содержанием, необходимо пробудить воображение учащихся. Например, при пояснении действия винта (шнека) мы должны изобразить человека на винтовой лестнице, предложить учащимся показать траекторию его движения, а также показать путь кусочка мяса в мясорубке. Как правило, учащиеся допускают типичную ошибку, говоря, что мясо движется по винтовой
линии. И если обсудить с ними роль выступов внутри корпуса мясорубки, то сформируется адекватное представление об изучаемом процессе. Заканчивая выступление, хочу обратить внимание, что процесс обучения характеризуется определенной логикой, обеспечивающей оптимально эффективные результаты как усвоения знаний, формирования умения; так и развития познавательных способностей учащихся. Применительно к деятельности учащихся логика процесса обучения отражает процесс учебного познания: первичное ознакомление с материалом или его восприятие, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом в смысле возможности оперировать им в различных ситуациях. МДА соответствует всем положениям, перечисленным выше, и должна быть принята на вооружение. Надеюсь, предстоящий эксперимент подтвердит наши выводы. Я с благодарностью приму критические замечания оппонентов и постараюсь учесть их в дальнейшей работе». Выступление автора методики МПП — «Проблемной последовательности»: «Уважаемые члены ученого совета! Выступление моего коллеги, автора МДА (методики действий и аналогий), произвело на меня сильное впечатление прежде всего признанием той роли, которая отведена действию в логическом анализе устройств, и признанием полезности аналогий — в создании образа, в осознании действия. Несомненно, это повышает эффективность обучения. Но, к сожалению, должен констатировать, что предложенная методика только временно лечит традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, но не спасает его. Дело в том, что техническое мышление базируется на трех китах: действии, образе и понятии. И если первые два нашли отражение в методике МДА, то ее применение для формирования глубоко осознанного научного понятия вызывает серьезные сомнения. В процессе пассивного обучения появляется только представление об изучаемом предмете, исторически же по- нятия формировались и формируются до сих пор только на основе активной целенаправленной деятельности. Поясню это с помощью простой аналогии. Представим себе ребенка, которого заботливая мать приобщает к огромному для него миру. Беря его за руку, она ведет его, показывает различные предметы и объясняет, что, например, это камень, если ты будешь бегать, можешь удариться об него, упасть, запачкать костюмчик и т.п. Но пока ребенок не станет действовать, познавать мир в движении и игре, ни о каком полноценном обучении и воспитании не может быть речи. Для субъекта, пишет выдающийся наш психолог А. Н. Леонтьев, осознание и достижение цели, овладение действиями есть способ удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей. Таким образом, мы должны потребовать, чтобы и учебная деятельность укладывалась в структуру ведущей деятельности как творческая, трудовая или игровая, где важнейшими этапами являются выбор действий и средств их осуществления, а затем их практическая реализация. Тот факт, что в критикуемой мной методике объяснение средств — механизмов — предшествует объяснению выполняемых ими действий, свидетельствует, что структура этой методики не соответствует структуре целенаправленной деятельности. Можно ли сгруппировать отдельные детали мясорубки в узлы (винт с корпусом, нож с решеткой), не представляя действия этих узлов (продвигать мясо, резать его)? Но самое важное, что при изложении с помощью МДА за исходную точку берется конечный продукт творческой деятельности — уже готовая схема или реальный образец некоторого технического устройства. Как же перейти от МДА к изложению, соответствующему по структуре целенаправленной познавательной деятельности? Ваша догадка верна: нужно перевернуть блок-схему МДА и получим проблемную последовательность:
При изучении той же мясорубки нужно идти в направлении, противоположном МДА: поставить задачу, обсудить действие уже известных кухонных приборов, выбрать действия, необходимые для получения фарша, определить механизмы их осуществления и затем соединить их в единое устройство, т.е. идти тем путем, которым и была изобретена мясорубка. Для быстрого прохождения этого пути на занятии и необходимы аналогии, которые помогут студентам самостоятельно прийти к нужным выводам. Чтобы не задерживать свое внимание на частностях, посмотрите схему, в которой раскрыты все этапы предлагаемой мною последовательности. На 1-м этапе (постановка задачи) осознаются цели и вырабатываются требования к операции, к синтезируемому устройству. На 2-м этапе подвергаются анализу существующие способы выполнения операций, т.е; действия, не обеспечивающие выполнения требований. Здесь важно создание образного представления об операции в целом, чтобы затем разделить операцию наилучшим образом на составляющие новые действия. В данной последовательности важным элементом выступает схема синтезируемого устройства — графическая модель, которая служит для формирования с помощью действий (3—5 этапы) мысленной модели. Я с полной ответственностью заявляю, что эта модель и есть та основа понятия, которая является целью обучения. Надеюсь, что я подобрал достаточно аргументов в пользу моей методики. Я с благодарностью приму вашу оценку о целесообразности ее применения. В предстоящем эксперименте мы, авторы МДА и МПП (методики проблемной последовательности), предлагаем продемонстрировать уроки по изучению устройства сеялки». Рекомендации автору и председателю методического объединения МДА. «Вы получили схему сеялки. Вам предлагается за 40 минут подготовить фрагмент урока по объяснению принципа работы сеялки с помощью метода действий и аналогий (МДА) для демонстраций его перед членами ученого совета в оппонентами. Блок-схема метода действий и аналогий: Разберитесь, из каких узлов сеялка состоит, какие действия они выполняют, подберите аналогии к действиям каждого узла и составьте рассказ о работе сеялки. Помните, чем ярче аналогии, тем выше ваша оценка. Подготовьтесь к дискуссии по защите вашего метода. В дискуссии разрешается не только приводить аргументы в защиту МДА, но и конструктивно, доброжелательно критиковать оппонентов». Задание методическому объединению МДА; 1. Какой элемент из числа обозначенных на схеме сеялки выполняет одно из следующих действий: открывает борозду, отбирает из ящика семена по одному, провожает семена в борозду, засыпает борозду, служит опорой и копирует поверхность почвы, согласует скорость отбора семян со скоростью сеялки? 2. Какие действия выполняют и какими номерами обозначены: сошник, семяпровод, загортач, опорное колесо, высевающий аппарат, цепная передача, ящик? СХЕМА СЕЯЛКИ
3. Творческое задание: введите в схему дискового высевающего аппарата элементы, необходимые для удержания семян на диске и выталкивания их из «нижней» ячейки. Рекомендации автору и председателю методического Объединения МПП. Вы получили материалы, по которым вам предлагается за 40 минут подготовить совместно с другими участниками вашего методического объединения фрагмент урока. Лидер вашего объединения, которого оно избирает председателем, должен объяснить принцип работы сеялки с помощью метода проблемных последовательностей (МПП), выступив перед членами ученого совета и оппонентами. Схема МПП Учтите,вчто табл. «Этапы МПП» ориентирует преподавателя на максимальную самодеятельность студентов и позволяет применять бригадные формы организации эксперимента по выступлению председателя первого объединения; целесообразно построить изложение в форме динамичной беседы. Обращаясь ко всем присутствующим, побуждайте к активности представителей первого объединения. Помните, что чем большую самостоятельность и активность проявят участники беседы, тем выше ваша оценка. Участие в беседе только членов вашего объединения снижает оценку вашей работы. В ходе беседы на доске должна появиться схема сеялки. Возможна и более простая форма проблемного изложения, которая и оценивается соответственно ниже. После выбора действия, а затем исполнительных механизмов можно продемонстрировать «слепую» схему (без обозначе- ний) и предложить задание — показать по схеме механизмы, объяснить действие каждого узла в отдельности и сеялки в целом. Подготовьтесь к дискуссии, в которой разрешается не только приводить аргументы в защиту МПП, но и конструктивно, доброжелательно критиковать оппонентов. Желаем творческих успехов! Задание методическому объединению МПП. 1. Какой элемент из числа обозначенных на схеме сеялки выполняет одно из следующих действий: открывает борозду, отбирает из ящика семена по одному, провожает семена в борозду, засылает борозду, служит опорой и копирует поверхность почвы, согласует скорость сеялки со скоростью отбора семян? 2. Какие действия выполняют и каким номером обозначены: сошник, семяпровод, загортач, опорное колесо, высевающий аппарат, цепная передача, ящик? 3. На каких этапах изложения нового материала следует использовать эскизы рис. а, б, в., а — положение б — разбросной в — рядовой посев семян в почве посев разбросной сеялкой Способы посева 4. Какие требования к посеву не выполняет способ, показанный на рис. б? 5. Подберите аналогии к действиям сеялки. 6. Действие какого элемента сеялки можно сравнить с действием носа корабля на воду? Какое устройство отделяет
14. Педагогика людей по одному от общего потока и как применен его принцип действия в сеялке? 7. Творческое задание: введите в схему дискового высевающего аппарата элементы, необходимые для удержания семян на диске и выталкивания их из «нижней» ячейки. Пояснения: 1. Постановка задачи — сформулировать краткое определение операции, совместно со студентами (задавать им вопросы), сформулировать требования к операции: 1 — глубина посева, 2 — равномерность посева. 2. Вместе со студентами выявить несоответствие: 1) ручного посева, 2) рядового посева предъявляемым требованиям. 3. Студенты должны сами (с помощью наводящих вопросов преподавателя) указать необходимые действия для посева: а) открыть борозду; б) отбор семян по одному; в) посев семян в борозду; г) засыпать борозду; д) согласовать скорости сеялки со скоростью отбора се е) копировать поверхность почвы (для чего?) [обеспе 4. Выбор исполнительных механизмов: 1) Открыть борозду? 2) Отбор семян по одному? и т. д. по каждому действию. Как, с помощью какого механизма можно — лопата, тяпка,... сошник (аналогия: нос корабля на воде). Какие аналогии: вертушка проходной для прохода по одному...? Каким должен быть высевающий аппарат? 5. Синтез модели, схемы сеялки. Рекомендации ученому совету. Для объективной оценки деятельности участников игры вам необходимо выслушать авторов, проанализировать итоги эксперимента. Председателю ученого совета при обобщении мнений его членов рекомендуется опираться на основные идеи педагогики сотрудничества. Для оценки деятельности участников игры применять приведенную внизу страницы таблицу. Ваша роль заключается в том, чтобы оценить каждую из предложенных методик с позиции взглядов педагогов прошлого и настоящего, роли которых вы распределите между собой. Играющий роль того или иного известного педагога должен четко выразить основные педагогические взгляды и идеи педагога и с его позиции обосновать выбор одной из предложенных методик объяснения нового материала. Активность: интеллектуальная активность, самостоятельность, дополнительные выступления одного игрока + 2 балла. • Поощрения + 1 балл получает игровая группа, раньше выполнившая «эксперимент». Штраф — 1 балл налагается за каждую «покупку информации», т. е. за любое обращение к руководителю игры. Оценка работы участников игры Ян Амос Коменский (1562 — 1670) Исполняющий роль Я. Коменского должен знать, что он — создатель дидактики, науки об обучении, его педагогические идеи до сих пор актуальны и еще не в полной мере реализованы. Основные принципы теории Я. Коменского: 1. Познание реального мира на основе чувственного «Нет ничего в интеллекте, чего не было прежде в ощущениях». 2. Принцип наглядности в обучении. Учение должно начинаться не со словесного толкования о вещах, а с конкретных наблюдений над ними. В случае невозможности непосредственного наблюдения вещей, их надо заменять картинками, моделями, рисунками и т. д. 3. «Школа не должна быть страшным и скучным местом для детей, а должна быть местом для удовольствий, радости, игры, должна быть «школа — игра», «школа — театр», «учебные игры». (Сравните современные деловые игры). 4. «Сообщать не отдельные разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая может связно удержаться в памяти? снабдить сведениями о самом основном в каждой науке». 5. «Все имеющее между собой связи должно изучаться одновременно, параллельно друг другу». (Сравните современные «межпредметные связи».) 6. Поощрять любознательность и самостоятельность в обучении. Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) Исполняющему роль К. Ушинского необходимо знать его основные педагогические принципы. 1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.
2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности. 3. Такой ход обучения — от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли — естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы. 4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания. Мирза Исмаилович Махмутов (академик АПН СССР) Исполняющий роль М. Махмутова должен знать, что он — сторонник проблемно-развивающего обучения. Такое обучение должно строиться на основе следующих принципов. 1. Принцип проблемности отражает наличие противоречивости в учебном материале и в процессе его усвоения, а также необходимость развития познавательной самостоятельности учащихся. 2. В систему методов проблемно-развивающего обучения Махмутов включает: а) проблемное изложение: - монологический метод, где преобладает рассказ преподавателя, но показаны сложность, противоречивость материала, разные гипотезы, подходы; - показательный метод, когда в рассказе преподавателя есть постановка проблемы и поиск; преподаватель вслух размышляет и ищет решение проблемы; б) частично-поисковый: - диалогический в виде беседы репродуктивного характера с элементами поиска; - эвристический, когда информация усваивается в ходе коллективного поиска при непосредственном участии преподавателя (элементы «мозгового штурма»); в) исследовательский поиск решения проблемы (груп
Йоган Генрих Песталоцци (1746 — 1827) Исполняющий роль И. Песталоцци должен знать его основные педагогические принципы. 1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям. 2. Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому. 3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи. 4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». 5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека. Жан-Жак Руссо (1712—1779) Исполняющий роль Ж.-Ж. Руссо должен знать, что его педагогические принципы следующие: 1. Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам». 2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны. 3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, т. е. ребенок будет активен в своем развитии и обучении. 4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой. Основные идеи педагогики сотрудничества: 1. Идея трудной цели. Нужно ставить перед учениками более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена. 2. Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала в виде компактной образной (инргда разноцветной) опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала и полностью исключает возможность зубрежки.
3. Идея свободного выбора. Шаталов дает ученикам сто задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Или детям дают лишь тему — «делаем рыцарей», «делаем самолеты», но как делаем, из чего делаем — это полностью предоставляется на выбор ученика. Свобода выбора — самый простой путь к развитию творческой мысли. 4. Идея опережения. Задачи для старшеклассников, а то и для студентов дает педагог Волков. Трудные головоломки, непосильные и взрослым, дает детям Никитин. Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость. Важным открытием следует считать «большую и малую» перспективу Лысенковой. Кроме повторения и объяснения нового материала, она отводит некоторое время материалу, который будет изучаться через 50 — 100 уроков. При этом сильные ученики получают возможность отвечать на вопросы, которые еще не изучались в классе, используя интуицию, догадки. 5. Идея крупных блоков. Материал сводится в крупные тенденцию. 6. Идея диалогических размышлений. Диалог препода
в поиске решения учебных проблем, задач способствуют развитию умственных способностей и углублению знаний учеников, формированию умения самостоятельно находить новые знания, новые решения. Аргументированное обоснование преимуществ МПП заключается в том, что? 1. МПП развивает научнее мышление, так как формирование технических понятий идет тем же путем, что и развитие науки и техники. 2. МПП учит принимать решения (и не только технические), осознавать цель и выбирать средства для ее достижения. 3. МПП позволяет гибко выбирать форму занятия: строить его как эвристическую беседу или применять бригадный метод, деловую игру. 4. МПП основана на логическом и образном мышлении, в частности, при выборе действий, поэтому она содействует развитию мышления. 5. МПП позволяет построить изучение устройств «крупными блоками», давая тем самым выигрыш во времени. 6. МПП ориентирована на активную работу учащихся, на поощрение их инициативы, реализует идеи педагогики сотрудничества. 7. МПП учит студентов применять имеющиеся знания для самостоятельного решения проблем, для самостоятельного поиска новых знаний, в результате формируются более прочные «знания-умения», «знания-трансформации». 8. МПП способствует развитию творческих возможностей человека. Критический подход к оценке МДА основан на том, что: а) Умственная деятельность учащихся поставлена в б) Студенты — пассивные слушатели информации, в) При МДА от студентов требуется высокое произ г) В основе МДА лежит принцип «от частного -— к об ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Решение педагогических задач способствует формированию «педагогического мышления», т. е. способности применять теоретические положения психологии, педагогики и методики обучения к конкретным педагогическим ситуациям. Выделяют несколько видов педагогических задач: 1) конструктивные задачи, которые формируют умение планировать проведение занятий, уроков, внеклассных мероприятий, в отборе учебного материала для учеников, в анализе успешности проведения занятия и т. п.; 2) задачи по анализу педагогических ситуаций, в ходе анализа определить факторы, от которых зависит возникновение проблемы, намечать возможные способы решений; 3) задачи-упражнения по тренировке и развитию отдельных педагогических умений и навыков общения; 4) игровые задачи по имитации реального общения и взаимодействия с учащимися. • Задание 1. Выполните конструктивные задачи. Выделите опорные знания, необходимые для усвоения нового материала. Опорные знания — та научная база, на основе которой преподаватель формирует нбвые знания, осуществляет
преемственность между различными разделами программного материала: например, для изучения новой темы по физике «Колебательный контур» необходимы опорные знания у учащихся: а) основные характеристики колебательных процессов; б) понятие конденсатора, заряда и энергии конденсатора; в) понятие энергии магнитного поля катушки. За 10-15 минут составьте подобные таблицы опорных знаний по 2-3 учебным темам какой-либо изучаемой учебной дисциплины. Задание 2, Учебный материал полезно систематизировать в виде структурно-логических схем. На основе изучения материала по какой-либо теме (например, тема: «Самооценка, уровень притязаний, фрустрации» в учебнике Л. Д. Столяренко «Основы психологии») составьте структурно-логическую схему, отражающую логические связи и существенные характеристики основных понятий и закономерностей по этой учебной теме (сравните вами составленную схему по теме «Самооценка, фрустрации» со структурно-логической схемой по данной теме, приведенной в учебнике «Педагогика и психология высшей школы», Ростов на/Д, 1998. С. 360). Задание 3. Наблюдая проведение занятия и устного изложения материала преподавателем (по видеозаписи занятия либо непосредственно присутствуя на занятии), проведите анализ устного изложения учебного материала преподавателем по следующей схеме. 1. Как определены задачи занятия: а) достаточно четко и понятно для учащихся; б) несколько расплывчато; в) остались неясны учащимся. 2. Вызвал ли преподаватель интерес к теме: а) значение темы раскрыто убедительно; б) внимание учащихся привлекли яркие факты; в) учитель ограничился лишь указанием на необходи 3. Удачно ли продуман план раскрытия темы: а) структура изложения достаточно четкая, смысловые б) общий план намечен, но переходы от одной смысло в) трудно следить за развитием мысли, основные идеи 4. Достаточно ли иллюстрированы примерами основ а) в изложении все примеры продуманы удачно, помо б) изложение недостаточно иллюстрировано приме в) в изложении встречаются излишние примеры. 5. Насколько удачным было заключение: а) заключение завершало и обобщало изложение; б) преподаватель «скомкал» заключение; в) учитель не сделал заключения. 6. Проанализировать характер взаимодействия препода а) преподаватель реагирует на положительные и отри б) преподаватель уделяет внимание мыслям учащих в) преподаватель задает вопросы учащимся, активизи г) преподаватель высказывает похвалу и поощрения; д) преподаватель дает указания и приказы; е) критика и поддержка авторитета; ж) лекционное изложение материала; з) учащийся отвечает по просьбе преподавателя; Задание 4. В учебных текстах выделите слова,места, которые могут быть для учащихся непонятными и переделайте эти тексты с целью повышения их доступности. Сравните, как выполнено это задание в 2-3 группах студентов, выберите наиболее удачный, краткий и понятный вариант учебного текста. Задание 5. Разработайте фрагмент урока по какой-то простой теме (например, объяснить устройство мясорубки), но каждая группа студентов (по 3-5 человек) разрабатывает фрагмент, опираясь на разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, деловая игра и т. п,.). Подготовка фрагмента ведется в течение 10-20 минут, затем представитель каждой группы реализует свой фрагмент урока. Оценка реализации фрагмента урока осуществляется всеми наблюдателями по следующим критериям (измеряя по пятибалльной шкале): 1 — доступность, понятность изложения; 2 — информативность, научность; 3 — степень вызываемого интереса к теме; 4 — степень активности ученической аудитории при изложении; 5 — развивающий эффект; 6 — логичность изложения; 7 — грамотность речи; 8 — эмоциональность, увлеченность; 9 — степень контакта с аудиторией. Задача-упражнение 1. Во время самостоятельной работы два ученика начали переговариваться между собой. Предложите свой вариант поведения в этой ситуации. Сравните два возможных варианта поведения преподавателя: 1 — сделать ученикам замечание, приостановить урок;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.017 с.) |